Файл: Реализация государственной политики в сфере образования на примере муниципального образования город Ирбит.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 149

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

24

формирование банка данных наилучших практик по инклюзивному образованию детей, которые имеют ограниченные возможности здоровья;

реализация программ оказания помощи инклюзивного образования в разных уголках нашей страны;

формирование электронной системы, которая обеспечивает
100% доступность программ, относящихся к получению на дому общего образования для детей, которым данная форма обучения показана, с акцентом на основные школы в пределах РФ, которые имеют требуемый программно- аппаратный комплекс;

формирование в общеобразовательных организациях образовательной безбарьерной среды, которая необходима для того, чтобы обеспечить полноценную интеграцию детей- инвалидов, нуждающихся в этом.
Получается, что повышение качества и эффективности образования является основным направлением реализации государственной политики, общей моделью системных преобразований, обеспечивающих решение вопросов по социально-экономическому развитию, в т.ч. соответствие уровня образования России различных постоянно меняющимся запросам граждан, разным перспективным задачам, которые участвуют в развитии экономики и общества, увеличению эффективности от молодежной политики в интересах социально ориентированного, а также инновационного развития РФ.
1.3 Формирование государственной политики в сфере образования
и основные инструменты ее реализации

25
В первую очередь государственная политика формируется в результате прохождения некоторых этапов. На практике такие этапы накладываются и пересекаются друг с другом.
Государственная политика формируется по нескольким этапам, при которых происходит принятие важных управленческих решений.
Процессом организации государственной политики называются действия разных субъектов по формированию и последующему достижению целей в области государственного управления.
Фазы создания государственной политики в соответствии с этапами рационального принятия различного рода решений: подготовительный, этап постановки целей, разработки политики.
На подготовительном этапе осознается имеющаяся ситуация и существующие проблемы. Создается точное определение проблем, формируется список основных вопросов для государства, определение критериев для фиксирования проблемы, а также для достижения успеха во время ее реализации.
На 2-ом этапе ставятся цели и задачи, распределяются полномочия между различными государственными структурами и институтами.
На 3-ем этапе – реализуются все поставленные цели на основании имеющихся ресурсов.
На данном этапе происходят постоянный анализ и проверка хода исполнения политических решений.
Завершается все мониторингом результатов и последствий проводимой политики [80].
Реализация курса на приоритетность сферы образования государством осуществляется при помощи:

Формирования нормативно-правовой развитой базы, по созданию самостоятельной отрасли у законодательства в сфере


26 образования (является нормативной составляющей политикой государства РФ в области образования);

финансирование системы образования, формирование экономических благоприятных предпосылок, необходимых для развития отечественного образования
(финансово- экономическая составляющая);

создания оптимальной структуры управления и организации образованием
(в сфере образования организационно- управленческая составляющая политики государства);

осуществления подготовки всех научно-педагогических кадров, участвующих в области образования (является кадровой составляющей);

укрепления связи науки и образования (академическая составляющая);

развития академической мобильности и международных контактов (международная составляющая государственной).
В ежегодных посланиях Федеральному собранию РФ Президент РФ определяет приоритеты государственной политики в сфере образования, обозначает основные векторы развития страны на ближайшее время.
С учетом траектории развития страны, заявленные Президентом РФ,
Федеральные органы законодательной власти осуществляют разработку законопроектов в области образования.
Этими органами обеспечивается политикв в данной сфере, формируя для этого инструменты реализации государственной политики в сфере образования.
Одним из таких инструментов реализации государственной политики в сфере образования - ГПРО (государственные программы по развитию образования), в т.ч. Государственная программа «Развитие

27 образования РФ на 2013-2020 годы», соответствующие программы государства по развитию образования, принятые субъектами России.
Программно-целевым инструментом обеспечения непрерывности и эффективности реализации ГПРО считается Федеральная целевая программа по развитию образования на 2016-2020 гг. (ФЦПРО), которая утверждена Правительством РФ от 23.05.2015 г. № 497, которая на основании Закона РФ "Об образовании" выступает в качестве организационной основы политики государства РФ в сфере образования
[4].
Ей определяется стратегия по приоритетному развития всей системы образования, а также способы по ее реализации. Основные задачи и цели
ФПРО (Федеральная программа развития образования) развиваются региональными программами, в соответствии с национально-культурными, социально-экономическими, экологическими, культурными, демографическими и иными особенностями определенного региона. Они ориентированы на решение вопросов, которые относятся к ведению субъектов РФ.
Реализация всех целей у указанных программ обеспечивается за счет текущего финансирования бюджетами различных уровней, который необходим для того, чтобы система образования РФ по устойчивому функционированию системы образования, а также дополнительного целевого финансирования проектов и мероприятий Программы, которые направлены на решение задач по развитию системы в соответствии с достижениями практики и науки (инноваций).
Для обеспечения выполнения мероприятий по ФЦПРО и ГПРО распоряжениями Правительства РФ ежегодно осуществляется их корректировка и разрабатываются необходимые нормативные правовые акты.


28
Проводится мониторинг мероприятий в рамках реализации указанных программ и рассчитывается их эффективность на основе фактических данных.
Так, например, информация о достижении показателей ГПРО в 2016 году легла в основу доклада Плана деятельности Министерства образования и науки РФ на 2016-2021 годы, утвержденного 25 мая 2016г.
№ ДЛ-10/02вн, включающего план-график мероприятий Министерства образования и науки РФ по реализации документов стратегического планирования на 2016-2021 годы, направленного в минэкономразвития
России (от 28.02.2017 г. № ГТ-9/02вн) [47].
Результат реализации данной программы – качественные изменения отрасли образования.
В целях расширения в системе государственного управления новых механизмов управления в форме проектной деятельности и реализации
«пилотного» портфеля приоритетных проектов в рамках основного направления стратегического развития РФ «Образование» Минобрнауки
РФ издан приказ от 01 ноября 2016 года № 1368 «Об организации в
Министерстве образования и науки РФ проектной деятельности в рамках стратегического направления Российской Федерации «Образование» и о внесении изменений в некоторые приказы Минобрнауки РФ» [50].
Согласно данному приказу определены ответственный за организацию проектной деятельности и функции проектного офиса.
Разработан и утвержден план-график реализации первоочередных мероприятий по организации проектной деятельности в Минобрнауки РФ на 2016-2017 годы.
В рамках этого плана утверждено Положение об организации проектной деятельности в Минобрнауке РФ, сформирован Ведомственный план развития компетенций участников проектной деятельности, в соответствии с которым предложено обучить проектной деятельности у

29 130 человек, из которых 105 человек относятся к органам исполнительной власти субъектов РФ, которые управляют в области образования.
В июле-августе в 2016 г. на площадках Аппарата Правительства РФ и Минобрнауки России проведена серия экспертно-аналитических мероприятий для того, чтобы подготовить предложения по «пилотному» портфелю основных проектов, относящихся к стратегическому направлению под названием «Образование».
По окончанию множества дискуссий в основу были заложены предложения Минобрнауки РФ в качестве органа, который определяет политику в сфере образования:
1. «Современная цифровая образовательная среда».
2. «Современная образовательная среда для школьников».
3.
«Вузы как центры пространства создания инноваций».
4.
«Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий».
5.
«Доступное дополнительное образование для детей».
Организована разработка паспортов по данным проектам, о чем были проинформированы субъекты Российской Федерации.
Еще одним инструментом координации государственной политики в сфере образования являются План мероприятий («Дорожная карта»)
«Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки, утвержденный Постановлением
Правительства РФ от 30 апреля 2014 года № 722-р, а также соответствующие отраслевые региональные планы мероприятий
(Дорожные карты)
[8].
Их можно позиционировать как методическое обеспечение стратегического планирования в сфере образования на уровне субъектов
Российской Федерации Минобрнауки России.


30
Еще одним инструментом реализации государственной политики в сфере образования является ФГОС (Федеральный Государственный
Образовательный Стандарт).
ФГОС позволяет реализовать:
- новую цель образования;
- новое содержание образования;
- новое целеполагание для учащихся и учителей;
- новые требования к подготовке учителя;
- новые технологии обучения;
- новые средства обучения;
- новая цель образования.
Также к инструментам реализации государственных программ в сфере образования относится и программно-целевой метод финансирования государственных расходов
(бюджетирование, направленное на результат), который является одним из инфраструктурных институтов государственного управления и выступает альтернативой сметному бюджетированию. Данный инструмент помогает распределять бюджетные ресурсы в согласовании с целями, задачами и функциями государства и с учётом меняющихся приоритетов государственной политики. Кроме того, предполагается контроль результативности расходования бюджетных средств путём оценки достижения количественных и качественных показателей исполнения.
Можно сделать вывод о том, что рассмотренные инструменты реализации государственной политики в сфере образования помогают конкретно и детально структурировать и выстраивать тактику в осуществлении практической реализации политики в сфере образования по иерархии исполнителей.

31
1.4 Система органов управления образованием в Российской
Федерации
Система органов управления образованием регламентирована ФЗ
«Об образовании» включает в себя:
1. Федеральный уровень, где происходит создание с последующей реализацией федеральных органов государства, управляющих образованием, федеральных ведомственных органов, управляющих образованием;
2. Региональный уровень, где происходит разработка с последующим функционированием органов государства, осуществляющие управление образованием различных субъектов
РФ;
3. муниципальный уровень – происходит создание с последующей реализацией муниципальных органов, управляющих образовательным процессом.
Рис. 2. Структура органов управления образования РФ

32
Формирование федеральной составляющей занимается Президент
РФ, назначающий гражданина на должность министра, а также
Правительство РФ. Федеральными органами исполнительной власти являются Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки РФ),
Федеральная служба по надзору в области образования и науки
(Рособрнадзор), федеральные ведомственные органы по управлению образованием.
В состав федеральных ведомственных органов входят федеральные органы исполнительной власти, обладающие управленческими полномочиями в области образования.
В состав ФЗ «Об образовании в РФ» входит гл. 12 «Управление системой образования. Государственная регламентация образовательной деятельности», которая при сравнении с Законом РФ «Об образовании» от
10.07.1992 г. № 3266-1 обладает новым наполнением. Законодатель в соответствии с законом № 273–ФЗ использует совершенно другой подход по регулированию вопросов управления системой образования, т.е.:
- закрепляет на законодательном уровне принципы управления системой образования: принцип автономии, законности образовательных организаций, демократии, информационной открытости системы образования, учитывает мнение населения;
- отображены правовые отношения, находящиеся в составе понятия
«управление системой образования»;
- определены субъекты, управляющие образованием: федеральные органы власти государства, органы власти государства у субъектов РФ на основе их полномочий, а в муниципальных районах, городских округах – органы местного самоуправления
[4].
Полномочия Минобрнауки РФ в области образования являются очень обширными. Основной – это осуществление нормативно-правового


33 регулирования. В ходе выполнения данной функции Министерство обладает правом: разрабатывать и изменять Правительство РФ проекты различных федеральных законов и нормативных правовых актов от
Правительства и Президента России, а также прочие документы, для которых необходимыми являются различные решения, принятые
Правительством РФ и затрагивающие вопросы, относящиеся к установленной сфере ведения Министерства; самостоятельно принятие подзаконных нормативных актов по вопросам установленной сферы деятельности у федеральной службы, которая находится в подчинении у
Министерства, а также самому Министерства, которые отвечают за функционирование всей системы образования России.
Минобрнауки РФ создает федеральные университеты; открывает в установленном порядке докторантур и аспирантур, выдает дипломы о присуждении аттестатов и ученых степеней, которые предусмотрены государственной системой аттестации, присваиваются ученые звания, признания и установление эквивалентности документов у иностранных государств об ученых званиях и степенях в пределах РФ, выдает свидетельства об установлении и признании эквивалентности отображенных документов.
Полномочия Министерства образования и науки РФ:
- создание нанотехнологической национальной сети;
- координация разработок и исследований в области нанотехнологий;
- мониторинг производственного и научно-технического потенциала в облатси нанотехнологий;
- разработка технологической, информационной и приборно- инструментальной базы в развитии наноиндустрии;
- организует создание прогнозов в развитии научно-технической, научной, инновационной сферы, рынков у наукоемкой продукции, услуг и тп.

34
Также на Минобрнауки России заключает договора на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведение научно- исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, полномочия собственника подведомственных учреждений и т.д., получает средства федерального бюджета.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
(Рособрнадзор) является исполнительным и надзорным органом.
Положение о Рособрнадзоре было утверждено Постановлением
Правительства РФ от 17 июня 2004 года № 300, в соответствии с которым
Рособрнадзор выполняет свои полномочия
[11].
Основными тремя генеральными направлениями деятельности
Рособрнадзора при осуществлении контроля и надзора в области образования и науки является:
– государственный надзор за соблюдением законодательства
Российской Федерации в области образования всеми образовательными учреждениями, органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, а также принятие мер по устранению нарушений законодательства Российской
Федерации в области образования
– оценка и контроль качества в образовательной сфере;
– реализация лицензирования образования, в т.ч. контролирование соблюдения лицензиатом всех лицензионных требований, условий во время реализации образовательной деятельности, проведение аккредитации государством образовательных учреждений по высшему профессиональному образованию, список которых утверждает
Правительство РФ, отечественных образовательных учреждений, которые находятся за пределами РФ..
Органы управления образованием субъектов Российской Федерации весьма разнообразны, они могут существенно различаться по своему