Файл: Сертификации ipma.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ссылки на профессиональную литературу по вопросам сертификации, которая может использоваться в целях обучения или совершенствования в сфере проектного менеджмента.

Ключевые понятия
В данной главе описаны ключевые понятия, необходимые для понимания материала,
изложенного в НТК (ICB). Характеристики непосредственно каждого элемента компетентности описаны в Главе 4.
2.1 Компетентность
Компетентность — этот термин своим происхождением обязан латинскому слову
‘competentia’ и означает «уполномоченный судить», а также «имеющий право голоса». Можно отметить, что больших изменений в значении этого термина не произошло. Для руководства проектной деятельностью подбираются компетентные менеджеры проектов. За последнее десятилетие во многих компаниях система управления персоналом претерпела серьезные изменения, благодаря ориентации на требования к компетентности и управление развитием профессиональной компетентности работников.
Компетентность — это совокупность знаний, личностных характеристик, навыков и соответствующего опыта, необходимых для успешного выполнения определенных функций.
2.2 Элементы компетентности
Для каждого элемента компетентности во всех четырех блоках приведено описание,
выполненное в терминах требований к знаниям и опыту. Каждое описание структурировано и включает:
-
ключевое определение элемента;
-
свод знаний — основные положения, которые характеризуют содержательную суть элемента и степень его важности;
-
возможные шаги процесса — описание возможной цепочки последовательных шагов,
необходимых для осуществления соответствующего процесса, которое помогает кандидату понять, каким образом каждый элемент может быть задействован в проекте;
-
темы для изучения — перечень тем для всестороннего изучения элемента, который облегчает поиск необходимой литературы и публикаций в Интернете;
-
основные связи — взаимосвязи конкретного элемента с другими элементами компетентности;
-
критерии оценки компетентности по уровням — требования к знаниям и опыту,
необходимым для каждого уровня сертификации IPMA.
Возможные вопросы, касающиеся содержания отдельных элементов компетентности:
Вопрос: Существуют ли частичные совпадения между различными элементами компетентности?
Ответ: Да, конечно, существуют. В случае, когда элементы принадлежат одной группе,
они неизбежно будут частично повторять друг друга.
Вопрос: Все ли элементы знаний одинаково важны?
Ответ: Подразумевается, что да. Однако значимость некоторых элементов компетентности в отдельных проектных ситуациях или видах проекта может стать решающей.
Вопрос: Может ли описание элемента компетентности восприниматься как руководство при осуществлении проекта?
Ответ: Нет, НТК (ICB) не является руководством по управлению проектами. Тем не менее,
описание возможной цепочки последовательных шагов, необходимых для осуществления соответствующего процесса, может помочь кандидату применить теоретические знания на практике. Приведенный перечень тем для всестороннего изучения элемента может послужить для кандидата толчком для поиска соответствующей литературы, чтобы больше узнать о данном элементе знаний. Все 55 элементов НТК, применяемых для описания компетентности менеджера проекта, установлены как базовые или обязательные.


2,3 Руководство по вопросам определения компетентности
— ICB
Членами IPMA являются около 60 Национальных ассоциаций управления проектами, и
IPMA с уважением относится к различиям в национальных культурах. Это означает, что
Национальная ассоциация может вносить изменения в описание элементов, характеризующих компетентность, а также включать дополнительные элементы компетентности, отражающие особенности национальных аспектов, в перечень элементов.
С другой стороны, IPMA гарантирует, что сертификаты, выданные в одной стране, будут также действительны и в любой другой стране. Специалисты по управлению проектами должны быть способны вести успешную деятельность в различных организациях, секторах экономики и странах. Для обеспечения согласованности национальных сертификационных систем необходимо иметь единую жестко закрепленную платформу.
Роль такой платформы, обеспечивающей сбалансированность интересов, призвано исполнять ICB, которое обеспечивает обязательную часть программы сертификации и, в то же время, допускает внесение некоторых дополнений.
Руководство
IPMA по вопросам определения компетентности
Версия 3.0
Рисунок 2.1. ICB и дополнения к нему
2.4 Уровни компетентности
Программа сертификации IPMA выделяет четыре уровня компетентности:
■ Уровень «А» — кандидат должен продемонстрировать умелое применение элементов компетентности в процессе координации работ по управлению программой и/или портфелем проектов. Кандидат непосредственно руководил процессами управления программой и/или возглавлял работу менеджеров проектов, основанную на использовании элементов компетентности управления проектами. Кандидат осуществлял внедрение элементов компетентности или других равнозначных методологий, техник или инструментов управления в проектах или программах. Кандидат внес свой вклад в развитие дисциплины «Управление проектами», публикуя статьи или выступая с научными докладами о накопленном опыте или о новых концептуальных разработках.
Необходимый для кандидата объем профессиональных знаний, критерии оценки опыта и моделей его поведения перечислены в соответствующих элементах Главы 4.

Уровень «В» — кандидат должен продемонстрировать успешное применение элементов компетентности в условиях комплексных (сложных) проектов. Кандидат руководил работой менеджеров проекта (или подпроекта), которые, в свою очередь, использовали на практике элементы компетентности.

Уровень «С» — кандидат должен продемонстрировать успешное применение элементов компетентности в проектных ситуациях ограниченной сложности. Допустимо, если кандидат ради дальнейшего профессионального развития по некоторым направлениям управления проектом работал под чьим-то руководством.
а
Уровень «В» — оцениваются только знания по элементам компетентности (посредством письменного экзамена).
Дополнения
Национальной ассоциации - члена IPMA
Дополнения,
отражающие особенности организации


2.5 Критерии таксономии
Таксономия или классификация компетентности, как в области теоретических знаний, так и в сфере практического опыта, оценивается путем ранжирования по шкале баллов от 0 до 10.
Оценка для каждого элемента выставляется следующим образом:
0 — кандидат не имеет знаний и/или опыта;
1-3 — кандидат имеет низкий уровень знаний и/или опыта;
4-6 — кандидат имеет средний уровень знаний и/или опыта;
7-9 — кандидат имеет высокий уровень знаний и/или опыта;
10 — кандидат обладает абсолютным уровнем знаний и/или опыта.
Требования к знаниям и опыту для каждого сертификационного уровня различны. Знания и опыт должны увеличиваться при продвижении от уровня «В» к уровню «А».
Знания и опыт кандидата должны углубляться (от владения достоверной информацией до способности оценить ее и применить соответствующие методы) и расширяться (от одного до нескольких проектов различных типов).
Более детальная система таксономии представлена в Приложении 3.
2.6 Оценка компетентности
Оценка компетентности по всем элементам базируется на утвержденных требованиях сертификационной системы IPMA. Знания и опыт могут оцениваться по резюме кандидата,
письменному экзамену, в процессе работы под наблюдением асессора, по отзывам, всесторонне характеризующим кандидата, по его отчету о выполненном проекте и в процессе. Под отзывами,
всесторонне характеризующими кандидата, подразумевается мнение трех специалистов, которые дают оценку компетентности кандидата. Если три специалиста, знающие практические навыки кандидата, без сомнений сочтут, что кандидат соответствует определенному уровню компетентности, то это может оказать содействие асессорам в принятии окончательного решения.
Весьма эффективно использовать для оценки рассмотрение некоторых ситуаций. Асессор просит кандидата обрисовать ситуацию из представленного им отчета по проекту и выделить задачу, стоявшую перед ним. Далее он рассказывает о проведенных действиях и характеризует полученный результат. Таким образом, создается ориентированная на результат картина того, что предпринял кандидат для преодоления сложной ситуации.
2.7 Проект, программа, портфель проектов
Чтобы провести различие между кандидатом уровня «А» и кандидатом уровня «В», крайне важно охарактеризовать главные отличия терминов «проект», «программа» и «портфель проектов». Кандидат, претендующий на соответствие требованиям компетентности уровня «А»,
должен показать эффективное использование элементов компетентности при управлении проектами в составе программ и/или портфелей в соответствии с деятельностью постоянной организации и ее стратегией.
«Портфель проектов» может содержать как отдельные проекты, так и проекты,
объединенные в программы. Следовательно, более точное определение будет звучать так:
«портфель проектов и/или программ». Для удобства в НТК использован термин «портфель проектов». Это также относится к родственным терминам, таким как «руководитель портфеля проектов».
2.7.1 Проект
Существует много определений слова «проект». Различия в них, главным образом, связаны с различиями условий и требований выполнения проектов, интересами и потребностями

заинтересованных сторон. Ряд примеров определений «проект» приведены ниже.
Проект — это ограниченная по времени и затратам деятельность, направленная на достижение определенного перечня результатов/продуктов (выполнение работ, необходимых для достижения целей проекта) при соблюдении требований и стандартов качества.
Проект — уникальный комплекс взаимосвязанных работ (мероприятий), направленных на создание продукта или услуги в условиях заданных требований и ограничений.
Проект — ограниченное по времени специально организованное целенаправленное изменение отдельной системы в рамках запланированных ресурсов и установленных требований к качеству его результатов.
Управление проектом, как правило, требует участия управленческого персонала всех уровней от D до В: помощника руководителя проекта, руководителя проекта и управляющего проектами. Однако для руководства наиболее важным проектом организация может нанять руководителя проекта с квалификацией уровня «А».
2.7.2 Программа
Программа осуществляется для достижения стратегической цели. Программа состоит из комплекса взаимосвязанных проектов и необходимых организационных изменений,
направленных на достижение стратегической цели и конкретной коммерческой выгоды. Как правило, для управления программой привлекаются специалисты с квалификацией уровней «А»
или «В» — директор проекта или управляющий проектами.
2.7.3 Портфель проектов
Портфель проектов — это комплекс отдельных проектов и/или программ. При этом отдельные проекты и/или программы не обязательно должны быть связаны друг с другом, они могут быть объединены (в портфель проектов) только с целью осуществления контроля,
координации и оптимизации всего портфеля. Директор проектов или управляющий проектами сообщает руководству компании о возможных или возникших проблемах осуществления портфеля проектов, а также о возможных вариантах их решения. Это дает возможность руководителям компании принимать решения на основании фактической информации.
Компания может одновременно осуществлять работу по нескольким портфелям проектов.
Например, один портфель проектов реализуется на корпоративном уровне и включает все проекты и программы, которые охватывают несколько структурных подразделений компании,
подчиненных одному и тому же руководителю. В другом случае, каждое структурное подразделение может участвовать в нескольких портфелях проектов и/или программ,
осуществление которых проводится под контролем специалистов этого подразделения.
Функциональные обязанности руководителя портфеля проектов в организациях являются постоянными. Реализуемые проекты и/или программы в рамках портфеля существуют в течение ограниченного промежутка времени, в то время как сам портфель продолжает оставаться постоянно. Для выполнения функции управления портфелем проектов, как правило,
привлекаются специалисты квалификации уровня «А» — директора проекта, которые сочетают в себе знания и опыт проектного управления и обеспечивают реализацию портфеля проектов с учетом стратегии компании. Руководитель портфеля проектов должен быть высококомпетентным специалистом в области управления проектами.
Основные составляющие и отличительные характеристики управления для проекта,
программы и портфеля проектов представлены в таблице 2.1. В НТК описаны лишь основные
(типичные) характеристики, поэтому кандидату следует понимать, что на практике могут, и будут встречаться некоторые отличия от приведенного перечня.


2.8 Офис управления проектом
Офис управления проектом (программой или портфелем проектов) является частью постоянной организации. Как правило, его роль заключается в оказании поддержки путем введения стандартов и инструктивных пособий для руководителей различных проектов и программ, в сборе и обобщении информации о ходе управления проектами и подготовке отчетности для представления руководству и в вышестоящие инстанции. Офис должен обеспечивать связь проектов с направлением развития и общей стратегией компании. Как правило, при управлении это осуществляется посредством ориентирования на бизнес-план.
2.9 Офис проекта или программы
Офис проекта или программы часто является частью организации, работающей над большим проектом, и предназначен для поддержки команды управления проектом или программой.
2.10 Успех проекта
Оценка компетентности, конечно, необходима, но основополагающая цель менеджера проекта или программы состоит в том, чтобы добиться успешности проекта. В связи с этим IPMA
определяет успех проекта как «полную удовлетворенность результатами проекта всех его участников и большого числа различных заинтересованных в проекте сторон». Это определение является значительно более емким, нежели «способность производить конечный продукт в рамках установленного времени и бюджета», что, по сути, является только частью определения.

Сертификация
Эта глава представляет собой краткое описание универсальной четырехуровневой сертификационной системы Международной Ассоциации Управления Проектами IPMA. В ней в краткой форме представлена информация по применению ICB 3.0 для сертификации, которая может использоваться:
 компаниями, заинтересованными в получении информации для проведения сертификации своих сотрудников;
 клиентами, пожелавшими получить историческую справку о менеджерах,
прошедших сертификацию по системе IPMA;
 специалистами, которые хотят получить общее представление о том, как следует применять ICB, и как осуществляются процессы сертификации и самооценки;
 организациями, осуществляющими сертификацию, международными компаниями и асессорами, использующими ICB как основу при осуществлении сертификации и пожелавшими представить современную картину состояния дел в мировой практике сертификации.
3.1 Универсальная система сертификации IPMA
Характеристика каждого сертификационного уровня определяется, исходя из типичного набора практических действий, образующих круг служебных обязанностей и полномочий.
3.1.1 Уровень «А» IPMA
1   2   3   4