Файл: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 19 г. Белгорода им. В. Казанцева Мастер класс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19» г. Белгорода им. В. Казанцева

Мастер – класс

«Формирование УУД учащихся на уровне основного общего образования на уроках русского языка посредством проектно-исследовательской деятельности в условиях реализации федеральных рабочих программ по русскому языку

на уровне ООО и СОО»

Подготовила: Мухина Елена Владимировна,

учитель русского языка и литературы МБОУ

«Средняя общеобразовательная школа № 19»

г. Белгорода им. В. Казанцева.

Белгород 2023

Современный человек живет в условиях постоянного обновления знаний, получая ежедневно большой объем информации. В процессе работы с различной информацией обучающиеся осознают необходимость учиться в течение всей жизни, особенно это актуально для учащихся 5-9 классов, что обеспечивается целенаправленным формированием у них универсальных учебных действий.

Для эффективного приобретения знаний необходимо переработать и усвоить материал, выполнить поиск недостающих сведений, осмыслить тексты. Обучающийся должен уметь выбирать наиболее результативные методы решения задач с учетом конкретных условий, контролировать и оценивать процесс и итоги своей деятельности, осуществлять рефлексию приемов и обстоятельств действий, а также формулировать, ставить проблемы, т.е. иметь сформированные универсальные учебные действия.

В Концепции модернизации российского образования в числе важных целей указаны такие, как развитие у школьников самостоятельности и способности к самоорганизации; готовности к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности.

Для достижения этих целей концепции предлагается решить следующие задачи:

«Усилить практическую ориентацию и инструментальную направленность общего среднего образования, что означает: достижение оптимального сочетания фундаментальных и практических знаний; но и на развитие способностей мышления
, выработку практических навыков; изучение процедур и технологий, а не отбора фактов; расширение различного рода практикумов, интерактивных и коллективных форм работы; привязка изучаемого материала к проблемам повседневной жизни и т.д.»

«Изменить методы обучения, расширив вес тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации самообучения. Поднять роль самостоятельной работы учащихся».

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Ведущее место среди методов, обеспечивающих реализацию компетентностного подхода к образовательных результатам, занимает метод проектов.

Выбранная тема является актуальной в связи с широким вне­дрением и использованием информационных технологий в учебный процесс.

Анализируя свою деятельность, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих достижение намеченных федеральными государственными стандартами результатов:

•низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;

•неумение следовать прочитанной инструкции, отсутствие способности концентрироваться на поставленной задаче и выделять последовательность действий, а также выполнять работу от начала до конца в соответствии с заданием;

•разрыв между поисковой исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;

•отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.

В 2020-2021 учебном году было проведено мониторинговое исследование уровня сформированности универсальных учебных действий учащихся 9 «А» класса через полиатлон-мониторинг «Политоринг» Уфимского центра педагогических измерений.

В классах, на базе которых проводилось исследование, 58 человек (9 классы). Обучение велось по программе: Русский язык. Пpедметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баpанова, Л.А.Тpостенцовой и дpугиx. 5-9 классы: пособие для учителей общеобpазовательныx учpеждений / М.Т.Баpанов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский и дp. – 13-е изд.,пеpеpаб., М.: Пpосвещение, 2016 (базовый уpовень) и по программе:м Литеpатуpа. Пpедметная линия учебников под pедакцией В. Я. Коровиной. 5 – 9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 7 издание, 2021 (базовый уровень).



Рейтинг средних значений классов составил: регулятивные УУД – 3,9 баллов (из 10 максимальных баллов); познавательные УУД – 3,6 баллов (из 10 максимальных баллов); коммуникативные УУД - 3,7 баллов (3.7 из 10). Уровень сформированности личностных УУД-– 3,8 (3.8 из 10).

В 9 классах ученики с разными индивидуальными особенностями, способностями, уровнем подготовленности к обучению. Назрела необходимость в создании условий, способствующих формированию УУД учащихся на уровне основного общего образования на уроках русского языка посредством проектно-исследовательской деятельности, где рассматривается не сумма заученных знаний, умений, навыков, а индивидуальная способность самоорганизации учащимися своей деятельности, позволяющая дифференцированно решать различные учебные задачи.

Для диагностики первоначального уровня сформированности УУД и ключевых компетенций учащихся я выбрала в качестве диагностического инструментария методики определения уровня сформированности ключевых компетенций - научные работы А.В. Хуторского, В.А. Болотова, И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, Л.А. Петровской, А.К. Марковой, Л.П. Алексеевой, также опыт работы ученых-лингвистов, методистов-исследователей, учителей-практиков: А.Д. Дейкиной (заведующей кафедрой методики преподавания русского языка МГПУ, профессора) и Т.М. Пахновой (профессора кафедры методики преподавания русского языка МГПУ). По результатам обследования выявлены следующие группы: с низким уровнем сформированности УУД -1,3%, со средним – 86%, с высоким – 14,7%. Результаты диагностики привели к выводу о необходимости введения в учебно-воспитательный процесс формирование УУД учащихся на уровне основного общего образования на уроках русского языка посредством проектно-исследовательской деятельности.

Результаты диагностики выявили проблемы низкого и среднего уровня сформированности УУД у большинства учащихся класса.

Перед началом работы по внедрению проектно – исследовательской деятельности на уроках русского языка я попыталась выяснить, какие цели ставят перед собой учащиеся, какова мотивация их учебной деятельности. С этой целью было проведено анкетирование. Оно показало следующее:

• ставят своей целью узнать новое – 35% учащихся;

• узнать сверх программного материала, «чего не пишут

в учебниках» - 6%;

• хотели бы поделиться своими знаниями с одноклассниками – 26%;

• хотели бы поделиться своими знаниями с учителем – 32%;

• хотят получить хорошую оценку – 94%,


• хотят проявить себя и проверить свои возможности –14% учащихся.

Данные результаты показали необходимость построения учебно-воспитательного процесса, способствующего развитию универсальных учебных действий девятиклассников. Я пришла к выводу, что исследовательская деятельность является эффективным средством формирования универсальных учебных действий учащихся.

Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Учебные задания, ориентированные на сферу интересов и потребностей учащихся (аутентичные задания), улучшают результаты их работы, мотивируют на глубокое и всестороннее решение проблем, они им интересны. Такие задания представляют интерес для учащихся и за пределами школы, в жизни, они способствуют стремле­нию учащихся углубиться как в вопросы, которые они изучают, так и найти ответы, которые ищут в процессе обучения.

Внедрение проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и во внеурочное время приводит к развитию творческого потенциала и природных способностей учащихся; созданию условий для обретения каждым учеником универсальных умений и навыков деятельности; созданию на уроке ситуации «успеха»; подготовке ребят к жизни в современном мире, которому свойственно наличие проблемных ситуаций в различных сферах деятельности человека. Идея заключалась в создании оптимальных условий для формирования универсальных учебных действий посредством организации исследовательской деятельности на уроках русского языка.

Длительность работы над опытом

Работа по разрешению выявленных противоречий велась в течение двух лет.

I этап – начальный (констатирующий) –ноябрь-декабрь 2021 года.

II этап – основной (формирующий) –январь 2022 –март 2022 года.

III этап – заключительный (контрольный) –апрель– май 2022 года.

Начальный период предполагал изучение психолого-педагогической и методической литературы, анализ опыта организации исследовательской деятельности на I ступени обучения, подбор диагностического инструментариядля выявления развития мотивации учащихся и уровня сформированности ключевых компетенций и УУД учащихся 9 классов.


На формирующем этапе в учебном процессебыла введена и апробирована технология исследовательского обучения А.Д. Дейкиной (заведующей кафедрой методики преподавания русского языка МГПУ, профессора) и Т.М. Пахновой (профессора кафедры методики преподавания русского языка МГПУ), проведены промежуточные диагностики влияния технологии исследовательского обучения на формирование УУД.

На третьем, заключительном этапе (апрель - май 2022 г.), выяснялась эффективность используемой технологии, проводился мониторинг определения качества и уровня сформированности УУД, обработка и анализ полученных данных.

Диапазон опыта представлен единой системой урочной и внеурочной деятельности.

Используемые методы, приемы, формы, средства организации учебного процесса прослеживаются в системе уроков и во внеурочной деятельности.

Диапазон материалов широк и вариативно разнообразен. Данные материалы рассчитаны на использование в системе уроков, внеклассных мероприятий, занятий внеурочной деятельности для учащихся 9 классов в течение всего обучения в основной школе.

Такой подход в работе применим как на отдельном уроке или его части, так и в системе уроков; эффективен во внеклассной работе; с успехом может использоваться учителями основной школы с учётом возрастных особенностей девятиклассников при организации уроков и занятий внеурочной деятельности по предмету «Русский язык и литература».

Теоретическая база опыта

Основы исследовательского обучения можно найти в учениях педагогов-гуманистов эпохи Возрождения, в работах классиков педагогики Я. Каменского, Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо, И. Песталоцци и др.

В России впервые идея исследовательского подхода в обучении была выдвинута просветителем Н.И. Новиковым во второй половине XVIII в. Великие деятели и педагоги России Н.И. Пирогов, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский и другие имели огромное значение в теоретическом обосновании проблемы исследовательской деятельности. В послереволюционное время в нашей стране пропагандировали исследовательский метод в современной школе Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, Б.Е. Райков. В 50-70-х годах XX в. в России вопросам исследовательского метода посвящён ряд работ известных дидактов и методистов: М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера, С.Г. Шаповаленко
и др.

В настоящее время в рамках общих целей основного образования выделяются организация поиска новых способов действий и обеспечение сбалансированности между поисковой и исполнительской частью учебной работы школьников. Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя.