Файл: Сертификации ipma.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.2.6 Письменный экзамен
Экзамен проводится, как правило, в виде письменного теста, который продолжается несколько часов и включает несколько типов заданий:
1.
Прямые вопросы (множественный выбор, оценка способности мыслить логически,
ответы в объеме 1-2 предложений или выбор верного ответа из краткого перечня);
2.
Эссе на свободную тему (например: проектное предложение, расчет проекта, описание процесса);
3.
Интеллектуальное задание (например: разбор мини-ситуации).
Для вопросов первой группы может использоваться проведение экзамена с помощью персонального компьютера. Характеристики письменного экзамена показаны в таблице 3.9.
1   2   3   4

Таблица 3.9. Характеристики письменного экзамена
Уровни А, В, С
Уровень D
Длительность экзамена
Не менее 3 — 5 часов
Не менее 4 — 6 часов
Количество асессоров
1 (в особых случаях 2)
1 (в особых случаях 2)
Масштаб экзамена
Прямые вопросы
все элементы
компетентности
все элементы
компетентности
Эссе на свободную тему
2-4 элемента
компетентности из каждого
направления
3-5 элементов
компетентности из каждого
направления
Интеллектуальное задание
1-2 элемента
компетентности из каждого
направления
1-2 элемента
компетентности из каждого
направления
Масштаб экзамена указывает на то, сколько элементов компетентности по управлению проектами должно быть отражено в письменном экзамене.
В случае обязательного экзамена он должен включать все элементы компетентности,
перечисленные в Версии 3.0 ICB.
3.2.7
Работа в команде над проектом
Работа в команде над проектом длится один день. Кандидаты показывают свою компетентность в области управления проектами, работая в группах, включающих не более 5
человек. Начиная с составления наброска-описания проекта, группы разрабатывают планы в рамках проекта с использованием разнообразных техник.
Два асессора наблюдают за работой кандидатов, которые осуществляют управление в условиях конкретных ситуаций и представляют результаты своей работы. Асессоры оценивают компетентность кандидатов в области управления проектами, принимая во внимание, насколько представительным является число использованных кандидатами элементов компетентности.
3.2.8
Отчет
В отчете описывается применение элементов компетентности в реальных ситуациях,
связанных с управлением:
o портфелем проектов или программой, состоящей из значительного количества проектов — для уровня «А»;
o сложными проектами — для уровня «В»;
o проектами ограниченной сложности — для уровня «С»;
o для уровня D отчет не требуется.

Отчет является базой для проведения интервью. В отчете описываются типичные ситуации, действия и результаты, функциональные обязанности кандидата и других участников,
методы и инструменты, извлеченные опыт и выводы, в контексте управления проектами с элементами компетентности Версии 3.0 ICB. Объем отчета может быть различным в зависимости от сложности проекта, графического и литературного стиля изложения текста (см.
таблицу 3.9).
Таблица 3.10. Характеристики отчета для уровней А, В и С
Уровень А
Уровень В
Уровень С
Количество асессоров
2 2
2
Продолжительность проверки различная различная различная
Объем основной части
20-30 страниц
15-25 страниц
10-15 страниц
Объем приложений
10-20 страниц
10-15 страниц
5-10 страниц
Минимальное количество элементов компетентности, отраженных в отчете, по каждому из трех направлений
Объекты управления и контекстуальная компетентность — 8
Субъекты управления и поведенческая компетентность
— 11 Процессы управления и техническая компетентность —16
Объекты управления и контекстуальная компетентность — 6
Субъекты управления и поведенческая компетентность —
8
Процессы управления и техническая компетентность —
11
Объекты управления и контекстуальная компетентность —
4
Субъекты управления и поведенческая компетентность —
5
Процессы управления и техническая компетентность — 12
В тех случаях, когда два асессора не могут прийти к общему решению при оценке отчета,
к работе привлекается третий. Асессор может неофициально консультироваться по вопросам,
связанным с отчетом, с другим асессором.
3.2.9 Интервью
Для интервью кандидат готовит презентацию, которая содержит информацию о нем, его практической деятельности и проекте, описанном в отчете. В ходе интервью асессоры задают кандидату вопросы по его отчету, самооценке, ответам на вопросы письменного экзамена,
результатам работы в команде, рекомендательным письмам.
В ходе интервью кандидат может проиллюстрировать свои ответы на задаваемые вопросы иллюстративными документами, приложенными к отчету (например, инструкциями,
сведениями о фактическом состоянии). Продолжительность интервью зависит от языковых различий, особенностей проекта и стиля общения.
Как правило, вопрос должен формулироваться в преломлении к реальной ситуации в управлении проектом и описывать задачи, действия и результаты, концентрируясь на одном или нескольких элементах компетентности. Избранная ситуация должна соответствовать определенному моменту жизненного цикла подлинного проекта, программы или портфеля проектов.
Элементы компетентности по управлению проектами согласно Версии 3.0 ICB, которые обсуждаются в процессе интервью, выбираются с учетом целевых установок сертифицирующего учреждения и информации, предоставленной самим кандидатом или содержащейся в рекомендательных письмах.


Параметры интервью представлены в таблице 3.11.
Таблица 3.11. Параметры интервью для уровней А, В и С
Уровень А
Уровень В
Уровень С
Количество асессоров
2 2
2
Продолжительность
2-2,5 часа
1,5-2 часа
1-1,5 часа
Количество элементов компетентности, которое должно быть освещено в ходе интервью:
Объекты управления и контекстуальная компетентность
4-5 3-4 2-3
Субъекты управления и поведенческая компетентность
4-5 3-4 2-3
Процессы управления и техническая компетентность
5-6 6-7 7-8
Итого
13-16 12-15 11-14 3.2.10 Решение сертификационной комиссии
Сертифицирующее учреждение на основании суммарной оценки асессоров принимает решение о том, может ли кандидат продолжить участвовать в процессе сертификации или же должен выйти из него после какого-то этапа.
Если кандидат пожелает узнать причины отрицательного заключения, то главный асессор, в сопровождении представителя сертифицирующего учреждения, должен дать пояснения кандидату.
3.3 Общая схема сертификации
Содержание и таксономия НТК разработаны для осуществления совокупной,
профессиональной оценки лиц, применяющих методы управления проектами на практике.
Элементы компетентности разбиты на группы следующим образом:
 Объекты управления и контекстуальная компетентность;
 Субъекты управления и поведенческая компетентность;
 Процессы управления и техническая компетентность;
 Общая компетентность (дополнительные элементы).
Таблица 3.12 дает полный перечень элементов компетентности по этим четырем направлениям.
Таблица 3.12. Обзор элементов компетентности
1. Объекты управления и
контекстуальная
компетентность
2. Субъекты управления и
поведенческая
компетентность
3. Процессы управления
и
техническая
компетентность

1.
Проект
2.
Программа
3.
Портфель проектов и программ
4.
Проектноориентированная организация
5.
Системы, продукты, технологии
6.
Требования, цели и стратегия проекта
7.
Критерии успешности проекта
8.
Структуры проекта
9.
Фазы и жизненный цикл проекта
10.
Окружение проекта и деловая активность организации
11.
Заинтересованные стороны проекта
12.
Постоянная (родительская) организация
13.
Команды проекта
14.
Организационная структура проекта
15.
Руководство и лидерство
16.
Вовлеченность и мотивация
17.
Самоконтроль
18.
Уверенность и убедительность
19.
Снятие напряженности
20.
Открытость
21.
Творческий подход
22.
Ориентированность на результат
23.
Эффективность
24.
Согласование
25.
Переговоры
26.
Конфликты и кризисы
27.
Надежность
28.
Понимание ценностей
29.
Этика
30.
Разрешение проблем
31.
Информация и документы
32.
Стандарты
33.
Правовое обеспечение проектной деятельности
34.
Особенности
35.
Проектноориентированное управление
36.
Внедрение проектного управления
37.
Инициация проекта
38.
Планирование проекта
39.
Организация и контроль выполнения проекта
40.
Анализ и регулирование выполнения проекта
41.
Закрытие проекта
42.
Управление предметной областью проекта
43.
Управление проектом по временным параметрам
44.
Управление стоимостью и финансированием проекта
45.
Управление качеством в проекте
46.
Управление рисками и возможностями проекта
47.
Управление человеческими ресурсами в проекте
48.
Управление коммуникациями в проекте
49.
Управление закупками

проектного управления с позиций различных заинтересованных сторон и контрактами в проекте
50.
Управление изменениями в проекте
51.
Управление безопасностью в проекте
4. Дополнительные элементы (общая компетентность)
52.
Системная методология управления проектами
53.
Организационно-технологическая зрелость компании в области управления проектами
54.
История и тенденции развития управления проектами
55.
Особенности управления проектами в условиях кризиса
Каждый элемент компетентности образуют знания и опыт.
Суммарные требования к компетентности складываются из требований по группам элементов компетентности. Каждая из групп представлена долей, выраженной в % (Таблица
3.13).
Таблица 3.13. Процентное соотношение групп элементов компетентности,
рассматриваемых при оценивании специалистов уровней «А», «В», «С» и «В»
Направления компетентности
Уровень А %
Уровень В %
Уровень С %
Уровень D %
Объекты управления и контекстуальная компетентность
30 24
20
15
Субъекты управления и поведенческая компетентность
30 24 20 15
Процессы управления и техническая компетентность
37 49 57 67
Общая компетентность
(Дополнительные элементы)
3 3
3 3
Требования к теоретическим знаниям и опыту также зависят от уровня сертификации.
Таблица 3.14. Оценка в баллах знаний и опыта, необходимая для каждого
уровня
Компоненты компетентности
Уровень А (от 0
до 10)
Уровень В (от 0
до 10)
Уровень С (от 0 до
10)
Уровень D (от 0 до
10)
Знания
7 6
5 4
Опыт
7 6
4
(не подлежит обязательной оценке)
Значения оценочных баллов в таблице 3.14 отражают средний балл, ожидаемый от кандидата на каждом уровне сертификационной системы IPMA.

Оценка в баллах, как знаний, так и опыта, должны расти от уровня D к уровню А.
Требования к знаниям и опыту становятся глубже (от знания фактов к развитию способности применять их на практике и оценивать методы управления) и шире (от одного до нескольких видов проектов) от уровня D к уровню А. Элементы компетентности по управлению проектом остаются неизменными для всех уровней. Однако вопросы асессоров и их ожидания от ответов кандидатов усложняются от уровня к уровню.
Степень компетентности определяется с помощью общего описания знаний и опыта, и оценивается по шкале от 0 до 10. Характеристики каждого диапазона оценок описываются с помощью комбинации ключевых слов — глаголов и существительных.
Таблица 3.15. Описание шкалы бальной оценки
Оценка
Характеристика теоретических знаний
Характеристика опыта
(0)
отсутствуют отсутствует
1 2
низкая
(Н)
3
Кандидат знаком с элементом компетентности и может представить и объяснить известные критерии этого элемента.
Ключевые глаголы:
узнавать, называть, перечислять, структурировать, описывать, давать определение, объяснять, отыскивать, воспроизводить.
Ключевые существительные: термины, категории, факты, критерии, стандарты, правила, методы, процессы, связи.
Кандидат имеет незначительный опыт, который он приобрел благодаря исполнению функций менеджера проекта нескольких проектов, относящихся к одной отрасли экономики или реализуемых в рамках одного отдела компании, на протяжении одной или нескольких стадий управления этими проектами.
Описание: небольшой опыт осуществления функций ассистента менеджера отдельных стадий небольшого числа проектов при хорошей информированности в вопросах управления проектами.
4 5
средняя
(С)
6
Кандидат обладает прочными теоретическими знаниями и может распознать и применить соответствующие критерии в практике, а также проверить результаты.
Ключевые глаголы:
применять, использовать, осуществлять, вычислять, подтверждать, истолковывать, различать, находить решение.
Ключевые существительные: ситуации, применение, принципы, критерии, правила, методы, выводы.
Кандидат имеет средний опыт и средние достижения, приобретенные при управлении многими важными областями нескольких проектов, относящихся, по крайней мере, к одной значительной отрасли экономики, на протяжении большей части стадий в ходе управления.
Описание: значительный опыт исполнения функций ответственного лица при управлении несколькими

разнообразными проектами ограниченной сложности на нескольких фазах их жизненных циклов при хорошей информированности в вопросах управления проектами.
7 8
высокая
(В)
9
Кандидат детально разбирается в функциональных обязанностях и способен производить оценку, разрабатывать и интегрировать соответствующие критерии, а также может интерпретировать результаты и давать им оценку.
Ключевые глаголы: анализировать, делать умозаключения, разрабатывать, развивать, комбинировать, составлять, исследовать, оценивать, взвешивать, предлагать, решать. Ключевые
существительные: ситуации, условия, предположения, идеи, мнения, случаи, модели, альтернативы, проблемы, результаты, процедуры, заключения.
Кандидат обладает обширным опытом работы с хорошей динамикой личных достижений, который был приобретен благодаря работе на ответственной должности при управлении большим числом разнообразных проектов на нескольких или всех фазах их жизненных циклов.
Описание: всесторонний опыт работы на ответственных должностях по управлению несколькими разнообразными проектами, программами и/или портфелями проектов на нескольких или всех фазах их жизненных циклов, при наличии исчерпывающего понимания проектного менеджмента.
(W)
Абсолютный максимум
Абсолютный максимум
В условиях реальной оценки крайние значения этой шкалы используются очень редко.
Сначала асессор определяет, к какому уровню — низкому, среднему или высокому — относится компетентность кандидата по отдельному элементу. Далее эта упрощенная оценка уточняется,
например, «средний» (С) уровень может детализироваться с помощью баллов:

4 — низкий средний

5 — средний средний

6 — высокий средний
Подобным же образом могут быть уточнены «низкий» (Н) и «высокий» (В) уровень оценки. Значения от 0 до 10 представляют единую линейную шкалу — это означает, что различие в компетентности между б (высокий средний) и 7 (низкий высокий) баллами составляет один балл. Различие в компетентности между 7 (низкий высокий) и 8 (средний высокий) — также составляет один балл, т.е. то же самое количество.
Некоторые ситуации могут, в основном, рассматриваться в рамках одного элемента компетентности. Кандидат описывает:
 темы, которые он исследовал. Для каждого элемента знаний в HTK/ICB приводятся
Темы для изучения',
предпринятые действия. Для каждого элемента знаний в HTK/ICB приводятся
Возможные шаги процесса',
 достигнутые результаты. Конкретные исходные положения для этого изложены в
НТК/ICB в разделе, посвященном отчету кандидата о выполненном проекте, программе и портфеле проектов.