Файл: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 19 г. Белгорода им. В. Казанцева Мастер класс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.Особенности поэтического мировосприятия С. А. Есенина

2. Цветовая символика в поэзии С. Есенина

2.1 Поэзия в цвете

2.2.Мастер русского пейзажа

3.Заключение

4.Источники информации

Цель:

Исследовать цветовую палитру лирики Есенина

Задачи:

- провести текстовый анализ стихотворений С.А. Есенина

- понаблюдать над соотношением цветовых эпитетов в лирике поэта

- определить, какую роль играют цветовые эпитеты в передаче настроений и чувств лирического героя.
Объект исследования :

Стихи С. Есенина.

Предмет исследования :

Цветовая гамма в поэзии С. Есенина.

Актуальность :

Ориентируется низкой степенью изученности цветовой палитры поэзии С. Есенина как раз в связи с определенными историческими мероприятиями, в частности с революцией 1917 года. Новизна изучения заключается в воззвании к практически не изученной стороне поэтического творчества поэта.

Гипотеза: многоцветие для поэта - средство выражения его мироощущения

ВВЕДЕНИЕ

Сергей Есенин жил и творил на рубеже двух эпох — старой и новой. Известное изречение о том, что если мир раскалывается пополам, то трещина проходит через сердце поэта, — целиком можно отнести к Есенину. Отсюда тот драматизм чувств, которым наполнена его лирика, его искренние скорбные самопризнания:
“Я человек не новый, что скрывать. Остался в прошлом я одной ногою. Стремясь догнать стальную рать, скольжу и падаю другою.”
Сложным и трудным был путь поэта к новой жизни. Но, несмотря на все падения и срывы, он шел по этому пути, потому что в нем никогда не умирало то главное чувство, которое владело им, — чувство ничем не расторжимой связи со своим народом.

«...Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой „печали полей,“ любви ко всему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного — заслужено человеком».


М. Горький. Сергей Есенин, 1926

Сергей Есенин прожил яркую, короткую, как мгновение жизнь. Всего 30 лет. Но нам, своим читателям, он оставил богатое поэтическое наследство- свои стихи. Его поэзия удивительна! Самое главное, что она остается актуальной и по сей день. Каждый человек в его произведениях может найти то, что тронет его душу и заставит задуматься о главном. В своих стихах Есенин показывает всю красоту земли родной, которую многие люди не замечают в быту. Его строки производят необыкновенное впечатление — так легки и естественны они. Да, есенинские пейзажи многоцветны и многокрасочны. Природа играет и переливается всеми цветами, образы живописны, словно акварелью нарисованные. И нам захотелось узнать какова палитра красок в лирике Есенина и каким цветам он отдавал предпочтение.

«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине…»

Природа русской земли играла яркими красками в его стихах. В них звучал неповторимый голос зелёной травы, высоких деревьев и необъятного вида на поля и луга, которые заставляют задуматься о бесконечно вечном. В этих стихах особая мелодичность, неповторимая напевность, сочные и яркие краски его лирики. Картины родной природы раскрываются в стихотворениях С. А. Есенина с поразительным мастерством и необычайно богатой палитрой красок.

ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА ПОЭЗИИ С.А ЕСЕНИНА

Цветопись - передача цвета языком художественного произведения. С помощью цветописи писатель может передать чувства не напрямую, а как бы мелкими штрихами, наполняя своё художественное произведение. Это один из приемов в литературе, с помощью которого писатель не передаёт чувства напрямую, а заставляет внимательного читателя задуматься над глубиной своего творения.

Есенин, поэтическое сердце России, своим читателям оставил богатое

наследие. Большой художник, Сергей Есенин привлекает яркоцветностью.

Как справедливо заметил Сельвинский:

«такого глаза наша поэтическая живопись ещё не знала».

Сергей Есенин прекрасно знал цвета и мастерски описывал окружающий мир с их дополнением.

Каждый цвет имеет свое символическое значение. Говоря о значении цвета, важно учитывать тот факт, что в различных



обществах существуют разные точки зрения. Но с другой стороны,

различные общества приписывают одному и тому же цвету схожие свойства.

Это говорит о том, что каждому цвету присущи определѐнные качества,

которые лежат глубоко в его природе.

Цвета в психологии имеют как позитивное, так и негативное значение.

Синий цвет у многих народов символизирует небо и вечность, верность, доброту и честность, мудрость и открытость. У славянских народов синий

служил цветом печали, горя, ассоциировался с бесовским миром.

Голубой цвет – цвет женственности, прочности семейных уз, душевного отдыха, но иногда может вызывать тревогу. Он притягивает нас к себе, настраивает на созерцательность. По мнению ряда психологов, этот цвет даёт ощущение простора, он немного печальный, но мудрый.

Желтый и золотой - цвет золота и застывшего солнечного света. Это цвет осени, зрелых колосьев и увядающих листьев, символизируют богатство, мечту, смелость, доброту. У славянских народов желтый цвет считается также цветом ревности и измены.

Белый – цвет добра, удачи, исцеления и очищения, невинности, радости и добродетели.

Зеленый - это цвет травы и листьев, природы и естества, весны и самой жизни. У многих народов он символизирует юность, надежду и веселье, но, в то же время может отражать незрелость и несовершенство.

Красный цвет – цвет мудрости и власти, мистического и таинственного. Символизирует любовь, а также ассоциируется с войной, кровью и огнем.

Его символические значения очень многообразны и, порой, противоречивы:

красный олицетворяет страсть и вдохновение, но также может вызывать

агрессию и ненависть.

Черный цвет обычно символизирует несчастье, горе, траур, гибель, смерть, обморок, сон и тьму.

В этой главе мы дали негативные и позитивные характеристики цветов,

наиболее часто встречающихся в лирике Есенина.

ПОЭЗИЯ В ЦВЕТЕ

Уже ранние стихи Есенина выделялись самобытностью и прохладой образов, были наполнены шорохом листьев и шумом дождей, палитрой красок, одурманивающим запахом. Ведь поэт с ранних лет плотно разговаривал с природой. И индивидуальность его поэтичного мышления заключалось в том, что сквозь образы родного края он постигал сложность бытия, человечных судеб, жизнь личной души.


Достояние есенинского радужного спектра вполне вероятно сравнить только с красками природы. Поэт оперирует всеми цветами, окружающими его: синим, голубым, золотым, розовым, желтым, зеленым, коричневым, черным, белым. Уловив «узловую связь природы с сущностью человека» Есенин изображает эволюцию собственного лирического героя как частички природы, проходящей годичный цикл жизни:

Рождение – весна
Расцвет –  лето
Увядание – осень
Смерть –  зима.

При этом эти периоды жизни лирического героя-поэта, являющиеся и шагами эволюции его художественного мира, Есенин окрасил в надлежащие временам года тона:

Голубой
Красно-розовый
Желтый
Черно-белый

Весенний, дореволюционный период есенинского творчества окрашен в голубой цвет со всеми его оттенками. Если обратить внимание на пейзажи, то они тоже очень яркие, выразительные и, что особо важно, наполнены голубизной: «В прозрачном холоде заголубели долы…», «Летний вечер голубой…», «Синяя вьюга…» Голубизна в стихотворениях – то нежная, перламутровая, то глубокая до синевы.

Если обратим внимание на стихотворение «О, Русь – малиновое поле», то сочетание синего и малинового цветов придает пейзажу особую выразительность:

О, Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку, –
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску

Синее и голубое – это цвет земной атмосферы и воды, он доминирует в природе независимо от времени года, в нем изменяются лишь оттенки. И поэт не ограничивается обычным использованием красок природы, он не копирует их, а как я заметила, каждая краска имеет свою суть и содержание. Синий – цвет покоя и тишины. А голубой очень близок по своему значению синему, но в нем есть удовлетворенное ощущение простора. Сочетание голубого и синего цвета дают романтическое настроение:

«Май мой синий! Июнь голубой!» – восклицает поэт, и я чувствую, что здесь не просто названы месяцы весны и лета, здесь думы о юности и молодости.

Голубой цвет не случайно определил сущность весеннего периода есенинского творчества: ведь он действительно доминирует в весенней природе Руси и, кроме того, считается «по традиции цветом не бытовым, а как бы символическим, означающим «божественность»… 

(А. Марченко).

За длительной весной в поэзии Есенина начинается 
краткое красноватое лето – двухгодовой этап революционного интереса:

И лето такое короткое,
Как майская теплая ночь

Есенин ярко демонстрирует красочность лета:  «в кустах багряных», «с алым соком ягоды», «алый свет зари», «полей малиновая ширь…», «… зарево красных зарниц»… Красный он и алый, и розовый, и малиновый, и рдяной. А одно слово «розовый» создает незабываемую картину:

Я теперь скупее стал в желаниях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Но лето Есенина оказалось слишком коротким по сравнению с весной, а затем и с затянувшейся осенью. В самом мире Есенина наступает осень ,как он её называл - «скорбный срок», «золотой октябрь осыпает перстни/ С коричневых рук берез…Срежет мудрый садовник осень/ Головы моей желтый лист», постепенно остывающие осенние краски увядания( желтые, «лимонные», медные, «ржавые», «оловянные», серые, пепельные,) с отдельными яркими вспышками, заливают есенинский поэтический мир.

Стихотворения Есенина выделяются множеством различной краски. Цветовая гамма сложна, многокрасочна и выразительна. Мне видится, что поэт деликатно испытывает цвета. Он пользуется различные оттенки. Вот, к примеру, желтый цвет может быть ржаным и овсяным, золотистым и соломенным, песочным и солнечным…

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

“Увяданья золотом охваченный” Эти слова показывают, как именно выглядели его “мысли о старосте и тлене”. Цвета «золотой осени» –  желтизна, багрянец, медленный листопад – это знак убывающих жизненных сил и ясная «осенняя» мысль о прожитом, об утраченном, о неповторимом и острая, повышенная чувствительность к прелести мира.

Со второй половины 1925 года в художественно-философском мире Есенина наступает зима:

Снежная равнина, белая луна,
Саваном покрыта наша сторона.
И березы в белом плачут по лесам.
Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

Поэзия Есенина пронизана ужасающим ощущением постоянно витающей вокруг погибели. В ней есть огромная жалость об увядании и краткости жизненных сроков, страх перед вечной немотой и беспамятством. Как с трудно и одиноко было иногда Есенину. Он испытывал « чёрные силы», все ближе подступавшие к нему. Это страшенный вид «черного», «серого» возникает перед поэтом в конце его творческой работы.