Файл: Этика наука о морали. Предмет и основные этапы истории биомедицинской этики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 401

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГАПОУ

"Оренбургский областной медицинский колледж"

Рабочая тетрадь по предмету биомедицинская этика

Студента: Саровской Татьяны Александровны

Группы 301К

специальность:_Сестренское дело

Занятие №1 Тема: « Этика – наука о морали. Предмет и основные этапы истории биомедицинской этики».

1. Сформулируйте определения:

Мораль- принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений

Этика- это область социально-философских исследований, в рамках которой изучается мораль, выражающая особую сферу надбиологической регуляции человеческих отношений и связанные с ней высшие ценности и идеалы долженствования.

Биомедицинская этика- совокупность деонтологических норм и правил морали и нравственности при осуществлении той или иной медицинской процедуры, вмешательстве в жизнь и здоровье пациента. Новые возможности медицинской науки и техники позволяют не только лечить человека, но и управлять человеческой жизнью и человеком вообще

2. Дайте краткую биографическую справку ученых, внесших значительный вклад в развитие медицинской этики.

М.Я. Мудров

Матвей Яковлевич Мудров (1772 – 1831) – крупнейший терапевт, профессор патологии и терапии, декан медицинского факультета Московского университета, основатель терапевтической школы выдвинул принцип медицинской деятельности «лечить не болезнь, а больного». М.Я. Мудров посвятил отдельную работу проблеме врачебного долга и анализу качеств личности врача, соответствующих нравственным требованиям Клятвы Гиппократа – «Слово о благочестии и нравственных качествах гиппократова врача». В начале XIX в. он перевел на русский язык «Клятву Гиппократа», которая в адаптированном для российской действительности виде («Факультетское обещание») стала даваться выпускниками медицинских факультетов российских университетов.

В.В. Вересаев

Размышляянад этическими особенностями медицинской профессиональной деятельности, В.В.Вересаев писал, что «во многих реальных ситуациях просто не бывает такого выбора, который был бы безупречен в моральном отношении». 
В.ВВересаев обратился к проблемам врачебной тайны, ответственности медработников, врачебных ошибок, соблюдения принципа «не навреди» и многим другим, не теряющим актуальности и в наши дни.

В.А. Манассеин

Известный российский врач Вячеслав АвксентьевичМанассеин (1841 – 1901) был создателем и первым главным редактором журнала «Врач». Его называли «врачебной совестью», «рыцарем врачебной этики». Он считал, что лучший способ повышения морального уровня врачей – это широкая гласность. В журнале публиковались статьи, затрагивающие такие этические проблемы, как непричинение вреда пациенту, проблемы профессионального долга врачей, профессиональных ошибок в медицине, «врачебной тайны» и другие. В.А. Манассеин, обращаясь к проблеме взаимоотношений врача и пациента, отстаивал право пациента на сохранение врачебной тайны.

В.Р. Поттер

В.Р. Поттер (1911-2001) — американский ученый-биохимик, многие годы проработал в Висконсинском университете г. Мадисон сначала профессором, а затем — помощником директора лаборатории МакАрдла, занимаясь исследованием биохимических механизмов развития онкозаболеваний. В 50-е годы он одним из первых проде­монстрировал положительный терапевтический эффект комбинации ингибиторов клеточного роста и химиотерапии при лечении рака. Он — автор более 300 научных работ в области биохимии, этики науки и биоэтики, включая две фундаментальные монографии: «Биоэтика — мост в будущее» (1971) и «Глобальная биоэтика, основанная на наследии Олдо Леопольда» (1988).

В конце 60-х начале 70-х годов Поттер предлагает концепцию биоэтики -этики выживания человечества, призывающей к при­нятию ответственных решений в сферах охраны здоровья человека и сохранения естественной природной среды. Биоэтика видится Поттером как «мост в будущее», объединяющий объективные науч­ные знания и общечеловеческие ценности, естественные и гумани­тарные науки, теорию и практику, знание и мудрость с целью создания необходимых условий для выживания человечества.

Н.И. Пирогов

 Вклад Н.И.Пирогова в развитие медицинской этики в России.

Н. И. Пирогов (1810—1881) внес неоценимый вклад в развитие медицинской этики. Его высказывание о том, что будущее принадлежит медицине предохранительной в сочетании с общегосударственными мероприятиями, стало девизом передовой медицинской общественности того времени и немало способствовало морально-этической ориентации врачей на профилактику. Впервые поднял вопрос о врачебных ошибках. В трудах Н. И. Пирогова мы находим много разных материалов, касающихся этических норм взаимоотношений врача и больного, основанных на понимании роли нервной системы и психологического состояния человека в формировании и разрешении болезненных процессов.



Н.А. Семашко

Николай Александрович Семашко (1874–1949 гг.) внес огромный вклад в развитие не только советской, но и мировой медицины.

Карьера Семашко начиналась не с блестящих успехов: он окончил Казанский университет, после чего 3 года проработал земским врачом в Орловской губернии, а затем и в Нижнем Новгороде. Революция в феврале 1905 г. закончилась для него арестом, тюремным заключением в течение 10 месяцев, а затем 10-летней эмиграцией во Франции, Швейцарии и Сербии. Летом 1917 г. в возрасте 43 лет вернулся в Москву с группой других эмигрантов. Принимал участие в медицинском обустройстве страны с момента возникновения идеи о создании государственной системы здравоохранения: сначала возглавил медико-санитарный отдел Московского Совета, а позже стал первым народным комиссаром здравоохранения РСФСР. Он управлял Наркомздравом на протяжении 11 лет, в тяжелейшие для страны годы, когда шла кровопролитная Гражданская война, в Союзе бушевали эпидемии.

Он принимал участие и в разработке противоэпидемических программ, серьезно заявил о необходимости создания программы охраны материнства и детства и о необходимости развития советской медицины путем усовершенствования и расширения сети научно-исследовательских институтов. При нем стало интенсивно развиваться санитарно-курортное дело, преобразовалась система высшего медицинского образования.

Н. А. Семашко внес огромный вклад в развитие гигиены в СССР, открыв в 1922 г. кафедру социальной гигиены на медицинском факультете МГУ. Сам он был заведующим этой кафедры на протяжении 27 лет.

В 1927–1936 гг. было создано и выпущено первое издание Большой медицинской энциклопедии, инициатором создания которой был Н. А. Семашко. С 1926 по 1936 гг. он возглавлял детскую комиссию ВЦИК.

Особенно много сил он положил на изучение санитарной и гигиенической обстановки после войны.

Н. А. Семашко стал одним из создателей и одним из первых академиков и членов президиума АМН СССР. Был директором Академии педагогических наук с 1945 по 1949 гг. С 1945 г. носил звание академика Академии педагогических наук РСФСР. Он же стал основателем Института организации здравоохранения и истории медицины АМН СССР, после его создания руководил им с 1947 по 1949 гг. Институт этот долго потом носил его имя, позже его переименовали в Национальный НИИ общественного здоровья РАМН.

Семашко, успел оставить свой след и в развитии физической культуры и спорта, так как стал первым председателем организации, ведающей этой областью медицины, а также возглавлял правление Всесоюзного гигиенического общества (1940–1949 гг.).


Всю свою жизнь он писал научные труды и работы, которых насчитывается более 250. Все они были посвящены теоретическими, организационным и практическими вопросами гигиены и здравоохранения в целом, чем заслужил себе бессмертную память в народе.

А.Ф. Кони

К вопросам врачебной этики Кони обращался не единожды. Проблеме реализации принципов врачебной этики он посвятил такие статьи как «О врачебной тайне», «К материалам о врачебной этике», «Суд - наука - искусство». Кроме того, вопросов медицинской деонтологии Кони касался и в отдельных статьях и книгах, посвященных врачам, например, в статье «Пирогов и школа жизни» и книге «Федор Петрович Гааз». Ряд этико-правовых положений о врачебной.

3. В своем труде «Большая этика» Аристотель подробно раскрывает вопрос о том, какими добродетелями разума и добродетелями душевного склада должен обладать каждый человек независимо от того, каким делом он занимается. Используя толковый словарь, дайте определения «добродетелям разума и душевного склада».Добавьте не указанные, на ваш взгляд, в списке качества

Благоразумие

Щедрость

Чувство собственного достоинства

Мудрость

Сообразительность

Уравновешенность

Благородство

Скромность

Разумность

Находчивость

Порядочность

Доброде́тель- философский и религиозный термин, означающий положительное нравственное свойство характера определённого человека, определяемое его волей и поступками; постоянное деятельное направление воли к исполнению нравственного закона (заповедей).

душевного склада - сущность которой заключается в отражении действительности в виде ощущений, восприятий, представлений, мыслей, чувств, воли и пр ; определяет качественное своеобразие поведения животных и человека.

4. Заполните таблицу, используя тексты «Клятва Гиппократа» и кодекс профессиональной этики (медсестры)

Основные положения медицинской этики Гиппократа

Цитата из текста клятвы Гиппократа

Цитата из текса кодекса медсестры.


уважением к жизни

«Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла, точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария»


сохранение здоровья и реабилитация


запрет на причинение вреда больному



«Я направлю режим больных к их выгоде… воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости»



комплексный всесторонний уход за пациентами и облегчение их страданий;



уважение к личности


«В какой бы дом я ни вошел, я войду туда только для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами»

содействие укреплению здоровья и профилактика заболеваний.


врачебная тайна


«Что бы при лечении, а также и без лечения я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной»


выполнение врачебных назначений

уважение к профессии

«Клянусь считать научившего меня врачебному искусству наравне с родителями… Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство»

вмешательств, выполняемых медицинской сестрой в рамках независимой сестринской помощи;


Занятие №2 Тема: « Этика взаимоотношения медработников и пациентов. Права пациента»

  1. Заполните таблицу, используя значки: «+» - принцип медэтики не нарушается, «-« - принцип нарушается, «+» - имеется риск нарушения принципа. Письменно поясните, почему Вы считаете, что принцип нарушен, либо есть риск его нарушения.

    Основной принцип медицинской этики

    Патерналистическая модель

    Контрактная модель

    Слабый патернализм

    Сильный патернализм

    Приносить пользу и не наносить вреда

    способность пациента принимать самостоятельные решения находится под влиянием эмоций, что делает их недобровольными, или когда пациент недостаточно информирован и его решения не могут быть адекватными сложившейся ситуации.

    -


    отвергает даже те решения, которые пациент принял добровольно на основе достаточно полной информации о своем состоянии.

    +




    Защита личной свободы

    +

    +




    Охрана человеческого достоинства.

    -

    +




    «Говорить правду и исполнять обещания».

    -

    -




    «Соблюдай справедливость и восстанавливай ее».

    +

    +




  2. Изучите «Лиссабонскую декларацию о правах пациента» (ВМА, 1981), ФЗ №323 «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации»«Основы законодательства об охране здоровья граждан» ст.18-23.

Врач должен действовать в интересах пациента сообразно своей совести, с учетом юридических, этических и практических норм той страны, где он практикует. Настоящая «Декларация» утверждает основные права, которыми, с точки зрения медицинского сообщества, должен обладать каждый пациент.

Если в какой – либо стране положения законодательства или действия правительства препятствуют реализации ниже перечисленных прав, врачи должны стремиться всеми доступными способами восстановить их и обеспечить их соблюдение.