Файл: Обучение чувству мяча.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3. Методика обучения технике юных теннисистов
В большом теннисе невозможно обучиться приему, подаче, игре на средней линии без специального обучения, которое закладывается в детстве и юности. Подобная методика обучения предполагает наличие различных обучающих методов. Данные методы содержать комплекс специальных физических упражнений – на развитие выносливости, координации, скорости и т.д. Подобные упражнения делятся на специальные, подготовительные и подводящие. Практические методы, закладывающие базис подготовки юных теннисистов, относятся к методам регламентированного упражнения. Данные упражнения имеют четкую последовательность того, как их надо выполнять. Техника юных теннисистов включает в себя владение не только ракеткой, но и мячом. Основополагающие компоненты методики обучения юных теннисистов представлены далее.

Обучение «чувству мяча».

Необходимо отметить, что начальным этапом методики обучения технике юных теннисистов является воспитание у занимающихся детей чувства мяча. Прежде всего, данное чувство представляет собой восприятие скорости полета теннисного мяча, высоты его отскока, расчет рикошетов, ощущение его веса и т.д. При игре в теннис мяч постоянно отлетает в разные стороны, может задеть сетку, попасть на обод ракеты, т.е. поменять свое направление. Соответственно, к этому должен быть готов теннисист, поэтому ему на начальных этапах обучения необходимо развивать координацию, чтобы понимать, как полетит мяч в той или иной ситуации.

В любом случае у теннисиста есть ведущая рука, т.е. та, которой он играет на приеме и подает. Однако, упражнения с мячом на начальном этапе обучения целесообразно использовать для обеих рук. Это требуется для достижения синхронного развития и эффективной координации движений теннисиста. Это играет далеко не последнюю роль для дальнейшего формирования общей техники теннисиста. Рука, не являющаяся главной, также помогает качественно выполнять удары. Кроме того, если она развита необходимым образом, с нее можно выполнять удар «бекхэнд», т.е. удар с неудобной руки. Он бывает, как двуручным (преимущественно), так и одноручным (реже). Таким образом, у теннисиста должны быть в равной мере развиты обе руки.

При осуществлении любых упражнений с мячом юные теннисисты должны научиться внимательно на него смотреть. Его даже на мгновение потерять концентрацию, то можно занять неправильное положение и, как следствие, нанести плохой удар. В связи с этим чувство мяча играет важнейшую роль на начальном этапе подготовки. При обучении чувству мяча тренер ставит перед
юными теннисистами соответствующие задачи, например:

- увидеть шов мяча при отскоке от корта;

- рассмотреть специальные отсечки, которые наносятся на мяч перед тренировкой.

После того, как юный теннисист разовьет чувство мяча, можно делать определенные упражнения, ход которых описан ниже.

1. Упражнения, выполняемые в парах.

а) броски мяча сперва одной рукой (поочередной) и ловля мяча партнером сначала обеими руками, потом одной.

Исходное положение – лицом друг к другу, между партнерами 5 шагов.

Мяч нужно ловить впереди себя, кисть не должна прижиматься к телу. Кроме того, нужно при ловле увидеть швы на мяче. Подпрыгивать при броске или ловле запрещено.

Тот, кто ловит мяч, стоит в начальной позиции теннисиста. Тот, кто бросает, должен выставить одну ногу немного вперед.

В процессе выполнения упражнений постепенно нужно увеличить расстояние между партнерами.

б) броски мяча одной рукой вперед-вверх и ловля на уровне головы.

Это упражнение лучше всего делать по кругу, состоящего из пяти теннисистов.

Исходное положение – тот, кто бросает мяч, стоит лицом к партнеру и бросает ему мяч под определенную руку. Тот, кто ловит, стоит боком к партнеру с рукой, которая согнута в локте и готова к ловле. Ладонь должна находиться на уровне головы, направлена вперед.

Мяч нужно ловить справа – правой рукой, слева – левой рукой. Стоять следует впереди себя с шагом вперед той ногой, которая ближе к партнеру. Тот, кто ловит, мяч, должен увидеть швы на нем. Каждый выполняет по десять бросков.

в) ловля мяча после того, как он отскочил от корта.

Необходимо отметить, что иногда это упражнение делают, ловя мяч от земли. Однако, если есть возможность делать это упражнение на теннисном корте, то лучше делать его именно на нем, поскольку в данном случае ребенок сразу начинает привыкать к этому покрытию.

Исходное положение – тот, кто ловит мяч у сетки или у фона, стоит боком к партнеру. Ноги находятся на ширине плеч. Бросать мяч можно в разные стороны. Сначала следует ловить мяч обеими руками, потом одной рукой. Можно менять конечную фазу ловли мяча, развивая тем самым координацию и ловкость.

2. Упражнение в одиночном режиме.

а) мяч бросается вверх-вперед в сторону левой рукой, а ловится после отскока правой. Затем все делается наоборот.



Исходное положение – боковая стойка у сетки или у фона. Ноги находятся на ширине плеч. Права рука заведена за спину и подготовлена в положении конечной точки замаха таким образом, чтобы направляться на мяч. В начале, когда юные теннисисты еще не ознакомлены с данным упражнением, можно нарисовать на корте соответствующие координаты для облегчения их запоминания.

Во время броска вся тяжесть тела переходит на правую ногу, при ловле – на левую, которая шагает вперед с пятки на носок.

б) ловля мяча, который тренер выкидывает из-за головы. Когда тренер делает это, то нужно бежать за мячом так, чтобы он не успел пересечь линию, находящуюся спереди. В данном случае развивается не только скорость бега, но и ловкость юного теннисиста. Кроме того, юный теннисист начинает понимать, что такое челночный бег. По сути этот бег и составляет основу тенниса в соревновательном контексте, особенно, когда случаются затяжные розыгрыши на задней линии.

3. Подвижные игры. Они очень полезны ввиду того, что в данном случае чувство мяча развивается не только при взаимодействии с партнером, но и в контексте неповторяющихся ситуаций. В движении зачастую нет однотипных движений, поэтому ловкость и координация теннисиста быстро развиваются. При подвижных играх проявляется эмоциональность, имеет место соперничество. Никто не хочет уступать, поэтому демонстрирует свои лучшие качества, выкладывается на полную. Игровые действия осуществляются активно.

а) игра «Не зевай»

Юные теннисисты, составляющие группу, становятся в круг. В игре используется 4 мяча. На начальной стадии игры мячи находятся у трех теннисистов через четыре человека.

После сигнала теннисисты бросают мяч вправо или влево, а ловят его с другой стороны. Тот, кто неточно бросает мяч, или плохо ловит, выбывает. Игра ведется до тех пор, пока не останется один участник.

Между теннисистами должно быть расстояние около трех метров. В начале можно ловить мяч обеими руками, после многократного выполнения упражнений – одной. Также нужно стараться увидеть швы на мяче. После того, как останется четыре человека, в игре должен остаться лишь один мяч.

б) игра «Змейка»

Теннисисты делятся на две команды и становятся в шеренги. Те дети, которые находятся в начале шеренги, держат в руках по мячу. После сигнала первые бросают мяч вверх и назад тем, кто стоит сзади, последний в шеренге ловит мяч, бежит вперед, занимает место первого и вновь бросает мяч назад. Таким образом, вся шеренга спустя несколько бросков меняется местами. Выигрывает та команда, которая раньше других сделает упражнение без потерь мяча. За неточный бросок в некоторых случаях можно начислять штрафные очки.


в) игра «Вратарь»

Группа юных теннисистов разбивается на пары.

Исходное положение партнеров – лицом друг другу. Расстояние между ними составляет несколько метров. В данном случае необходимо отметить, что один из партнеров должен стоять спиной к фону на корте. Именно он должен поймать мяч, который бросает ему партнер, обеими руками. Мяч нужно бросать в начале упражнения снизу, а потом тем движением, которое напоминает подачу. Все участники перемещаются вправо или влево приставными шагами. Тот, кто поймал больше всего мячей, выигрывает. Далее участники меняются местами.

г) игра «Перебрось первым мяч»

Участники игры делятся на две команды, которые размещаются по обеим сторонам сетки. По сигналу теннисисты перебрасывают мяч через сетку и потом ловят мячи от другой команды для последующего броска. Побеждает та команда, у которой по окончании выполнения упражнений не останется мячей.

д) игра «Поймай мяч»

Участники данной игры размещаются в шеренгу, находясь на задней линии корта. Тренер находится напротив шеренги на расстоянии около пяти метров и держит мячи. Необходимо отметить, что в контексте проведения данной игры мячей должно быть на один меньше, чем теннисистов, участвующих в игре. Тренер бросает мячи вверх по различным сторонам. Участники игры бегут за мячами и стараются их поймать. Желательно заодно увидеть шов мяча. Тот, кто не поймал мяч, проигрывает и выбывает. Игра идет до тех пор, пока не будет выявлен победитель.

Далее целесообразно рассмотреть обучение хваткам ракеток.

Естественно, что перед тем, как научиться бить по мячу, выполнять крученые или резаные удары, необходимо овладеть ракеткой. Правильная хватка ракетки поможет эффективно наносить удары в дальнейшем. Кроме того, в процессе даже одного розыгрыша хватка ракетки может меняться, исходя из того, какие удары придется наносить по мячу. Тренеру юных теннисистов необходимо все время учить специальным приемам для контроля и закрепления соответствующих хваток. В первую очередь тренер сам должен показывать хватку ракетки. Уже после этого за ним данное действие повторяет сам юный теннисист. Кроме того, нужно сразу объяснить для дальнейшего понимания теннисистам, как называются все грани ручки ракетки. Также нужно показать положение угла, которые образуется указательным и большим пальцами руки касательно граней ракетки. Каждая хватка предполагает разное положение пальцев юного теннисиста. Помимо всего прочего, для удобства можно сделать отметку на руке у теннисиста около основания большого пальца для того, чтобы он мог наглядно установить положение руки на ручке ракетки.


Вместе с тем необходимо постоянно проверять то, как теннисист держит ракетку. Если есть какие-то ошибки в хватке, то нужно сразу же поправлять ее. Это поможет теннисисту запомнить, как правильно держать ракетку. Причем проверку нужно осуществлять еще до спарринговых матчей, т.е. на начальном этапе, при осуществлении имитационных упражнений, выполняемых в исходной позиции, а также при ударе.

Нужно помнить еще и про то, что хватка может измениться в момент, когда юный теннисист захочет добавить силы своему удару. У юных теннисистов хватка еще не такая сильная, как у коллег-профессионалов, в связи с чем целесообразно использовать упражнения с ракеткой на специальной резиновой растяжке. В элементарной версии подобных упражнений эластичный резиновый шнур прикрепляется к середине струн узлом или крючком. При осуществлении рассматриваемого упражнения свободный конец резины нужно в первую очередь плотно закрепить рукой сзади себя, растянуть и вывести руку в положение удара. В случае укороченных движениях руки вперед и в процессе натяжения резины необходимо плотно держать ручку, сохраняя хватку.

Обучение ударам с отскока.

Удары с отскока могут выполняться как справа, так и слева. Если удар наносится рабочей рукой, то это «форхэнд», иначе – «бекхэнд». В данном случае рекомендуется осуществлять комплекс начальных упражнений с ракеткой и мячом, развивать подвижность запястья, а также локтей, плечей, силы руки.

Все удары начинают разучиваться с выполнения имитационных движений. Перед тем, как начать играть против партнера на корте, необходимо поупражняться в одиночке. Необходимо контролировать отскок, заранее просчитывать его, а также держать в голове решение заранее, еще до того, как мяч пересечет половину корта, на которой стоит игрок. Также целесообразно отбивать мяч с отскока на заднюю линию, на середину корта, к сетке. Все это способствует развитию ловкости юных теннисистов.

После того, как упражнения по ударам с отскока в одиночке разучены, целесообразно перейти к ударам через сетку на корте с набросом мяча партнером или тренером. Партнер или тренер могут набрасывать мяч не только в стороны, но и ближе или дальше от сетки, за теннисиста, чтобы он разучивал так называемый «смэш» - удар сверху мяча после того, как тот «свечой» падает с большой высоты.

В условиях корта при спарринге с партнером разучивать удары с отскоком целесообразно в начале в квадратах подачи, далее на средней линии и, наконец, у фона, т.е. на задней линии.