Файл: Педагогический консалтинг как средство формирования готовности обучающихся техникума к профессиональному самоопределению.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
декоративных работ») студентов, каждая команды представляла свою строительную фирму.
На первом этапе игры командам нужно было придумать товарный знак своей фирмы и презентовать его.
На следующем этапе каждому участнику предлагалось назвать три своих самых главных качества, способствующих успешной работе в фирме.
Далее каждая команда совместно отвечала на вопросы об основных составляющих профессиональной компетенции: «Какого специалиста можно назвать профессионально-компетентным?»,
«Как можно развить профессиональную компетенцию?», «Чем характеризуется профессиональная компетентность руководителя?». Команды озвучивали свои ответы в ходе моделирования ситуации совещания.
Студенты также составили «портрет специалиста». Задача каждой команды была разработать модель профессиональной компетентности специалиста. Первая команда выбрала профессию «инженер-строитель», вторая команда – «бригадир отделочных работ». Каждая команда должна была на одной половине листе ватмана изобразить профессионально- компетентного специалиста. На другой половине ватмана записать десять значимых качеств (пять личностных и пять профессиональных). Затем каждая команда презентовала свою работу.
После этого каждой команде было дано задание по написанию резюме.
Задание для первой команды: Вы только что закончили учебное заведение. Вы ищите работу по специальности. Составьте резюме.
Задание для второй команды: у вас есть большой опыт работы по специальности, но вы решили сменить место работы. Вам предложили отправить резюме.
В помощь студентам был предоставлен перечень вопросов:
1)
Назовите свои личностные и профессионально важные качества.
2)
Расскажите о своем опыте работы.
3)

Почему Вам нужна именно эта работа?

4)

Кем Вы видите себя через 5 лет?
5)

Что Вы можете предложить для повышения производительности труда?
Каждая команда выступала как в роли соискателя, так и в роли комиссии для приема на работу.
В завершающей части программы мы проводили тренинг на тему
«Профессиональное самоопределение». Цель тренинга: формирование профессионального самоопределения.
1. Упражнение «Мои потребности». Цель: выявить степень значимости профессиональной деятельности.
Участникам предлагается ответить на вопрос «Без чего я не представляю своей жизни?». В процессе обсуждения следует обратить внимание на то, какое место занимает профессиональная деятельность и профессиональная самореализация в их списке.
2. Упражнение «Мой выбор». Цель: осознать характер своего профессионального выбора.
Участникам нужно было вспомнить и рассказать, как они выбирали свою профессию. Студентам предлагалось ответить на вопросы: «Был ли ваш выбор самостоятельным и осознанным?», «Если бы вы перенеслись назад, то сделали бы вы этот же выбор?».
3. Упражнение «Дорожная карта». Цель: найти возможные пути достижения своей профессиональной цели.
Участникам нужно было сформулировать свою профессиональную цель и записать ее как конечную остановку вашего пути. Далее студенты должны были продумать и внести в свою «Дорожную карту» промежуточные остановки. Разделившись на пары, учащиеся рассказывали партнеру о своем пути к профессиональной цели и пробовали совместно разработать альтернативный путь к той же самой цели.
В завершении тренинга мы провели ритуал рефлексии, где ребята отвечали на следующие вопросы: «Каковы ваши впечатления от занятия?»,


«Какие открытия вы сделали для себя?», «Что возьмете на вооружение и будете использовать в дальнейшем?».

Заключение
Были рассмотрены понятия профессионального самоопределения и готовности к профессиональному самоопределению.
Профессиональное самоопределение – это осознанный выбор профессионального пути.
Готовность к профессиональному самоопределению – это целостное состояние личности, позволяющее сделать осознанный выбор профессионального пути.
Приведены данные о принципах, на которые должны опираться учащиеся, выбирая себе профессию и критерии готовности к профессиональному самоопределению.
Проанализировано понятие профессионального самосознания, его структураи взаимосвязь с личностным, жизненным и социальным самоопределением.
Описаны методы и новые проекты, активизирующие профессиональное самоопределение. Но не смотря на их многообразие проблема профессионального самоопределения остается.
Проведен теоретический анализ такого компонента образовательной среды, как педагогический консалтинг и его составляющих: тьюторство, наставничество, коучинг. Анализ показал, что педагогический консалтинг является эффективным средством формирования готовности к профессиональному самоопределению. Поэтому назрела необходимость в изучении готовности к профессиональному самоопределению у студентов техникума с помощью педагогического консалтинга.

Список использованных источников и литературы
1.
Барбашина А.И. Тьюторство, как форма индивидуальной работы со студентами / А.И. Барбашина // Сборник трудов по материалам II
Национальной научно-практической конференции преподавателей и аспирантов «Морские технологии: проблемы и решения - 2020».– 2020 – №2.
– С. 196-199.
2.
Кипель Д. Н. Тьюторское профориентационное сопровождение старшеклассников в системе дополнительного образования / Д. Н. Кипель //
Решетневские чтения. – 2014. – №18. – С. 14-142.
3.
Коротков С. Г. Модель подготовки студентов к научно- исследовательской деятельности средствами педагогического консалтинга /
С. Г. Коротков // Вестник Марийского государственного университета. –
2021. – №1. – C. 44-52.
4.
Липс Н. И. Коучинг как эффективный инструмент управления учебной деятельностью студентов профессионального образования / Н. И.
Липс // Инновационное развитие профессионального образования. – 2021. –
№2. – С. 44-49.
5.
Лаврентьев С. Ю. Инновационные технологии педагогического консалтинга в вузе / С. Ю. Лаврентьев, Д. А. Крылов // Вестник Марийского государственного университета. – 2019. – №2. – C. 358-364.
6.
Мельничук А. С. Использование коучинга в научном руководстве выпускными квалификационными работами студентов / А. С. Мельничук //
Акмеология. – 2016. – №3. – С. 43-50.
7.
Синенченко Ю. В. Педагогический консалтинг как средство управления процессом профориентации будущих специалистов / Ю. В.
Синенченко// Студенческая наука и XXI век. – 2020. – №2. – С.274-278.
8.
Соснина Т.В. История возникновения иразвития консалтинга / Т.
В. Соснина // Управление образованием теория и практика. – 2013. – № 2. –
С. 129–144.


9.
Саханский Н. Б. Сущность, содержание, основные направления и виды осуществления консалтинга в учреждении ДПО / Н. Б. Саханский//
Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. – 2018. – № 1. – С. 26–37.
10.
Сташкевич И. Р.Современные формы наставничества / И. Р.
Сташкевич, С. А. Афанасьева // Инновационное развитие профессионального образования. – 2021. – №1. – С. 147-171.
11.
Чуланова О. Л. Коучинг как эффективный инструмент развития эмоциональной компетентности руководителя: понятие, виды, этапы реализации / О. Л. Чуланова // Материалы Афанасьевских чтений. – 2018. –
№3. – С. 35-44.
12.
Чудновский А.Д. Консалтинговая деятельность с участием высших учебных заведениях в современных условиях / А. Д Чудновский, М.
А. Жукова, В. А. Жуков, Г. В. Захаров, Н. А. Офицерова // Инновации и инвестиции. – 2022. – №10. – 108-110.
13.
Швецова Н. К.Педагогический консалтинг как особый вид профессиональной деятельности / Н. К. Швецова, Д. А. Крылов // Вестник
Марийского государственного университета. – 2022. – №3. – С. 364-370.
14.
Шапиева А. В.Профориентационная работа в вузе как фактор формирования профессиональной идентичности у студентов / А. В. Шапиева,
А. А. Русанова, В. Н. Лаврикова, Е. В. Филиппова // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. – 2021.– №4. – С. 463-469.