Файл: Тематическое планирование для детей первого этапа обучения (ориентировочно младший дошкольный возраст).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тематическое планирование занятий по развитию элементарных математических представлений для детей второго этапа обучения
(ориентировочно - средний дошкольный возраст)
Тематическое планирование для детей третьего этапа обучения
(ориентировочно - старший дошкольный возраст)
Тематическое планирование занятий по развитию элементарных математических представлений для детей второго этапа обучения
(ориентировочно - средний дошкольный возраст)
Расписание занятий учителя дефектолога Шмаковой Ю.В.
Примечание: По результатам диагностики составляется индивидуальный план работы на каждого ребенка, где выделяются приоритетные направления (одно или несколько), которые в первую очередь необходимы для компенсации состояния. Так же учитываются возрастные и индивидуальные особенности развития ребенка, на основе максимальной активизации «зоны ближайшего развития». Содержание занятий строится в рамках ведущей деятельности ребенка.
(ориентировочно - средний дошкольный возраст)
№ | Тема занятий: | Задачи: |
1. | Соотнесение числа и количества. Цифра 1 | Закреплять представление о цифре 1. |
2. | Соотнесение числа и количества. Цифра 2 | Закреплять представление о цифре 1 и 2. |
3. | Геометрическая фигура - круг | Формировать представление о круге. Формировать умение составлять круг из частей. Учить производить выбор из кругов, квадратов, треугольников разного цвета и разной величины. |
4. | Геометрическая фигура – квадрат | Формировать умение составлять квадрат из частей. Учить производить выбор из кругов, квадратов, треугольников, овалов разного цвета и разной величины. |
5. | Геометрическая фигура – треугольник | Формировать представление о треугольнике. Формировать умение составлять треугольник из частей. Учить производить выбор из кругов, квадратов, треугольников разного цвета и разной величины. |
6. | Геометрическая фигура – овал | Формировать представление об овале. Формировать умение составлять овал из частей. Учить производить выбор из кругов, квадратов, треугольников разного цвета и разной величины. |
7. | Геометрическая фигура – прямоугольник | Формировать представление о прямоугольнике. Формировать умение составлять прямоугольник из частей. Учить производить выбор из кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разного цвета и разной величины. |
8. | Сравнение предметов | Формировать понятия «большой», «маленький», «одинаковые». Закрепить представление о цифрах 1 и 2, сформировать умение соотносить их с количеством. |
9. | Понятия «сверху», «снизу» | Формировать умение ориентироваться в окружающем пространстве, определять верх и низ на плоскости и на листе бумаги. |
10. | Понятия «вверху», «внизу», «рядом», «посередине» | Продолжать учить воспроизводить пространственные отношения между элементами при конструированию и по образцу (внизу, вверху, рядом, посередине). |
11. | Понятия «справа – слева» | -Учить воспроизводить пространственные отношения справа – слева по подражанию и по образцу. -Знакомить со словесным обозначением пространственных отношений «справа – слева». |
12. | Понятия «далеко – близко» | Знакомить с понятиями «далеко – близко». |
13. | Образование числа 3. Цифра 3. | Закрепить навык пересчета предметов независимо от расположения в пространстве. Закрепить представление о цифре 3, о ее составе. |
14 | Счет в прямом (до трех) и обратном (от трех) порядке | Закреплять умение отсчитывать заданное количество предметов в пределах трех, устанавливать равенство и неравенство (+1, -1), соотносить количество с цифрами. |
15. | Понятия «высокий», «низкий», «одинаковые» | Сформировать понятия «высокий», «низкий», «одинаковые». |
16. | Понятия «спереди», «сзади», «перед», «за», «между», «на», «под» | - Продолжать вводить в активный словарь названия свойств и отношений предметов: красный, желтый, синий, зеленый, белый, круглый, овал, шар;; высокий, низкий; внизу, вверху, выше ниже; на, под. - Закрепить понятия «спереди», «сзади», «перед», «за», «между» в практической деятельности. |
17. | Закрепление понятий «больше» - «меньше», «самый большой» - «самый маленький» | Продолжать вводить в активный словарь названия свойств и отношений предметов: красный, желтый, синий, зеленый, белый, круглый, овал, шар; большой, маленький, самый большой. |
18. | Понятия «длинный», «короткий», «одинаковые по длине» | Формировать понятия «длинный», «короткий», «одинаковые по длине» |
19. | Понятия «далеко», «близко», «около», «рядом» | Формировать понятия «далеко», «близко», «около», «рядом» |
20. | Пересчет предметов в пределах четырех. |
|
21. | Составление числа 4 разными способами. | – Продолжать учить сравнивать по количеству две группы предметов, сравнивать по количеству используя практические способы сравнения (приложение, переливание и т. п.) и пересчет независимо от направления счета. Сформировать умение называть итог счета. – Продолжать формировать представления о сохранении количества (количество предметов не зависит от цвета, величины и пространственного расположения), использовать прием приложения и счет как способы проверки. |
22. | Решение задач на нахождение суммы и остатка в пределах трех. | Учить решать задачи нахождения суммы и остатка в пределах трех. |
23. | Образование числа 4. Цифра 4. | Закреплять умение соотносить с количеством пальцев, пересчитывать с называнием итогового числа, сформировать представление о цифре 4 и об ее составе. |
24. | Пересчет предметов до пяти | - Учить детей выделять 5 предметов из множества по подражанию и образцу, соотносить количество предметов с количеством пальцев в пределах пяти; - Сравнивать по количеству две группы предметов, находящихся на расстоянии, и группы предметов, изображенных на картинках, на основе пересчета; использовать различные способы проверки. |
25. | Образование числа 5. Цифра 5 | Закрепить умение считать предметы в пределах 5. Сформировать представление о цифре 5 и ее составе. |
26. | Понятие «ночь», «день». | Сформировать умение устанавливать последовательность событий. |
27. | Число 5. Порядковый счет до 5 | Сформировать умение считать движения, предметы. Сформировать умение считать в прямом и обратном порядке от заданного числа. |
28. | Решение арифметических задач на нахождение суммы и остатка в пределах трех, четырех | Учить решать арифметические задачи на нахождение суммы и остатка в пределах трех, четырех. |
30. | Понятия «толстый», «тонкий», «одинаковый по толщине» | Закрепить понятия «толстый», «тонкий», «одинаковый по толщине». |
Тематическое планирование для детей третьего этапа обучения
(ориентировочно - старший дошкольный возраст)
Время года | Месяц | Неделя | Тема | Формирование сенсомоторной сферы | Ознакомление с окружающим миром | Развитие познавательной сферы | |
мышление | мелкая моторика | ||||||
ОСЕНЬ | | | | | | | |
СЕНТЯБРЬ | 1 | Осень. Овощи | Учить детей соотносить изображаемое на картинке действие с реальным действием (выбор из трех – четырех). | - Учить детей называть признаки четырех времен года и определять их последовательность. -Уточнять представления детей об овощах, учить их дифференцировать. | Формировать у детей умение устанавливать соотношение между словом и образом (находить игрушку по словесному описанию). | - Продолжать учить выкладывать из плоских палочек различные предметы (по образцу, по словесной инструкции, по замыслу). - Пальчиковая гимнастика. - Работа по прописи 3. | |
2 | Фрукты | Уточнять представления детей о фруктах, учить их дифференцировать. | |||||
3 | Деревья и кустарники. | Учить воссоздать целостное изображение предмета, выбирая недостающие части из четырех – шести элементов; дорисовывать недостающие части рисунка. | Учить детей различать отдельные деревья и кустарники. | Формировать у детей умение устанавливать соотношение между словом и образом (находить игрушку по словесному описанию). | - Закреплять умения пользоваться всеми видами и приемами застегивания и расстегивания (пуговицы, кнопки, крючки, шнуровка). - Пальчиковая гимнастика. - Работа по прописи 3. | ||
4 | Перелетные птицы. | Продолжать знакомить детей с перелетными птицами. | |||||
ОКТЯБРЬ | 1 | Осенняя одежда, головные уборы, обувь. | Учить соотносить форму предметов с геометрической формой – эталоном (выбор из пяти). | Расширять представления об осенней одежде, головных уборах, обуви. | Формировать у детей умение устанавливать соотношение между словом и образом (находить игрушку по словесному описанию). | - Учить выполнять штриховку прямыми линиями в разных направлениях отдельных предметов. - Пальчиковая гимнастика. - Работа по прописи 3. | |
2 | Городские птицы. | Продолжать знакомить детей с птицами (воробей, ворона, голубь, сорока). | |||||
3 | Домашние животные. | Учить группировать предметы по форме, ориентируясь на образец (три – четыре заданных эталона). | Учить детей дифференцировать домашних животных. | Формировать у детей умение устанавливать соотношение между словом и образом (находить игрушку по словесному описанию). | - Учить проводить линию карандашом по «сложной» дорожке. - Пальчиковая гимнастика. - Работа по прописи 3. | ||
4 | Домашние птицы. | Продолжать знакомить детей с домашними птицам (курица, петух, гусь, утка, индюк). | |||||
НОЯБРЬ | 1 | Дикие животные. | Формировать представление об относительности величины (мальчик низкий по отношению к папе, но высокий по отношению к младшему брату). Продолжать формировать ориентировку в схеме собственного тела: слева – справа (слева – сердце, здесь левая рука); продолжить ориентировку в пространстве. | Учить детей дифференцировать диких животных. | Формировать у детей умение выбирать соответствующую картинку, изображающую действия персонажей, по словесному описанию. | - Учить проводить линию, не выходя за пределы дорожки и не отрывая карандаша от бумаги. - Пальчиковая гимнастика. - Работа по прописи 3. | |
2 | Я и мой организм. | Закреплять представления детей о возрасте и о его связи с трудом и деятельностью человека (малыш — сидит в коляске, играет с мамой; ребенок — ходит в детский сад, играет сам или с детьми; школьник — ходит в школу; взрослые — работают; пожилые люди — дома заботятся о внуках, отдыхают). | |||||
3 | Мой дом. | Продолжать учить дифференцировать цвета и оттенки, используя их в игровой и продуктивной деятельности. | Расширять представления о членах семьи, о своем доме. | Формировать у детей умение выбирать соответствующую картинку, изображающую действия персонажей, по словесному описанию. | - Учить копировать образец (рисовать рядом такую же картинку). - Пальчиковая гимнастика. - Работа по прописи 3. | ||
4 | Поздравляем наших мам. День Матери. | Расширять представления о празднике День Матери | |||||
ЗИМА | ДЕКАБРЬ | 1 | Зима. Зимние забавы, спорт. | Продолжать учить дифференцировать цвета и оттенки, используя их в игровой и продуктивной деятельности. | Расширять у детей представления о времени года: зима и его признаках. Расширять представления о зимних видах спорта и забавах. | Формировать у детей умение выбирать соответствующую картинку, изображающую действия персонажей, по словесному описанию. | - Учить обводить по трафарету геометрические фигуры, несложные предметы и закрашивать их, не отрывая карандаша от бумаги. - Пальчиковая гимнастика. - Работа по прописи 3. |
2 | Зимующие птицы. | Учить детей описывать характерные признаки, образ жизни и повадки зимующих птиц. | |||||
3 | Зимняя одежда, головные уборы, обувь. | Учить сравнивать сюжетные картинки, отображающие начальную и конечную фразу одного и того же события и явления (девочка держит шарик; шарик улетел; девочка смотрит вверх). Учить соотносить конструкции и изображения с размерами игрушек и сказочных персонажей (высокий дом для жирафа, низкий дом для ежика). | Расширять представления о зимней одежде, головных уборах, обуви. | Учить детей определять предполагаемую причину явления, подбирая соответствующую картинку (выбор из двух-трех). | - Продолжать учить шнуровать, перекрещивая шнурки. - Пальчиковая гимнастика. - Работа по прописи 3. | ||
4 | Новый год. | Расширять представления о празднике Новый год. | |||||
ЯНВАРЬ | 2 | Крещение | Расширять представления о празднике Крещение | Учить детей определять предполагаемую причину явления, подбирая соответствующую картинку (выбор из двух-трех). | - Продолжать учить штриховать прямыми линиями в разных направлениях сюжетные рисунки (направление линий показывать. - Пальчиковая гимнастика. - Работа по прописи 3. | ||
3 | Игрушки. | Расширять представления об игрушках. | |||||
4 | В мире много сказок. | Продолжать учить ассоциировать геометрическими формами (круг – подсолнух, колесо) из двух других. Учить складывать одну геометрическую форму из двух других. Учить конструировать по образцу из пяти - шести элементов. Учить соотносить конструкции и изображения с размерами игрушек и сказочных персонажей (высокий дом для жирафа, низкий дом для ежика). | Расширять представления о многообразии сказок. | ||||
ФЕВРАЛЬ | 1 | Животные и их детеныши | Учить детей описывать характерные признаки, образ жизни и повадки диких и домашних животных. | ||||
2 | Инструменты. | Закреплять представления детей об окружающем их предметном мире, созданном руками человека (орудия труда: совок, лопата, пила, нож, топор, вилы, молоток). | Учить детей определять предполагаемую причину явления, подбирая соответствующую картинку (выбор из двух-трех). | - Продолжать учить штриховать прямыми линиями в разных направлениях сюжетные рисунки (направление линий показывать стрелкой). - Пальчиковая гимнастика. - Работа по прописи 3. | |||
3 | Родина. Защитники Отечества. | Продолжать учить группировать предметы по образцу (четыре размера – большой, поменьше, маленький, самый маленький). Учить подбирать парные предметы заданной величины среди множества однородных предметов (сапоги для папы, варежки для дочки). | Расширять представления о празднике 23 февраля. | ||||
4 | Профессии. | Уточнять представления детей о роли профессиональной деятельности в жизни людей. | |||||
ВЕСНА | МАРТ | 1 | Мамин праздник. | Продолжать учить ориентироваться в пространстве знакомых помещений: «Поставь вазу с цветами на стол» и т.д. Закреплять умение передавать пространственные отношения предметов и их частей в изображениях. | Расширять представления о празднике 8 Марта. | Учить детей определять последовательность событий (из трех и более картинок), употребляя слова сначала, потом. | - Продолжать учить обводить нарисованные предметы по контуру, не отрывая карандаша от бумаги. - Пальчиковая гимнастика. - Работа по прописи 3. |
2 | Весна. Праздники весны. | Расширять у детей представления о времени года: весна и его признаках. | |||||
3 | Весенняя одежда, головные уборы, обувь | Расширять представления о весенней одежде, головных уборах, обуви. | |||||
4 | Птицы и животные весной. | Учить группировать предметы по образцу и по речевой инструкции, выделяя существенный признак, отвлекаясь от других признаков. Знакомить со стрелкой как указателем направления (Куда надо идти за игрушкой?». | Учить детей описывать характерные признаки, образ жизни и повадки диких и домашних животных и птиц. | Обучать детей выявлять связи между персонажами и объектами, изображенными на картинках; формировать умения рассуждать, делать вывод и обосновывать суждение. | - Учить ориентироваться на листе бумаги в направлении стрелки - Пальчиковая гимнастика - Работа по прописи 3. | ||
АПРЕЛЬ | 1 | Продукты питания | Учить детей дифференцировать продукты питания. | ||||
2 | Посуда. | Учить детей дифференцировать посуду. | Обучать детей выявлять связи между персонажами и объектами, изображенными на картинках; формировать умения рассуждать, делать вывод и обосновывать суждение. | - Учить обводить предметы по пунктирным линиям («Бабушкин клубочек»). - Пальчиковая гимнастика. - Работа по прописи 3. | |||
3 | Бытовая техника. | Учить детей дифференцировать бытовую технику. | |||||
4 | Мебель. | Учить детей дифференцировать мебель. | |||||
МАЙ | 1 | День Победы. | Продолжать сравнивать сюжетные изображения, выделяя в них сходные и различные элементы и детали (два – три элемента). | Расширять представления о празднике 9 Мая. | Обучать детей выявлять связи между персонажами и объектами, изображенными на картинках; формировать умения рассуждать, делать вывод и обосновывать суждение. | - Учить проводить плавные непрерывные линии от стрелки до конца пунктира. - Пальчиковая гимнастика. - Работа по прописи 3. | |
2 | Труд людей весной. | Расширять представления о труде людей весной. | |||||
3 | Семья. | - Закреплять представления детей о своем возрасте, семье, именах близких родственников. - Закреплять умение детей называть свой домашний адрес. | |||||
4 | Животные жарких стран. | Учить детей дифференцировать животных жарких стран. | |||||
ЛЕТО | ИЮНЬ | 1 | Здравствуй, лето! | Закреплять умение воспроизводить из заданных форм целостные предметы: «Дорисуй так, чтобы получились разные предметы». | Расширять у детей представления о времени года: лето и его признаках. | Учить детей анализировать сюжеты со скрытым смыслом. | - Учить дорисовывать половину предмета в целях получения целостного предметного изображения. - Пальчиковая гимнастика. - Работа по прописи 3. |
2 | Летняя одежда, головные уборы, обувь. | Расширять представления об летней одежде, головных уборах, обуви. | |||||
3 | Рыбы. Обитатели морей. | Учить комбинировать несколько геометрических форм для создания целостных изображений (дом – три треугольника; и т.д.) | Учить детей дифференцировать обитателями морей. | ||||
4 | Цветы. | Знакомить детей с некоторыми цветами и ягодами (одуванчик, тюльпан, ромашка, колокольчик, клубника, малина, крыжовник, смородина). | - Учить располагать графические изображения на листе бумаги, соотносить их с образцом. - Пальчиковая гимнастика. - Работа по прописи 3. | ||||
ИЮЛЬ | 1 | Ягоды. | |||||
2 | Насекомые. | Продолжить учить использовать представления о величине в разных видах деятельности. Закреплять представление о разнообразии величин окружающих их предметов. Закреплять представление о том, что определения «высокий – низкий», «длинный – короткий» не заменяют определений «большой», «маленький», а дополняют их. | Знакомить детей с отдельными представителями насекомых (пчела, бабочка, муха, муравей). | Учить детей анализировать сюжеты со скрытым смыслом. Продолжать формировать у детей умение выполнять операции сравнения и обобщения. Формировать у детей перенос усвоенных способов решения задач (практических, наглядно-образных, логических) в новую ситуацию. | |||
3, 4 | Грибы. | Знакомить детей с обобщающим словом грибы. | |||||
АВГУСТ | 1 | Транспорт. | Знакомить детей с обобщающим словом транспорт. | - Знакомить детей с тетрадью в крупную клетку, учить обводить клетки, пропускать 1, 2 клетки. - Пальчиковая гимнастика. - Работа по прописи 3. | |||
2 | Правила дорожного движения. | Закреплять знания правил дорожного движения на улицах города. | |||||
3 | Мой город | Учить группировать предметы по образцу и по речевой инструкции, выделяя существенный признак, отвлекаясь от других признаков. | Учить детей называть город (населенный пункт), в котором они проживают. | - Учить проводить прямые линии в две клетки (вертикальные, горизонтальные). - Пальчиковая гимнастика. - Работа по прописи 3. | |||
4 | Скоро в школу! | Знакомить детей со школьными принадлежностями. Формировать у детей представления о школе и деятельности ребенка в ней. |
Тематическое планирование занятий по развитию элементарных математических представлений для детей второго этапа обучения
(ориентировочно - средний дошкольный возраст)
№ | Тема занятий: | Задачи: |
1. | Числовой ряд до 6. Образование числа 6. | - Учить пересчитывать предметы и изображения предметов на картинках в пределах шести при одинаковом и разном их расположении; соотносить количество предметов с количеством пальцев; - Формировать умение считать предметы в пределах 6 и присчитыванием и отсчитыванием по одному, воспроизводить числовой ряд от заданного до заданного числа; - Знакомить с порядковым счетом в пределах шести, учить понимать вопрос какой по счету? и отвечать на него. |
2. | Состав числа до 6. Цифра 6. | Закрепить умение считать предметы в пределах 6. Формировать представление о цифре 6 и ее составе. Знакомить с местом числа в числовом ряду. |
3. | Выполнение арифметических действий на наглядном материале в пределах шести | Учить выполнять арифметические действия на наглядном материале в пределах шести. |
4. | Решение арифметических задач на нахождение суммы и остатка в пределах шести | Учить решать арифметические задачи на нахождение суммы и остатка в пределах шести. Знакомить с местом числа в числовом ряду. |
5. | Части суток, их последовательность | Формировать умение соотносить действия в течение суток. |
6. | Сравнение по количеству двух групп предметов, находящихся на расстоянии, изображенных на картинках | Упражнять в сравнении по количеству двух групп предметов, находящихся на расстоянии, изображенных на картинках. |
7. | Понятие «пара» | Формировать понятие «пара». |
8. | Приемы приложения и попарного соединения картинок как способы проверки | Учить использовать приемы приложения и попарного соединения картинок как способы проверки. |
9. | Сравнение множеств | - Формировать умение уравнивать множества путем добавления и убавления предметов; - Продолжать формировать представления о сохранении количества: определенное количество предметов не меняется независимо от их расположения; количество предметов не зависит от их размера. |
10. | Образование числа 7. | - Учить отсчитывать предметы в пределах семи, называя итоговое число; - Учить детей осуществлять счет в обратном порядке и от заданного до заданного числа в пределах семи. |
11. | Состав числа до 7. Цифра 7. | Закрепить умение считать предметы в пределах 7. Формировать представление о цифре 7 и ее составе. Знакомить с местом числа в числовом ряду. |
12. | Равенства и неравенства, сравнение количества | Формировать умение видеть и устанавливать равенства и неравенства, сравнивать количества, давая определение больше (меньше) на 1. |
13. | Числовой ряд до 7 | Формировать умение находить место числа в ряду, назвать «соседей» числа 7 . считать в прямом и обратном порядке. Учить детей отвечать на вопросы: «Какое число идет за числом 2? за числом 3?», «Назови соседей числа 4», «Найди пропущенное число». |
14. | Времена года, их последовательность | Закреплять знания названий времен года, их последовательность, признаки. |
15. | Образование числа 8 | Сформировать умение отсчитывать предметы в пределах 8, называть итоговое число, воспроизводить числовой ряд от заданного числа до заданного числа. |
16. | Числовой ряд до 8 | Сформировать умение находить место числа в ряду, назвать «соседей» числа. |
17. | Круг, треугольник, квадрат | Закреплять знания о геометрических фигурах. |
18. | Образование числа 9 | Сформировать умение отсчитывать предметы в пределах 9, называть итоговое число, воспроизводить числовой ряд от заданного числа до заданного числа. |
19. | Числовой ряд до 9 | Сформировать умение находить место числа в ряду, назвать «соседей» числа 9, считать в прямом и обратном порядке. |
20. | Образование числа 10 | Сформировать умение отсчитывать предметы в пределах 10, называть итоговое число, находить место числа в числовом ряду, воспроизводить числовой ряд от заданного числа до заданного числа. Учить количественному и порядковому счету. |
21. | Соотнесение числа и количества. | Сформировать умение выкладывать числовой ряд от 1 до 10, считать в обратном порядке, считать с любого заданного числа. |
22. | Сравнение предметов по размеру. Составление групп предметов с заданными свойствами. | Закреплять умения составлять группы предметов с заданными свойствами. |
23. | Повторение | Систематизация и обобщение пройденного материала. |
«Согласовано» Заведующий отделением психолого-педагогической службы | | «Утверждаю» Директор МКУ РЦ «Радуга» |
___________Багаева Е.С. | | ___________ Левицкая И.П. |
«___»_________ 20__г. | | «___»_________ 201 г. |
Расписание занятий учителя дефектолога Шмаковой Ю.В.
Дни недели: | Время занятий: | ||||||||
9.00 | 9.40 | 10.20 | 11.00 | 11.40 | 12.20 | 13.00 | 13.40 | 14.20 | |
понедельник | | | | | | | | | Работа с документацией |
вторник | | | | | | | | | |
среда | | | | | | | | | |
четверг | | | | | | | | | |
пятница | | | | | | | | |
Примечание: По результатам диагностики составляется индивидуальный план работы на каждого ребенка, где выделяются приоритетные направления (одно или несколько), которые в первую очередь необходимы для компенсации состояния. Так же учитываются возрастные и индивидуальные особенности развития ребенка, на основе максимальной активизации «зоны ближайшего развития». Содержание занятий строится в рамках ведущей деятельности ребенка.