Файл: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 19 г. Белгорода им. В. Казанцева Мастер класс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В исследованиях В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Г.В. Козловой,
Д.Б. Эльконина и др. подчёркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

Такие ученые-лингвисты как И.А. Зимняя, Н.В. Кузьминова, Л.А. Петровская выделяют следующие характеристики эффективных учебных проектов:

  • учащиеся находятся в центре процесса обучения, ведущей является деятельность учения

  • проект основан на проблеме, значимой для учащихся

  • проект фокусируется на важных целях и задачах обучения, ориентированных на образовательные стандарты

  • проект организуется вокруг направляющих вопросов

  • проект включает текущее формирующее оценивание и другие типы оценивания

  • проект содержит связанные между собой задачи, а деятельность в проекте ограни­чена временными рамками

  • проекты напрямую связаны с окружающим миром

  • учащиеся демонстрируют знания и умения через результаты (продукты) учебной де­ятельности или саму деятельность, которая организуется и осуществляется в ходе разработки самих продуктов

  • информационные технологии поддерживают и помогают повысить качество обу­чения

  • в работе над проектом развиваются и интегрируются мыслительные умения

  • различные методы обучения поддерживают различные стили мышления



Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат.

Эта деятельность направлена на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самим учащимся в виде задачи, когда результат – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект или исследование с точки зрения учителя – это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся.


Эти методы обучения интересны детям, так как дают им возможность раскрыть свой потенциал, проявить себя в различных видах деятельности, способствуют реализации творческих способностей, учат общаться в коллективе.

Проведение уроков русского языка в нетрадиционной форме с применением современных педагогических технологий, в том числе проектно-исследовательских, является мощным инструментом повышения познавательной активности учащихся, приучающий их к самостоятельной познавательной деятельности.

Технологичностьлюбогопедагогического опыта определяется через наличие возможности воспроизведения данного опыта и его отдельных элементов на уроках любого учителя-предметника. Система подготовки вопросов и заданий для проекта, карты оценивания могут быть использованы на любом уроке или во внеурочной деятельности.

Разработана модель внедрения проекта на уроках русского языка и литературы в старшей школе. Созданы и апробированы проекты «Возвращение к истокам», «Занимательная фразеология»

В рамках этих проектов мною были разработаны правила составления презентации, карты З-И-У, контрольный список наблюдений за навыками мышления, критерии оценивания презентации учащихся, оценивание в проекте, карта оценивания критического мышления, карта оценки собственных достижений, правила работы в блоге, карта самооценивания совместной работы, карта самооценки успешности в коллективной работе. (Приложение «Оценивание в проекте»)

Учащиеся знают все этапы проектной деятельности, выполняют в группах задания, учатся решать проблемы и представлять свой вариант в письменном и электронном виде.

Учащимися освоены компьютерные программы: Microsoft Office PowerPoiht, Microsoft Office Publicher, Microsoft Office Exsel. Используются сервисы Doc Me.ru, Imagechef.

В проектной деятельности принято выделять несколько этапов, Е.С.Полат выделяет следующие:

  1. Подготовка (определение темы и целей проекта.)

  2. Формирование рабочей группы.

  3. Планирование

    1. определение источников информации

    2. определение способов сбора и анализа информации

    3. определение способов представления результатов

    4. установление процедур и критериев оценки результатов и процесса проектной деятельности

  4. Исследование

    1. сбор и уточнение информации

    2. решение промежуточных задач

    3. обсуждение альтернатив методом «мозгового штурма»

    4. выбор оптимального варианта

    5. выбор основных инструментов: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты

  5. Формулирование результатов или выводов

    1. анализ информации,

    2. формулирование выводов

  6. Защита проекта

    1. подготовка доклада: обоснование процесса проектирования, представление полученных результатов

    2. возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет

  7. Оценка результатов и процесса проектной деятельности

    1. анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин

    2. классификация проектов


В современной науке выделяют проектирование техническое (разработка и реализация проектов по заранее известным целям) и гуманитарное (проблемная организация мышления и деятельности). Наиболее полной классификацией проектов в отечественной педагогике является классификация, предложенная в учебном пособии Е.С.Полат и М.Ю.Бухаркиной.

Она может быть применена к проектам, используемым в преподавании любой учебной дисциплины. В данной классификации по нескольким критериям выделяются следующие разновидности проектов:

  1. По содержанию:

    1. Монопредметные (выполняются на материале конкретного предмета)

    2. Межпредметные (интегрируется смежная тематика нескольких предметов)

    3. Надпредметные (выполняются на основе изучения сведений, не входящих в школьную программу)

II. По методу, доминирующему в проекте:

  1. Творческие, исследовательские (характеризующиеся наличием четко поставленной цели и обоснованной структуры)

  2. Приключенческие, игровые (основным компонентом содержания становится ролевая игра)

  3. Информационные, практико – ориентированные (их особенность состоит в выработке результата, имеющего практическое значение, например, подготовка газеты или видеофильма)

    1. По характеру координирования проекта:

  1. с явной координацией

  2. со скрытой координацией

IV.По включенности проектов в учебные планы:

      1. текущие (на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса часть содержания обучения);

      2. итоговые (по результатам выполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного материала)

    1. По продолжительности выполнения проекта:

  1. мини – проекты (несколько недель);

  2. средней продолжительности (несколько месяцев);

  3. долгосрочные (в течение года)

    1. По количеству участников проекта:

  1. коллективные

  2. индивидуальные

  3. групповые

Работу по организации в классе проектно-исследовательской деятельности можно начать с проведения диагностики по изучению интересов, склонностей и проектных умений для самооценки обучающихся. Для этого можно воспользоваться стандартной анкетой до начала работы над проектом и картой З-И-У (Знаю. Интересуюсь. Учусь или узнал), разработанной для конкретного проекта.



Анкета для выявления проектных умений

Оцени свои умения в использовании метода проекта по следующим критериям: 3 – умею; 2 – иногда получается; 1 – чаще не получается; 0 – не умею

Ф.И. ученика, класс_______________________________________________

Учебный проект __________________________________________________

Проектные умения

Начало проекта

Окончание проекта

1. Формулировать проблему







2. Ставить цель

 

 

3. Ставить задачи

 

 

4. Выбирать методы и способы решения задач

 

 

5. Планировать работу

 

 

6. Организовать работу группы

 

 

7. Участвовать в совместной деятельности: выслушивать мнение других; отстаивать своё мнение; принимать чужую точку зрения и др.

 

 

8. Выбирать вид конечного продукта проекта

 

 

9. Выбирать форму презентации конечного продукта

 

 

10. В проделанной работе видеть моменты, которые помогли успешно выполнить проект

 

 

11. В проделанной по проекту работе находить «слабые» стороны

 

 

12. Видеть, что мне лично дало выполнение проекта

 

 


Карта З-И-У (для проекта «Возвращение к истокам»)

Исконно русская лексика

Вопрос

Что я знаю?

Чем я интересуюсь?

Что я умею?

Какие языки можно назвать «родственниками», русского языка?










Какие слова являются основой лексического состава русского языка?










В какую группу славянских языков входит русский язык?










Какие слова являются собственно русскими?










В каких словарях есть информация о происхождении слова?










Есть ли русские слова в других языках?










Какие слова одинаково звучат и произносятся в русском, украинском и белорусском языках?