Файл: Педагогический консалтинг как средство формирования готовности обучающихся техникума к профессиональному самоопределению.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»
Педагогический институт
Факультет общего и профессионального образования
Кафедра теории и методики технологии профессионального образования
Направление подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
Направленность (профиль) программы:
Консалтинг в профессиональном образовании
Курсовая работа на тему: «Педагогический консалтинг как средство формирования готовности обучающихся техникума к профессиональному самоопределению»
Выполнила: студентка 2 курса группы ПФ-27
Казаковой А. М.
Йошкар-Ола
2023

Оглавление
1. Педагогический консалтинг как средство формирования готовности обучающихся техникума ..................................................................................... 3 2. Результаты исследования готовности обучающихся техникума к профессиональному самоопределению средствами педагогического консалтинга ........................................................................................................ 10
Заключение ......................................................................................................... 15
Список использованных источников и литературы ......................................... 16

1.
Педагогический консалтинг как средство формирования готовности обучающихся техникума
Одним из неотъемлемых компонентов эффективной образовательной среды является консалтинг.
Консалтинг – это «вид профессиональной деятельности по консультированию организаций с целью повышения эффективности их функционирования» [12, с. 108].
Педагогический консалтинг – это «вид сопровождения клиента в образовательном процессе и оказание ему консультационной помощи в разрешении проблем, связанных с учебно-познавательной деятельностью и личностно профессиональным развитием» [8, c. 134].
К задачам педагогического консалтинга относят: оказание образовательной услуги и совершенствование процесса удовлетворения образовательной потребности. Клиентами педагогического консалтинга могут быть: обучающиеся, родители и педагоги. Консультантами педагогического консалтинга выступают: преподаватели, наставники- консультанты, научные руководители, работники учреждений дополнительного образования и специалисты центров развития образования[9].
Необходимо отметить, что педагогический консалтинг имеет двойственную природу. В одном случае, когда объектом становятся обучающиеся, а руководство профессионального образовательного учреждения выступает в роли субъекта. В другом случае, объектом становится профессорско-преподавательского состав и консалтинг можно представить как вид профессиональной деятельности по консультированию
[13].
В настоящее время существуют такие основные направления консалтинговой деятельности в образовательной сфере:



разработка программ развития школ, колледжей, вузов посредством корпоративного, группового и индивидуального консультирования и обучения;

осуществление инновационных разработок в области образования детей и взрослых в рамках государственного заказа и по контрактам с различными фирмами;

помощь учащимся и их семьям в выборе образовательных учреждений и решении проблем, связанных с трудностями в обучении;

реализация программ повышения квалификации и организация стажировок для сотрудников;

разработка информационных ресурсов по вопросам образования и просвещения;

разработка образовательных программ, учебных планов и учебно- методических материалов;

проведение консультаций по вопросам организации образовательной деятельности;

сопровождение процедур лицензирования, аттестации и государственной аккредитации [3].
К основным методам педагогического консалтинга можно отнести: тьюторство, наставничество и коучинг.
Тьюторство – это профессиональная педагогическая практика в современном образовании, нацеленная на создание условий, в которых процесс профессионального обучения будет проходить с учѐтом индивидуальных особенностей обучающихся [1].
Тьюторство предполагает оказание помощи обучающимся, которые испытывают трудности в учебной деятельности, в межличностных взаимоотношениях и имеют внутри личностные проблемы.
Процесс тьюторского сопровождения осуществляет тьютор – специалист, который исследует интересы учащегося и создаёт среду для
успешного развития и обучения. Тьютор осуществляет сопровождение индивидуальной образовательной траекторий учащегося.
В тьюторской деятельности применяются такие формы работы, как: индивидуальное и групповое сопровождение.
Тьюторство реализуется с помощью: вопросно-ответных и проектных технологий; работы с портфолио; консультирования; тренингов; рефлексивных сессий; технологий активного слушания; технологий модерации.
Наставничество – это отношения, в которых более опытный человек помогает вести менее опытного человека.
Существует несколько видов наставничества:

ситуационное наставничество – это краткосрочное консультирование, при котором эксперт помогает достичь определенной цели;

супервизорное наставничество
– вид наставничества для супервайзеров, где эксперт предлагает оптимально возможный план действий из всевозможных;

кураторские кружки – группа выдвигает тему для обсуждения, и тем самым вырабатывается единое решение;

флеш-наставничество – это наставничество в виде эпизодических встреч, а не традиционное долгосрочное наставничество[5].
Коучинг – это содействие повышению обучения, развития и результативности другого человека.
Техники коучинга ориентированы на оценку компетенций, выявление сильных и слабых сторон обучающихся и усиление их мотивации к обучению.
Процесс коучинга осуществляет коуч – специалист, который помогает достичь определенной цели.
Выделяют такие виды коучинга:



индивидуальный – это разработка цели, задач, предполагаемых результатов обучения, исходя из индивидуальных потребностей и особенностей обучаемого;

групповой – решение конкретных задач, которые ставит перед собой группа;

управленческий – ориентирован на повышение эффективности работы и развитие организации;

коучинг для отдельно взятого проекта – разработка решения конкретной проблемы;

системный – имеет цель найти место для каждого участника группы для максимальной эффективности работы [11].
Данные методы тесно переплетены между собой, однако они несут в себе разный смысл.
Тьюторинг направлен на сопровождение подопечного и оказание ему помощи на всем образовательном пути.
Наставничество – это обучение подопечного: наставник изначально показывает действия на своем примере, передает свои знания и только потом допускает к работе подопечного.
Коучинг направлен на помощь в обучении, а не на сам процесс обучения, содействуя достижению максимальной эффективности человека, раскрывая его потенциал. Коучинг ориентирован на достижение четко определенных целей. В процессе коучинга подопечный должен научиться самостоятельно принимать решения.
Педагогический консалтинг занимается как вопросами помощи обучающимся в преодолении учебных трудностей, так и вопросами профессионального самоопределения.
Педагогический консалтинг управляет процессом профориентации и осуществляет деятельность по следующим направлениям:

создание организационно-педагогических условий управления профориентационной работы;


разработка профориентационных программ;

реализация инновационной деятельности по профориентационной работе;

оказание помощи консультантам по введению новых форм и методов работы, помощь консультантам в профессиональном информировании и профессиональном консультировании, оказание помощи в методическом обеспечении;

обучение консультантов профориентационной работе и совершенствование их профессионального мастерства

консультирование учащихся и родителей с целью разрешения трудностей, связанных с профессиональным выбором[7].
М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер и В. В. Краевский [13] отмечают, что педагогический консалтинг формирует новый познавательный опыт и опыт эмоционально-ценностных отношений. Что в свою очередь помогает осознать свои потребности, интересы, и определить свой личностный смысл обучения.
Подготовка обучающихся к осознанному профессиональному выбору может быть реализована через профориентационную работу, осуществляемую тьюторским сопровождением, где тьютор-профориентатор осуществляет персональное сопровождение ученика в образовательном пространстве по формированию желаемого образа будущего.
Основными направлениями деятельности тьютора-профориентатора являются[2]:

консультативная профориентационная работа– создание условий для формирования готовности профессионального выбора учащихся с учетом образовательных и профессиональных интересов и планов на будущее.
Консультативная работа занимается расширением представлений учащихся о собственных профессиональных интересах и склонностях, информационных представлений о профессиях и рынке труда в целом; а также выявлением и коррекцией потребностей, способностей и возможностей деятельности в

профессиональной сфере, факторов, препятствующих профессиональному самоопределению личности;

организационно-отчетная работа – мониторинг динамики процесса становления выбора каждого учащегося.
Эффективным является и осуществление наставничества при профессиональном обучении. Студенты, получающие практический опыт под руководством наставника – имеют возможность овладеть конкретными трудовыми навыками, необходимыми при дальнейшем трудоустройстве.
Наставник – работник предприятия, непосредственно на рабочем месте формирует не только профессиональные компетенции, но и такие компетенции, как умение работать в коллективе, способность организовывать работу, нести ответственность за принятые решения, постепенно вводя студента в жизнь предприятия и трудового коллектива.
Наставничество повышает мотивацию к учебе, улучшает образовательные результаты, способствует развитию лидерских качеств и создает условия для выбора будущей профессиональной траектории и формирования потенциала построения успешной карьеры [10].
В ходе наставничества реализуются следующие мероприятия: участие в грантовых программах; профессиональные конкурсы; клубы по интересам; прикладное знакомство с профессией; совместная работа с пояснением последовательности действий; участие в программах личностного развития.
Наставничество положительно влияет и на имидж учебного заведения, способствует развитию партнерских связей с организациями, позволяет организациям осуществлять отбор лучших кадров, отследить их качество подготовки, а в перспективе и корректировать процесс подготовки [14].
Процесс профессионального самоопределения основан на личностном поиске себя, а на формирование профессионального самоопределения влияют индивидуально-личностные особенности обучающегося. Коучинг как средство формирования профессионального самоопределения направлен на
развитие личностного потенциала обучающегося и раскрытие его индивидуальности.
Коучинг помогает определять цели, повышает уровень самостоятельности и ответственности, учит быстро принимать решения в трудных ситуациях.
Использование коучинга в образовании повышает осознанность деятельности студента, развивает навыки самоуправления и самоорганизации, учит рефлексировать, мотивирует студента на активную работу, повышает рост творческого потенциала [6].
В отличие от других способов организации учебной деятельности студентов, коучинг, не заставляет идти за педагогом, а, напротив, помогает обучающимся раскрывать внутренние ресурсы для развития собственной личности и воспитывает готовность к изменениям [4].Достоинство коучинга состоит в повышении результативности деятельности, в повышении уровня мастерства и ресурсов обучающихся и скорости продвижения к установленной цели.
Рассмотрев педагогический консалтинг и его составляющие, как вид сопровождения обучающегося в образовательном процессе, можно полагать, что педагогический консалтинг является эффективным инструментом развития личности и формирования готовности к профессиональному самоопределению в современном образовании.
В связи с этим, целесообразно проведение исследования, позволяющего расширить и детализировать выводы о профессиональном самоопределении учащихся и узнать, как педагогический консалтинг влияет на формирование готовности к профессиональному самоопределению.


2.
Результаты исследования готовности обучающихся техникума к профессиональному самоопределению средствами педагогического консалтинга
На формирующем этапе исследования нами была разработана и реализована программа развития профессионального самоопределения студентов техникума. Цель программы: формирование готовности к професcиональному самоопределению.
Задачи программы:
1. сформировать у студентов потребность в личностном и профессиональном самоопределении;
2. развивать у студентов активность, заинтересованность относительно построения планов на будущее;
3. развивать cамосознание, положительное отношение к самому себе и уверенность в своих силах относительно реализации себя в будущей профессии.
Программа включает в себя четыре составные части. В первой части мы провели лекцию о профессиональном самоопределении и его значении на жизненном пути. Вместе со студентами мы разобрались в понятиях
«профессиональное самоопределение», «готовность к профессиональному самоопределению», «профессиональное самосознание». Мы выяснили, что профессиональное самоопределение тесно связано с личностным, жизненным и социальным самоопределением. В ходе лекции мы также проанализировали результаты анкеты «Готовность к профессиональному самоопределению студентов». Мы обсудили для чего они получают образование, какие факторы являются наиболее значимыми при выборе специальности, должности, места работы и почему так важно, чтобы работа соответствовала способностям и возможностям человека.

Во второй части программы мы провели SWOTанализ личности, где студентам предлагалось написать свои сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы.
В графе сильные стороны указывают свойства, которые выделяют вас на фоне остальных. Это могут быть навыки, личностные качества, увлечения, уровень образования, связи.
Слабые стороны могут включать особенности характера, негативные привычки, пробелы в знаниях, мнения окружающих людей.
Далее нужно указать о своих возможностях. На каком этапе обучения/жизни/самореализации вы сейчас находитесь? Что вы еще можете сделать? Как вы можете повысить свой уровень? Что может ускорить достижение цели?
В последней графе предлагается написать об угрозах. С какими трудностями вы сталкиваетесь? Могут ли ваши слабые стороны мешать движение к цели?
В завершении написания SWOTанализа студенты выполняли коучинговое упражнение «Способности». Им предлагалось ответить на вопрос «Что у меня получается лучше всего?», выделив три самые сильные свои способности. Затем учащиеся должны были подумать о том, как они могут использовать каждую способность, чтобы решить свои проблемы и изменить свои слабые стороны. Для этого им нужно было придумать по 3-5 идей на каждую способность и выбрать наилучшее решение.
Такой вид самоанализа помогает разобраться в себе, определить свои сильные стороны и уязвимости, над которыми стоит поработать.
Проанализировав себя таким образом, можно понять, что следует изменить, чтобы достичь поставленной цели.
В третьей части программы, нами была организована и проведена деловая игра «Профессиональные компетенции специалиста». Студенты должны были разделиться на две команды и представлять свою организацию.
Учитывая программу подготовки («Мастер отделочных, строительных и