Файл: Разработка урока по биологии в 5 классе по теме Живая и неживая природа.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 44
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методическая разработка урока по биологии в 5 классе по теме : « Живая и неживая природа».
Тип урока: Обобщение и закрепление знаний
Цели: Создать условия для обобщения и закрепления знаний по теме ( царства живой природы , отличие живой и неживой природы , явления в окружающей природе, значение этих явлений в живых организмах), для воспитания бережного отношения к природе .
Оборудование: экран, компьютер, проектор, листы А-4, карточки-жетоны , печатные тетради , карточки с заданиями , синии и красные карточки , 3 подноса и оборудование для опытов : 1. магнит , скрепки , карандаш , бумага; 2. сода , уксусная кислота , стакан
3. расческа , бумажки , пленка
Ход урока
1 часть
Организация урока. Вступление.
Фрагмент фильма о природе , на его фоне стихотворение :
«Посмотри мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает
Поле, речка и трава,
Горы , воздух и листва,,
Птицы , звери и леса ,
Гром , туманы и роса .
Человек и время года-
Это все кругом природа.
Сегодня , ребята , мы с вами совершим виртуальное путешествие на природу.
Мы вспомним 1. Чем отличается живая и неживая природа?
2. Какие существуют Царства живой природы ?
3. Какие явления происходят в окружающей нас природе?
И чем они отличаются друг от друга?
4. Значение этих явлений в живых организмах.
Наше сегодняшнее путешествие - это подведение итогов , что мы знаем и что мы умеем.
В путешествие мы отправимся 3 командами ( 3 колонки).
В пути каждую команду ждут испытания – это разнообразные задания, конкурсы .
Задача каждой команды – успешно выполнить задание и набрать максимальное количество баллов.
Успех команды будет зависеть от каждого из вас. Оценка будет общая у всей команды.
( 1 место -5 , 2 место- 4 )
Кроме этого , каждый , работая индивидуально , будет зарабатывать собственную оценку.
Итак , в путь !!!
2 часть
Обобщение и закрепление
1 испытание БЛИЦ_ОПРОС «Охота за 5»
-
Что такое природа?
( все естественное , что нас окружает)
-
Природа бывает живая и неживая. А чем живое отличается от неживого?
( питание , дыхание , рост , развитие , размножение , смерть , клеточное строение )
-
Приведите примеры живой природы. -
Примеры неживой природы. -
Могут ли тела неживой природы обладать свойствами живого? ( Да. Сосулька растет и т.д.) -
Как называется оболочка Земли , заселенная и преобразованная живыми организмами ? ( биосфера) -
Кто разработал учение о биосфере? ( В.И. Вернадский ) -
Какие еще вы знаете оболочки Земли ? (гидросфера , литосфера , атмосфера ) -
Факторы , ограничивающие жизнь в литосфере (температура земных недр ) -
Факторы , ограничивающие жизнь в гидросфере (давление , проникновение света ) -
Факторы , ограничивающие жизнь в атмосфере (озоновый слой )
ПРИВАЛ Работа в печатных тетрадях стр. 5 задание № 2, 3
Продолжим путь.
12. Все живые организмы объединяются в 4 царства .Какие? ( растения , животные , грибы , бактерии )
Давайте узнаем ,какие организмы населяют эти царства .
2 испытание КОНКУРС ЗАГАДОК
Представители команд называют по очереди № и получают загадку.
Царство Животные.
1.Возле елок из иголок
Летним днем построен дом.
За травой не виден он.
А жильцов в нем- миллион! ( муравьи)
2.Всю жизнь ношу я 2 горба ,
Имею 2 желудка!
Но каждый горб – не горб , амбар !
Еды в них на семь суток ! ( верблюд)
3.Маленькая ,легкая , а за хвост не поднимешь. (ящерица)
4. Черен ,да не ворон, рогат , да не бык ;
Шесть ног без копыт;
Летит- воет;
Сядет – землю роет. (жук)
5. Выпуча глаза сидит
По французски говорит ,
По блошачьи прыгает ,
По человечьи плавает. ( лягушка0
6. Не мышь , не птица ,
В лесу резвится ,
На деревьях живет
И орешки грызет. ( белка)
7. Без ног – бежит, все ее боятся,
Рубаху меняет , но не человек .
Яйца несет , но не курица . ( змея)
8. Во фраке зеленом маэстро
Взлетает над лугом в цвету.
Он гордость лесного оркестра
И лучший прыгун в высоту. ( кузнечик )
БЛИЦ_ОПРОС «Охота за 5»
13. Все это представители какого царства ? По каким признакам их выделили в отдельное царство?
ЦарствоРастения
-
В белом сарафане стала на поляне
Летели синицы ,сели на косицы . ( береза )
-
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила ,
А о чем она грустит –
Никому не говорит. ( ива )
3. За тонкий запах легких лепестков
Зовут меня царицею цветов. ( роза)
-
Злая , как волчица ,
Жжется , как горчица,.
Ай . не трогайте меня !
Обожгу и без огня . ( крапива )
-
Есть один такой цветок ,
Не вместить его в венок ,
На него подуй слегка –
Был цветок и нет цветка. ( одуванчик )
-
Тонкий стебель у дорожки ,
На конце его – сережки.
Нам он – как хороший друг,
Лечит раны ног и рук. ( подорожник )
-
На шнурочке – стебелечке
Сладких ягод- груда
На большое блюдо. ( виноград )
Видеофрагмент « Росянка»
БЛИЦ_ОПРОС «Охота за 5»
14.Все это представители какого царства ? Признаки этого царства .
Царство Грибы
-
Из-под травки прошлогодней
Вылезают на свободу
Неразлучные сестрички –
Рыжеватые …… ( лисички)
-
Будто смазанные маслом ,
Мы блестим на солнце красном
Как лесные дошколята ,
Под сосной растут …. ( опята )
БЛИЦ_ОПРОС «Охота за 5»
15. Все это представители какого царства ? Признаки этого царства.
16. Почему бактерии выделили в отдельное царство ?
ПРИВАЛ Работа в печатных тетрадях стр. 5 задание № 4
Продолжим путь.
РЕЛАКСАЦИОННАЯ ПАУЗА ( под музыку ЗВУКИ ПРИРОДЫ )
-
Давайте все встанем. Представим себе , что мы в лесу .
Поют птички , журчит ручеек , а рядом с нами различные деревья .
Давайте их изобразим.
-
Встанем на носочки и поднимем руки вверх.
Это тополь тянет свои веточки к солнцу.
-
Опустим ручки , голову набок и вниз.
Это плакучая ива.
-
Двигаемся из стороны в сторону .
Березка качается на ветру.
-
А теперь представим , что подул сильный ветер .
Что будет с нашими деревьями?
Покажите мне , как они будут двигаться на ветру .
-
Выходим на лесную опушку. Садимся .
А происходят ли в окружающей нас среде изменения ? Назовите 3 группы
явлений , происходящих в окружающей среде. ( физические , химические и биологические )
3 испытание ИГРА «ОБЪЯСНЯЛКИ»
1 человек от команды тянет карточку , про себя читает термин и пытается объяснить его своей команде ( 1 балл за правильное объяснение , 1 балл , если команда угадала о чем идет речь )
-
БИОФИЗИКА (наука , изучающая физические явления в живых организмах ) -
ИСПАРЕНИЕ ( переход воды из жидкого состояния в пар ) -
МЕХАНИЧЕСКИЕ явления ( Явления , связанные с перемещением тел или их частей относительно друг друга в пространстве ) -
МОЛНИЯ ( Электрический искровой разряд между облаками или облаками и землей ) -
ТЕПЛОВЫЕ явления ( явления ,связанные с нагреванием и охлаждением воздуха ) -
ИСТОЧНИК СВЕТА ( тела , которые сами светятся , испускают свет ) -
МАГНИТНЫЕ явления ( явления , связанные с действием магнита на другие тела ) -
СВЕТОВЫЕ явления (явления , связанные со светом ) -
СОЛНЦЕ ( природный источник света )
В это время по 1 человеку от каждой команды подходят к столу , получают карточку с заданием , находят на столе все необходимое для проведения опыта ,демонстрирующего доставшееся им явление . Готовят опыты , демонстрируют их классу и делают выводы .
4 испытание КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
ОПЫТ № 1 Физическое явление . ( магнит + скрепки , магнит + карандаш )
Вывод : К магниту притягиваются железные предметы .
ОПЫТ № 2 Химическое явление . ( в стакан – воду + сода + уксусная кислота = газ )
Вывод: Это химическая реакция . Признак – выделение газа .
ОПЫТ № 3 Электрические явления ( расческа , кусочки бумаги , пленка )
Вывод: электростатическое напряжение .
БЛИЦ_ОПРОС «Охота за 5»
17. Отличие физических и химических явлений . ( при химических явлениях образуются новые вещества )
18.Признаки химических реакций ( осадок , газ , изменение цвета , световые явления , тепловые явления , изменение вкуса )
19. Перечислите группы физических явлений ( магнитные , световые , тепловые , механические , Электрические , звуковые )
Вывод: Физические и химические явления происходят и в живой и в неживой природе .
ИГРА С КАРТОЧКАМИ .
Учитель называет явления , учащиеся поднимают синюю карточку , если это физическое явление и красную , если это химическое явление .
-
кипит чайник ( синяя ) -
молния ( синяя ) -
почернело серебро ( красная ) -
светит Солнце ( синяя ) -
поржавело железо ( красная ) -
фотосинтез ( красная ) -
распространение запаха духов в воздухе ( синяя ) -
выделение газа из открытой бутылки лимонада (синяя ) -
пищеварение в желудке ( красная ) -
плавление металла (синяя ) -
испарение пота (синяя ) -
скисание молока ( красная ) -
растворение сахара в чае (синяя ) -
выделение газа при взаимодействии картофеля с перекисью водорода ( красная )
ПРИВАЛ Работа в печатных тетрадях стр. 15 задание № 2
5 испытание БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЭСТАФЕТА .
В нашей теме мы встречали много сложных терминов . Их надо не только знать , но и уметь грамотно писать. Каждая команда получает лист с терминами , в терминах пропущены буквы . Каждая пара в команде вставляет пропущенные буквы в один термин и быстро передает лист следующей паре . ( 1 балл за каждый правильно записанный термин + 1 балл за 1 место , если нет ошибок )
-
ПР.ДУЦ.НТЫ -
К.НСУМЕНТЫ -
Р.ДУЦ.НТЫ -
БИОФИЗ.КА -
ИСП.РЕН.Е -
М.ГНИТНЫЕ -
Х.МИЧ.СКАЯ -
Ф.ЗИЧ.СКОЕ -
М.Х.НИЧЕСКОЕ -
В.Щ.СТВО
Взаимопроверка ( 1 колонка – 2 колонка, 2 колонка- 3 колонка , 3 колонка – 1 колонка)
3 часть
Подведение итогов урока
1.Учащиеся делают выводы , опираясь на предложенную схему
-
Окружающая нас природа делится на живую и неживую .
Тела живой и неживой природы характеризуются по одинаковым признакам.
-
Живая природа объединяется в 4 Царства : Растения , Животные , Грибы , Бактерии . -
В живой и неживой природе происходят физические и химические явления. -
Живые организмы регулируют происходящие в них химические и физические процессы , приспосабливаясь к изменяющимся условиям среды . -
Физические и химические явления , происходящие в живых организмах , обеспечивают нормальную жизнедеятельность живых систем . -
Живая и неживая природа – единое целое .
Данную схему учащиеся вклеивают в тетрадь.
2. Подсчитываем баллы , выставляем оценки за урок командам и отдельным участникам.( за демонстрацию и объяснение опытов , за блиц-опрос , за самостоятельную работу в печатных тетрадях – учащиеся их сдают )
3. Заключение
Давайте вспомним слова астронавта Уильяма Андерса , который увидев нашу планету из космоса сказал: «Мы ,может быть , не сознавая этого считаем Землю плоской и бесконечно большой . Уверяю Вас , что Земля не массивный гигант , а скорее хрупкий елочный шарик , с которым нужно обращаться очень бережно…»
Кроме того надо помнить , что человек –это тоже часть природы и его существование зависит напрямую от существования нашей планеты .
4 часть
Домашнее задание
1.Печатная тетрадь : Параграф 13 ( все задания ) Параграф 20 ( зад. 2 , 3 )
2. доп. задание - биологическая задача
(В храмах Древнего Египта жрецы демонстрировали «прижевление» головы гуся .
Вначале в полутьме храма гусю отрубали голову , лилась кровь ….
После пассов , заклинаний жреца гусь , радостно гогоча , поднимался с прижевлен-
ной головой , и никаких швов видно не было …. Как делали этот трюк? )
3. Памятка «Правила поведения на природе» или плакат «Последствия отрицательного влияя ния человека на природу».