Файл: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 19 г. Белгорода им. В. Казанцева Мастер класс.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Мир Есенина находится в вечном борении человеческих страстей, непримиримости добра и зла, света и тьмы.
МАСТЕР РУССКОГО ПЕЙЗАЖА
Использование цвета в поэзии является средством выражения чувств и эмоций, по палитре используемых цветов можно воссоздать образ поэта. Ещё А. Блок говорил, что появится поэт, который привнесёт в поэзию русскую природу с изумительными по своей простоте красками. И Этим поэтом стал Сергей Есенин, который обогатил поэзию разноцветными русскими видами.
Это один из самых выдающихся представителей лирической поэзии XX века. Он вошел в русскую поэзию как певец родной земли, тонко чувствующий и вдохновенно воспевающий красоту и поэтичность русской природы. Поэзия наполнена чувством искренней сыновней любви к родному краю, чувством сопричастности к происходящему вокруг. Как этническому поэту, Есенину оказалась близка палитра цветов, обычно применяемая в фольклоре и древнерусской живописи. В первую очередь, это синева и залитые голубизной рязанские виды, которые стали превалировать в его поэтических творениях:
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты – в ризах образа…
Не видать конца и края,
Только синь сосёт глаза
* * *
Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.
* * *
Впечатление синевы Есенин создаёт настойчиво и последовательно:
Воздух прозрачный и синий,
Выйду в цветочные чащи.
Путник, в лазурь уходящий,
Ты не дойдешь до пустыни.
Воздух прозрачный и синий.
Сергей Есенин думал, что в самом имени «Россия» есть «синее что-то». Поэт саму Россию ассоциировал с синим цветом. Он так и говорит: «Россия! Какое хорошее слово… И «роса», и «сила», и «синее» что-то!» Синий цвет и его оттенки не были для Есенина обыденной гаммой, например как выражение чего то божественного, недосказанного, романтичного:
Несказанное, синее, нежное…
Тих мой край после бурь, после гроз,
Так же, помимо синего цвета и его оттенков, Сергей Есенин при описании великолепных пейзажей родины использует «сияющие» цвета: золотой, серебряный, блестящий, сверкающий. Эти цвета обозначают необычное восхищение природой. Серебряный цвет связан с поверхностью воды, травы; золотой – лучами луны, звёзд и солнца. Чаще всего Есенин использует золотой цвет.
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава.
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком...
Скажите так... что роща золотая
Отговорила милым языком.
В ранней поэзии Есенина, еще очень спокойной и безмятежной, преобладают голубые и зеленые тона, перемежающиеся с белым “снегом черемухи”.
Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.
Для палитры Есенина характерно пристрастие к белому цвету, который символизирует покой, мир, тишину и чистоту. Белым цветом поэт раскрашивал месяц над крышей, гладь реки, и лунный луч у Есенина – как «белоснежное перо». Образ белой берёзы вызывает ощущение спокойствия, сияющего света, чистоты, начала новой жизни.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Когда надо придать пейзажу звучность, Есенин употребляет малиновую краску:
О Русь - малиновое поле
И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску
Правда пользуется он этой краской редко и бережливо. Чаще заменяет малиновые “ земли ” менее изысканными цветами:
На лазоревые ткани
Пролил пальцы багрянец
***
Выткался на озере алый свет зари
***
Красной водой поливает восход
С алым цветом у поэта сливается женский облик:
С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая была.
На закат ты розовый похожа
И, как меч, лучиста и светла
В лирике Есенина мы встречаем и черный цвет.
Вечер черные брови насопил.
Чьи-то кони стоят у двора.
***
Понакаркали черные вороны
Грозным бедам широкий простор.
Наиболее ярко он демонстрируется в поэме «Чёрный человек».
Черный человек
На кровать ко мне садится,
Черный человек
Спать не дает мне всю ночь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ХХ веке Сергей Есенин являлся один из самых читаемых поэтов России. Его стихи любят, знают и помнят люди всех возрастов. Есенинские строки становятся мудростью, надолго западая читателям в душу. Объяснить этот феномен можно довольно просто: поэт понимал эту русскую душу, потому что его сердце – сердце самой России. Многие цветные образы есенинской поэзии проходят через все творчество, становясь яркими символами, иносказаниями, крылатыми выражениями.
Мир поэзии, созданный Сергеем Есениным, - мир раскрашенный в живые и чистые краски. Цветовая палитра сложна, многокрасочна и выразительна. Проведя небольшой анализ цветовых эпитетов, мы пришли к выводу, что любимыми цветами поэта были синий и голубой.
Анализ цветовой палитры в различные периоды жизни поэта показал, что
выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение. Гамма поэзии
Есенина вправду изменяется в зависимости от мироощущения самого
поэта, на которое оказывало влияние исторические событие, происходившие в России в первые десятилетия XX века. В работе мы сравнили символику цвета в психологии и в поэзии С.А. Есенина, изучили частотность
употребления цвета в лирике поэта. Кроме того, описали смысловые
особенности наиболее употребляемых цветов в различные периоды
творчества.
ИСТОЧНИКИ
-
https://istihi.ru/esenin
-
http://www.besoch.com/
-
http://www.playcast.ru/
-
https://zen.yandex.ru/media/id/5bcf4a441aa2e400aade3f08/cvetovaia-simvolika-v-poezii-s-esenina-5bcf556cd4634800ab76a31d
-
https://ru.wikipedia.org/