ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таблица 3.1 Сертифицированный директор проектов
Требования к сертифицированному директору проектов
Сертифицированный директор проектов должен иметь не менее пяти лет опыта управления портфелем проектов и/или программами, имеющими стратегическое значение для компании, три года из которых — в качестве руководителя портфелей проектов или программ, и два года опыта управления проектами.
Необходимые условия
Должен быть способен управлять портфелем проектов или
программой.
Ключевая
компетентность
Способен отвечать за управление важным портфелем проектов компании или ее отделения, либо одной или несколькими важными программами.
Вносит свой вклад в стратегический менеджмент и дает свои предложения руководству компании. Способствует развитию специалистов по управлению проектами и инструктирует проектных менеджеров.
В том числе
Разрабатывает и внедряет правила, описания процессов, методические положения, руководства и инструкции по управлению проектами.
Главный акцент в работе директора проекта делается не на отдельный проект, а на всю совокупность одновременно выполняемых проектов в составе портфеля или программы. Функция управления проектами является центральной в компании и особенно проектно-ориентированной компании. Управление, ориентированное на проекты, также способствует обмену опытом между сотрудниками по вопросам правил, методов, техник, инструментария проектного менеджмента,
что помогает профессиональному совершенствованию специалистов и улучшению качества управления проектами. Проектные офисы осуществляют проектно-ориентированное управление,
3.1.2
Уровень «В» IPMA
Таблица 3.2 Сертифицированный управляющий проектами
Требования к сертифицированному управляющему проектами
Сертифицированный управляющий проектами должен иметь пятилетний опыт работы в управлении проектами, три года из которых — в качестве менеджера сложных проектов
Необходимые условия
Должен быть способен управлять сложными проектами.
Ключевая
комп ет ент ноет ь
Способен отвечать за все элементы компетентности в управлении сложным проектом.
В том числе
Осуществляет функции руководителя, возглавляя большую команду управления проектом.
Использует соответствующие процессы, методы, техники и инструменты проектного менеджмента.
Все критерии обычно соотносят с содержанием или предметной областью проекта,
управление которым осуществляется. С точки зрения содержания, самыми сложными и требующими большого напряжения являются исследовательские проекты. Тем не менее, такой проект может оказаться проектом ограниченной сложности. Размеры проекта (в смысле масштабов или бюджета) не всегда могут характеризовать степень его сложности. Значения этих величин может являться всего лишь одним из многих, далеко не определяющим, показателем сложности. Еще один аспект, который надо иметь в виду — это то, что сам проект может быть сложным в управлении, но кандидат в действительности не руководил им как сложным проектом.
В таком случае отчет по проекту, предоставленный кандидатом, будет свидетельствовать о недостаточном уровне квалификации для соответствия требованиям уровня «В».
Ниже приводится развернутое описание вышеперечисленных критериев:
a.
Для сложных проектов типичным является управление большим количеством связующих звеньев, обеспечивающих координацию в работе, а также наличие подпроектов, управление которыми осуществляется не непосредственно управляющим проектами, а рядовыми менеджерами, деятельностью которых руководит управляющий проектами.
b.
В проектах ограниченной сложности менеджер проекта непосредственно возглавляет работу членов команды проекта. В сложных же проектах управляющий проектами взаимодействует с менеджерами подпроектов, с отдельными сотрудниками, с подразделениями компании, а иногда и с другими организациями за пределами компании.
c.
Если все работники, задействованные в проекте, являются специалистами одной и той же специализации, то такой проект не считается сложным. Однако проект становится сложным,
если заказчик представляет другие направления компании и/или в работе проекта важную роль играют внешние консультанты.
d.
В сложном проекте подпроекты могут находиться на разных фазах жизненного цикла.
Управляющий проектами не считается достаточно компетентным, если он может управлять только разработкой концепции или только фазой реализации проекта, или управлять различными ситуациями (такими, как кризисы). Сертифицированный управляющий проектами (уровень «В») должен показать умение управлять различными фазами и значительным числом всевозможных проектных ситуаций.
e.
Для сложного проекта типично применение большинства элементов компетентности,
показанных в версии НТК (ICB). Чтобы доказать свою компетентность, кандидат должен достаточно полно продемонстрировать знание и умение применять адекватные процессы,
методы, техники и инструменты проектного менеджмента при работе с этими элементами/аспектами.
3.1,3 Уровень «С» IPMA
Таблица 3.3. Сертифицированный профессионал по управлению проектами
Требования к сертифицированному профессионалу по управлению проектами
Сертифицированный профессионал по управлению проектами должен иметь трехлетний опыт работы в управлении проектами.
Необходимые условия
Должен быть способен управлять проектом ограниченной сложности и/
или управлять подпроектом внутри одного из сложных проектов в объеме всех элементов компетентности.
Ключевая
компетентность
Способен отвечать за все аспекты управления проектом ограниченной сложности, или за руководство подпроектом внутри одного из сложных проектов.
В том числе
Использует простые процессы, методы, техники и инструменты проектного менеджмента.
3.1.4 Уровень D IPMA
Таблица 3.4. Сертифицированный специалист по управлению проектами
Требования к сертифицированному специалисту по управлению проектами
Наличие опыта работы в управлении проектами не обязательно, но может давать преимущества, если кандидату уже удалось в какой-то мере применить свои знания на практике.
Необходимые условия
Должен владеть знаниями по всем элементам компетентности проектного менеджмента.
Ключевая
компетентность
Может применять любой из элементов компетентности. Может работать в качестве специалиста в отдельных направлениях
В том числе
проектного менеджмента.
Работает в составе команды проекта или команды управления проектом
Владеет обширным запасом знаний по управлению проектами и способен применять их на практике.
3.2 Процесс сертификации
3.2.1 Обзор
Процесс сертификации состоит из нескольких этапов, на каждом из которых осуществляется оценка кандидата. Порядок проведения оценки на каждом этапе определен в зависимости от уровня компетентности А, В, С и D. Система сертификации, принятая в
Международной Ассоциации Управления Проектами ГРМА, не предусматривает жесткую обязательность осуществления абсолютно всех действий по оценке. Некоторые элементы этой системы являются обязательными и обозначаются символом «X», а другие являются дополнительными и обозначаются символом «-». Организации, проводящие сертификацию,
сами решают вопрос о включении в сертификационные процедуры дополнительных элементов в том виде, как они есть в настоящем руководстве и/или могут заменить их альтернативными элементами, сопровождая четким описанием процедуры оценки с использованием этих элементов сертификационного процесса.
В таблице 3.5 представлен общий процесс сертификации.
Наименование
Компетентность
Процесс сертификации
Этап 1
Этап 2
Этап 3
Сертифицированный директор проектов
(уровень А)
Компетентность = знания +
опыт
А
Заявление по форме, резюме- анкета, список проектов,
рекомендации, самооценка
Письменный экзамен,
отчет директора проектов
Интервью
Сертифицированный управляющий проектами (уровень В)
Компетентность = знания
+ опыт
В
Заявление по форме, резюме- анкета, список проектов,
рекомендации, самооценка
Письменный экзамен,
отчет по проекту
Сертифицированный профессионал по управлению проектами
(уровень С)
Компетентность =
знания + опыт
С
Заявление по форме, резюме- анкета, список проектов,
рекомендации, самооценка
Письменный экзамен,
по выбору: показ работы или краткий отчет по проекту
Сертифицированный специалист по управлению проектами
(уровень D)
Знания
Г)
Заявление по форме,
резюме-анкета, самооценка
Письменный экзамен
Таблица 3.5. Четырехуровневая система сертификации IPMA
ио
Процедура ре-сертификации отличается от сертификации. Она должна быть максимально сосредоточена на проектной деятельности кандидата и процессе его непрерывного профессионального совершенствования за период с момента последней сертификации.
В нижеприведенном тексте употреблены следующие условные термины:
«соискатель» — используется по отношению к человеку до момента, пока он не будет принят на начальный этап экзаменационного процесса;
«кандидат» — используется по отношению к человеку, принятому на начальный этап экзаменационного процесса;
«обладатель сертификата» — используется по отношению к человеку, уже имеющему сертификат одного из уровней;
«кандидат на ре-сертификацию» — используется по отношению к человеку,
участвующему в ре-сертификации.
В соответствии с правилами IPMA и возможностью выбора из альтернативных вариантов
СОВНЕТ-СЕРТ определил и утвердил этапы и процессы для каждого уровня сертификации,
которые приведены в таблице 3.6.
Таблица 3.6. Процедуры и процессы сертификации
Процедуры и процессы первичной
сертификации
Уровни сертификации
А
в
с
D
Заявление по форме, резюме-анкета
X
X
X
X
Перечень проектов, программ, портфелей проектов; рекомендательные письма
X
X
X
-
Самооценка
X
X
X
X
Разрешение на участие в сертификации
X
X
X
-
Письменный экзамен*
X
X
X
X
Работа в команде над проектом
X
X
X
-
Отчет по проекту
X
X
X
-
Интервью
X
X
X
-
Решение сертификационной комиссии: вручение, регистрация
X
X
X
X
Примечание. Кандидаты, проходящие сертификацию по управлению проектами в первый раз,
на любом уровне сдают письменный экзамен. Специалисты по управлению проектами,
имеющие сертификат, но желающие повысить свой уровень сертификации, письменный экзамен не сдают.
3.2.2
Заявление, резюме-анкета, рекомендательные письма
Заявление предназначено для идентификации соискателей, обратившихся в сертифицирующую организацию для оценки квалификации соискателя по одному из уровней сертификационной системы 1РМА. Бланк (форма) заявления предоставляется учреждением,
проводящим сертификацию, и содержит все необходимые личные данные.
В заявлении соискатель должен указать также, что он ознакомлен с правилами сертификационного процесса и обязуется их выполнить, в том числе произвести оплату сертификационных услуг, а также согласен принять другие обязательства, связанные с исполнением функций сертифицированного специалиста по управлению проектами. В
заявлении соискатель должен отразить сведения об участии в проектах, программах и портфелях проектов, а также подтвердить свое согласие на публикацию в открытых источниках своих данных (в списке специалистов, получивших сертификаты). Кроме того, соискатель должен подтвердить, что он предупрежден о последствиях злоупотребления сертификатом, в том числе о приостановке работы в качестве менеджера проектов.
В резюме-анкете, прилагаемой к заявлению, должны быть приведены сведения об образовании, квалификации по диплому и опыте работы.
Кроме этого, соискатель должен указать имена двух лиц, которые могут дать ему рекомендательные письма, и к которым, в случае необходимости, сертифицирующее учреждение сможет обратиться за дополнительной информацией.
Бланк заявления должен быть заполнен и удостоверен личной подписью соискателя.
3.2.3 Перечень проектов, программ, портфелей проектов,
рекомендательные письма
Перечень проектов, программ, портфелей проектов, а также рекомендательные письма входят в состав заявочных материалов. В перечне должны быть указаны все проекты,
программы и портфели проектов, в которых принимал участие соискатель на протяжении периода работы, предусмотренного требованиями соответствующего уровня сертификации.
Перечень представляется по форме, установленной сертифицирующим учреждением.
По каждому проекту, программе и портфелю проектов, в которых участвовал соискатель,
должна быть представлена детальная информация, содержащая:
- характеристики проекта, программы или портфеля проектов (продукция, этапы,
стоимость, бюджет, заинтересованные стороны, сложность управления);
- описание функциональных обязанностей соискателя в управлении проектом,
программой, портфелем проектов;
- продолжительность и интенсивность участия соискателя в проекте.
3.2.4
Самооценка
Осуществление самооценки на каждом уровне и на каждой стадии профессиональной жизни является единым требованием системы сертификации IPMA.
Соискатель должен уметь оценивать свою собственную компетентность с особой тщательностью.
Бланк самооценки представлен в Приложении 2.
3.2.5 Разрешение на участие в сертификации
Заявление, перечень проектов, программ и портфелей проектов, рекомендательные письма и заполненная форма самооценки — весь этот перечень образует пакет заявительных документов, по которым устанавливается, может ли соискатель быть допущен к последующим этапам сертификации. После официальной проверки заявительных документов администрацией сертифицирующего органа и, по крайней мере, двумя асессорами, соискатель получает письменное уведомление о том, что он допущен к следующему этапу сертификационного процесса по соответствующему уровню (А, В, С или D).
Требования к сертифицированному директору проектов
Сертифицированный директор проектов должен иметь не менее пяти лет опыта управления портфелем проектов и/или программами, имеющими стратегическое значение для компании, три года из которых — в качестве руководителя портфелей проектов или программ, и два года опыта управления проектами.
Необходимые условия
Должен быть способен управлять портфелем проектов или
программой.
Ключевая
компетентность
Способен отвечать за управление важным портфелем проектов компании или ее отделения, либо одной или несколькими важными программами.
Вносит свой вклад в стратегический менеджмент и дает свои предложения руководству компании. Способствует развитию специалистов по управлению проектами и инструктирует проектных менеджеров.
В том числе
Разрабатывает и внедряет правила, описания процессов, методические положения, руководства и инструкции по управлению проектами.
Главный акцент в работе директора проекта делается не на отдельный проект, а на всю совокупность одновременно выполняемых проектов в составе портфеля или программы. Функция управления проектами является центральной в компании и особенно проектно-ориентированной компании. Управление, ориентированное на проекты, также способствует обмену опытом между сотрудниками по вопросам правил, методов, техник, инструментария проектного менеджмента,
что помогает профессиональному совершенствованию специалистов и улучшению качества управления проектами. Проектные офисы осуществляют проектно-ориентированное управление,
что подразумевает управление портфелями проектов, пакетами проектов (мульти-проектами) и программами.
Основные требования, которым должен соответствовать кандидат, претендующий на сертификационный уровень «А»:
Кандидат несет ответственность за координацию и руководство группой особо важных проектов, объединенных в портфель или программу.
Кандидат готовит предложения и представляет их вышестоящему руководству для рассмотрения и принятия решений (либо принимает самостоятельное решение, где это допустимо) о запуске проектов, их приоритетности, о продолжении и прекращении работ на проектах, составляющих его портфель или программу.
Кандидат отвечает за отбор проектов и постоянное развитие требований,
предъявляемых к проектному менеджменту, совершенствованию процессов,
применяемых методов, техник, инструментария, разрабатываемых руководств и инструкций по управлению проектами в организациях, а также за внедрение проектного менеджмента в целом, в рамках осуществления проектов, за которые кандидат несет ответственность.
Кандидат координирует и может оказывать влияние на отбор, принятие на работу и обучение менеджеров для управления проектами, находящимися в его компетенции, а также оценивает результаты их деятельности и определяет вознаграждение за выполненную работу.
Кандидат отвечает за координацию всех проектов его портфеля или программы и обеспечивает их соответствие стратегии компании/организации, а также за введение механизмов профессионального контроля и отчетности в пределах курируемых проектов.
Кандидат должен предоставить необходимые свидетельства, характеризующие проекты,
объединенные в его портфель или программу, как действительно имеющие большое значение, что должно подтверждать уровень компетентности кандидата. В этом контексте могут рассматриваться следующие характеристики или показатели:
количество времени, которое кандидат посвящает работе с портфелем проектов или с программой;
количество проектов, находящихся в активной стадии;
разнообразие типов и масштабов осуществляемых проектов;
сложность проектов;
количество проектных менеджеров и объем бизнеса, находящегося под его руководством;
годовые объемы инвестиций в портфель проектов или программу.
Показатель сложности проектов используется для разграничения требований к уровню «В»
и уровню «С».
Сложным является проект, который характеризуется следующими признаками:
а. Сложный проект включает подсистемы/подпроекты и элементы, которые рассматриваются как единый комплекс в контексте их взаимосвязей друг с другом и соотнесения со структурой всей компании.
b.
В осуществление сложного проекта вовлечены несколько компаний и/или несколько структурных подразделений (отделов) одной компании, которые могут быть либо бенефициарами проекта (получают выгоды), либо поставщиками ресурсов.
c.
Осуществление сложного проекта требует сочетания нескольких дисциплин / областей знаний.
d.
Управление сложным проектом включает осуществление одновременно нескольких подпроектов, которые могут находиться на разных, иногда частично пересекающихся, фазах жизненного цикла проекта.
e.
Для осуществления сложного проекта используются различные методы, техники и инструменты, которыми располагает проектный менеджмент. Практически это означает, что в сложном проекте используются более 60% элементов компетентности ICB.
Основные требования, которым должен соответствовать кандидат, претендующий на сертификационный уровень «А»:
Кандидат несет ответственность за координацию и руководство группой особо важных проектов, объединенных в портфель или программу.
Кандидат готовит предложения и представляет их вышестоящему руководству для рассмотрения и принятия решений (либо принимает самостоятельное решение, где это допустимо) о запуске проектов, их приоритетности, о продолжении и прекращении работ на проектах, составляющих его портфель или программу.
Кандидат отвечает за отбор проектов и постоянное развитие требований,
предъявляемых к проектному менеджменту, совершенствованию процессов,
применяемых методов, техник, инструментария, разрабатываемых руководств и инструкций по управлению проектами в организациях, а также за внедрение проектного менеджмента в целом, в рамках осуществления проектов, за которые кандидат несет ответственность.
Кандидат координирует и может оказывать влияние на отбор, принятие на работу и обучение менеджеров для управления проектами, находящимися в его компетенции, а также оценивает результаты их деятельности и определяет вознаграждение за выполненную работу.
Кандидат отвечает за координацию всех проектов его портфеля или программы и обеспечивает их соответствие стратегии компании/организации, а также за введение механизмов профессионального контроля и отчетности в пределах курируемых проектов.
Кандидат должен предоставить необходимые свидетельства, характеризующие проекты,
объединенные в его портфель или программу, как действительно имеющие большое значение, что должно подтверждать уровень компетентности кандидата. В этом контексте могут рассматриваться следующие характеристики или показатели:
количество времени, которое кандидат посвящает работе с портфелем проектов или с программой;
количество проектов, находящихся в активной стадии;
разнообразие типов и масштабов осуществляемых проектов;
сложность проектов;
количество проектных менеджеров и объем бизнеса, находящегося под его руководством;
годовые объемы инвестиций в портфель проектов или программу.
Показатель сложности проектов используется для разграничения требований к уровню «В»
и уровню «С».
Сложным является проект, который характеризуется следующими признаками:
а. Сложный проект включает подсистемы/подпроекты и элементы, которые рассматриваются как единый комплекс в контексте их взаимосвязей друг с другом и соотнесения со структурой всей компании.
b.
В осуществление сложного проекта вовлечены несколько компаний и/или несколько структурных подразделений (отделов) одной компании, которые могут быть либо бенефициарами проекта (получают выгоды), либо поставщиками ресурсов.
c.
Осуществление сложного проекта требует сочетания нескольких дисциплин / областей знаний.
d.
Управление сложным проектом включает осуществление одновременно нескольких подпроектов, которые могут находиться на разных, иногда частично пересекающихся, фазах жизненного цикла проекта.
e.
Для осуществления сложного проекта используются различные методы, техники и инструменты, которыми располагает проектный менеджмент. Практически это означает, что в сложном проекте используются более 60% элементов компетентности ICB.
3.1.2
Уровень «В» IPMA
Таблица 3.2 Сертифицированный управляющий проектами
Требования к сертифицированному управляющему проектами
Сертифицированный управляющий проектами должен иметь пятилетний опыт работы в управлении проектами, три года из которых — в качестве менеджера сложных проектов
Необходимые условия
Должен быть способен управлять сложными проектами.
Ключевая
комп ет ент ноет ь
Способен отвечать за все элементы компетентности в управлении сложным проектом.
В том числе
Осуществляет функции руководителя, возглавляя большую команду управления проектом.
Использует соответствующие процессы, методы, техники и инструменты проектного менеджмента.
Все критерии обычно соотносят с содержанием или предметной областью проекта,
управление которым осуществляется. С точки зрения содержания, самыми сложными и требующими большого напряжения являются исследовательские проекты. Тем не менее, такой проект может оказаться проектом ограниченной сложности. Размеры проекта (в смысле масштабов или бюджета) не всегда могут характеризовать степень его сложности. Значения этих величин может являться всего лишь одним из многих, далеко не определяющим, показателем сложности. Еще один аспект, который надо иметь в виду — это то, что сам проект может быть сложным в управлении, но кандидат в действительности не руководил им как сложным проектом.
В таком случае отчет по проекту, предоставленный кандидатом, будет свидетельствовать о недостаточном уровне квалификации для соответствия требованиям уровня «В».
Ниже приводится развернутое описание вышеперечисленных критериев:
a.
Для сложных проектов типичным является управление большим количеством связующих звеньев, обеспечивающих координацию в работе, а также наличие подпроектов, управление которыми осуществляется не непосредственно управляющим проектами, а рядовыми менеджерами, деятельностью которых руководит управляющий проектами.
b.
В проектах ограниченной сложности менеджер проекта непосредственно возглавляет работу членов команды проекта. В сложных же проектах управляющий проектами взаимодействует с менеджерами подпроектов, с отдельными сотрудниками, с подразделениями компании, а иногда и с другими организациями за пределами компании.
c.
Если все работники, задействованные в проекте, являются специалистами одной и той же специализации, то такой проект не считается сложным. Однако проект становится сложным,
если заказчик представляет другие направления компании и/или в работе проекта важную роль играют внешние консультанты.
d.
В сложном проекте подпроекты могут находиться на разных фазах жизненного цикла.
Управляющий проектами не считается достаточно компетентным, если он может управлять только разработкой концепции или только фазой реализации проекта, или управлять различными ситуациями (такими, как кризисы). Сертифицированный управляющий проектами (уровень «В») должен показать умение управлять различными фазами и значительным числом всевозможных проектных ситуаций.
e.
Для сложного проекта типично применение большинства элементов компетентности,
показанных в версии НТК (ICB). Чтобы доказать свою компетентность, кандидат должен достаточно полно продемонстрировать знание и умение применять адекватные процессы,
методы, техники и инструменты проектного менеджмента при работе с этими элементами/аспектами.
3.1,3 Уровень «С» IPMA
Таблица 3.3. Сертифицированный профессионал по управлению проектами
Требования к сертифицированному профессионалу по управлению проектами
Сертифицированный профессионал по управлению проектами должен иметь трехлетний опыт работы в управлении проектами.
Необходимые условия
Должен быть способен управлять проектом ограниченной сложности и/
или управлять подпроектом внутри одного из сложных проектов в объеме всех элементов компетентности.
Ключевая
компетентность
Способен отвечать за все аспекты управления проектом ограниченной сложности, или за руководство подпроектом внутри одного из сложных проектов.
В том числе
Использует простые процессы, методы, техники и инструменты проектного менеджмента.
3.1.4 Уровень D IPMA
Таблица 3.4. Сертифицированный специалист по управлению проектами
Требования к сертифицированному специалисту по управлению проектами
Наличие опыта работы в управлении проектами не обязательно, но может давать преимущества, если кандидату уже удалось в какой-то мере применить свои знания на практике.
Необходимые условия
Должен владеть знаниями по всем элементам компетентности проектного менеджмента.
Ключевая
компетентность
Может применять любой из элементов компетентности. Может работать в качестве специалиста в отдельных направлениях
В том числе
проектного менеджмента.
Работает в составе команды проекта или команды управления проектом
Владеет обширным запасом знаний по управлению проектами и способен применять их на практике.
3.2 Процесс сертификации
3.2.1 Обзор
Процесс сертификации состоит из нескольких этапов, на каждом из которых осуществляется оценка кандидата. Порядок проведения оценки на каждом этапе определен в зависимости от уровня компетентности А, В, С и D. Система сертификации, принятая в
Международной Ассоциации Управления Проектами ГРМА, не предусматривает жесткую обязательность осуществления абсолютно всех действий по оценке. Некоторые элементы этой системы являются обязательными и обозначаются символом «X», а другие являются дополнительными и обозначаются символом «-». Организации, проводящие сертификацию,
сами решают вопрос о включении в сертификационные процедуры дополнительных элементов в том виде, как они есть в настоящем руководстве и/или могут заменить их альтернативными элементами, сопровождая четким описанием процедуры оценки с использованием этих элементов сертификационного процесса.
В таблице 3.5 представлен общий процесс сертификации.
Наименование
Компетентность
Процесс сертификации
Этап 1
Этап 2
Этап 3
Сертифицированный директор проектов
(уровень А)
Компетентность = знания +
опыт
А
Заявление по форме, резюме- анкета, список проектов,
рекомендации, самооценка
Письменный экзамен,
отчет директора проектов
Интервью
Сертифицированный управляющий проектами (уровень В)
Компетентность = знания
+ опыт
В
Заявление по форме, резюме- анкета, список проектов,
рекомендации, самооценка
Письменный экзамен,
отчет по проекту
Сертифицированный профессионал по управлению проектами
(уровень С)
Компетентность =
знания + опыт
С
Заявление по форме, резюме- анкета, список проектов,
рекомендации, самооценка
Письменный экзамен,
по выбору: показ работы или краткий отчет по проекту
Сертифицированный специалист по управлению проектами
(уровень D)
Знания
Г)
Заявление по форме,
резюме-анкета, самооценка
Письменный экзамен
Таблица 3.5. Четырехуровневая система сертификации IPMA
ио
Процедура ре-сертификации отличается от сертификации. Она должна быть максимально сосредоточена на проектной деятельности кандидата и процессе его непрерывного профессионального совершенствования за период с момента последней сертификации.
В нижеприведенном тексте употреблены следующие условные термины:
«соискатель» — используется по отношению к человеку до момента, пока он не будет принят на начальный этап экзаменационного процесса;
«кандидат» — используется по отношению к человеку, принятому на начальный этап экзаменационного процесса;
«обладатель сертификата» — используется по отношению к человеку, уже имеющему сертификат одного из уровней;
«кандидат на ре-сертификацию» — используется по отношению к человеку,
участвующему в ре-сертификации.
В соответствии с правилами IPMA и возможностью выбора из альтернативных вариантов
СОВНЕТ-СЕРТ определил и утвердил этапы и процессы для каждого уровня сертификации,
которые приведены в таблице 3.6.
Таблица 3.6. Процедуры и процессы сертификации
Процедуры и процессы первичной
сертификации
Уровни сертификации
А
в
с
D
Заявление по форме, резюме-анкета
X
X
X
X
Перечень проектов, программ, портфелей проектов; рекомендательные письма
X
X
X
-
Самооценка
X
X
X
X
Разрешение на участие в сертификации
X
X
X
-
Письменный экзамен*
X
X
X
X
Работа в команде над проектом
X
X
X
-
Отчет по проекту
X
X
X
-
Интервью
X
X
X
-
Решение сертификационной комиссии: вручение, регистрация
X
X
X
X
Примечание. Кандидаты, проходящие сертификацию по управлению проектами в первый раз,
на любом уровне сдают письменный экзамен. Специалисты по управлению проектами,
имеющие сертификат, но желающие повысить свой уровень сертификации, письменный экзамен не сдают.
3.2.2
Заявление, резюме-анкета, рекомендательные письма
Заявление предназначено для идентификации соискателей, обратившихся в сертифицирующую организацию для оценки квалификации соискателя по одному из уровней сертификационной системы 1РМА. Бланк (форма) заявления предоставляется учреждением,
проводящим сертификацию, и содержит все необходимые личные данные.
В заявлении соискатель должен указать также, что он ознакомлен с правилами сертификационного процесса и обязуется их выполнить, в том числе произвести оплату сертификационных услуг, а также согласен принять другие обязательства, связанные с исполнением функций сертифицированного специалиста по управлению проектами. В
заявлении соискатель должен отразить сведения об участии в проектах, программах и портфелях проектов, а также подтвердить свое согласие на публикацию в открытых источниках своих данных (в списке специалистов, получивших сертификаты). Кроме того, соискатель должен подтвердить, что он предупрежден о последствиях злоупотребления сертификатом, в том числе о приостановке работы в качестве менеджера проектов.
В резюме-анкете, прилагаемой к заявлению, должны быть приведены сведения об образовании, квалификации по диплому и опыте работы.
Кроме этого, соискатель должен указать имена двух лиц, которые могут дать ему рекомендательные письма, и к которым, в случае необходимости, сертифицирующее учреждение сможет обратиться за дополнительной информацией.
Бланк заявления должен быть заполнен и удостоверен личной подписью соискателя.
3.2.3 Перечень проектов, программ, портфелей проектов,
рекомендательные письма
Перечень проектов, программ, портфелей проектов, а также рекомендательные письма входят в состав заявочных материалов. В перечне должны быть указаны все проекты,
программы и портфели проектов, в которых принимал участие соискатель на протяжении периода работы, предусмотренного требованиями соответствующего уровня сертификации.
Перечень представляется по форме, установленной сертифицирующим учреждением.
По каждому проекту, программе и портфелю проектов, в которых участвовал соискатель,
должна быть представлена детальная информация, содержащая:
- характеристики проекта, программы или портфеля проектов (продукция, этапы,
стоимость, бюджет, заинтересованные стороны, сложность управления);
- описание функциональных обязанностей соискателя в управлении проектом,
программой, портфелем проектов;
- продолжительность и интенсивность участия соискателя в проекте.
3.2.4
Самооценка
Осуществление самооценки на каждом уровне и на каждой стадии профессиональной жизни является единым требованием системы сертификации IPMA.
Соискатель должен уметь оценивать свою собственную компетентность с особой тщательностью.
Бланк самооценки представлен в Приложении 2.
3.2.5 Разрешение на участие в сертификации
Заявление, перечень проектов, программ и портфелей проектов, рекомендательные письма и заполненная форма самооценки — весь этот перечень образует пакет заявительных документов, по которым устанавливается, может ли соискатель быть допущен к последующим этапам сертификации. После официальной проверки заявительных документов администрацией сертифицирующего органа и, по крайней мере, двумя асессорами, соискатель получает письменное уведомление о том, что он допущен к следующему этапу сертификационного процесса по соответствующему уровню (А, В, С или D).