Файл: Сертификации ipma.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 1. 2. Соотнесение элементов ICB с блоками системной модели
Разделы и элементы ICB
Блоки системной модели, к
которым относятся элементы
ICB
4.1. Элементы технической компетентности
1.01 Успешность управления проектом
Субъекты управления
1.02 Заинтересованные стороны
Субъекты управления
1.03 Требования и цели проекта
Объекты управления
1.04 Риски и возможности
Процесс управления
1.05 Качество
Процесс управления
1.06 Организационная структура проекта
Субъекты управления
1.07 Командная работа
Субъекты управления
1.08 Разрешение проблем
Субъекты управления
1.09 Структуры проекта
Процесс управления
1.10 Замысел и итоговый продукт проекта
Процесс управления
1.11 Время и фазы жизненного цикла проекта
Процесс управления Объекты управления
1.12 Ресурсы
Процесс управления
1.13 Стоимость и финансы
Процесс управления
1.14 Закупки и контракты
Процесс управления
1.15 Изменения
Процесс управления
1.16 Контроль и отчетность
Процесс управления
1.17 Информация и документация
Процесс управления
1.18 Коммуникации
Процесс управления
1.19 Инициация проекта
Процесс управления
1.20 Закрытие проекта
Процесс управления
4.2 Элементы поведенческой
компетентности
11. Заинтересованные стороны проекта
1.02 Заинтересованные стороны
12. Постоянная/родительская организация
3.05 Постоянная организация
13. Команды проекта
1.07 Командная работа
14. Организационная структура проекта
1.06 Организационная структура проекта
15. Руководство и лидерство
2.01 Лидерство
16. Вовлеченность и
мотивация
2.02
Вовлеченность и
мотивация
17. Самоконтроль
2.03 Самоконтроль
18. Уверенность и убедительность
2.04 Уверенность в себе
19. Снятие напряженности
2.05. Разрядка
20. Открытость
2.06 Открытость
21. Творческий подход
2.07 Творчество
22. Ориентированность на результат
2.08 Ориентация на результат
23. Эффективность
2.09 Продуктивность
24. Согласование
2.10 Согласования
25. Переговоры
2.11 Переговоры
26. Конфликты и кризисы
2.12 Конфликты и кризисы
27. Надежность
2.13 Надежность
28. Понимание ценностей
2.14 Понимание ценностей
29. Этика
2.15 Этика
30. Разрешение проблем
1.08 Разрешение проблем
31. Информация и документы
1.17 Информация и документооборот
32. Стандарты
33. Правовое обеспечение проектной деятельности
3.11 Юридические аспекты

проекта
34. Особенности проектного управления с позиций различных заинтересованных сторон

4.3. ПРОЦЕССЫ УПРАВЛЕНИЯ И
ТЕХНИЧЕСКАЯ
КОМПЕТЕНТНОСТЬ
35. Проектно-ориентированное управление
3.01 Ориентация на проект
3.02 Ориентация на программу
3.03 Ориентация на портфель
36. Внедрение проектного управления
3.04 Осуществление проекта/программы/портфел я проектов
37. Инициация проекта
1.19 Инициация (запуск)
проекта
38. Планирование проекта
39. Организация и контроль выполнения проекта
1.16 Контроль и отчетность
40. Анализ и регулирование выполнения проекта
41. Закрытие проекта
1.20 Закрытие проекта
42. Управление предметной областью проекта
1.10 Замысел и итоговый продукт проекта
43. Управление проектом по временным параметрам
1.11 Время и фазы жизненногоцикла проекта
44. Управление стоимостью и финансированием проекта
1.12
Ресурсы
1.13
Стоимость и финансы,
3.10 Финансы
45. Управление качеством в проекте
1.05 Качество
46. Управление рисками и возможностями проекта
1.04 Риски и возможности
47. Управление человеческими ресурсами в проекте
3.08 Управление персоналом
48. Управление коммуникациями в проекте
1.18 Коммуникации
49. Управление закупками и контрактами в проекте
1.14 Закупки и контракты
50. Управление изменениями в проекте
1.15 Изменения
51. Управление безопасностью в проекте
3.09 Здоровье, безопасность, охрана труда и экология
4,4. ОБЩАЯ
КОМПЕТЕНТНОСТЬ
52. Системная методология управления проектами
53. Организационнотехнологическая зрелость компании в области управления проектами
54. История и тенденции развития проектного управления
55. Особенности управления проектами в условиях кризиса

1.7 Международная Ассоциация Управления Проектами и ее универсальная четырехуровневая система сертификации
(4-L-C) IPMA
Выдаваемые специалистам сертификаты основаны на оценке их компетентности в условиях типичных ситуаций, возникающих при проведении мероприятий по управлению проектом. В
системе сертификации IPMA выделяются следующие четыре категории (уровня) специалистов, к которым применяются единые стандарты:
Сертифицированный директор проектов (Project Director, уровень А): способен управлять не только отдельным проектом, но и обширным портфелем проектов или программой, используя соответствующие ресурсы, методологию и инструментарий,
которые и являются предметом сертификации.
Сертифицированный управляющий проектами (Senior Project Manager, уровень В):
способен управлять сложным проектом. Допускается ситуация, когда главный менеджер не обязательно стоит во главе всей проектной команды, а возглавляет работу менеджеров отдельных подпроектов.
Сертифицированный профессионал но управлению проектами (Project Manager,
уровень С): способен вести проект ограниченной сложности. Это указывает на то, что кроме знаний в области управления проектом, он также продемонстрировал наличие соответствующего опыта применения знаний на практике.
Сертифицированный специалист по управлению проектами (Project Manager Associate,
уровень D): способен применять знания в области управления проектом и может быть привлечен к участию в проекте в качестве одного из членов команды, но его общие знания недостаточны для выполнения более сложных задач.
Портфели проектов и программы

Сертифицированный директор проектов (уровень А)

Сертифицированный управляющий проектами (уровень В)

Сертифицированный профессионал по управлению проектами (уровень С)

Сертифицированный специалист по управлению проектами (уровень D)
Рисунок 1.3. Наименования сертифицированных специалистов по управлению
проектами и соответствующие области ответственности по универсальной
четырехуровневой системе сертификации (4-L-C) IPMA.


Основной целью системы сертификации, приведенной на рисунке 1.3, является управление проектом, а не сам проект. Её уровни не ограничены иерархическим мышлением.
Специалист по управлению проектом с сертификатом уровня D (•), кроме общих знаний о проектном менеджменте, может обладать высокой квалификацией и опытом эксперта (о) в отдельном узком направлении. Например, он может иметь дополнительную квалификацию в области управления стоимостью. Управление проектом на каждом уровне подразумевает осуществление целого ряда задач и принятие решений в локальном, региональном, национальном и международном контексте.
Данные уровни служат удобной структурой для планирования служебного продвижения и моделирования зрелости компании в области управления проектами, а также программ кадрового развития для отдельных сотрудников и компаний.
1.8 Требования
В процессе самооценки, также как и в процессе определения экзаменатором соответствия компетентности кандидата одному из уровней сертификации, необходимо ответить на вопрос:
«Насколько компетентен менеджер проекта, какие именно практические задачи позволяет решать его компетентность?».
Для оценки знаний и опыта по каждому элементу компетентности используется шкала баллов от 0 (не компетентен) до 10 (абсолютно компетентен). Критерии выставления оценок по этой шкале между крайними значениями
Под знаниями подразумевается не только корректное воспроизведение ситуаций, но и понимание взаимосвязей, умение применять теоретические знания в практических ситуациях и интерпретировать методологию применительно к реальным условиям конкретного проекта.
Подтверждением соответствия знаний кандидата необходимому уровню компетентности, как правило, служат ответы кандидата на поставленные вопросы.
Менеджер проекта не может приобрести серьёзного опыта, если он выполняет проекты одного и того же типа из года в год. Специалист должен продемонстрировать умение применять знания в реальных и разнообразных ситуациях: в проектах различных масштабов и типов, в различных организациях, филиалах организации и/или в условиях различных культур или стран.
1.9 Обучение и профессиональная подготовка
Обучение и профессиональная подготовка должны быть полностью отделены от проведения сертификации. Задача асессора (эксперта по оценке) ограничена выполнением оценки знаний,
которые уже имеются у кандидата. По сути, для успешного прохождения процесса сертификации кандидаты, как правило, нуждаются в прохождении специального обучения и/или профессиональной подготовки. Однако специальное обучение и/или профессиональная подготовка не может являться обязательным условием или требованием, предъявляемым к кандидату, для его участия в процедуре сертификации.
1.10 Процедура и порядок оценки
Оценка знаний и опыта проводится, по крайней мере, двумя асессорами, которые являются опытными сертифицированными экспертами в области управления проектами. Один из асессоров должен представлять тот сектор экономики, с которым связан отчет кандидата. Асессор должен иметь сертификат, по крайней мере, того уровня, на который претендует кандидат. В дополнение к работам, поданным в письменном виде, кандидаты должны пройти очное, индивидуальное интервью с асессором. Индивидуальное интервью является самой важной частью процесса оценки.
Процедура оценки должна быть спланирована и структурно организована таким образом,
чтобы все требования схемы сертификации получили объективное и системное подтверждение,
подкрепленное документальными свидетельствами компетентности кандидата.
Компоненты оценки:


Исходные требования — опыт работы в области управления проектами. Каждый уровень сертификационной системы IPMA имеет свои требования, которые могут быть связаны с уровнем академического образования кандидата. На этом этапе используется метод самооценки.
Письменный экзамен — кандидат должен за ограниченный период времени ответить на вопросы нескольких типов (многоальтернативный вопрос, прямые вопросы по тексту, открытое эссе в вольной форме, интеллектуальные задания) со ссылкой на НТК.
Отчет — включает обязательные разделы, описывающие процесс управления реальным проектом, программой или портфелем проектов — в зависимости от уровня сертификационной системы IPMA (со ссылкой на НТК), и содержит определенное количество страниц.
Работа в команде над проектом — под наблюдением одного или нескольких асессоров кандидат в составе небольшой команды решает задачи в рамках моделирования реального проекта и, таким образом, проявляет себя в качестве руководителя проекта или менеджера закрепленной за ним функциональной области.
Интервью — кандидат отвечает на задаваемые ему конкретные, репрезентативные вопросы, основанные на представленном кандидатом отчете (вопросы могут также касаться самооценки, ответов письменного экзамена, результатов показа работы в команде, собственных наблюдений экзаменаторов). Ответы должны быть аргументированы путем использования ссылок на НТК.
Асессоры не обучают и не тренируют кандидатов. Они проверяют письменные экзаменационные работы, наблюдают за работой в команде, задают кандидатам вопросы,
оценивают их отчеты, ответы на вопросы в ходе интервью, действия и презентации, дают предложения о результирующей оценке (сертификационное испытание пройдено или не пройдено), и обосновывают основные причины в случае негативной оценки. Окончательное решение принимается сертифицирующим органом.
1.11 Международное сотрудничество
Вопросы определения компетентности и сертификации уже в течение многих лет являются основной темой обсуждения в ассоциациях управления проектами во всем мире.
Международная Ассоциация IPMA осуществляет свою деятельность, начиная с 1965 года.
Её позиция — генерировать и продвигать профессионализм в сфере управления проектами. Эта важная деятельность была бы невозможна без участия Национальных ассоциаций — членов
IPMA, число которых по всему миру приближается к сорока. IРМА, совместно со всеми своими членами, как единая семья, постоянно работает над развитием и продвижением единого
(универсального) стандарта для оценки компетентности в сфере проектного менеджмента.
Большинство ассоциаций — членов IPMA подписали соглашение с Ассоциацией об утверждении своих национальных программ оценки компетентности и проведения сертификации, и применяют многоуровневую систему сертификации специалистов по управлению проектами.
Ассоциация IPMA регулярно организует обмен мнениями и изучает опыт других ассоциаций специалистов в области проектного менеджмента, которые ведут разработки и имеют достижения в области развития теории управления проектами, оценки компетентности специалистов и применения моделей зрелости для оценки организаций. В этой связи следует особенно выделить сотрудничество с Американским Институтом управления проектами (Project
Management Institute, PMI), Австралийским Институтом проектного менеджмента (Australian
Institute of Project Management, AIPM) и с Ассоциацией проектного менеджмента Японии (Project
Management Association of Japan, PMAJ).
1.12 Профессиональная литература в области управления проектами
Ассоциация Управления Проектами СОВНЕТ публикует на своем сайте www
. sovnet
. ru