ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Раздел №19

ПТЭ, инструкции и безопасность движения

Учебное занятие № 277-278

Сигналы, применяемые для обозначения поездов, локомотивов и другого подвижного состава. Звуковые сигналы на железнодорожном транспорте. Сигналы тревоги и специальные указатели.

Учебные вопросы:

  1. Требования к звуковым сигналам на железнодорожном транспорте

  2. Требования к сигналам, применяемым для обозначения поездов, локомотивов и другого железнодорожного подвижного состава

  3. Назначение и место установки специального указателя «Заражено»

Учебный вопрос №1

Требования к звуковым сигналам на железнодорожном транспорте

Оповестительный сигналодин длинный свисток, а при движении по неправильному железнодорожному пути – один длинный, короткий и длинный свисток локомотива, мотор-вагонного поезда, специального железнодорожного подвижного состава подается при приближении поезда к:


Рисунок №1. Оповестительный сигнал


  • железнодорожным станциям;




Рисунок №2. Железнодорожная станция


  • железнодорожным переездам;




Рисунок №3. Железнодорожный переезд


  • путевым постам;




Рисунок №4. Путевой пост


  • пассажирским остановочным пунктам;




Рисунок №5. Пассажирский остановочный пункт


  • тоннелям;




Рисунок №6. Тоннель

  • переносным и ручным сигналам, требующим уменьшения скорости




Рисунок №7. Переносные и ручные сигналы уменьшения скорости

  • сигнальным знакам «С»;




Рисунок №8. Сигнальный знак «С»


  • при приближении поезда к выемкам, кривым участкам железнодорожного пути;




Рисунок №9. Следования поезда в кривом участке

  • при приближении поезда к съемным дрезинам, съемным ремонтным вышкам;

  • при приближении поезда к месту работ, начиная с километра, предшествующего указанному в предупреждении, независимо от наличия переносных сигналов;




Рисунок №10. Место производства работ


  • при приближении поезда к находящимся на железнодорожном пути людям;

  • при приближении поезда к путевым вагончикам и другим съемным подвижным единицам, а на железнодорожных путях не общего пользования, кроме того, при приближении к вагоноопрокидывателям, бункерам, эстакадам, вагонным весам, устройствам восстановления сыпучести грузов, гаражам размораживания грузов, а также иным объектам, расположенным на железнодорожных путях не общего пользования.

  • при восприятии ручного сигнала «Опустить токоприемник», подаваемого сигналистом;




Рисунок №11. Ручной сигнал «Опустить токоприемник»

  • при следовании во время тумана, метели и других неблагоприятных условиях, понижающих видимость, оповестительный сигнал повторяется несколько раз;



Рисунок №12. Неблагоприятные погодные условия

Сигнал бдительности подается одним коротким и одним длинным свистком локомотива, мотор-вагонного поезда, самоходного специального железнодорожного подвижного состава и периодически повторяется:



Рисунок №13. Сигнал Бдительности


  • при подходе к проходному светофору с красным огнем, имеющему условно-разрешающий сигнал, и дальнейшем следовании по блок-участку;




Рисунок №14. Перегон с блок-участками


Рисунок №15. Проходной светофор с условно-разрешающим сигналом

  • при проследовании проходного светофора с красным огнем, а также с непонятным показанием или погасшим после стоянки перед ним и дальнейшем следовании по блок - участку;




Рисунок №16. Проходной светофор с запрещающим показанием


  • при подходе к входному светофору с лунно-белым мигающим огнем пригласительного сигнала и во всех других случаях приема поезда на железнодорожную станцию при запрещающем показании или погасших основных огнях входного сигнала;




Рисунок №17. Входные светофоры


  • при приеме поезда по неправильному железнодорожному пути (при отсутствии входного сигнала по этому железнодорожному пути). Этот сигнал должен подаваться и при дальнейшем следовании по горловине железнодорожной станции.

При встрече поездов на перегонах двухпутных участков подаются оповестительные сигналы одним длинным свистком: первый сигнал – при приближении к встречному поезду, второй – при подходе к хвостовой части встречного поезда.

Звуковые сигналы о приближении поезда подаются:

  • на перегоне – обходчиками железнодорожных путей и искусственных сооружений, дежурными по железнодорожным переездам, руководителями путевых работ и работ на контактной сети или работниками, сопровождающими съемные ремонтные вышки и путевые вагончики;

  • на железнодорожных станциях – сигналистами и дежурными входных стрелочных постов.

Оповещение о приближении нечетного поезда производится одним, а четного поезда – двумя длинными звуковыми сигналами.

Сигналисты и дежурные входных стрелочных постов, услышав сигнал отправления поезда, подают один длинный звуковой сигнал.

На железнодорожных станциях и перегонах, расположенных в черте крупных городов и населенных пунктов, курортных мест, по перечню, установленному локальным нормативным актом владельца инфраструктуры
, владельца железнодорожных путей не общего пользования, подача звуковых сигналов локомотивами, мотор-вагонными поездами, специальным железнодорожным подвижным составом должна производиться свистком малой громкости, за исключением случаев следования локомотивов в поездах с подталкиванием, возникновения угрозы наезда на людей или препятствия, а также необходимости подачи сигналов бдительности и тревоги.

На этих же железнодорожных станциях сигналы свистком локомотива, мотор-вагонного поезда, самоходного специального железнодорожного подвижного состава не подаются при отправлении поездов, опробовании автотормозов и при движении по деповским железнодорожным путям. Порядок оповещения пассажиров об отправлении поездов на таких железнодорожных станциях устанавливается локальным нормативным актом владельца инфраструктуры, владельца железнодорожных путей не общего пользования.

Сигналы тревоги подаются гудками, свистками локомотивов, мотор-вагонных поездов, специального железнодорожного подвижного состава, сиренами, духовыми рожками, воинскими сигнальными трубами, ударами в подвешенные металлические предметы.

Звуки, обозначенные в схеме звуковых сигналов, в случае подачи их ударами воспроизводятся:

длинные – часто следующими один за другим ударами;

короткие – редкими ударами по числу необходимых коротких звуков.

Сигнал «Общая тревога» подается группами

в следующих случаях:

  • при обнаружении на железнодорожном пути неисправности, угрожающей безопасности движения;




Рисунок №18. Угроза безопасности движения


  • при остановке поезда в снежном заносе, крушении поезда и в других случаях, когда требуется помощь.



Рисунок №19. Остановка поезда в снежном заносе
Сигнал подается при необходимости каждым работником железной дороги.

Сигнал «Пожарная тревога» подается группами



Рисунок №20. Пожар в вагоне
Сигнал подается при необходимости каждым работником железнодорожного транспорта.

Сигнал «Радиационная опасность» или «Химическая тревога» подается в течение 2 – 3 минут:

на перегонах – свистками локомотивов, мотор-вагонных поездов, специального железнодорожного подвижного состава группами

на железнодорожных станциях и в других организациях железнодорожного транспорта – частыми ударами в подвешенные металлические предметы.

При наличии железнодорожной радиотрансляционной сети оповещение о радиоактивной или химической опасности производится также через эту сеть передачей текста указанных сигналов.


Рисунок №21. Специальный указатель «Заражено»
Сигнал «Воздушная тревога» подается протяжным звучанием сирен, а также рядом коротких звуков непрерывно в течение 2 – 3 минут

На железнодорожных станциях и в других организациях железнодорожного транспорта, расположенных в городах, сигнал воздушной тревоги, поданный в городе сиренами или переданный по радиотрансляционной сети, немедленно повторяется сиренами, а также свистками локомотивов, мотор-вагонных поездов, специальным самоходным железнодорожным подвижным составом и гудками.


Рисунок №22. Нападение противника
При наличии железнодорожной радиотрансляционной сети (в поездах, на железнодорожных станциях и в других организациях железнодорожного транспорта) оповещение о подаче сигнала воздушной тревоги производится также через эту сеть.