Файл: Бюджетное образовательное учреждение высшего образования башкирский государственный медицинский университет.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 390

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задача №48
В отделение поступил пациент с подозрением на пневмония, абсцесс легкого.
После пункции полости абсцесса удалено 15 мл гнойного содержимого. При микроскопии гноя в большом количестве обнаружены капсульные грамотрицательные палочки.
1) Какой микроорганизм является наиболее вероятным возбудителем пневмонии и абсцесса?
2) Уточнить микробную этиологию пневмонии .
Ответ к задаче №48
1) Наиболее вероятным возбудителем болезни является K. pneumoniae.
2) Для подтверждения клебсиеллезной этиологии пневмонии необходимо провести бактериологическое исследование и идентификацию по биохимическим( лактозоположительны, обладают каталазной и уреазной активностью) и антигенным свойствам.
Задача №49
При серологическом исследовании сыворотки крови больного ребенка с кашлем и насморком были обнаружены антитела к бактериям коклюша.
1) Можно ли на этом основании поставить диагноз «коклюш»?
2) Какие необходимо провести дополнительные исследования для подтверждения или отклонения этого диагноза?
Ответ к задаче №49
1) Нельзя, т.к. антитела в сыворотке могли присутствовать после вакцинации.
2) Для подтверждения диагноза необходимо провести бактериологическое исследование с целью выделения возбудителя. Посев лучше сделать методом «кашлевых пластин» на среду КУА с последующей идентификацией возбудителя.

Задача №50
У больного после операции на органах брюшной полости появились симптомы разлитого перитонита.
1) Какие бактерии могли вызвать данное заболевание?
2) Какие исследования нужно провести для установления этиологии?
3) Какие препараты следует использовать для лечения больного?
Ответ к задаче №50
1) Наиболее вероятными этиологическими агентами являются условно-патогенные бактерии, находящиеся в желудочно-кишечном тракте: бактероиды, кишечная палочка и др.
2) Бактериологический с использованием анаэробной техники для выделения бактероидов.
3) Антибиотикотерапию после определения антибиотикочувствительности: сначала всей микрофлоры гноя, затем – выделенной чистой культуры бактерий.
Задача №51
Человек, перенесший в прошлом брюшной тиф, хочет работать в пищеблоке.
1) Можно ли допустить его к этой работе?
2) Какие исследования нужно провести для решения этого вопроса?
Ответ к задаче №51
Необходимо использовать серологический метод для выявления Vi-антител. При положительном результате провести трехкратное исследование фекалий и желчи для выделения S typhi. При отрицательных данных можно разрешить работать в пищеблоке
Задача№52
У группы рабочих, которые обедали в одной и той же столовой, появились признаки острой пищевой токсикоинфекции.
1)Дайте определение понятиям « пищевая токсикоинфекция», «пищевая интоксикация».
2)Назовите возможных возбудителей пищевой токсикоинфекции и интоксикации.
Ответ на задачу№52
Пищевые токсикоинфекции – острые инфекции, возникающие в результате употребдения пищи, инфицированной микроорганизмами, и характеризуется симптомами гастроэнтерита. В том случае, если в пище находятся только токсины бактерий, говорят о пищевых интоксикациях.
Возбудители пищевых токсикоинфекций: E.coli, Cl. Perfringens, S. entredtidis и др.сальмонеллы, Y. enterokolitica, Pr.vulgaris, клебсиеллы, вибрионы, энтерококки и др.
Возбудители пищевых интоксикаций: Cl. botulinum, St. аureus, некоторые грибы.
Задача №53


Молодая женщине, ведущей неправильный образ жизни, врач поставил предварительный диагноз «Урогенитальная герпетическая инфекция». Для подтверждения диагноза направил пациентку в лабораторию не только для определения ВПГ- 2 и антиВПГ-2антител, но и ВПГ-1 и антиВПГ-1антител.
Почему?
Ответ на задачу№53
Урогенитальная герпетическая инфекция в большинстве случае этиологически обусловлена ВПГ-2. Однако в связи с широким распростронением орогенитальных контактов наблюдается тенденция постепенного увеличения удельного веса случаев урогенитальной герпетической инфекции, вызванной ВПГ-1 (до 50%).
Задача №54
К врачу обратилась женщина с жалобами на боли в желудке и частую изжогу. Свое недомогание связывает с недавно выявленным хеликобактериозом у старших членов семьи. Промывные воды и желудочный сок взяли для проведения микробиологического исследования. Возбудителя в материалах от больной не обнаружили.
1)В чем заключалась методологическая ошибка врача?
2)Какие методы исследования следует применить для уточнения диагноза?
Ответ на задачу№54
1)Методологическая ошибка врача заключается в том, сто он неправильно взял материал для исследования. Helicobacter pylori имеет тропность к эпителию ЖКТ, поэтому следовало взять биоптаты слизистой оболочки желудка и двенадцатиперстной кишки
2)Для уточнения диагноза применяются в основном бактериологический метод.
Идентификация проводится по культуральным ( медленный рост – 5-7 суток на кровяном и сывороточном агаре при 37° в микрофильных условиях, биохимическим (оксидазо- и каталазоположительны, проявляют выраженную уреазную активность и др), антигенным признакам. Серологический метод основан на определении уровня антител(IgA, IgG), которые вырабатываются в ответ на хеликобактерии. Определение уровня иммуноглобулинов является наиболеедостоверным (специфичность
91%, чувствительность 97%), наиболеедоступным
Задача №55
У врача возникло подозрение на туберкулез легких. Простая микроскопия мокроты не дала положительных результатов, поэтому было проведено обогащение мокроты.
1)
Обосновать необходимость использования методов обогащения при бактериоскопической диагностике туберкулеза.
2) Принципы методов обогащения.
3) Диагностическая ценность микроскопического исследования.
Ответ на задачу №55

1) Единичные микобактерии туберкулеза (МБТ) не выявляются при простой микроскопии. Поэтому при небольшом содержании бактерий в материале применяют методов обогащения: гомогенизации и осаждения или флотации (чаще).
2) Метод гомогенизации и осаждения: к мокроте добавляют раствор едкого натра, энергично встряхивают, центрифугируют, из осадка приготавливают мазки и окрашивают по Цилю-Нильсену.
Метод флотации: к гомогенизированной и прогретой мокроте добавляют ксилол, встряхивают. На поверхности образуется пена, которая состоит из всплывших капелек ксилола с МБТ. Из пены приготавливают мазки и окрашивают по Цилю-Нильсену.
3) Микроскопическое исследование является ориентировочным и позволяет судить лишь о наличии кислотоустойчивых бактерий в материале без определения видовой принадлежности.
Задача №56
При микроскопии мазка, приготовленного из гноя больного с подозрением на актиномикоз лица, были обнаружены тонкие несептированные мицелии.
1) Диагностическая ценность микроскопического метода диагностики актиномикозов?
2) Какие другие методы необходимо использовать для установления окончательного диагноза?
Ответ на задачу №56:
1) Друзы актиномицетов можно обнаружить как в «раздавленной» капле, так и в препаратах, окрашенных по Грамму, Цилю-Нильсену или по Романовскому-Гимзе . В начальных периодах заболевания при абсцедирующих формах друзы обнаруживаются непостоянно, в этом случае диагностическим признаком заболевания служит обнаружение тонких несептированных мицелий.
2) Для диагностики используют бактериоскопический, бактериологический, серологический и аллергологический методы. Окончательный диагноз устанавливают на основании выделения и идентификации возбудителя (Act. bovis, Act. israeli и др.)
Задача №57
В клинику поступила мать с 5-летним ребенком жалобами на повышение температуры, плохой сон, ребенок обеспокоен и капризничает, отказывается от бутылочки. Слизистая оболочка гиперемирована, отёчна, покрыта высыпаниями белого цвета, похожими на творожистую массу.
1) Клинические симптомы какого диагноза описаны?
2) Какой материал подлежит микробиологическому исследованию?
3) Какие микроорганизмы могут быть выделены?
Ответ на задачу №57
1)Кандидоз слизистой полости рта.


2)Материалом для исследования является творожистый налет слизистой оболочки.
Микроскопическое исследовании (окраска по Граму, с использованием световой, люминесцентной микроскопии)
Бактериологическое исследование (посев материала на среды Сабуро)
Серологический метод (постановка РА в целях обнаружения антител в сыворотке крови больного )
3) Кандидоз полости рта вызывают грибы рода Candida, наиболее частым и патогенным представителем является C.albicans.
Задача №58
На прием к терапевту обратился мужчина с жалобами на эффект чужеродного тела в горле, затрудненное глотание, повышенное слюновыделение, гнилистый запах изо рта.
При осмотре врач обнаружил увеличение шейных лимфатических узлов, язвенно- пленчатый налет на миндалинах серовато-зеленого цвета, под которым обнаруживаются кровоточащие язвочки.
1)Предположительный диагноз?
2)Какие микроорганизмы могли вызвать данное заболевание?
3) Какие микробиологические исследования следует провести для постановки диагноза?
4)Какие лечебные препараты необходимо назначить больному?
Ответ к задаче №58
1) Ангина Симановского-Венсана-Плаута
2) бациллы (B.fusiformis), спирохеты (Spirochaeta buccalis)
3) Бактериоскопический метод (исследование материала, взятого со дна язвы, позволяющие выявлять в первые дни болезни большое количество спирохет и веретенообразных палочек)
4)Смазывание изъязвленной слизистой оболочки антисептическими растворами, перекисью водорода. При затяжном течении и глубоких некрозах назначают антибиотики.
Задача №59
При осмотре полости рта у больного обнаруживаются везикулы (небольшие волдыри на слизистой), которые локализуются везде поодиночке или небольшими группами, местами встречаются эрозии, возникшие на месте лопнувших везикул, образуя неправильные очертания в области твердого неба, на спинке языка, на губах, щеках.
Больной жалуется на температуру тела, слабость, головную боль, бледность кожных покровов.
1) Поставьте предположительный диагноз?
2) Какой материал подлежит микробиологическому исследованию?
3) Представляет ли больной опасность для окружающих в период болезни?
4) Какие препараты необходимо назначить для лечения?
Ответ на задачу №59
1)Острый герпетический стоматит

2) мазки-отпечатки лопнувших везикул.
Диагностика включает:
Микроскопический (мазки-отпечатки, окрашенные по Романовскому-Гимзе)
Серологический метод(реакция связывания комплимента) ИФА.
Биологический метод (заражение куриного эмбриона)
3) Да, так как передача герпеса происходит при непосредственном контакте. Это могут быть рукопожатия, поцелуи, объятия, занятия контактными видами спорта.
4) применяют противовирусные химиотерапевтические препараты(ацикловир, идоксуридин, флореналевая и теброфеновая мази)
Задача №60
На приеме в стоматологической поликлинике молодая женщина, которая всегда считала себя здоровой, жалуется на то, что в течение последних нескольких месяцев у нее появились головные боли, ухудшилась память, беспокоит творожистый налет в полости рта, под которым скрываются эрозивные участки. Объективно отмечается увеличение затылочных, переднее и заднешейных лимфоузлов величиной до 1,5 см. Лимфоузлы плотные, безболезненные, неспаянные друг с другом и с окружающей тканью. Из эпидемиологического анамнеза удалось выяснить, что женщина имела половые контакты с разными мужчинами, постоянного партнера нет.
1) Можете ли вы предположить в данном случае ВИЧ-инфекцию? На основании каких критериев вы предполагаете этот диагноз?
2) Какое микробиологическое исследование позволит поставить диагноз ВИЧ-инфекции?
Ответ на задачу №60:
1)Клинические данные не исключают у пациента наличие ВИЧ-инфекции, поскольку поражения полости рта и слизистых оболочек возникают наиболее рано, и их выявление играет решающую роль в современной постановке диагноза. Увеличение лимфатических узлов.
2)Серологический метод:
Диагностика методом ИФА( позволяет определить в сыворотке крови антитела к ВИЧ)
Диагностика методом иммуноблоттинга( позволяет определить наличие антител к индивидуальным протеинам ВИЧ)
Полимеразная цепная реакция ( позволяет определить генетический материал вируса в начальный период заболевания)
Выделение культуры вируса.
Задача № 61
В больницу поступил больной с острой болью, усиливающиеся при жевании.
В десне обнаруживается небольшого размера шарообразный выступ при нажатии которого отмечается резкая болезненность и выделение гнойного экссудата. Слизистая оболочка вокруг области поражения отечна и гиперемирована.
1)Назовите предположительный диагноз?
2) Какие бактерии могли вызвать этот процесс?
Ответ на задачу №61:


1)Пародонтальный абцесс
2) Prevotella intermedia, Porphyromona gingivalis, Peptococcus micros.
Задача №62
При санации полости рта молодой женщины стоматолог обратил внимание на обильные высыпания в виде пузырьков-везикул, наполненных прозрачной жидкостью, на слизистой рта. Пузырьки покрывают всю внутреннюю поверхность щек и губ, в том числе и язык. Больная жалуется на их болезненность, которая усиливается при приеме пищи, головные боли, заложенность носовых пазух, внезапный подъем температуры, дискомфорт и боль при движении глазами.
1)Клиническая картина какого диагноза описана?
2) Какая инфекция вызвала данный процесс?
3)Что необходимо для подтверждения диагноза?
Ответ на задачу №62
1)Везикулярный стоматит
2)Вирусная инфекция, вызываемая рабдовирусами.
3)Диагноз ставится на основании характерной клинической картины, результатов лабораторного исследования (обнаружение вируса в смывах из носоглотки и в содержимом пузырьков). Выявления вируса применяют РСК, РН, РИД, РИФ, ИФА, ПЦР.
Задача №63
В школьном учреждении проводилась плановая санация полости рта. При осмотре 8- летней девочки врач обнаружил гиперемию слизистой оболочки ротоглотки с цианичным оттенком, небные миндалины отёчны, покрыты фибринозной плёнкой. Подчелюстные лимфоузлы увеличены до размера боба, болезненные при пальпации. Имеется незначительный отек шеи.
1)Поставьте предварительный клинический диагноз?
2) Какие микроорганизмы могли вызвать данный процесс?
3) Какой метод бактериологического исследования может быть использован для подтверждения диагноза дифтерии в первый день пребывания ребенка в стационаре.
4)В каких дополнительных лабораторных исследованиях нуждается больной?
Ответ на задачу №63:
1) Дифтерия зева
2)Сorynebacterium diphteriae
3)Бактериоскопия мазка.
4)При дифтерии особенно важным и обязательным является бактериологическое исследование. Больного необходимо срочно госпитализировать в боксированное отделение инфекционной больницы и ввести противодифтерийную антитоксическую сыворотку.
Задача №64

Женщина обратилась в отделении хирургии с жалобами на недомогание, головную боль, озноб, жгучие приступообразные невротические боли по ходу тройничного нерва слева. Из анамнеза женщина недавно перенесла пневмонию.
Объективно: на коже в области от подбородка до левого уха имеются многочисленные везикулы. В полости рта на гиперемированной слизистой щеки слева выявляются единичные эрозии, покрытые фиброзным налетом.
1) Поставьте предварительный диагноз?
2) На фоне чего развился данный процесс?
3) Какие из перечисленных выше симптомов дают основания для постановки данного диагноза?
4) Что необходимо для подтверждения диагноза?
Ответ на задачу №64
1) Опоясывающий лишай
2) На фоне снижения иммунитета в результате перенесенной пневмонии.
3) Болевой синдром по ходу пораженных вирусом нервов.
4) Микроскопическим методом вирус выявляют в мазках- отпечатках из носоглотки, полости рта и содержимого пузырьков, окрашенных по Романовскому-Гимзе (тельца
Липшютца). Культивирование осуществляют на культуре клеток эмбриона человека.
Идентификацию проводят при помощи РИФ, ИФА и реакции нейтрализации.
Задача №65
Больная, перенесшая острое респираторное заболевание, обратилась к врачу с жалобами на повышение температуры, резко выраженную болезненность и припухлость в околоушной области справа. При хирургическом рассечении тканей из околоушной слюнной железы выделяется гной. Материал был направлен на бактериологическое исследование.
1) Поставьте диагноз?
2) Какие микроорганизмы могли вызвать данный процесс?
3) Каковы возможные осложнения заболевания?
Ответ на задачу №65
1)Воспаление слюнной железы (Сиалоденит)
2) Бактериальные сиалоадениты вызывают разнообразные бактерии - стафилококки, стрептококки, пептострептококки, бактероиды.
3)Острый нелеченный сиалоденит может перейти в хроническую форму.
Задача №66
На прием к терапевту пришла мать с ребенком 5 лет. Ребенок капризничает, жалуется на боли во рту, отказывается от приема пищи. Губы яркие, отечные, усиленное слюноотделение. На слизистой щек, мягкого и твердого неба высыпания в виде эрозий, покрытых налетом желтовато-серого цвета. Слизистые яркие, отечные. Подчелюстные

лимфатические узлы увеличены и болезненны. Из анамнеза девочка недавно перенесла
ОРВИ.
1) Поставьте предположительный диагноз?
2)На фоне чего развился данный процесс?
3) Как можно выделить возбудителя заболевания?
4) Что необходимо для подтверждения диагноза?
Ответ на задачу №66
1) Афтозный стоматит
2)На фоне перенесенного вирусного заболевания.
3)Возбудителями являются представители резидентной микрофлоры полости рта
(фузобактерии и извитые формы)
4)Микроскопическое исследование мазков, приготовленных из соскоба эрозий и язв, в большой количестве выявляются спирохеты, бактериоиды, пептострептококки, превотеллы.
Задача №67
Больной жалуется на интенсивную самопроизвольную боль в правой верхней челюсти, появившуюся 2 дня назад и усиливающуюся от холодного. Во время приступа боль иррадиирует по верхней челюсти в скуловую область.
1)Поставьте предположительный диагноз?
2) Какие микроорганизмы вызвали данный процесс?
Ответ на задачу №67:
1)Острый пульпит
2)Стрептококки, лактобациллы, бактероиды.
Задача №68
К врачу терапевту обратилась женщина с жалобами на острые пульсирующие боли постоянного характера в 14 зубе, иррадиирующие в висок, ухо, боли при накусывании на зуб.
Объективно: Слизистая оболочка переходной складки в области зуба гиперемирована, отечна, болезненна при пальпации.
1)Поставьте предположительный диагноз?
2) Какие микроорганизмы вызвали данный процесс?
Ответ на задачу №68:
1)Острый периодонтит
2)При периодонтите преобладают грамотрицательные анаэробы ( Porphyromonas gingivalis, Bacteroides forsythus, Prevotella melaninogenica)

Основная и дополнительная литература
ОСНОВНАЯ
1. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология : учебник для студентов мед. вузов / под ред. А. А. Воробьева. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : МИА, 2012. - 702 с.
2. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология: учебник для студентов мед. вузов / А. А. Воробьев [и др.] ; под ред. А. А. Воробьева. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : МИА, 2006. - 702 с.
3. Коротяев, А. И. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология: учебник для мед. вузов / под ред. А. И. Коротяева. - 2-е изд., испр. - СПб. :
СпецЛит, 2000. - 591 с. - (Учебная литература для студентов).
4. Коротяев, А. И. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология
[Электронный ресурс]: учебник для мед. вузов / А. И. Коротяев, С. А. Бабичев. -
СПб.:
СпецЛит,
2010.
-
760 с.
-
Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785299004250.html
5. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология [Электронный ресурс] : учебник: в 2 т. / ред.: В. В. Зверев, М. Н. Бойченко. - М. : Гэотар Медиа, 2010. - Т. 1.
- 448 с. - Режим доступа :
6. http://www.studmedlib.ru/book/ISBN97859704142241.html
Медицинская микробиология, вирусология и иммунология [Электронный ресурс] : учебник : в 2 т. / ред.: В. В. Зверев, М. Н. Бойченко. - М. : Гэотар Медиа, 2010.- Т. 2. - 480 с.
Режим доступа :
7. http://www.studmedlib.ru/book/ISBN97859704142242.html
8. Микробиология и иммунология [Электронный ресурс] : учебник / под ред. А. А.
Воробьева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 2005. - 496 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN5225042716.html
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
1. Санитарно-микробиологические исследования объектов окружающей среды
[Электронный ресурс]: метод. рек. для проведения практ. занятий по микробиологии для студентов медико-проф., леч., педиатр., стомат. фак. / ГОУ
ВПО "Башкирский государственный медицинский университет"; сост.: Р. Ф.