Файл: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 19 г. Белгорода им. В. Казанцева Мастер класс.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В исследованиях В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Г.В. Козловой,
Д.Б. Эльконина и др. подчёркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.
Такие ученые-лингвисты как И.А. Зимняя, Н.В. Кузьминова, Л.А. Петровская выделяют следующие характеристики эффективных учебных проектов:
-
учащиеся находятся в центре процесса обучения, ведущей является деятельность учения -
проект основан на проблеме, значимой для учащихся -
проект фокусируется на важных целях и задачах обучения, ориентированных на образовательные стандарты -
проект организуется вокруг направляющих вопросов -
проект включает текущее формирующее оценивание и другие типы оценивания -
проект содержит связанные между собой задачи, а деятельность в проекте ограничена временными рамками -
проекты напрямую связаны с окружающим миром -
учащиеся демонстрируют знания и умения через результаты (продукты) учебной деятельности или саму деятельность, которая организуется и осуществляется в ходе разработки самих продуктов -
информационные технологии поддерживают и помогают повысить качество обучения -
в работе над проектом развиваются и интегрируются мыслительные умения -
различные методы обучения поддерживают различные стили мышления
Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат.
Эта деятельность направлена на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самим учащимся в виде задачи, когда результат – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект или исследование с точки зрения учителя – это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся.
Эти методы обучения интересны детям, так как дают им возможность раскрыть свой потенциал, проявить себя в различных видах деятельности, способствуют реализации творческих способностей, учат общаться в коллективе.
Проведение уроков русского языка в нетрадиционной форме с применением современных педагогических технологий, в том числе проектно-исследовательских, является мощным инструментом повышения познавательной активности учащихся, приучающий их к самостоятельной познавательной деятельности.
Технологичностьлюбогопедагогического опыта определяется через наличие возможности воспроизведения данного опыта и его отдельных элементов на уроках любого учителя-предметника. Система подготовки вопросов и заданий для проекта, карты оценивания могут быть использованы на любом уроке или во внеурочной деятельности.
Разработана модель внедрения проекта на уроках русского языка и литературы в старшей школе. Созданы и апробированы проекты «Возвращение к истокам», «Занимательная фразеология»
В рамках этих проектов мною были разработаны правила составления презентации, карты З-И-У, контрольный список наблюдений за навыками мышления, критерии оценивания презентации учащихся, оценивание в проекте, карта оценивания критического мышления, карта оценки собственных достижений, правила работы в блоге, карта самооценивания совместной работы, карта самооценки успешности в коллективной работе. (Приложение «Оценивание в проекте»)
Учащиеся знают все этапы проектной деятельности, выполняют в группах задания, учатся решать проблемы и представлять свой вариант в письменном и электронном виде.
Учащимися освоены компьютерные программы: Microsoft Office PowerPoiht, Microsoft Office Publicher, Microsoft Office Exsel. Используются сервисы Doc Me.ru, Imagechef.
В проектной деятельности принято выделять несколько этапов, Е.С.Полат выделяет следующие:
-
Подготовка (определение темы и целей проекта.) -
Формирование рабочей группы. -
Планирование-
определение источников информации -
определение способов сбора и анализа информации -
определение способов представления результатов -
установление процедур и критериев оценки результатов и процесса проектной деятельности
-
-
Исследование-
сбор и уточнение информации -
решение промежуточных задач -
обсуждение альтернатив методом «мозгового штурма» -
выбор оптимального варианта -
выбор основных инструментов: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты
-
-
Формулирование результатов или выводов-
анализ информации, -
формулирование выводов
-
-
Защита проекта-
подготовка доклада: обоснование процесса проектирования, представление полученных результатов -
возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет
-
-
Оценка результатов и процесса проектной деятельности-
анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин -
классификация проектов
-
В современной науке выделяют проектирование техническое (разработка и реализация проектов по заранее известным целям) и гуманитарное (проблемная организация мышления и деятельности). Наиболее полной классификацией проектов в отечественной педагогике является классификация, предложенная в учебном пособии Е.С.Полат и М.Ю.Бухаркиной.
Она может быть применена к проектам, используемым в преподавании любой учебной дисциплины. В данной классификации по нескольким критериям выделяются следующие разновидности проектов:
-
По содержанию:-
Монопредметные (выполняются на материале конкретного предмета) -
Межпредметные (интегрируется смежная тематика нескольких предметов) -
Надпредметные (выполняются на основе изучения сведений, не входящих в школьную программу)
-
II. По методу, доминирующему в проекте:
-
Творческие, исследовательские (характеризующиеся наличием четко поставленной цели и обоснованной структуры) -
Приключенческие, игровые (основным компонентом содержания становится ролевая игра) -
Информационные, практико – ориентированные (их особенность состоит в выработке результата, имеющего практическое значение, например, подготовка газеты или видеофильма)-
По характеру координирования проекта:
-
-
с явной координацией -
со скрытой координацией
IV.По включенности проектов в учебные планы:
-
текущие (на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса часть содержания обучения); -
итоговые (по результатам выполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного материала)
-
По продолжительности выполнения проекта:
-
мини – проекты (несколько недель); -
средней продолжительности (несколько месяцев); -
долгосрочные (в течение года)
-
По количеству участников проекта:
-
коллективные -
индивидуальные -
групповые
Работу по организации в классе проектно-исследовательской деятельности можно начать с проведения диагностики по изучению интересов, склонностей и проектных умений для самооценки обучающихся. Для этого можно воспользоваться стандартной анкетой до начала работы над проектом и картой З-И-У (Знаю. Интересуюсь. Учусь или узнал), разработанной для конкретного проекта.
Анкета для выявления проектных умений
Оцени свои умения в использовании метода проекта по следующим критериям: 3 – умею; 2 – иногда получается; 1 – чаще не получается; 0 – не умею
Ф.И. ученика, класс_______________________________________________
Учебный проект __________________________________________________
Проектные умения | Начало проекта | Окончание проекта |
1. Формулировать проблему | | |
2. Ставить цель | | |
3. Ставить задачи | | |
4. Выбирать методы и способы решения задач | | |
5. Планировать работу | | |
6. Организовать работу группы | | |
7. Участвовать в совместной деятельности: выслушивать мнение других; отстаивать своё мнение; принимать чужую точку зрения и др. | | |
8. Выбирать вид конечного продукта проекта | | |
9. Выбирать форму презентации конечного продукта | | |
10. В проделанной работе видеть моменты, которые помогли успешно выполнить проект | | |
11. В проделанной по проекту работе находить «слабые» стороны | | |
12. Видеть, что мне лично дало выполнение проекта | | |
Карта З-И-У (для проекта «Возвращение к истокам»)
Исконно русская лексика
Вопрос | Что я знаю? | Чем я интересуюсь? | Что я умею? |
Какие языки можно назвать «родственниками», русского языка? | | | |
Какие слова являются основой лексического состава русского языка? | | | |
В какую группу славянских языков входит русский язык? | | | |
Какие слова являются собственно русскими? | | | |
В каких словарях есть информация о происхождении слова? | | | |
Есть ли русские слова в других языках? | | | |
Какие слова одинаково звучат и произносятся в русском, украинском и белорусском языках? | | | |