Файл: Реализация государственной политики в сфере образования на примере муниципального образования город Ирбит.pdf
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 178
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
14
Индивидуальный предприниматель мог осуществлять образовательную деятельность самостоятельно или же при помощи педагогических работников по дополнительным и основным общеобразовательным программам, программам по профессиональному обучению.
На сегодняшний день ситуация очень часто складывается так, что работодатель не доволен уровнем образования выпускников и пытается решать проблему, вкладывая в обучение персонала значительные ресурсы, поэтому в России при некоторых крупных компаниях (как частных, так и государственных) существуют корпоративные образовательные подразделения. Их называют «корпоративными университетами», но фактически они являются курсами повышения квалификации
[78]. Одним из таких примеров является Корпоративный университет «Норильский никель», созданный в 2006 году и осуществляющий повышение квалификации по рабочим профессиям [93].
В «корпоративных университетах» обучается большое количество лиц, причем как сотрудников компании-владельца «корпоративного университета», так и работников других организаций. Полных данных об этих «корпоративных университетах» нет, так как многие компании просто не раскрывают о них информацию
[92]. Однако среди них есть очень крупные структуры. Например, на строительство Корпоративного университета Сбербанка было потрачено более 10 млрд рублей
[67]. Это подразделение имеет кампус со спортзалом, бассейном и даже вертолетной площадкой и только за 1 квартал 2015 года в нем прошли обучение около 4 тыс. человек.
Официально превратить
«корпоративный университет» в полноценное высшее учебное заведение до 1 сентября 2013 года в России было невозможно юридически, так как законодательство об образовании разрешало вузам создавать кафедры только в научных учреждениях, но не
15 на промышленных предприятиях. Закон «Об образовании в Российской
Федерации», который вступил в силу 1.09.2013 г. разрешал образовательным организациям открывать свои кафедры на базе промышленных компаний. Но в 2013-2016 гг. в РФ всего 1
«корпоративный университет» использовал данное право и начал осуществлять высшее образование. В Верхней Пышме, расположенном в
Свердловской области был открыт в 2013 г. Технический университет
УГМК. Таким образом руководство УГМК постаралось соединить профессиональное образование и производство, которые сегодня зачастую идут параллельно, не пересекаясь друг с другом. Регулярно получая
«сырых» работников, они тратили на их подготовку до трех лет и до 200 тысяч рублей на каждого. Сейчас на их предприятиях будут работать люди, обладающие всеми необходимыми для успешного труда знаниями и навыками. Это приведет к безаварийной работе оборудования, снижению процента брака, сокращению времени простоя, т.е. к повышению эффективности производства [81]. На сегодняшний день данный ВУЗ является единственным частным ВУЗом РФ, где можно получить высшее техническое образование.
Научно-исследовательский центр при университете был открыт в 2014 г., а спустя 2 года данный университет получил государственную аккредитацию по 8 программам специалитета, магистратуры и бакалавриата, благодаря чему смог набрать выпускников средних школ на 1-ый курс [94].
Таким образом, принятие базового нормативного документа в сфере образования в новой редакции является поворотным моментом в реформе системы отечественного образования для всех участников образовательного процесса. Система образования получила реальные механизмы обеспечения государственной гарантии бесплатного и качественного образования для всех граждан России независимо от места
16 проживания, социального положения, состояния здоровья и прочих условий.
1.2 Основные цели и задачи государственной политики в сфере
образования
Право любого гражданина, закрепленное Конституцией на получение образования является причиной разработки мероприятий текущего и перспективного характера по обеспечению данных прав. По этой причине появляется потребность создания политики на национально- государственном уровне в области образования. Основная задача государственной политики в области образования - создание системы образования, отражающей ментально, культурно и социально все потребности государства и общества, при этом органично вписываясь в русло международной системы образования, а также ее обеспечение законодательными основами, которые регулируют соблюдение гарантий права на получение образования.
Председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре З. Ф. Драгункина считает, что даже в современной непростой ситуации неправильно пытаться экономить на образовании. Народная мудрость гласит: образование обходится дорого, но невежество – еще дороже
[64].
В Государственной программе «Развитие системы образования в
Российской Федерации на 2013-2020 годы» обозначена главная цель государственной политики на сегодняшний день – это обеспечение соответствия качества отечественного образования изменяющимся запросам граждан, а также перспективным задачам по развитию экономики, общества РФ, увеличения эффективности, получаемой в
17 результате реализации молодежной политики на основе интересов социально ориентированного, инновационного развития РФ [34].
В соответствии с
Концепцией социально-экономического долгосрочного развития России, до 2020 г., целью модернизации образования в общем образовании является индивидуализация, ориентация на практические навыки и фундаментальные умения, в профессиональном
– расширение участия работодателей на всех этапах образовательного процесса, а в высшем – вовлечение студентов и преподавателей в фундаментальные и прикладные исследования
[37].
Также для всех уровней образования были определены основные направления и задачи развития. Общее направление заключается в совершенствовании сети и структуры образовательных организаций.
В общем образовании, которое состоит из уровня дошкольного образования, приоритетные направления в образовательной политике
РФ это:
достижение до 2016 г. с последующим сохранением 100% доступности прохождения дошкольного образования для детей, чей возраст более 3-х лет и менее 7;
использование образовательного государственного федерального стандарта дошкольного образования в организациях, которые реализуют программы по дошкольному образованию;
удовлетворение различных потребностей в наличии дополнительных мест в общеобразовательных организациях с целью обеспечения режима обучения в 1 смену;
18
обеспечение всех требуемых условий обучения на основании с требованиями государственных федеральных образовательных стандартов;
реализация целостной программы по взаимосвязанным изменениям системы получения педагогического образования, повышения квалификации у работающих педагогов, условий оплаты труда, отталкивающихся от содержания и требований профессионального стандарта у педагогу, процедур аттестации всех педагогов.
В системе дополнительного образования детей поставлены следующие задачи:
1.
увеличение до 2020 г. количество детей, чей возраст находится в пределах: 5-18 лет, которые обучаются по дополнительным образовательным программам, до 75 %, в пределах таких приоритетных направлений, как:
создание с последующей реализацией программ (проектов) по развитию дополнительного образования детей, которые обеспечивают их социализацию, оздоровление и занятость;
развитие сетевых моделей по реализации программ получения дополнительного образования различными образовательными организациями дополнительного и общего образования детей, различными учреждениями спорта и культуры;
развитие программ по получению дополнительного образования, которые реализуются в соответствии с организациями общего образования;
19
использование различных организационно-финансовых эффективных механизмов, развитие инфраструктуры для дополнительного образования;
переход на нормативно-подушевое финансирование с условием реализации различного рода образовательных дополнительных программ;
разработка системы по независимой оценке качества получения дополнительного образования у детей;
реализация проектов по открытию детских технопарков в соответствии с инициативой "Новая модель системы дополнительного образования детей", в т.ч. при помощи механизмов по осуществлению государственно-частного партнерства.
Цель государственной политики в системе профессионального образования заключается в повышении результативности деятельности различных образовательных организаций по высшему образованию, на основании их специализации, эффективного взаимодействия организаций среднего и высшего профессионального образования, работодателей. Основные задачи в области профессионального образования (в т.ч. высшее образование):
диверсификация всех образовательных программ на основании с государственными федеральными образовательными стандартами;
увеличение эффективности от расходования средств федерального бюджета, в т.ч. в результате использования механизмов по нормативно-подушевому финансированию образовательной деятельности;
20
создание и применение механизмов, которые обеспечивают взаимодействие субъектов РФ и Министерства образования и науки РФ во время распределения контрольных цифр приема в образовательные государственные организации высшего образования на специальности, которые являются востребованными экономикой региона;
увеличение конкурентоспособности организаций высшего образования и эффективности сети, в т.ч. при помощи оказания ведущим ВУЗам поддержки;
определение структуры контрольных цифр по приему по профессиям, направлениям и специальностям подготовки и/или укрупненным группам специальностей, направлений и профессий подготовки в соответствии с прогнозной региональной и отраслевой потребности в кадрах (в т.ч. мероприятия, которые предусматривают подготовку квалифицированных кадров с целью организаций оборонно- промышленного комплекса);
сближение программ по профессиональному образованию с реальными потребностями у работодателей, реализуя
Президентскую программу по повышению квалификации у инженерных кадров на 2012-2014 гг., 2015 - 2016 гг. - целевой ведомственной программы по повышению квалификации у инженерно-технических кадров, начиная с
2016 г. по 2020 г. - целевой ведомственной программы по развитию интегрированной системы по обеспечению организаций оборонно-промышленного комплекса РФ высококвалифицированными кадрами;
21
стимулирование работодателей к формированию образовательных организаций по профессиональному образованию, где предусматривается совмещение освоения теоретических знаний и практическое обучение в компаниях;
обучение граждан всем основам ведения предпринимательской деятельности.
Приоритетные направления в государственной образовательной политике РФ в системе высшего образования:
проведение раз в год мониторинга по эффективности деятельности всех образовательных организаций по высшему образованию;
реализация программ по развитию основных образовательных организаций по высшему образованию для экономических региональных систем для того, чтобы развивать лидирующие отраслевые образовательные организации высшего образования, в т.ч. за счет формирования в них университетских центров технологического, социального и инновационного развития регионов;
продолжение работы по изменению педагогического и инженерного образования;
оказание поддержки программ по повышению международной конкурентоспособности основных отечественных университетов среди научно- образовательных мировых центров;
22
актуализация государственных федеральных образовательных стандартов по высшему образованию, учитывая профессиональные стандарты;
увеличение реализации механизма по целевому обучению в интересах основных работодателей субъектов РФ;
формирование условий для того, чтобы обеспечить доступность высшего образования для лиц, которые имеют ограниченные возможности здоровья и инвалидность;
оказание помощи одаренным детям, которые поступили в образовательные организации высшего образования[34].
Еще одна важная задача государственной политики в сфере образования заключается в поддержке образовательных организаций высшего образования в Дальневосточном федеральном округе и
Байкальском регионе,
Арктической зоны,
Северо-Кавказского федерального округа, г. Севастополя и Республики Крым, в т.ч. в рамках обеспечения финансовыми средствами программ по развитию образовательных организаций высшего образования, субъектов РФ
Дальневосточного федерального округа и Байкальского региона,
Северо-Кавказского федерального округа, Арктической зоны, г.
Севастополя и Республики Крым в оказании помощи проектам модернизации различных региональных систем образования.
Задачи государственной политики, суть которых заключается в получении образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами:
формирование для инвалидов безбарьерной среды в организациях, осуществляющих профессиональное образование;
23
введение базовых образовательных программ, в соответствии с обучением лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья, инвалидов;
деятельность информационного ресурса, участвующего во сборе, распространении инновационных технологий, эффективных методик, форм работы с теми, кто обучается и имеет ограниченные возможности здоровья и с инвалидами в различных образовательных профессиональных организациях;
подготовка, а также повышение квалификации медицинских, педагогических работников, вспомогательного персонала с целью сопровождения обучения детей, которые являются инвалидами;
развитие сетевого взаимного функционирования образовательных организаций, которые обеспечивают получение образования детей, имеющих ограниченные возможности здоровья;
обеспечение методическими материалами по реализации образовательных технологий на дистанционной основе для детей-инвалидов;
поэтапное введение образовательного государственного стандарта федерального уровня для обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья;
обучение по адаптированным специальным образовательным программам детей-инвалидов;