Файл: Групповая работа обучающихся как эффективная форма организации учебновоспитательной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




  • Групповая работа применяется мною при проведении зачётов. Ответственные консультанты (командиры групп) помогают мне в их проведении. При проведении зачёта с помощью консультантов разбиваю класс на несколько групп, по 5-6 учеников в каждой. Опрос в каждой группе ведётся консультантом под моим руководством, при этом работа каждого ученика оценивается по трём параметрам: а) состояние рабочей тетради; б) знание вопросов теории; в) умение решать задачи. Итоговую оценку ставлю сама, но обсуждаю её с консультантом. Опрос консультантов ведётся на уроках до проведения зачёта, тем самым учащимся показываются образцы лучших ответов.




  • Для групповой работы подходит не каждый урок, чаще всего такой, к которому необходимо длительно готовиться всему классу. Таким уроком является семинар. Именно при подготовке к семинару реализуются сильные стороны каждой группы. За две недели до намеченного семинара обычно собираю совет руководителей, где согласовывается состав групп с учётом взаимоотношений между учащимися, их индивидуальных особенностей. Стараюсь, чтобы в каждую группу вошли сильные, средние и слабые учащиеся. На совете распределяются вопросы для изучения. В течение следующих двух недель руководители опрашивают учащихся своих групп. Они ведут учёт качества подготовки членов своей группы по теоретической части темы (знание определений, умение доказывать теоремы, привлекать дополнительный материал по рассматриваемому вопросу).



 Приемы и методы групповой работы.



Парную работу рассматривают как начальную стадию формирования деловых межличностных отношений. Рассмотрим некоторые виды работ парах.

  • Обсуждение.

Обсуждать можно какую-либо тему, вопрос, выраженные как в тексте некоторого автора, так и текстах, высказываниях друг друга. Во время обсуждения позиции обучающихся не отличаются. Цель обсуждения в том, чтобы понять, где и в чем мнения совпадают, а затем за счет друг друга свои представления расширить.

Обсуждение включает несколько приемов:

  • восстановить то, что сказал учитель или ученик, или что прочитал в книжке;

  • интерпретировать текст (мысли) автора, т.е. высказать свое мнение, отношение к этим мыслям, дать свою оценку, выразить оценки других авторов;

  • задавать вопросы.

Указанные приемы могут использоваться как в комплексе, так и в отдельности.




  • Совместное изучение.

Совместно можно изучать то, чего никто из двоих еще не знает. Оба напарника находятся в позиции изучающих. Предмет совместного изучения – это тексты третьего. В этом уже есть отличие изучения и обсуждения; предмет последнего вида работы – как тексты третьего, так и друг друга. Для изучения текстов разных стилей нужны разные техники: научные тексты требуют логической работы, художественные – понимания чувств, образов, ассоциаций автора. В свою очередь, необходимо разрабатывать специфические приемы для изучения разных по типу абзацев тех же научных текстов – фрагментов, отражающих понятия, абзацев, описывающих процессы или события, текстов-рассуждений.


  • Обучение.

Обучение в паре может быть организовано как в одну сторону, так и взаимно. Во время обучения участники выступают в разных позициях: один – обучающий, другой – обучаемый. За счет организованного взаимодействия второй становится носителем того, чем владеет первый. Таким образом, предмет обучения – информация (знания) или способы действования, которыми владеет напарник.

Необходимые условия для осуществления взаимообучения:

  • ученики, объединившиеся в пару, должны знать разные фрагменты содержания: один ученик знает одно, второй – другое;

Обеспечить взаимообучение можно только на новом материале!

  • эти фрагменты не должны зависеть друг от друга;

  • обучать нужно малыми порциями.
    «Учитель» должен изложить небольшой фрагмент материала, затем удостовериться, понят ли он, и лишь убедившись, что фрагмент понятен «ученику», переходить к следующему.




  • Тренировка.

За счет работы в парах можно эффективно обеспечивать разные аспекты закрепления изученного материала. Когда важно довести действия до автоматизма, можно использовать взаимотренаж. В паре выделяются две позиции: тренера и тренирующегося. Цель взаимотренажа – инициировать учебные действия напарника, указывая при этом, верен его ответ или нет. Забота «тренера» – наличие действий у «тренирующегося» по решению задач (ответа на вопрос) и его ответ. Если «тренер» владеет материалом, то ему достаточно иметь только набор заданий. Однако взаимотренаж удобен тем, что позволяет использовать как средство даже тех учеников, которые пока не могут сами по некоторой теме проверить ход мысли напарника. Для этого необходим специальный дидактический материал с заданиями и готовыми ответами. Взаимотренаж можно использовать для закрепления всевозможного материала: можно упражняться в устном счете, заучивать таблицу умножения, формулы, сведения, факты, находить орфограммы, давать толкования понятиям и т.п.




  • Проверка.

Когда важно за счет закрепления получить не автоматизированные действия, а осознанные, то хорошо подходит такой вид работы в паре, как проверка. Она может быть взаимной или односторонней. При проверке в паре различаются две позиции: проверяющего и проверяемого. В отличие от тренажа проверка направлена не на ответ. Предмет проверки – содержание действий по решению задачи, вопроса: связка между логикой, ходом мысли по решению задачи и ответом. Отметим два достоинства такой проверки. Во-первых, в ходе комментирования, объяснения своих действий ученик часто сам обнаруживает ошибки. Во-вторых, проверка осуществляется «здесь и сейчас»; если ошибка обнаружена, то здесь же и исправляется, а не вдали от ученика.



Групповые технологии включают в себя различные методы проведения уроков учащихся. Рассмотрим основные из них.


  • Групповой опрос

Это занятие, которое проводится для повторения или закрепления знаний материала после завершения определенного раздела программы. Он может быть проведен как после уроков, так и на самом уроке. Во время группового опроса учащийся-консультант опрашивает каждого члена своей группы по определенному перечню вопросов. При этом ответы ученика можно комментировать, дополнять и совместно оценивать членами группы. Перечень вопросов к такому занятию составляет учитель.

Структура группового опроса похожа на структуру группового занятия. Опрос ведется для всех групп одновременно. Чтобы ученики не мешали друг другу, беседа происходит вполголоса.

Эта форма организации групповой деятельности позволяет выявить знания у всех без исключения учащихся, повышает уровень взаимной требовательности и ответственности у школьников.


  • Общественный смотр знаний

Общественный смотр знаний занимает особое место в формах групповой деятельности. Очень важную роль играет правильная организация подготовительного периода.

Время на подготовку может различаться и зависит от разных причин. В период подготовки учебный класс разделяется на группы от 3 до 7 человек во главе с лидером группы.

До проведения общественного смотра учитель заранее подготавливает перечень вопросов, практических, устных, графических и других задач, которые учащиеся должны повторить после общественного смотра.

Учитель должен работать с лидерами группы, чтобы управлять через них всей деятельностью групп.


Общественный смотр знаний в классе начинает председатель жюри. Смотру придается торжественный характер. Расстановка столов в помещении необычна. Члены жюри видят доску и весь класс в целом. Первый ряд впереди остается не занятым – для самостоятельно работающих учеников. Остальные сидят по группам со своим лидером.

После открытия смотра вести мероприятие начинает ведущий.

Ученики выполняют различные задания, например одна часть учеников выполняют работу у школьной доски, другая часть работает за отдельными столами, часть учеников отвечают с мест. Учащиеся могут дополнить ответ кого-нибудь из своих одноклассников, если он не достаточно полон. Учитель может задать вопросы ученику, который отвечает на вопрос. Программа смотра может быть разбавлена развлекательной программой, развлекательными элементами или домашними заготовками.

Результаты, которые получены после общественного смотра знаний зачитывает председатель жюри перед всей аудиторией. Вместе с индивидуальными оценками, которые получит каждый ученик, объявляются данные о общей работе групп. Итоги общественного смотра знаний передаются для обсуждения в педагогический совет школы, а также передаются в органы информации.


  • Учебная встреча

Обычно организовывается между двумя параллельными классами или между одним классом. Тему учебной встречи выбирает учитель или активные ученики.

Организация учебной встречи включается в себя подготовку и саму встречу. Проводит учебную встречу учитель.

Учитель задает вопрос одной из сторон. Отвечает тот учащийся, кто первым поднял руку. Учащиеся из этой же команды могут дополнить или исправить его. Если ответы окажутся неверными, то отвечает другая сторона. Учитель может задавать и дополнительные вопросы. Параллельно с устными вопросами несколько учеников должны выполнить на школьной доске практические письменные задания. Отличие учебной встречи от общественного смотра это рабочий характер. По сути это обычный контроль знаний учащихся, в котором используются методы группового эффекта.


  • Диспут

Организация диспута, в основе которого лежит столкновение противоположенных мнений - трудное и ответственное дело. Успешность диспута во многом зависит от выбора удачной темы, которая должна содержать две противоречивые позиции.


Учитель должен тщательно продумывать цель и задачу диспута, его предполагаемое направление, возможные варианты течения и выводы, к которыми должны самостоятельно прийти учащиеся.

В ходе дискуссии учитель должен следить за выполнением и соблюдением основных правил дискуссии:

критиковать не человека, а его идеи;

главная цель – не отстоять свою позицию, а прийти к наилучшему решению;

каждый ученик должен участвовать в обсуждении;

необходимо выслушивать каждого оратора, даже если у него другая позиция;

ученики должны понять оба взгляда на проблему и выбрать для себя наилучший;

под воздействием неоспоримых доводов и фактов можно изменить свою точку зрения.

Роль ведущего на диспуте огромна. Он должен успевать следить за ходом диспута, предоставлять слово всем желающим высказаться, заботиться о том, чтобы диспут не перерос во взаимные оскорбления и негатив.

Цель данного вида групповых занятий - научиться логично, с помощью доказательств отстаивать точку зрения, выслушивать мнения других учеников и в открытом споре найти истинность какого-либо мнения.



Приёмы работы в группах.



  • "Обучение сообща" или "обучение в сотрудничестве" заключается в организации работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Процесс обучения сообща в большей степени приближен к реальной действительности, чем традиционное обучение: чаще всего мы принимаем решения в процессе общения в небольших группах, временных творческих коллективах. Эти решения принимаются как на основе компромисса, так и на основе выбора наиболее ценного мнения, выдвинутого кем-либо из группы.




  • Зигзаг

Целью данного приема является изучение и систематизация большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек.

1.Стадия вызова осуществляется при помощи любых известных вам приемов. В данной стратегии может и не быть фазы вызова как таковой, так как само задание - организация работы с текстом большого объема - само по себе служит вызовом.
2.Смысловая стадия. Класс делится на группы. Группе выдаются тексты различного содержания. Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо составляет опорный конспект, либо использует одну из графических форм (например "кластер"). По окончании работы учащиеся переходят в другие группы - группы экспертов.