Файл: Понятие, характеристика и виды авторских прав.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 177

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

40
1   2   3   4

Глава 3 Защита авторских прав
3.1 Презумпция авторства как основа для защиты авторских прав
Презумпция авторского права (творчества и авторства) актуально в рамках исследования в широком использовании в рамках применения бесконечных судебных процессов по нарушению авторского права. В судебных процессах по авторскому праву крайне тяжело определить обстоятельства, которые имели бы юридическое значение, относящееся к процессу произведения науки, искусства, литературы. При применении презумпции упрощается процесс судебный, который освобождает ответчика и истца от доказательства фактов и равным значением распределяет обязанности по опровержению фактов [42, с. 11].
При анализе правовой природы презумпции авторского издания и творчества преследуется цель содержания и формирования конкретного предложения, по рекомендациям совершенствования действующего законодательства и судебной практики презумпции правоохранительными органами, в интересах суда, и участниками гражданско-правовых отношений.
В данном процессе решаются задачи правовой и логической природы в рамках изучаемой презумпции, формирование собственного понимания и подходов к применению презумпции творчества и авторства.
Презумпция, которая распространяется в юридической конструкции, представляет определенное правило, которое доказывает наличие или отсутствие фактов до момента предоставления доказательств или опровержений. В основе юридического и технического приеме расположен социальный опыт, часто применяемый в практике, данное обстоятельство при определенных условиях. Презумпция применяется во всех отраслях права. Истец и ответчик освобождаются от юридического дела, от

41 доказательств, обстоятельств и правильное распределение ноши доказательства, что очень облегчает судебный процесс.
Таким образом, к объектам авторского права относятся результаты интеллектуального труда — произведения науки, литературы и искусства.
Действовавшие ранее нормы права устанавливали, что авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности (ст. 6 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» [34]). В данный момент, определяя объект авторского права, законодательство не содержит прямого указания на то, что произведение должно являться результатом творческой деятельности
(п. 1 ст. 1259 ГК РФ [2]): «объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения». Это вовсе не означает, что к объектам авторского права могут быть отнесены результаты интеллектуальной деятельности не творческого характера, поскольку вывод о том, что произведение является результатом творческой деятельности автора, вытекает, по мнению высших судебных органов, из системного толкования ст. 1228, 1257 и 1259 ГК РФ (см.п. 28 Постановления Пленума Верховного
Суда и Пленума ВАС РФ № 5/29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» [35]).
К примеру, рассматривая иск о защите интеллектуальных прав на фотографические изображения, Хамовнический районный суд Москвы усомнился в творческом характере спорных фотоснимков. В этом случае суд пришел к выводу о том, что «представленные истцом фотоматериалы являются сообщением о конкретном событии и имеют исключительно информационный характер и были созданы без использования творческого труда и не могут быть признаны результатом интеллектуальной


42 деятельности, в связи с чем не могут рассматриваться как объект гражданского права, подлежащие защите по правилам главы 70 ГК РФ» [36].
Авторские права возникают автоматически с момента создания произведения. Согласно пункту 4 статьи 1259 Гражданского кодекса
Российской Федерации, процедура возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требует определенной регистрации произведения или соблюдения других формальностей [2].
Поэтому, если автор создал произведение и выразил его в установленной объективной форме, то это произведение автоматически получает правовую охрану, а сам правообладатель приобретает авторские права. Но следует иметь в виду, что, хотя защита возникает по определению, все равно необходимо выразить произведение в объективной форме, а именно в письменной, устной или в виде изображения, звука или видеозаписи, в трехмерной форме, чтобы полностью обеспечить его. Ведь до тех пор, пока произведение не будет выражено в вышеуказанных формах, оно не будет нуждаться в правовой охране, следовательно, оно не будет доступно другим лицам и останется неизвестным, кроме его автора.
Для доказательства факта авторства, то есть создания произведения конкретным лицом (самим автором), российское законодательство устанавливает следующие виды доказательств [43, с. 33]: «объяснения сторон, в том числе третьих сторон; показания свидетелей; письменные и вещественные доказательства; аудио–и видеозаписи; мнения экспертов».
На самом деле на практике процесс доказательства авторства основан на презумпции авторства и сводится к предоставлению самого первого экземпляра созданного в самом начале произведения, на котором будет указан его автор.
Непосредственно в статье 1257 Гражданского кодекса Российской
Федерации

2

. дается определение презумпции авторства, что означает, что

43 лицо, указанное в качестве автора на оригинале или копии произведения или иным образом, считается его автором, если не доказано иное.
Презумпция авторства опровергается, но на практике нередко авторам бывает очень трудно предоставить очевидные доказательства своего создания произведения в случае плагиата.
Чтобы подтвердить авторство опубликованного произведения, необходимо представить любую самую раннюю копию, но в отношении неопубликованного защита авторских прав очень сложна и часто не всегда возможна. Поэтому правообладатель произведения сам должен позаботиться о предоставлении необходимых доказательств.
Следует подчеркнуть, что презумпция авторства распространяется только на самого автора. Другие лица обязаны предоставить необходимые доказательства передачи им первоначальных авторских имущественных прав на произведение. Поскольку изначально авторские права возникают только у правообладателя [44, с. 23].
Помимо вышеперечисленных способов, авторство также подтверждается знаком охраны авторства, который имеет исключительно информационное значение и определяет лицо, считающее себя обладателем исключительных прав на произведение. Лицо должно подтвердить эти выводы другими доказательствами, такими как наличие авторских соглашений, свидетельства о праве наследования. Знак защиты авторских прав сам по себе не может быть основанием для установления факта владения правами.
Важно отметить, что надписи типа «Все права защищены» (All rights reserved), пришедшие в Россию из американской практики, не имеют юридического значения. Такие надписи обычно наносятся на поддельные копии произведений, а также на фонограммы, чтобы ввести власти в заблуждение [18].


44
3.2 Защита субъектов авторского права и ответственность
за нарушение авторских прав
В правовом обеспечении интеллектуальной собственности существует различие между защитой прав и их защитой. Защита прав – это общий правовой порядок в области интеллектуальной собственности, закрепленный в нормативных актах, осуществляемый во внесудебном и судебном порядке.
Внесудебная форма защиты включает в себя самооборону, установленную автором в договоре, заключенном между правообладателем и приобретателем права интеллектуальной собственности. К судебным формам защиты относятся гражданско-правовые, административные и уголовно–
правовые методы защиты [45, с. 29].
Личные неимущественные права неотделимы от личности автора, и их передача не допускается. Возможна передача имущественных прав от правообладателя другому лицу. Правообладатель имущественных прав имеет право передавать авторские права на основании гражданско-правового договора (статья 1233 Гражданского кодекса Российской Федерации) [2].
Уступка прав ИС происходит по договору об отчуждении исключительного права (статья 1234 Гражданского кодекса Российской Федерации), а передача авторского права на время путем предоставления права использования ИС другому лицу происходит по гражданско-правовым договорам: отчуждению
(статья 1234 Гражданского кодекса Российской Федерации [2]), лицензии
(статья 1238 Гражданского кодекса Российской Федерации), трудовому
(статья 1288 Гражданского кодекса Российской Федерации), по государственному (муниципальному) контракту (статья 1298 Гражданского кодекса Российской Федерации)

2

Эта форма защиты реализуется в короткие сроки. Административная защита необходима на основании Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КОАП РФ) от 30.12.2001 № 195–ФЗ

45
(ред. от 02.08.2019 с изменениями и дополнениями, вступ. в силу с
01.09.2019). За совершение нарушений авторских и смежных прав к административной ответственности подлежат следующие правонарушения

13

:

нарушение авторских и смежных прав, изобретательских прав
(статья 7.12 КОАП РФ)

13

;

нарушение установленного порядка патентования (статья 7.28
КоАП РФ)

13

;

продажа товаров, выполнение работ ненадлежащего качества
(статья 14.4 КОАП РФ)

13

;

продажа товаров, выполнение работ при отсутствии ККТ (статья
14.5 КОАП РФ)

13

;

обман потребителей (статья 14.7 КоАП РФ)

13

;

незаконное использование средств индивидуализации товаров
(статья 14.10 КоАП РФ)

13

;

незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможню (статья 16.1 КоАП РФ) и так далее

13

При обеспечении правовой защиты интеллектуальной собственности, установленной Административным кодексом Российской Федерации, необходимо отметить проблемы, усложняющие правовое регулирование: пассивное отношение авторов и правообладателей к защите прав интеллектуальной собственности, отсутствие методологии расчета убытков при нарушении прав интеллектуальной собственности, отсутствие в законе понятия «контрафактная продукция», неэффективность административных и правовых санкций, отсутствие борьбы с «пиратством»

13

Решение этих проблем требует внесения изменений в административное законодательство, с тем чтобы санкции за нарушение прав стали превентивными.


46
Эта форма защиты права на объект интеллектуальной собственности используется для восстановления нарушенного права в судебном порядке. В гражданском законодательстве выделяют две группы защиты прав интеллектуальной собственности: универсальные, используемые для защиты не только права на объект интеллектуальной собственности, но и других субъективных прав (статья 12 Гражданского кодекса Российской
Федерации), и направленные исключительно на объекты интеллектуальной собственности [47, с. 69].
Статья
12
Гражданского кодекса
Российской
Федерации предусматривает следующие способы защиты прав интеллектуальной собственности в суде

2

:

признание права авторства (статьи 1252, 1265 Гражданского кодекса Российской Федерации);

восстановление ситуации, существовавшей до нарушения права
(статья 301 Гражданского кодекса Российской Федерации);

возмещение убытков (статьи 1300, 1301 Гражданского кодекса
Российской Федерации);

принуждение к исполнению обязанностей в натуральной форме
(статьи 308.3, 396 Гражданского кодекса Российской Федерации)
[2];

возмещение морального вреда (статьи 151, 1251 Гражданского кодекса Российской Федерации);

изъятие материалов, используемых для нарушения прав (статья
1252 Гражданского кодекса Российской Федерации);

прекращение или изменение правоотношений (статьи 450, 451
Гражданского кодекса Российской Федерации);

публикация решения суда о нарушении (часть 1 статьи 1252
Гражданского кодекса Российской Федерации);

47

принятие иных мер, предусмотренных законодательством
Российской Федерации (статья 1231 Гражданского кодекса
Российской Федерации).
При предоставлении правовой защиты интеллектуальной собственности необходимо отметить следующие спорные моменты гражданской защиты прав интеллектуальной собственности в суде. Нет никаких критериев для оценки ИС. Закон также не устанавливает перечень допустимых доказательств, на основании которых устанавливается факт нарушения прав интеллектуальной собственности (статья 55 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 64 АПК Российской Федерации [2]).
В связи с этим защита прав интеллектуальной собственности зависит от сложившейся судебной практики в конкретном регионе. Исходя из сложившейся судебной практики и разъяснений Верховного Суда
Российской Федерации, критериями оценки прав интеллектуальной собственности являются новизна и оригинальность. Например, Решение Суда по правам интеллектуальной собственности от 29.06.2017 по делу№. А56–
23644/2016, согласно которому суд кассационной инстанции согласился с выводами апелляционного суда относительно того, что апелляционный суд установил, что
Соглашение не соответствовало характеристикам произведения как объекта авторского права (новизна, творческий характер создания произведения, оригинальность (уникальность, уникальность) произведения, следовательно, у суда первой инстанции не было законных оснований для удовлетворения требований истца [37].
Таким образом, если создатель может доказать авторство в суде и объект интеллектуальной собственности, созданный творческим трудом, имеет признаки новизны и оригинальности, то суд признает его право на интеллектуальную собственность. Если автор (создатель, правообладатель) не докажет свое право, суд откажет в иске [48, с. 54].