Файл: Понятие, характеристика и виды авторских прав.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 207

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Института права
(наименование института полностью)
Кафедра __________«Гражданское право и процесс»________________________________
(наименование)
40.03.01 Юриспруденция
(код и наименование направления подготовки, специальности)
Гражданско–правовой
(направленность (профиль) / специализация)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА) на тему Понятие, характеристика и виды авторских прав
Студент
П. А. Савицкая
(И.О. Фамилия)
(личная подпись)
Руководитель канд. полит. наук Д. С. Горелик
(ученая степень, звание, И.О. Фамилия)
Тольятти 2022

2
Аннотация
Тема выпускной квалификационной работы «Понятие, характеристика и виды авторских прав».
Выпускная квалификационная работа состоит из: введения, трех глав, поделенных на параграфы, заключения и списка используемой литературы и используемых источников.
Во введении обоснована актуальность выбранной тематики, поставлены цель и задачи исследования, а так же определены предмет и объект исследования.
В первой главе «Общие положения авторского права» рассмотрены этапы развития авторского права в России, отражены понятия, виды и юридическая характеристика. Так же описаны субъекты и объекты авторского права и приведена нормативно–правовая база российского и международного законодательства в области интеллектуальной собственности.
Вторая глава «Содержание и реализация авторского права» посвящена исследованию личных имущественных и неимущественных прав автора, возможным способам отчуждения и ограничения авторских прав.
Третья глава «Защита авторских прав» содержит основные проблемы и методы защиты субъектов авторского права, а так же ответственность за нарушение авторских прав.
В заключении приведены основные выводы, полученные в результате проведенного исследования.
Общий объем работы 61 страниц, использованных источников – 51.

3
Оглавление
Введение ................................................................................................................... 4
Глава 1 Общие положения авторского права ....................................................... 7 1.1 Исторические этапы развития авторского права в России ............ 7 1.2 Понятие, виды, юридическая характеристика авторского права 12 1.3 Субъекты и объекты авторского права .......................................... 15 1.4 Нормативно–правовая база российского и международного ...... 19 законодательства в области интеллектуальной собственности ......... 19
Глава 2 Содержание и реализация авторского права ........................................ 22 2.1 Личные имущественные и неимущественные права автора ........ 22 2.2 Способы отчуждения авторских прав ............................................ 27 2.3 Ограничения авторских прав........................................................... 36
Глава 3 Защита авторских прав ........................................................................... 40 3.1 Презумпция авторства как основа для защиты авторских прав .. 40 3.2 Защита субъектов авторского права и ответственность ............... 44 за нарушение авторских прав ................................................................ 44 3.3 Государственная политика в области охраны авторских прав .... 50 в Российской Федерации ....................................................................... 50
Заключение ............................................................................................................ 54
Список используемой литературы и используемых источников ..................... 56


4
Введение
Актуальность этой темы состоит в том, что авторское право не только способствует распространению духовных богатств, но защищает результаты творческого процесса от незаконного их использования, а это одно из его главных плюсов. При этом авторское право защищает свободу информации и творчества, оно стимулирует стремление автора создавать важные произведения, позволяет им использовать эти произведения для коммерческого использования. Эта отрасли права помогают развивать русскую национальную культуру, которая тяжело существует и функционирует без соответствующей защиты авторского права. На сегодняшний день авторское право на законодательном уровне регулируется не достаточно хорошо, связано это с тем, что данный институт является не так давно раскрытым и защищаем в Российской Федерации, многие граждане пользуясь чужим творчеством знают как избежать наказания. В работе представлены пути совершенствования законодательства, рассмотрены действующие нормы и история возникновения права.
Авторское право – это часть гражданского правопорядка, регулирующего и защищающего права создателей научных, литературных и искусственных произведений. В России авторское право рассматривается в качестве института гражданского правосудия.
В институте авторского права имеются особенные и характерные особенности, отличающиеся от всех остальных институтов гражданских прав. В этом учреждении защищаются не только права авторов, а также их имущественные права и личное – моральное и духовное. При этом учреждение оказывает влияние на общественные интересы – на интересы образования и культуры.
Объектом исследования является авторское право.

5
Предмет исследования – определение сущности права автора и индивидуальные права автора.
Цель работы заключается в изучении основных терминов, видов, характеристик авторских прав.
Исходя из этой цели, следует определить ряд задач:
1.
Познакомиться с историей о возникновении авторских прав в РФ.
2.
Разобраться в понятиях, видах и правовых характеристиках авторских прав.
3.
Исследовать субъекты и объекты авторского права.
4.
Проанализировать российское и мировое законодательство о правах собственности на интеллектуальную собственность.
5.
Выделить личные имущественные и неимущественные права автора.
6.
Сформировать защиту субъектов авторских прав и ответственности за нарушения авторского права.
7.
Рассмотреть государственную политику по защите прав авторов в
РФ.
В работе была применена методологическая база исследования, которая основана на диалектическом методе, позволяющем сделать анализ изучаемой тематики выпускной квалификационной работы, в разрезе ее взаимосвязи и развития, в совокупности с актуальными проблема судебной практики.
Так же в исследовании были применены общенаучные методы: метод анализа и метод синтеза, дедукции, индукции, аналогии, формально–
юридический, специально–юридический, сравнительно–правовой.
При использовании нормативно–правовой базы в исследовании были включены нормативно–правовые акты, федеральные и местные законы
Российской Федерации, Конституция РФ, ГК РФ, которые относятся к


6 гражданско-правовому регулированию договорных отношений, относящихся к договорам оказания возмездных услуг.
При написании курсовой работы применялась эмпирическая база, основанная на материалах и делах судебной практики, которая содержится в постановлениях и определениях арбитражного суда за 2019–2021 гг. относящихся к проблемам разногласий в договорах возмездного оказания услуг [1].
Теоретическая значимость в исследование выражена в том, что выводы и положения, которые были сформулированы, могут применяться при более глубоком изучении сферы договорных отношений по вопросам возмездного оказания услуг.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности применять материал исследования как основу для научно–исследовательской деятельности в учебном процессе, по дисциплинам «Авторское право», «Гражданское право».
Научная новизна выражена в разработке рекомендаций в отношении регулирования договоров возмездного оказания услуг, а так же в положениях, представленных к защите.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения,
3–х глав, поделенных на параграфы, заключения, список источников.

7
Глава 1 Общие положения авторского права
1.1 Исторические этапы развития авторского права в России
Авторское законодательство в России пришло в действие с 01.01.2008 г., что подвело итоговую черту его развития в истории. Для процесса формирования авторского права характерна преемственность, новации и модернизация на его этапах [4, с. 11].
В ч. 4 ГК РФ выражен баланс между требованием вносить что–то новое в гражданско-правовое регулирование и, между гражданско-правовыми институтами «интеллектуальной собственности». Внедрение модернизации необходимо с целью соблюдения требований международных договоров РФ и развитием научно–технического прогресса, а также с целью устранения сформировавшихся недостатков, за период развития Авторского права, к примеру: законодательно не закреплено понятия произведения, как объект авторских прав, литературное произведение не закреплено как объект авторского права, в силу «молодости» данного права, присутствуют в ч. 4 ГК
РФ противоречия с номами международных договоров РФ [2].
«Статут королевы Анны» – первый в истории Авторского права закон, принятый в 1710 г. в Англии. В законе говорилось о личном праве автора на охрану его выпущенного произведения на период 14 лет, в случае здравия автора, срок могли увеличить еще на 14 лет [4, c.84].
Изначально в России Авторское право и регулирование гражданско- правовых отношений в сфере авторства и распространения литературных произведений появилось не для защиты интересов авторов, издателей и книготорговцев. «Основной особенностью авторского права в России была его близкая связь с 10 цензурным законодательством». До 1771 г. книгоиздательское дело, которое было принято считать государственной монополией в России, определяло начало формирования Авторского права.


8
Впервые в Санкт–Петербурге в 1771 г. была дана первая в истории привилегия, которая разрешала печатать книги на иностранных языках и в этот же момент ввели цензуру на иностранную литературу. Чтобы сохранить государственную монополию, печатание книг на русском языке было также запрещено. Спустя 45 лет в 1816 г. был принят первый акт, который защищал право автора. Министерство народного просвещения вынесло распоряжение о том, что в момент предоставления рукописи на цензуру должны быть доказательства прав автора для принятия рукописи в работу с целью последующего напечатания.
Более конкретизированные нормы в сфере Авторского права появились в России 22.04.1828 г. в Цензурном уставе, в котором была опубликована глава «О сочинителях и издателях книг» [8, c.23], данный акт был первым в истории права и носил прогрессивный характер.
Следом за Цензурным Уставом в 1830 г. было утверждено новое положение о правах издателей, сочинителей и переводчиков. Это положение позволило расширить круг объектов, которые подлежат охране Авторского права. Теперь в него входили не только литературные произведения, но и художественные, музыкальные и иные виды. Следующая особенность, которая появилась в 1857 г. в Авторском праве – увеличение срока защиты прав автора до 50 лет, это правило ранее было включено в законодательство стран Европы, откуда и пришло в Россию.
В Х1Х в. во второй половине Авторское право заслужило особого внимания и было включено отдельной главой в Гражданский кодекс
Российской Империи. После чего 20 марта 1911 г. был издан первый самостоятельный законно о правах автора в Российской Империи. До вступления в силу данного закона, Авторское право было принято конструировать как право собственности определенного рода. Таким образом, Закон позволял обеспечить уровень защиты в конкретизированных рамках, для существовавшего на тот момент технического обеспечения, и

9 включал значительные положения о мерах воздействия для соблюдения установленного Закона. Российская Империя в 11 международных отношений в сфере прав автора придерживалась двусторонним отношениям, с европейскими странами: Бельгия и Франция [8, c. 25].
Все приведенные законодательный акты, имели важную положительную роль в формировании дореволюционного авторского права, несмотря на тернистый и противоречивый путь.
Следующие этапы развития в законодательстве об Авторском праве происходили в советский период, для них характерны следующие особенности:
После Октябрьской революции 1917 года постановлением ЦИК и СНК
СССР 16 мая 1928 года был издан первый полновесный нормативно–
правовой акт в сфере Авторского права. Акт конкретизировал основные институты данной отрасли права: авторство, предмет, объект права. Так же в его специфику полномочий было включено продление срока охраны прав авторов и всего, что относилось к деятельности издателя [5, c. 37].
Следует отметить особенность Акта, введенного в 1928 году, являлись нормы, которые вводили государство в регулирование отрасли Авторского права. Таким образом, в условиях договора был регламентирован пункт об уступке прав на всеобщее исполнение произведений. В связи с этим, договор на издание регламентировался законами союзных
Республик.
Правительством СССР была установлена возможность выкупа ими авторских прав на изданное произведение в принудительном порядке.
Следующий этап развития Авторского права пришелся на 1964 год, что отразилось на Гражданском кодексе РСФСР. На этом этапе развития законодатель применил другой подход к отрасли, другими словами, нормативно–правовое сопровождение авторского права включили в кодифицированный закон, что ранее не применялось в ГК РСФСР 1923 года издания. В следующей редакции от 1964 года ГК РСФСР уже были


10 предусмотрены детально разобранные разработки Авторского права [11, c.
11].
Оба ГК РСФСР в своем содержании представляли права автора на предоставление ему авторской правовой охраны, если издание было выпущено в обиход за границей произведениям иностранного автора в юрисдикции конкретного международного соглашения, которое могло быть как двусторонним, так и многосторонним. Следует отметить, что подобное соглашение отсутствовало в изучаемой сфере до 1973 года, за исключением двусторонних договоров СССР [6, c.14].
Приведем пример: Договор между Норвегией и СССР «о мореплавании и торговле от 15 декабря 1925 в 13 статье ГК РСФСР звучит следующим образом: «Впредь до заключения этих конвенций вышеуказанные права промышленной, литературной и художественной собственности будут осуществляться гражданами одной из Высоких Договаривающихся Сторон на территории другой Стороны в пределах и на условиях постановлений внутренних законов этой последней Стороны и международных конвенций, соглашений или договоров, заключенных ею с тем из других государств, которое в этом отношении является наиболее благоприятствуемым» [6, c.18].
Третий этап наступил в 1973 году, в момент когда СССР вошел во
Всемирную Конвенцию об авторском праве в Женевской редакции от 1952 года. Данное объединение обязало СССР обеспечить минимальный уровень правовой гарантии авторам, чьи произведения были впервые изданы для публикации за границей. Эти гарантии включали в себя права автора и только автора переводить издание, выпускать его в свет с учетом переводов, разрешать третьим лицам на перевод оригинального издания и выпускать перевод третьего лица в свет.
Четвертый этап пришел на 9 июля 1993 года уже был принят
Российской Федерацией и имел отраслевое значение, звучал следующим образом: «Об авторском праве и смежных правах». В Закон вошло 5

11 разделов: Авторское право; Общие положения; Коллективное управление правами на имущество; Смежные права; Защита смежных и авторских прав
[7, c. 19].
Предпоследний этап формирования отрасли Авторского права был в
1995 году, в момент присоединения Российской Федерации к Всемирной 13
Конвенции о правах автора в Парижской редакции от 1971 года. А также
Бернской Конвенции в редакции Парижского акта 1979 года о защите художественных и литературных издательств 1886 года.
На пятом этапе в 2004 году были внесены корректировки в Закон РФ
«Об авторском праве и смежных правах». Таким образом, в закон были внесены следующие корректировки:
– полное восстановление режима ретро охраны, который устанавливала Бернская Конвенция;
– корректировка по срокам охраны прав авторства по произведениям;
– введение нового «Интернет–право» для контроля правового регулирования объектов авторства не только на бумажных носителях, но и в цифровом формате.
Следовательно, после введения в действие 4 части ГК РФ Федеральный закон №231 – ФЗ от 18.12.2006 г. был признан утратившим силу. Данные изменения начали действовать с 01.01.2008 года [3].
Четвертая часть Гражданского кодекса Российской Федерации включила в себя совокупность норм, которые ранее действовали в законодательстве о правах автора и смежных правах, а так же о товарных знаках, правовому регулированию программ ЭВМ, предписаний по патентному праву, тем самым обеспечивая однообразие правового контроля в сфере Авторского права в гражданско-правовой отрасли. Внесенные поправки направлены на полную кодификацию законодательных и нормативно–правовых актов в области интеллектуальной собственности [26].