Файл: Программа по профилактике детского дорожнотранспортного травматизма Школа светофорных наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МБОУ Менделеевская СОШ

Утверждаю

Директор МБОУ Менделеевская СОШ

_____________/ Т.Н. Русинова

Общеобразовательная программа

по профилактике детского

дорожно--транспортного травматизма

«Школа светофорных наук»

(для обучающихся 1--11 классов)








Пояснительная записка

Детская безопасность на дорогах – составная часть заботы государства о здоровом и безопасном образе жизни еѐ юных граждан. Дети, как наименее социально защищенная категория населения, особенно нуждаются в ней.

В последнее время наблюдается тенденция роста числа детей и подростков, которые являются причиной дорожно-транспортных происшествий. Это происходит в результате низкой грамотности подрастающего поколения, несформированностью элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неготовности значительного большинства детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам городов и поселков.

В этих условиях актуальность создания образовательной программы обусловлена противоречием между высоким уровнем детского дорожно-транспортного травматизма и недостаточным вниманием, уделяемым в школьном образовательном процессе вопросам дорожной безопасности.
Актуальность программы

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в любой образовательной организации – проблема, требующая многоаспектной и всесторонней педагогической деятельности. В ней актуализируются вопросы выбора форм работы с детьми, родительской общественностью, общественными организациями и предприятиями, работающими в сфере дорожного движения, сотрудниками ГИБДД.

Актуальность программы определяется органическим сочетанием дополнительного обучения правилам дорожного движения с различными формами образовательной деятельности.

Программа предусматривает систематическую работу в трех направлениях: знакомство с историей ПДД, развитие практических навыков и применение их в реальной жизни.


Общеобразовательная программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий «Школа светофорных наук» разработана для обучающихся начальной, основной и старшей ступеней обучения.
Новизна программы

В настоящее время все большее внимание уделяется вопросам расширения внеурочной работы и дополнительного образования детей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Вопросы дорожно-транспортного травматизма и изучения правил дорожного движения рассматриваются как один из аспектов личной безопасности ребенка.

Ведущей концептуальной идеей программы является воспитание дисциплинированных участников дорожного движения, уменьшение числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся дети.

Данная программа является современным педагогическим средством формирования социальной компетентности школьников в вопросах безопасности жизнедеятельности.

В программе учитывались требования и рекомендации работников ГИББД, интересы и возрастные особенности детей и подростков.

Цель программы – создание условий, обеспечивающих развитие новых социальных ролей обучающихся как участников дорожного движения, их культуру поведения на дорогах и улицах, необходимую для устранения опасных ситуаций, формирование личностных качеств и общекультурных компетенций.

Целевые параметры правил безопасного поведения на улицах и дорогах:

- относиться к правилам дорожного движения как к важной общественной ценности;

- владеть методами предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортном происшествии, навыками пропаганды правил дорожного движения;

- владеть навыками правильного и безопасного поведения на улицах и дорогах.

-знакомство с требованиями, предъявляемыми к пешеходам, пассажирам и

велосипедистам.

Процесс реализации поставленной цели включает решение основных задач:

- предоставить обучающимся базовое образование в рамках государственных

стандартов;

- выработка у обучающихся поведенческих стереотипов, способствующих

самосохранению в условиях дорожной ситуации;

- формирование у обучающихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения правил дорожного движения;

- воспитание грамотных участников дорожного движения,

- формирование культуры участника дорожного движения;

- формирование уважительного отношения к законам дороги

, осознания объективной целесообразности действующих правил и требований дорожного движения;

- привитие навыков оказания первой медицинской помощи при дорожно-

транспортном происшествии;

- поддерживать у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения.

Программа базируется на системном подходе к решению проблемы профилактики дорожно-транспортного травматизма всех субъектов образовательного процесса.

В основе программы лежат педагогические закономерности, инновационные и традиционные принципы, формы и методы обучения и воспитания. Обучение по программе основано на активном применении современных информационных технологий.

В программе предложены организационные мероприятия и содержание работы с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Каждое занятие по программе «Школа светофорных наук» направлено на успешное усвоение обучающимися правил дорожного движения, знание их истории. Практические занятия помогают обучающимся ориентироваться в дорожных ситуациях, наглядно увидеть как выполняются правила дорожного движения водителями и пешеходами, познакомиться с работой сотрудников ГИБДД.
Ожидаемый результат
В процессе изучения программы у обучающихся будут сформированы:

личностные УУД:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учѐбе;

- установка на здоровый образ жизни; здорового образ жизни и навыка самостоятельное физическое совершенство;

- самостоятельность в принятии правильных решений;

- способность к самооценке
регулятивные УУД:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации;

- способность принимать и сохранять цели предстоящей учебной деятельности, поиска способов еѐ осуществления;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- адекватно воспринимать оценку педагога;

- устанавливать причинно-следственные связи
познавательные УУД:

- осуществлять анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- ориентироваться в материале: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы, определять круг своего незнания;

- отвечать на простые и сложные вопросы педагога, самим задавать вопросы,

находить нужную информацию в разных источниках;


- наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
коммуникативные УУД:

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

- не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций;

- внимательность и вежливость во взаимоотношениях
предметные УУД:

учащиеся должны знать

- название, назначение и расположение на дорогах дорожных знаков, дорожной разметки;

- дорожную разметку на проезжей части и в местах остановок транспортных средств;

- условия, обеспечивающие безопасность пешеходу на дорогах в населѐнных пунктах и вне населѐнных пунктов (загородных дорогах);

- опасные и безопасные для пешеходов участки дорог;

- значение сигналов светофора для транспорта и пешеходов;

- виды автомашин специального назначения и особенность их движения;

- положения регулировщика, соответствующие сигналам светофора для участников дорожного движения;

- виды перекрѐстков;

- значения сигналов, подаваемых водителями транспортных средств: звуковые, световые, рукой;

- наиболее характерные и частые ошибки в поведении пешеходов на дорогах,

приводящие к ДТП;

должны уметь

- выбирать безопасные места и определять условия, обеспечивающие безопасность при переходе проезжей части дороги, железнодорожного переезда;

- определять виды перекрѐстков в районе расположения школы, дома;

- пользоваться общественным транспортом, выполняя правила безопасного поведения пассажиров при входе, выходе и во время движения, находясь в салоне общественного транспорта;

- выполнять условия, обеспечивающие безопасность, на остановке транспортных

средств;

- выполнять требования сигналов регулировщика и водителей транспортных средств.
Основной педагогический принцип работы – совместная творческая деятельность детей, родителей и педагогов.


Управленческая деятельность по информационному обеспечению программы

- информирование участников образовательного процесса о нормативных документах федерального и регионального уровня;

- создание банка данных – разработка занятий, уроков, лекций, внеклассных

мероприятий, бесед для родителей и обучающихся;

- сбор текущей информации о результатах тестов, олимпиад, внеклассных


мероприятий;

- сбор аналитической информации о ходе работы по программе и результатах ее выполнения;

- организация работы методических объединений;

- проведение родительского всеобуча по проблеме, методических семинаров.
Направления деятельности по освоению содержания программы

- проведение учебных занятий и тематических классных часов по обучению правилам

дорожного движения, оказанию первой медицинской помощи;

- проведение внеклассных мероприятий (познавательные игры, экскурсии, выставки

детского творчества, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений), обеспечивающих

прочное усвоение обучающимися навыков безопасного поведения на дороге и улице;

- создание детских объединений (кружки, отряды юных инспекторов движения);

- работа с родителями по воспитанию культуры поведения детей на улице, транспорте;

- сотрудничество с учреждениями здравоохранения и ГИБДД по обучению

школьников правилам безопасного поведения на улицах и дорогах.
Место программы в плане развития образовательной организации

Программу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма следует рассматривать как составную часть общей воспитательной работы образовательной организации.

Программа может быть использована в качестве образовательного модуля основных общеобразовательных программ.
Принципы реализации программы
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учѐт личностных, возрастных особенностей обучающихся и уровня их психического и физического развития. На основе индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся, изучения черт их характеров, темперамента, установок, интересов, мотивов поведения можно

воспитать у них положительные привычки, приучить к дисциплине, культуре поведения в сфере дорожного движения.

Принцип взаимодействия «Дети – дорожная среда». Чем меньше возраст обучающихся, тем быстрее и легче происходит формирование у них устойчивых привычек безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной (словесной) информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения машин.

Двигательная реакция определяется уровнем развития у детей центральных регуляторных физиологических механизмов, обеспечивающих равновесие. Необходимые двигательные навыки и умения они приобретают с возрастом в процессе обучения и воспитания.