Файл: Раскройте понятие и основные характеристики теории атрибутивного лидерства. Кратко поясните особенности использования теории атрибутивного лидерства.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Раскройте понятие и основные характеристики теории атрибутивного лидерства. Кратко поясните особенности использования теории атрибутивного лидерства.
Теория атрибуции лидерства занимается формированием индивидуальных мнений о причинах конкретных событий или наблюдений. Люди всегда будут пытаться понять, почему люди делают то, что они делают. Лидер будет судить о своих сотрудниках на основе приписывания причин производительности сотрудников. Люди также будут делать выводы о лидере и реагировать на плохую работу лидера.
Теория атрибуции приписывается работе, проделанной Хайдером (1958), Джонсом и Дэвисом (1965) и Келли (1967, 1972, 1973). Атрибуция стала активной областью исследований организационного поведения в 1980-х годах. Это модель оценки лидерства, которая предполагает, что люди делают выводы о лидерских способностях, наблюдая и интерпретируя определенные экологические и поведенческие сигналы. Теория атрибуции лучше всего понятна на примере. Если у вас с кем-то хорошие отношения, вы с большей вероятностью будете положительно оценивать работу этого человека; однако, с другой стороны, если кто-то другой постоянно раздражает вас неправильным образом, вы можете быть более склонны оценивать работу этого человека карательно.
Люди пытаются определить причины наблюдаемых событий, собирая информацию, которая может помочь их объяснить. Люди постоянно пытаются сформировать цепочки причинно-следственных объяснений наблюдаемых инцидентов и событий. Эти атрибуции людей помогают им устанавливать порядок в окружающем мире и повышают их способность понимать поведение себя и других.
Теория атрибуции имеет дело с:
-
Формирование индивидуальных мнений о причинах конкретных событий или наблюдений. -
Формирование мнений о поведении других людей -
Формирование мнения о себе -
Как люди объясняют свои собственные успехи и неудачи -
Как люди объясняют поведение и результаты других -
Является ли причиной поведения характеристика последователя (внутренний атрибут) -
Является ли причиной поведения характеристика ситуации (внешний атрибут) -
Вероятно ли, что поведение последователя останется постоянным (стабильным) -
Может ли поведение последователя измениться со временем (неустойчиво)
Теория атрибуции описывает, как люди разрабатывают причинно-следственные объяснения поведения и результатов, и как их причинно-следственные объяснения влияют на последующие реакции. Люди считают, что поведение вызвано либо личностью (т.е. диспозицией), либо окружающей средой (ситуативной). Она проводит различие между внутренними и внешними причинами.
Это модель оценки лидерства, которая предполагает, что люди делают выводы о лидерских способностях, наблюдая и интерпретируя определенные экологические и поведенческие сигналы. Двухэтапная атрибутивная модель лидерства была предложена Грином и Митчеллом (1979), предполагая, что лидеры приписывают (пытаются понять) причину производительности, прежде чем принимать решение о соответствующих действиях. Лидер приписывает различные факторы производительности последователя (внутренние, внешние, стабильные, нестабильные). Эти приписываемые атрибуты влияют на ожидания лидера относительно будущих результатов, а также на его поведение по отношению к последователю.
Модель атрибуции предполагает, что лидеры наблюдают за поведением своих последователей, делают выводы о причинах этого поведения (т. Е. Является ли оно результатом внутренних, личных факторов или внешних, косвенных), а затем реагируют на основе этих выводов. Атрибуция - это название, данное этому субъективному процессу, в котором мы приписываем причины, результаты, проблемы и так далее другим, часто не имея достаточной информации, на которой можно основывать наше суждение.
Внутренние факторы, влияющие на поведение
Внутренние атрибуции включают в себя отсутствие интереса у последователя, неопытных последователей, прогулы со стороны последователей или любую другую причину со стороны последователя.
Если лидер приписывает низкую производительность подчиненного внутренним факторам, таким как низкие усилия или отсутствие способностей, он или она может сделать выговор, уволить или провести обучение для соответствующего сотрудника. Если менеджер приписывает низкую производительность сотрудника недостатку усилий, то это плохо скажется на служебной аттестации сотрудников.
Внешние факторы, влияющие на поведение
Внешние причины включают в себя низкую производительность, в основном из-за поломок станков, поломок инструментов, проблем с запасами материалов, проблем с качеством материалов или любых других внешних факторов, которые находятся вне контроля последователей
Однако, если плохая производительность объясняется внешними факторами, такими как нехватка материалов или перегруженность работой, руководителю необходимо будет сосредоточиться на этих факторах и улучшить ситуацию вместо того, чтобы давать негативные отзывы сотруднику. Если менеджер считает, что низкая производительность сотрудника вызвана недостатком навыков, менеджер, скорее всего, может назначить сотруднику необходимое обучение или оказать некоторую помощь в виде инструкций или инструктажа.
Корректирующие действия лидера
Лидер предпримет корректирующие действия:
-
К ситуации, если он приписывает проблемы с производительностью внешним причинным факторам -
К последователю, когда он приписывает проблему производительности внутренним факторам
Например, менеджер, который делает внутреннюю атрибуцию, заключая, что низкая производительность сотрудника в недавнем проекте была обусловлена личными характеристиками, которые привели к отсутствию мотивации, он, скорее всего, примет решение о более суровых дисциплинарных мерах. Корректирующие действия, скорее всего, будут носить карательный характер, если их приписывают недостатку усилий
Однако, если он сделал внешнюю атрибуцию, приписав причину плохой работы ситуации, например, ситуации локаута, скажем, из-за пандемии короны, человек не смог посетить клиентов и, следовательно, снижение объема продаж, корректирующие действия менеджера будут направлены на исправление ситуации.
Атрибуции имеют решающее значение для управления, потому что суждения и действия менеджеров и сотрудников часто основаны на предполагаемых причинах поведения. Ниже приведены некоторые последствия для организаций:
-
Влияние на восприятие сотрудников на основе наблюдаемой производительности и производных приписываний причинам -
Менеджеры будут делать суждения, связанные с производительностью, на основе наблюдаемого поведения и атрибуций -
Неточное суждение о причинах низкой производительности может иметь негативные последствия для организации -
Атрибуции могут влиять на мотивацию сотрудников как положительно, так и отрицательно -
Понимание атрибуции может повысить эффективность управления
Теория атрибуции лидерства предполагает, что люди делают выводы о лидерских способностях, наблюдая и интерпретируя определенные сигналы окружающей среды и поведения. Лидеры приписывают (пытаются понять) причину производительности, прежде чем принять решение о соответствующих действиях. Лидер приписывает различные факторы производительности последователя (внутренние, внешние, стабильные, нестабильные). Эти приписываемые атрибуты влияют на ожидания лидера относительно будущих результатов, а также на его поведение по отношению к последователю.
Примером теории атрибуции может быть менеджер, который делает внутреннюю атрибуцию, заключая, что низкая производительность сотрудника в недавнем проекте была обусловлена личными характеристиками, которые привели к отсутствию мотивации. Как только он выносит такое суждение, он, вероятно, примет решение о более суровых дисциплинарных мерах. В этом случае корректирующее действие, скорее всего, будет носить карательный характер, поскольку менеджер приписывает его недостатку усилий.
Таким образом, примером менеджера, делающего внешнюю атрибуцию, является предположение, что низкая производительность сотрудника обусловлена внешними ситуациями. Например, из-за карантина, вызванного пандемией короны, сотрудник не мог посещать клиентов для совершения звонков по продажам, и, следовательно, наблюдалось снижение объема продаж. В этом случае менеджер приписал причину внешней атрибуции, и корректирующие действия менеджера будут направлены на исправление ситуации либо путем снижения его целей, либо путем поиска возможностей виртуальных продаж.
Сама теория атрибуции много значит для менеджмента, поскольку она устанавливает, что суждения и действия менеджеров и сотрудников часто основаны на предполагаемых причинах поведения. Менеджеры составляют представление о сотрудниках на основе наблюдаемых результатов и производных приписываний причинам. Менеджеры в конечном итоге вынесут суждение, связанное с эффективностью, на основе наблюдаемого поведения и атрибуций. Эти решения, основанные на атрибуциях, могут влиять на мотивацию сотрудников как положительно, так и отрицательно, и, следовательно, понимание атрибуций может повысить эффективность управления.