Файл: Реализация государственной политики в сфере образования на примере муниципального образования город Ирбит.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 146

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»
Институт психологии
Кафедра социальной психологии, конфликтологии и управления
Реализация государственной политики в сфере образования на
примере муниципального образования город Ирбит
Выпускная квалификационная работа
направление подготовки 38.03.04 – Государственное и муниципальное
управление
Квалификационная работа Исполнитель:
Чертовикова Алена Сергеевна допущена к защите обучающаяся 405 группы
Зав. кафедрой
______ _________________ ___________________ дата подпись подпись
Руководитель:
Крылова Светлана Геннадьевна кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии, конфликтологии и управления
______________________ подпись
Екатеринбург 2018

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА
1.
ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ
И
РЕАЛИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
8 1.1 Система образования в Российской Федерации
8 1.2 Основные цели и задачи государственной политики в сфере образования
15 1.3 Формирование государственной политики в сфере образования и инструменты ее реализации
23 1.4 Система органов управления образованием В Российской Федерации
29
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ
ОБРАЗОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ГОРОД
ИРБИТ
41 2.1 Общая информация об Управлении образованием муниципального образования город Ирбит
41 2.2 Анализ результатов реализации государственной политики в сфере образования в муниципальном образовании город Ирбит
46 2.3 Предложения по совершенствованию деятельности по реализации государственной политики в сфере образования в муниципальном образовании город Ирбит
74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
88
ПРИЛОЖЕНИЯ
92

3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время человечество поднимается на новую волну научно-технического прогресса, которая опирается на различные достижения в области высоких технологий информатики, микроэлектроники, нанотехнологий, генной инженерии, освоения космического пространства и т.д. Для этого процесса характерны значительные количественные и качественные сдвиги в производстве и науке, что требует повышения требований к качеству всех ресурсов людей и неуклонного роста интеллектуального потенциала стран.
В данных условиях сфера образования, которая выступает в качестве поставщика кадров, стала приоритетным направлением государственной экономической социальной высокоразвитых политики стран. Однако поиск соответствующей организационной структуры у учреждений образования, которые смогли бы обеспечить переход от принципа
«образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь» - важнейшая проблема XXI века. Вектором развития системы образования стали стратегические цели развития страны, сформулированные
Президентом РФ в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период с 2013 по 2020 год – достижение уровня социального и экономического развития, который соответствует статусу РФ в качестве мировой державы XXI века, с привлекательным образом жизни, которая находится на передовых позициях в глобальной экономике и надежно обеспечивающей реализацию конституционных прав населения и национальную безопасность. Сегодня все образовательное сообщество успешно реализует стратегическую цель государственной политики в области образования, заключающаяся в


4 расширении доступности реализации качественного образования, соответствующего всем современным потребностям общества и гражданина, требованиям у инновационного экономического развития экономики. Активно развивается нормативно-правовая база в области образования: принят новый Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации». Совершенствование системы образования затрагивает все его сферы. Продолжается модернизация региональных систем дошкольного образования. В области среднего общего образования ведется работа по совершенствованию государственной итоговой аттестации выпускников девятых классов и единого государственного экзамена. Идет поэтапное введение федеральных государственных образовательных стандартов, благодаря чему происходит активное обновление содержания образовательного процесса. Разрабатываются концепции учебно- методических комплексов.
В системе профессионального образования приоритет уделяется подготовке высококвалифицированных кадров, ориентированной на потребности рынка труда, а также эффективному взаимодействию работодателей с организациями высшего и среднего профессионального образования. В зоне особого внимания – качество подготовки инженерных кадров. Не менее важным представляется повышение престижа профессий гуманитарной и социальной направленности: филологов, историков, политологов, социологов и других.
Проводится мониторинг эффективности образовательных организаций высшего профессионального образования [64].
В настоящее время органы исполнительной власти в области образования в муниципалитетах активно работают над реализацией поставленных задач и целей совместно со всеми участниками образовательного сообщества и достигают отличных результатов. От того,

5 как каждый сработает на своих местах, будет зависеть наше общее будущее.
Степень научной разработанности темы. Проблемы формирования и реализации эффективной государственной политики в области образования являются объектом глубокого внимания со стороны научного сообщества.
В современной российской литературе Е. Н. Рудакова, К. К.
Корневая, М. Л. Агранович и иные ученые в своих работах анализировали существующие проблемы, связанные с формированием государственной политики в области образования.
Сравнительный анализ реформ образования в условиях глобализации входит в круг научных интересов З. И. Ефремовой, Б. Л. Вульфсона, С. Л.
Зарецкой, И. И. Русина, Е. Н. Пасхина, Л. Л. Шпаковской, Е. В.
Слесаревой.
Процесс по изучению государственной политики в сфере образования, разработки стратегии, которая обеспечивает увеличение конкурентной способности российской системы образования при изменении различных сфер общественной жизни, подразумевает проведение более глубокого исследования данной проблемы для существующей политической теории, для которой необходима дальнейшая разработка.
Объект исследования – государственная политика в сфере образования.
Предмет исследования – деятельность Управления образованием муниципального образования город Ирбит по реализации государственной политики в сфере образования.
Цель выпускной квалификационной работы – рассмотреть результаты деятельности по реализации государственной политики в сфере общего и дополнительного образования в данном муниципальном


6 образовании, сделать выводы и рекомендовать предложения по совершенствованию работы в данном направлении.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- описать систему образования РФ;
- сформулировать основные цели и задачи государственной политики в сфере образования, механизм ее формирования и осуществления;
- охарактеризовать органы, исполняющие политику в сфере образования;
- рассмотреть и проанализировать работу органов местного самоуправления в области образования в части осуществление политики государством в сфере образования;
- дать рекомендации по совершенствованию деятельности в данном направлении.
Методы исследования. При написании ВКР для сбора информации мной был использован такой метод как изучение и анализ документов
(учебных пособий и монографий, законодательных и нормативно- правовых актов, периодических научных изданий). Для анализа собранной информации был применен системный анализ, структуризация информации, обобщение результатов. Также при написании работы использовала такой метод как опрос и наблюдение.
Практическая значимость исследования определяется наличием конкретных рекомендаций по совершенствованию деятельности по осуществление политики государством в сфере образования в муниципальном образовании город Ирбит.
Данные рекомендации будут иметь практическое значение для ознакомления и дальнейшего использования в деятельности Управления образованием МО город Ирбит.

7
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, восьми параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
Первая глава выпускной квалификационной работы посвящена основам формирования и реализации государственной политики в сфере образования.
Раскрыты цели и задачи, нормативно-правовые основы, а также механизм формирования государственной политики в сфере образования.
Во второй главе представлена информация об Управлении образованием МО город Ирбит, проанализированы мероприятия и результаты их работы в процессе реализации государственной политики в данной сфере, разработаны конкретные предложения для эффективности деятельности в данном направлении.

8
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Система образования в Российской Федерации
Образование является единым целенаправленным процессом обучения и воспитания, которое выступает в качестве общественно значимого блага и реализуемый в интересах семьи, общества, человека, государства, совокупности всех приобретаемых умений, навыков, знаний, ценностных установок, а также опыта деятельности, компетенции некоторых размером и сложности для духовно-нравственного, интеллектуального, физического, творческого и/или профессионального развития каждого человека, удовлетворения всех его образовательных интересов и потребностей [2]. Такое понятие сформулировано в новом
Федеральном Законе об образовании 273-ФЗ, который действует с 1 сентября 2013 года.
Данный законодательный акт регулирует отношения в сфере образования, закрепляет все основы осуществления правового регулирования всей российской системы образования, опираясь на приоритеты свобод и прав человека, обеспечения гарантий государства прав гражданина в области образования.
Для современных условий развития государства и общества необходимо, чтобы каждый новый закон решал проблемы образования в качестве отрасли экономики, а также являлся центром развития всего человеческого потенциала в РФ.


9
Эксперты международного уровня отмечают идеальную гармонизацию нового закона об образовании с положениями Конституции
РФ. Такое преимущество позволило сформировать мощный механизм гуманности и социальной справедливости в области получения знаний, который по праву считается неотъемлемой частью любого цивилизованного общества.
Новый Закон об образовании РФ – это мощный правовой регулятор одной из самых важных социальных сфер, от прогресса которой напрямую зависит будущее страны. В дальнейшем этот законодательный акт получит новое развитие с ориентацией на инновационные технологии и быстро растущие социальные запросы [3].
Система образования РФ состоит из: государственных федеральных образовательных стандартов, федеральных требований государства, образовательных стандартов, программ разного уровня, вида или/и направленности организации, реализующие образовательную деятельность у педагогических работников, у родителей (законных представителей) обучающихся, которым еще не исполнилось 18 лет и обучающихся организации, которые реализуют обеспечение образования, оценивают качество образования объединения работодателей, юридических лиц, а также их объединений и общественные объединения, реализующие деятельность в области образования федеральные органы государства, органы государственной власти у субъектов РФ, которые осуществляют реализацию государственного управления в сфере образования, органы местного самоуправления, управляющие в области образования, созданные ими совещательные, консультативные и прочие органы

10
Рис. 1. Объекты системы образования РФ
Образование должно обеспечить возможность реализовать права на образование на протяжении всей жизни.
Виды образования:

общее;

профессиональное;

дополнительное;

профессиональное обучение.
Реализация общего и профессионального образования происходит по этапам.
Этапы общего образования:

дошкольное;

начальное;

основное;

среднее.
Этапы получения профессионального образования:
- среднее профессиональное;
- высшее - бакалавриат;
- высшее - специалитет, магистратура;
- высшее - подготовка кадров с высшей квалификацией.
В состав дополнительного образования входят:

дополнительное образование взрослых и детей;

дополнительное профессиональное образование.
В РФ образование можно получить:

11
- в организациях, которые осуществляют образовательную деятельность;
- за пределами организаций, которые осуществляют образовательную деятельность (в форме самообразования и семейного образования).
Обучение в различных организациях, которые осуществляют образовательную деятельность, учитывая возможности, потребности человека, а также в зависимости от количества обязательных занятий у педагогического работника происходит в трех формах: очная, заочная, очно-заочная.
Сетевое обучение является новой формой образования, которая появилась в новом законе об образовании.
Сетевой формой реализации различных образовательных программ называется реализация образовательной программы, где используются ресурсы нескольких организаций, которые осуществляют образовательную деятельность, в т.ч. иностранных, и, при наличии необходимости в этом, при помощи ресурсов других организаций.
Помимо сетевого обучения были разработаны следующие виды получения образования:

дистанционное и электронное обучение;

самостоятельное и семейное образование.
Осуществляется при наличии возможности осуществления дальнейшего перехода на основании ч.3 ст.34 действующего ФЗ государственной и промежуточной итоговой аттестации в тех организациях, которые осуществляют различного рода образовательную деятельность.
По закону каждый гражданин может одновременно обучаться по разным формам.


12
Образовательную деятельность ведут образовательные организации и некоторые иные ИП и организации.
Виды образовательных организаций на основании реализуемых образовательных программ:
- дошкольные образовательные организации (ясли, детский сад);
- общеобразовательные организации (начальная школа – детский сад, прогимназия, гимназия, школа, национальная гимназия, учебно- воспитательный комплекс, лицей, школа с углубленным изучением различных предметов, кадетский корпус, кадетская школа, профильная школа, школа-интернат);
- профессиональные образовательные организации
(профессиональный лицей, училище, техникум, колледж);
- образовательные организации по высшему образованию (институт, академия, университет);
- организации дополнительного образования (дворцы юношеского
(детского) творчества, станции юного туриста, учреждения дополнительного образования взрослых, детская школа искусств);
- организации дополнительного профессионального образования
(институты повышения квалификации).
Виды образовательных организаций:

государственные (созданные субъектами федерации и РФ):

казенные;

бюджетные;

автономные.

муниципальные;

частные.
Присваиваемые категории организациям, где можно получить высшее образование:
1. «федеральный университет»,

13 2. «национальный исследовательский университет».
Существующие ограничения на формирование образовательных организаций:

образовательные организации, которые осуществляют реализацию образовательных программ по высшему образованию в сфере безопасности и обороны государства, обеспечения правопорядка и законности – создаются РФ;

образовательные организации, созданные для обучающихся, поведение которых является общественно опасным
(девиантным), для которых требуются особые условия обучения, воспитания, требующие специального подхода в обучении (специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого и открытого типа) - создаются РФ или же ее субъектом.
Организациями, для которых было доступно осуществление дополнительной образовательной деятельности являлись:
1. научные организации,
2. организации для детей, которые остались без попечения родителей и для детей-сирот,
3. организации, которые осуществляли оздоровление, лечение, и/или отдых,
4. организации, которые осуществляли социальное обслуживание, а также другие юридические лица.
Для того, чтобы организация, осуществляющая обучение могла вести образовательную деятельность необходимо создать в ее структуре специализированное образовательное подразделение, деятельность которого регулировалась положением, утверждаемым и разрабатываемым организацией, которая осуществляла обучение.