Файл: Тематическое планирование для детей первого этапа обучения (ориентировочно младший дошкольный возраст).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тематическое планирование занятий по развитию элементарных математических представлений для детей второго этапа обучения

(ориентировочно - средний дошкольный возраст)




Тема занятий:

Задачи:

1.

Соотнесение числа и количества. Цифра 1

Закреплять представление о цифре 1.

2.

Соотнесение числа и количества. Цифра 2

Закреплять представление о цифре 1 и 2.

3.

Геометрическая фигура - круг

Формировать представление о круге. Формировать умение составлять круг из частей.

Учить производить выбор из кругов, квадратов, треугольников разного цвета и разной величины.

4.

Геометрическая фигура – квадрат

Формировать умение составлять квадрат из частей. Учить производить выбор из кругов, квадратов, треугольников, овалов разного цвета и разной величины.

5.

Геометрическая фигура – треугольник

Формировать представление о треугольнике. Формировать умение составлять треугольник из частей. Учить производить выбор из кругов, квадратов, треугольников разного цвета и разной величины.

6.

Геометрическая фигура – овал

Формировать представление об овале. Формировать умение составлять овал из частей. Учить производить выбор из кругов, квадратов, треугольников разного цвета и разной величины.

7.

Геометрическая фигура – прямоугольник

Формировать представление о прямоугольнике. Формировать умение составлять прямоугольник из частей. Учить производить выбор из кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разного цвета и разной величины.

8.

Сравнение предметов

Формировать понятия «большой», «маленький», «одинаковые». Закрепить представление о цифрах 1 и 2, сформировать умение соотносить их с количеством.

9.

Понятия «сверху», «снизу»

Формировать умение ориентироваться в окружающем пространстве, определять верх и низ на плоскости и на листе бумаги.

10.

Понятия «вверху», «внизу», «рядом», «посередине»

Продолжать учить воспроизводить пространственные отношения между элементами при конструированию и по образцу (внизу, вверху, рядом, посередине).

11.

Понятия «справа – слева»

-Учить воспроизводить пространственные отношения справа – слева по подражанию и по образцу.

-Знакомить со словесным обозначением пространственных отношений «справа – слева».

12.

Понятия «далеко – близко»

Знакомить с понятиями «далеко – близко».

13.

Образование числа 3. Цифра 3.

Закрепить навык пересчета предметов независимо от расположения в пространстве. Закрепить представление о цифре 3, о ее составе.

14

Счет в прямом (до трех) и обратном (от трех) порядке

Закреплять умение отсчитывать заданное количество предметов в пределах трех, устанавливать равенство и неравенство (+1, -1), соотносить количество с цифрами.

15.

Понятия «высокий», «низкий», «одинаковые»

Сформировать понятия «высокий», «низкий», «одинаковые».

16.

Понятия «спереди», «сзади», «перед», «за», «между», «на», «под»

- Продолжать вводить в активный словарь названия свойств и отношений предметов: красный, желтый, синий, зеленый, белый, круглый, овал, шар;; высокий, низкий; внизу, вверху, выше ниже; на, под.

- Закрепить понятия «спереди», «сзади», «перед», «за», «между» в практической деятельности.

17.

Закрепление понятий «больше» - «меньше», «самый большой» - «самый маленький»

Продолжать вводить в активный словарь названия свойств и отношений предметов: красный, желтый, синий, зеленый, белый, круглый, овал, шар; большой, маленький, самый большой.

18.

Понятия «длинный», «короткий», «одинаковые по длине»

Формировать понятия «длинный», «короткий», «одинаковые по длине»

19.

Понятия «далеко», «близко», «около», «рядом»

Формировать понятия «далеко», «близко», «около», «рядом»

20.

Пересчет предметов в пределах четырех.

  1. – Учить детей выделять 4 предмета из группы по подражанию, по образцу, по слову; соотносить количество предметов с количеством пальцев;

  2. – Учить детей соотносить две группы предметов по количеству в пределах четырех без пересчета (столько …, сколько …);

  3. – Учить пересчитывать предметы в пределах четырех; осуществлять пересчет однородных предметов, расположенных в ряд, при разном их расположении, а также предметов, различных по назначению, цвету, размеру;

  4. – Учить детей определять количество предметов, изображенных на картинках, в пределах трех, четырех при одинаковом и разном расположении;

21.

Составление числа 4 разными способами.

– Продолжать учить сравнивать по количеству две группы предметов, сравнивать по количеству используя практические способы сравнения (приложение, переливание и т. п.) и пересчет независимо от направления счета. Сформировать умение называть итог счета.

– Продолжать формировать представления о сохранении количества (количество предметов не зависит от цвета, величины и пространственного расположения), использовать прием приложения и счет как способы проверки.

22.

Решение задач на нахождение суммы и остатка в пределах трех.

Учить решать задачи нахождения суммы и остатка в пределах трех.

23.

Образование числа 4. Цифра 4.

Закреплять умение соотносить с количеством пальцев, пересчитывать с называнием итогового числа, сформировать представление о цифре 4 и об ее составе.

24.

Пересчет предметов до пяти

- Учить детей выделять 5 предметов из множества по подражанию и образцу, соотносить количество предметов с количеством пальцев в пределах пяти;

- Сравнивать по количеству две группы предметов, находящихся на расстоянии, и группы предметов, изображенных на картинках, на основе пересчета; использовать различные способы проверки.

25.

Образование числа 5. Цифра 5

Закрепить умение считать предметы в пределах 5. Сформировать представление о цифре 5 и ее составе.

26.

Понятие «ночь», «день».

Сформировать умение устанавливать последовательность событий.

27.

Число 5. Порядковый счет до 5

Сформировать умение считать движения, предметы. Сформировать умение считать в прямом и обратном порядке от заданного числа.

28.

Решение арифметических задач на нахождение суммы и остатка в пределах трех, четырех

Учить решать арифметические задачи на нахождение суммы и остатка в пределах трех, четырех.

30.

Понятия «толстый», «тонкий», «одинаковый по толщине»

Закрепить понятия «толстый», «тонкий», «одинаковый по толщине».



Тематическое планирование для детей третьего этапа обучения

(ориентировочно - старший дошкольный возраст)




Время года


Месяц


Неделя


Тема

Формирование сенсомоторной сферы

Ознакомление с окружающим миром

Развитие

познавательной сферы

мышление

мелкая моторика


ОСЕНЬ























СЕНТЯБРЬ

1

Осень. Овощи

Учить детей соотносить изображаемое на картинке действие с реальным действием (выбор из трех – четырех).

- Учить детей называть признаки четырех времен года и определять их последовательность.

-Уточнять представления детей об овощах, учить их дифференцировать.

Формировать у детей умение устанавливать соотношение между словом и образом (находить игрушку по словесному описанию).

- Продолжать учить выкладывать из плоских палочек различные предметы (по образцу, по словесной инструкции, по замыслу).

- Пальчиковая гимнастика.

- Работа по прописи 3.

2

Фрукты

Уточнять представления детей о фруктах, учить их дифференцировать.


3

Деревья и кустарники.


Учить воссоздать целостное изображение предмета, выбирая недостающие части из четырех – шести элементов; дорисовывать недостающие части рисунка.

Учить детей различать отдельные деревья и кустарники.

Формировать у детей умение устанавливать соотношение между словом и образом (находить игрушку по словесному описанию).

- Закреплять умения пользоваться всеми видами и приемами застегивания и расстегивания (пуговицы, кнопки, крючки, шнуровка).

- Пальчиковая гимнастика.

- Работа по прописи 3.

4

Перелетные птицы.

Продолжать знакомить детей с перелетными птицами.


ОКТЯБРЬ

1

Осенняя одежда, головные уборы, обувь.

Учить соотносить форму предметов с геометрической формой – эталоном (выбор из пяти).

Расширять представления об осенней одежде, головных уборах, обуви.


Формировать у детей умение устанавливать соотношение между словом и образом (находить игрушку по словесному описанию).

- Учить выполнять штриховку прямыми линиями в разных направлениях отдельных предметов.

- Пальчиковая гимнастика.

- Работа по прописи 3.

2

Городские птицы.

Продолжать знакомить детей с птицами (воробей, ворона, голубь, сорока).

3

Домашние животные.

Учить группировать предметы по форме, ориентируясь на образец (три – четыре заданных эталона).

Учить детей дифференцировать домашних животных.


Формировать у детей умение устанавливать соотношение между словом и образом (находить игрушку по словесному описанию).

- Учить проводить линию карандашом по «сложной» дорожке.

- Пальчиковая гимнастика.

- Работа по прописи 3.

4

Домашние птицы.

Продолжать знакомить детей с домашними птицам (курица, петух, гусь, утка, индюк).


НОЯБРЬ

1

Дикие животные.

Формировать представление об относительности величины (мальчик низкий по отношению к папе, но высокий по отношению к младшему брату).

Продолжать формировать ориентировку в схеме собственного тела: слева – справа (слева – сердце, здесь левая рука); продолжить ориентировку в пространстве.

Учить детей дифференцировать диких животных.


Формировать у детей умение выбирать соответствующую картинку, изображающую действия персонажей, по словесному описанию.

- Учить проводить линию, не выходя за пределы дорожки и не отрывая карандаша от бумаги.

- Пальчиковая гимнастика.

- Работа по прописи 3.

2

Я и мой организм.

Закреплять представления детей о возрасте и о его связи с трудом и деятельностью человека (малыш — сидит в коляске, играет с мамой; ребенок — ходит в детский сад, играет сам или с детьми; школьник — ходит в школу; взрослые — работают; пожилые люди — дома заботятся о внуках, отдыхают).

3

Мой дом.

Продолжать учить дифференцировать цвета и оттенки, используя их в игровой и продуктивной деятельности.


Расширять представления о членах семьи, о своем доме.


Формировать у детей умение выбирать соответствующую картинку, изображающую действия персонажей, по словесному описанию.

- Учить копировать образец (рисовать рядом такую же картинку).

- Пальчиковая гимнастика.

- Работа по прописи 3.

4

Поздравляем наших мам. День

Матери.

Расширять представления о празднике День Матери


ЗИМА




ДЕКАБРЬ

1

Зима. Зимние забавы, спорт.

Продолжать учить дифференцировать цвета и оттенки, используя их в игровой и продуктивной деятельности.

Расширять у детей представления о времени года: зима и его признаках. Расширять представления о зимних видах спорта и забавах.

Формировать у детей умение выбирать соответствующую картинку, изображающую действия персонажей, по словесному описанию.

- Учить обводить по трафарету геометрические фигуры, несложные предметы и закрашивать их, не отрывая карандаша от бумаги.

- Пальчиковая гимнастика.

- Работа по прописи 3.

2

Зимующие птицы.

Учить детей описывать характерные признаки, образ жизни и повадки зимующих птиц.


3

Зимняя одежда, головные уборы, обувь.

Учить сравнивать сюжетные картинки, отображающие начальную и конечную фразу одного и того же события и явления (девочка держит шарик; шарик улетел; девочка смотрит вверх).

Учить соотносить конструкции и изображения с размерами игрушек и сказочных персонажей (высокий дом для жирафа, низкий дом для ежика).

Расширять представления о зимней одежде, головных уборах, обуви.


Учить детей определять предполагаемую причину явления, подбирая соответствующую картинку (выбор из двух-трех).

- Продолжать учить шнуровать, перекрещивая шнурки.

- Пальчиковая гимнастика.

- Работа по прописи 3.

4

Новый год.

Расширять представления о празднике Новый год.


ЯНВАРЬ

2

Крещение

Расширять представления о празднике Крещение


Учить детей определять предполагаемую причину явления, подбирая соответствующую картинку (выбор из двух-трех).


- Продолжать учить штриховать прямыми линиями в разных направлениях сюжетные рисунки (направление линий показывать.

- Пальчиковая гимнастика.

- Работа по прописи 3.

3

Игрушки.


Расширять представления об игрушках.

4

В мире много сказок.

Продолжать учить ассоциировать геометрическими формами (круг – подсолнух, колесо) из двух других.

Учить складывать одну геометрическую форму из двух других.

Учить конструировать по образцу из пяти - шести элементов.

Учить соотносить конструкции и изображения с размерами игрушек и сказочных персонажей (высокий дом для жирафа, низкий дом для ежика).



Расширять представления о многообразии сказок.


ФЕВРАЛЬ

1

Животные и их детеныши

Учить детей описывать характерные признаки, образ жизни и повадки диких и домашних животных.

2

Инструменты.

Закреплять представления детей об окружающем их предметном мире, созданном руками человека (орудия труда: совок, лопата, пила, нож, топор, вилы, молоток).

Учить детей определять предполагаемую причину явления, подбирая соответствующую картинку (выбор из двух-трех).

- Продолжать учить штриховать прямыми линиями в разных направлениях сюжетные рисунки (направление линий показывать стрелкой).

- Пальчиковая гимнастика.

- Работа по прописи 3.

3

Родина. Защитники Отечества.


Продолжать учить группировать предметы по образцу (четыре размера – большой, поменьше, маленький, самый маленький).

Учить подбирать парные предметы заданной величины среди множества однородных предметов (сапоги для папы, варежки для дочки).


Расширять представления о празднике 23 февраля.

4

Профессии.

Уточнять представления детей о роли профессиональной деятельности в жизни людей.


ВЕСНА


МАРТ

1

Мамин праздник.

Продолжать учить ориентироваться в пространстве знакомых помещений: «Поставь вазу с цветами на стол» и т.д.

Закреплять умение передавать пространственные отношения предметов и их частей в изображениях.

Расширять представления о празднике 8 Марта.


Учить детей определять последовательность событий (из трех и более картинок), употребляя слова сначала, потом.



- Продолжать учить обводить нарисованные предметы по контуру, не отрывая карандаша от бумаги.

- Пальчиковая гимнастика.

- Работа по прописи 3.

2

Весна. Праздники весны.


Расширять у детей представления о времени года: весна и его признаках.

3

Весенняя одежда, головные уборы, обувь

Расширять представления о весенней одежде, головных уборах, обуви.


4

Птицы и животные весной.



Учить группировать предметы по образцу и по речевой инструкции, выделяя существенный признак, отвлекаясь от других признаков.

Знакомить со стрелкой как указателем направления (Куда надо идти за игрушкой?».

Учить детей описывать характерные признаки, образ жизни и повадки диких и домашних животных и птиц.

Обучать детей выявлять связи между персонажами и объектами, изображенными на картинках; формировать умения рассуждать, делать вывод и обосновывать суждение.

- Учить ориентироваться на листе бумаги в направлении стрелки

- Пальчиковая гимнастика

- Работа по прописи 3.



АПРЕЛЬ

1

Продукты

питания

Учить детей дифференцировать продукты питания.


2

Посуда.

Учить детей дифференцировать посуду.


Обучать детей выявлять связи между персонажами и объектами, изображенными на картинках; формировать умения рассуждать, делать вывод и обосновывать суждение.

- Учить обводить предметы по пунктирным линиям («Бабушкин клубочек»).

- Пальчиковая гимнастика.

- Работа по прописи 3.

3

Бытовая техника.


Учить детей дифференцировать бытовую технику.


4

Мебель.

Учить детей дифференцировать мебель.

МАЙ

1

День Победы.

Продолжать сравнивать сюжетные изображения, выделяя в них сходные и различные элементы и детали (два – три элемента).

Расширять представления о празднике 9 Мая.

Обучать детей выявлять связи между персонажами и объектами, изображенными на картинках; формировать умения рассуждать, делать вывод и обосновывать суждение.

- Учить проводить плавные непрерывные линии от стрелки до конца пунктира.

- Пальчиковая гимнастика.

- Работа по прописи 3.

2

Труд людей весной.

Расширять представления о труде людей весной.



3

Семья.

- Закреплять представления детей о своем возрасте, семье, именах близких родственников.

- Закреплять умение детей называть свой домашний адрес.

4

Животные жарких стран.

Учить детей дифференцировать животных жарких стран.



ЛЕТО


ИЮНЬ

1

Здравствуй, лето!

Закреплять умение воспроизводить из заданных форм целостные предметы: «Дорисуй так, чтобы получились разные предметы».

Расширять у детей представления о времени года: лето и его признаках.


Учить детей анализировать сюжеты со скрытым смыслом.

- Учить дорисовывать половину предмета в целях получения целостного предметного изображения.

- Пальчиковая гимнастика.

- Работа по прописи 3.

2

Летняя одежда, головные уборы, обувь.

Расширять представления об летней одежде, головных уборах, обуви.

3

Рыбы. Обитатели морей.

Учить комбинировать несколько геометрических форм для создания целостных изображений (дом – три треугольника; и т.д.)

Учить детей дифференцировать обитателями морей.


4

Цветы.



Знакомить детей с некоторыми цветами и ягодами (одуванчик, тюльпан, ромашка, колокольчик, клубника, малина, крыжовник, смородина).

- Учить располагать графические изображения на листе бумаги, соотносить их с образцом.

- Пальчиковая гимнастика.

- Работа по прописи 3.


ИЮЛЬ

1

Ягоды.

2

Насекомые.

Продолжить учить использовать представления о величине в разных видах деятельности. Закреплять представление о разнообразии величин окружающих их предметов.

Закреплять представление о том, что определения «высокий – низкий», «длинный – короткий» не заменяют определений «большой», «маленький», а дополняют их.

Знакомить детей с отдельными представителями насекомых (пчела, бабочка, муха, муравей).

Учить детей анализировать сюжеты со скрытым смыслом.


Продолжать формировать у детей умение выполнять операции сравнения и обобщения.

Формировать у детей перенос усвоенных способов решения задач (практических, наглядно-образных, логических) в новую ситуацию.

3, 4

Грибы.

Знакомить детей с обобщающим словом грибы.


АВГУСТ

1

Транспорт.

Знакомить детей с обобщающим словом транспорт.

- Знакомить детей с тетрадью в крупную клетку, учить обводить клетки, пропускать 1, 2 клетки.

- Пальчиковая гимнастика.

- Работа по прописи 3.

2

Правила дорожного движения.

Закреплять знания правил дорожного движения на улицах города.

3

Мой город

Учить группировать предметы по образцу и по речевой инструкции, выделяя существенный признак, отвлекаясь от других признаков.

Учить детей называть город (населенный пункт), в котором они проживают.

- Учить проводить прямые линии в две клетки (вертикальные, горизонтальные).

- Пальчиковая гимнастика.

- Работа по прописи 3.

4

Скоро в школу!

Знакомить детей со школьными принадлежностями.

Формировать у детей представления о школе и деятельности ребенка в ней.




Тематическое планирование занятий по развитию элементарных математических представлений для детей второго этапа обучения

(ориентировочно - средний дошкольный возраст)




Тема занятий:

Задачи:

1.

Числовой ряд до 6. Образование числа 6.

- Учить пересчитывать предметы и изображения предметов на картинках в пределах шести при одинаковом и разном их расположении; соотносить количество предметов с количеством пальцев;

- Формировать умение считать предметы в пределах 6 и присчитыванием и отсчитыванием по одному, воспроизводить числовой ряд от заданного до заданного числа;

- Знакомить с порядковым счетом в пределах шести, учить понимать вопрос какой по счету? и отвечать на него.

2.

Состав числа до 6. Цифра 6.

Закрепить умение считать предметы в пределах 6. Формировать представление о цифре 6 и ее составе. Знакомить с местом числа в числовом ряду.

3.

Выполнение арифметических действий на наглядном материале в пределах шести

Учить выполнять арифметические действия на наглядном материале в пределах шести.

4.

Решение арифметических задач на нахождение суммы и остатка в пределах шести

Учить решать арифметические задачи на нахождение суммы и остатка в пределах шести. Знакомить с местом числа в числовом ряду.


5.

Части суток, их последовательность

Формировать умение соотносить действия в течение суток.

6.

Сравнение по количеству двух групп предметов, находящихся на расстоянии, изображенных на картинках

Упражнять в сравнении по количеству двух групп предметов, находящихся на расстоянии, изображенных на картинках.

7.

Понятие «пара»

Формировать понятие «пара».

8.

Приемы приложения и попарного соединения картинок как способы проверки

Учить использовать приемы приложения и попарного соединения картинок как способы проверки.

9.

Сравнение множеств

- Формировать умение уравнивать множества путем добавления и убавления предметов;

- Продолжать формировать представления о сохранении количества: определенное количество предметов не меняется независимо от их расположения; количество предметов не зависит от их размера.

10.

Образование числа 7.

- Учить отсчитывать предметы в пределах семи, называя итоговое число;

- Учить детей осуществлять счет в обратном порядке и от заданного до заданного числа в пределах семи.

11.

Состав числа до 7. Цифра 7.

Закрепить умение считать предметы в пределах 7. Формировать представление о цифре 7 и ее составе. Знакомить с местом числа в числовом ряду.

12.

Равенства и неравенства, сравнение количества

Формировать умение видеть и устанавливать равенства и неравенства, сравнивать количества, давая определение больше (меньше) на 1.

13.

Числовой ряд до 7

Формировать умение находить место числа в ряду, назвать «соседей» числа 7 . считать в прямом и обратном порядке. Учить детей отвечать на вопросы: «Какое число идет за числом 2? за числом 3?», «Назови соседей числа 4», «Найди пропущенное число».

14.

Времена года, их последовательность

Закреплять знания названий времен года, их последовательность, признаки.

15.

Образование числа 8

Сформировать умение отсчитывать предметы в пределах 8, называть итоговое число, воспроизводить числовой ряд от заданного числа до заданного числа.

16.

Числовой ряд до 8

Сформировать умение находить место числа в ряду, назвать «соседей» числа.

17.

Круг, треугольник, квадрат

Закреплять знания о геометрических фигурах.

18.

Образование числа 9

Сформировать умение отсчитывать предметы в пределах 9, называть итоговое число, воспроизводить числовой ряд от заданного числа до заданного числа.

19.

Числовой ряд до 9

Сформировать умение находить место числа в ряду, назвать «соседей» числа 9, считать в прямом и обратном порядке.

20.

Образование числа 10

Сформировать умение отсчитывать предметы в пределах 10, называть итоговое число, находить место числа в числовом ряду, воспроизводить числовой ряд от заданного числа до заданного числа. Учить количественному и порядковому счету.

21.

Соотнесение числа и количества.

Сформировать умение выкладывать числовой ряд от 1 до 10, считать в обратном порядке, считать с любого заданного числа.

22.

Сравнение предметов по размеру. Составление групп предметов с заданными свойствами.

Закреплять умения составлять группы предметов с заданными свойствами.

23.

Повторение

Систематизация и обобщение пройденного материала.




«Согласовано»

Заведующий отделением психолого-педагогической службы




«Утверждаю»

Директор МКУ РЦ «Радуга»

___________Багаева Е.С.




___________ Левицкая И.П.

«___»_________ 20__г.




«___»_________ 201 г.

Расписание занятий учителя дефектолога Шмаковой Ю.В.


Дни недели:

Время занятий:

9.00

9.40

10.20

11.00

11.40

12.20

13.00

13.40

14.20

понедельник

























Работа с документацией

вторник
























среда
























четверг
























пятница
























Примечание: По результатам диагностики составляется индивидуальный план работы на каждого ребенка, где выделяются приоритетные направления (одно или несколько), которые в первую очередь необходимы для компенсации состояния. Так же учитываются возрастные и индивидуальные особенности  развития ребенка, на основе максимальной активизации «зоны ближайшего развития». Содержание занятий строится в рамках ведущей деятельности ребенка.