Файл: Понятие счастья в произведении М. Макатаева Три счастья.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Раздел долгосрочного планирования:

Язык и общение

ФИО учителя: Килибаева М.Б.

Дата: 27,28.02.-01,02,03.2023г.




Класс: 6 «Ә, Б, Ғ»

Участвовал:

Не участвовали:

Тема урока

Понятие «счастья» в произведении М. Макатаева «Три счастья»


Цели обучения (ЦО)

Цели обучения, достигаемые на этом уроке

6.1.3.1.понимать содержание рассказов, поэтических произведений, содержащих знакомые лексические и грамматические единицы, определяя тему и основную мысль, характеризовать и оценивать поступки персонажей или лирического героя.

6.4.4.1. писать творческие работы от лица героя с использованием эпитетов, сравнений и фразеологизмов;



Цель урока

Все учащиеся смогут:

сформулировать тему и изложить основную мысль, опираясь на ключевые слова и словосочетания через «Таблицу - синтез»; написать двустишие о языке.

Большинство учащихся смогут: сформулировать тему и изложить основную мысль, опираясь на ключевые слова и словосочетания через стратегию «Незаконченные предложения»; составить синквейн о языке.

Некоторые учащиеся смогут: обосновать актуальность темы и основной мысли стихотворения; оценить высказывания одноклассников; выступит с мини-сочинением на «авторском стуле»



Критерии оценивания


Обучающийся:

  • Понимает содержание поэтического произведения, определяет тему и основную мысль.

  • Пишет творческую работу


Ход урока

этапы урока

Деятельность учителя.

(Запланированные задания)


Деятельность учащихся

Оценивание


Ресурсы



Начало урока

10 мин.
1 мин.
3 мин.


3 мин.
1 мин.

1 мин.

1 мин.

Основная часть

24 мин.
3 мин.
5мин.

7 мин.

1 мин.

8 мин.


Конец урока

5 мин.


1мин.


I.Организационный момент.

Позитивный настрой

Приветствие «Здравствуйте»

-желаю (большой палец)

-успеха (указательный палец)

-большого (среднего)

-во всем (безымянный палец)

-и везде (мизинцем)

-Здравствуйте!
Деление на группы:

Народ, язык, Родина.

Что объединяют эти слова?

Опрос домашнего задания
Прогнозирование учащимися темы урока

Учитель предлагает отгадать, кто написал строки из стихотворения «Ең бірінші бақытым – Халқым менің». Как вы думаете, о ком пойдет речь на уроке? Вас, наверное, заинтересовало название стихотворения. Предположите, о чем мог написать поэт Мукагали Макатаев?

(Деятельность учащихся) К
Запись даты и темы урока
Изучение нового материала.
Предтекстовый этап И

Стратегия «Только минутка»

1.Кто такой Мукагали Макатаев?
Стратегия «Ассоциации» Г
1. Напишите слова – ассоциации к слову счастье

2. Определите какова тема и основная мысль.


Текстовый этап

Стратегия «Видеофрагмент»

Видео: стихотворение М.Макатаева «Три счастья»

Стратегия «Незаконченное предложение» И П

Закончите предложение

В стихотворении М.Макатаева говорится о любви….

Счастье для поэта заключается в том, чтобы… …..

В произведении утверждается мысль ….



Сравните ваши ответы с ответами другой пары и определите наиболее правильный ответ.

Дескрипторы

- Определяет тему

- Определяет основную мысль

- Сравнивают ответы с другой парой

- Определяют наиболее правильный ответ
Определите тему и основную мысль

текста, заполнив «Таблицу - синтез»


Дескрипторы

- Выделяют из текста ключевые

слова;

- дают толкование;

- определяют тему и основную

мысль;


Работа над текстом стихотворения.

Цель: понимать основное содержание стихотворения и определять ,что подразумевает автор.

Метод « Думай – объединяйся – рассуждай»

Каждая группа знакомится со стихотворением, обсуждают в группе и отвечают на вопросы

*

-Ребята, мы продолжим работу в группе по содержанию стихотворения. Группы озвучьте свои задания.

1 группа

Прочитайте первую строфу стихотворения. Что понимает поэт под первым счастьем? Найдите строки, в которых выражена мысль о народе как опоре и доме для автора.

Прочитайте вторую строфу стихотворения.

Что подразумевается под вторым счастьем?
2группа

Прочитайте третью строфу стихотворения. О каком счастье говорит поэт? Какое чувство испытывает М.Макатаев к своей Родине?

Прочитайте последнюю строфу стихотворения. Что означают для поэта Арка, Алатау, Атырау, Алтай?

Критерий оценивания:

1.Передать основное содержание стихотворения.

2. Определить,что подразумевает автор.

Дескрипторы




Обучающийся

балл

1.

-передаёт основное содержание текста;


1

2.

-определяет что подразумевает автор;


1


Группы давайте поаплодируем друг другу.

-Хорошо, ребята! Теперь я предлагаю вам поработать самостоятельно.

  1. Индивидуальная работа по тексту «Таблица-синтез»


Найдите соответствия к ключевым словам толкования, и дополните выписками из текста.



Ключевые слова

Толкование

1.

Мой народ

а)

язык на котором я начал говорить

2.

Дороже золота

б)

люди с которыми я живу

3.

Родной язык


в)

отсутствие души, жестокость и

безжалостность.

4.

Родина - мать

г)


ценности, без которых не может существовать человек


5.

Три солнца



д)


ячейки из воска, которые делают

пчелы и осы для хранения меда и

кладки яиц

6.

Очаг

е)

земля, где я родился


7.

/сотовый от слова соты /


ё)


устройство для разведения и

поддержания огня; символ родного

дома, семьи

8.

Сердце гранитное /

ж)

очень ценно


-А теперь, ребята, если вы выполнили задание, проверяем сами по слайду и оцениваем себя, используя дескриптор.

Критерии оценивания:

  • Правильно соотносить значения к ключевым словам значения слов

Дескриптор



правильно соотносит все значения слов

2



соотносит значения слов, но допускает

1-2 ошибки

1


Ребята,е сли вы завершили, озвучьте свое оценивание.

Физкультурная минутка


  1. Физминутка. Физминутка необычная, а логическая. Ответьте на вопросы , используя прием «Верные и неверные утверждения».

Если верные утверждения, то хлопните два раза, а если неверные, присядьте, вытянув руки вперед.

Вопрос

Да

Нет

1. Автор считает своим учителем Абая Кунанбаева?





Делают приседания

2. Наблюдается ли чувство гордости за свою страну у поэта?


хлопают




3.Прилагательное «гранитное» со словом сердце употреблено в прямом значении?




Делают приседания

4.Воспевая бескрайнюю степь, поэт гордится, что родился казахом.

хлопают




5. Стихотворение М. Макатаева «Три счастья» на русский язык перевел Орынбай Жанайдаров.

хлопают




6. Стихотворение М. Макатаева «Три счастья» воспевает подвиги батыров?




Делают приседания


Физкультурная минутка
Послетекстовый этап

Создание творческой работы И

- Выберите любые слова из стихотворения М. Макатаева «Три счастья» и напишите по выбору двустишие (четверостишие)

- составить синквейн к слову счастье;

- написать мини-сочинение на тему: «Что такое счастье?»

Дескрипторы:

  • Пишут двустишие

  • Составляют синквейн

  • Пишут мини-сочинение

Рефлексия

  • Достиг ли мы цели,поставленные в начале урока?

Стратегия «Плюс.Минус.Интересно»

  • Похлопайте друг другу, поблагодарите за урок и за позитив!

Оцените урок на стикере, напиши-те свое мнение, заполнив карту ПМИ

д\з

- Напишите мини - сочинение на тему: «Язык мой друг»

- Создать презентацию о языке в пословицах и поговорках

- Сделайте сообщение о полиглотах




Учащиеся приветствуют друг друга всей ладонью
Делятся на группы

Высказывают свои мнения (по программе «Рухани жаңғыру»; об ответственности за судьбу малой родины).

Выразительное чтение стихотворения И.С.Тургенева «Русский язык»
Записывают дату и тему урока
Рассказывают жизнь и творчество Мукагали Макатаева


Учащиеся составляют кластер к слову «счастье»


счастье




Учащиеся смотрят видео и выполняют задания:
Учащиеся дописывают предложение, сравнивают с правильными ответами по таблице, предоставленной учителем.


В стихотворении М.Макатаева говорится о любви к Родине, языку, народу.

Счастье для поэта заключается в том, чтобы жить в своём Отечестве, со своим народом.

В произведении утверждается мысль о счастье самого народа и родной земли и настоящего патриотизма.



Ключевые слова

Толкова

ние

Те

ма

Основ

ная

мысль

Мой народ

люди с которыми я живу

Те-ма

любви к

на-ро-ду,

языку,

Ро-ди-не


Счастье

вместе с

народом



Дороже золота

Очень ценно

Род-ной язык

язык на котором я начал говорить

Роди-на - мать

Земля, где я родился

Три солн-ца

ценности,

без которых не может существовать человек















Плюс

минус

интересно




Всё что понрави-лось


Не понра-вилось на уроке


Вписывают

все любо-пытные факты, что ещё хотелось узнать









Словесная похвала

Оценивание «Комплимент»


Взаимооцени-вание


Стратегию «Совпало – не совпало» будет направлена на проверку таких целей обуче-ния, как прог-нозирование и определение основной мысли текста


Взаимооце

нивание, опираясь на ответы по таблице

(ответы обменивают

с другой

группой)

Взаимооцени-вание «Фейерверк»

Взаимооцени-вание

«Большой

палец»

Взаимооцени-вание «Розы и шипы»

«Плюс. Минус. Интересно»




Ф Взаимооценивание

Учащийся

определяет основную мысль текста на основе ключевых слов и словосочетаний.

Дескрипторы:

правильно записывает ключевые слова видео;

определяет основную мысль по ключевым словам.

Группам выдаются тексты глав и листы формата А3.

1 группа – 1 и 2 главы

2 группа – 3 и 4 главы

3 группа – 5 и 6 главы

4 группа – 7 и 2 глава
Задания для групп

  1. Найдите в тексте описания 1 героя и 1 злодея.

  2. Представьте на диаграмме Веннаописание персонажей (отдельно героя и отдельно злодея)

  3. Определите, какая идея передается автором через выбранного вами героя и злодея.

  4. Покажите на диаграмме, чем закончилась для выбранного вами героя и злодея эта история.

Герои Сходство Злодеи


Учащийся

сравнивает содержание, идеи и структурные особенности текстов.

Дескрипторы:

находит в тексте описание одного героя;

находит в тексте описание одного злодея;

находит сходство и различие в описании;

определяет идею, связанную с данным героем/ злодеем;

указывает, чем завершилась эта история для этих героев.
Работы вывешиваются. Учащиеся из других групп знакомятся и оценивают по дескрипторам.
. Учитель предлагает учащимся сочинить

в парах короткую сказку об одном персонаже сказки Андерсена «Снежная королева». В тексте они должны использовать два примера активной конструкции и два примера пассивной конструкции,

При необходимости учитель может напомнить учащимся материал «Активные и пассивные конструкции».
Учащийся

пишет текст художественного стиля (сказку);

использует в тексте активные и пассивные конструкции.

Дескрипторы:

сочиняет сказку, соблюдая композиционные особенности;

использует в тексте изобразительные средства;

применяет в тексте активные (не менее 2-х) и пассивные (не менее 2-х) конструкции.
Учащиеся по желанию читают тексты перед классом.

3.Учительпредлагает прочитать в классе 1-ю историю сказки и в парах ответить на вопросы:

  • Как называется первая сказка «Снежной королевы»?

  • С чего начинается эта сказка?

  • Чьё это зеркало?

  • Кто такой тролль? Как автор называет его? Зачем тролль смастерил зеркало?




Тролль –  великан (в германо- скандинавской мифологии). Тролли обитают внутри гор, где хранят свои сокровища. В устном народном творчестве тролли, как правило, вредят людям, похищают у них скот, оказываются людоедами.


4. Учитель сообщает о специфических особенностях сказок, о композиции сказки «Снежная королева».
Учащиеся самостоятельно читают 2-ю историю сказки и,опираясь на текст, заполняют таблицу «Реальное, фантастическое».


Реальное

Фантастическое

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

5.


5. Учитель предлагает учащимся участие в диалогах и их оценивание, используя стратегию «Слушающая тройка».

В каждой группе по 3 человека. Каждый из тройки выступит в роли «слушающего», «говорящего» и «оценивающего». Двое проводят диалог на тему «О чём мы узнаём во 2-й главе?», а третий сидит рядом, слушает и ставит оценку в карточку для оценивания. В диалоге и при оценивании учащиеся опираются на материал предыдущей работы (таблицу «Реальное, фантастическое»).
На подготовку диалога отводится 3 минуты, на проведение диалога - 5 минут.

Оценивающий комментирует диалог, опираясь на дескрипторы. Далее начинается новый диалог с другими участниками.
Учащийся

оценивает высказывание (монолог/диалог), составленное с опорой на ключевые слова/ план, с точки зрения полноты, логичности содержания.

Дескрипторы:

участвует в обсуждении дескрипторов к оцениванию диалога;

оценивает уместностьиспользования информации таблицы «Реальное, фантастическое»;

оценивает участников диалога по дескрипторам с точки зрения полноты, логичности содержания.
7.Оценивание уровня достижения учебной цели учащимися проводитсястратегии«Диалог на стикерах»: каждая группа на стикере пишет по одному толстому вопросу, опираясь на содержание 4-й истории сказки. Затем они делятся с другой группой своими вопросами и дают ответы на полученные вопросы.


Устно отвечают на вопросы, с объяснением.

формулирует цели и тему урока. Излагает свои мысли.


Стратегия

«Верно - не верно»

Словесная оценка учителя.

Взаимооценивание

Стратегия «Стикер»


Интерактивная доска

ИКТ, https://www.youtube.com/watch?v=f5HzV2u-NTk

Г.Х.Андерсен
Презентация, приложения

Подведение итогов урока (5 мин)


Стратегия «Ролевая игра» (9 мин.).

Итог урока. Рефлексия

Учитель может предложить ученикам на рабочих

листах дописать продолжение следующих предложений:

1. Я научился...

2. Я могу научить других...

3. Я не понял / не смог...

4. В дальнейшем я
Оцените свою работу на уроке как учёного, насколько вы были наблюдательны, активны, дисциплинированны

Зелёный – высокий уровень, жёлтый – средний уровень
С помощью метода «Толстые и тонкие вопросы» проводит закрепление урока.



Ученики показывают умение обосновывать свое понимание
Записывают д.з. в дневники


Самооценивание


Рефлексивный лист, стикеры





Раздел

Герои и антигерои: реальность и выдуманные истории

ФИО педагога

Килибаева М.Б.

Дата

13,14.03.2023г.

Класс: 6 «Ә, Б, Ғ»

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Лаймен Фрэнк Баум.«Удивительный Волшебник из Страны Оз»

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)


6.1.5.1 – прогнозировать содержание текста по ключевым словам;

6.2.5.1 – участвовать в диалоге- расспросе, меняя позицию

«говорящий» на «слушающий» с учетом выбранной роли;

6.2.6.1 – оценивать высказывание (монолог/диалог), составленное с опорой на ключевые слова/ план, с точки зрения полноты, логичности содержания;

6.3.2.1 – определять стилистические особенности текстов художественного стиля (рассказ), определять

принадлежность текста к типу описание на основе характерных признаков;

6.3.7.1 – извлекать необходимую

информацию по предложенной теме из различных источников, сопоставляя полученные сведения;


Цель урока

Все учащиеся смогут:

составить сюжетный кластер к каждой истории сказки «Волшебник из страны Оз»; определить приметы реального и волшебного мира; характеризовать героев; составлять диалог-расспрос между

главными героями; конструировать самостоятельно высказывание и оценивать его с точки зрения полноты и логичности содержания; проводить исследовательскую работу по прочитанному

произведению.

Большинство учащихся будут уметь:

согласовывать имена прилагательные с именами существительными; правильно употреблять наречия, служебные части речи; составлять постер на заданную тему.

Некоторые учащиеся смогут:

составлять диалог, опираясь на текст;

находить в тексте художественно-изобразительные средства

Критерии успеха

познакомится с творчеством известного писателя Лаймена Фрэнка Баума, основоположника американской литературной сказки;

совершит путешествие по одной из известнейших сказок Баума

«Удивительный Волшебник из Страны Оз»;

будет излагать содержание прочитанных глав подробно, сжато, выборочно; осуществляя анализ и синтез;

построит рассуждения.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оценивание

Ресурсы

Организационный этап

. Организационный момент.

Создание коллаборативной среды.

– Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, пожелайте друг

другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.

Проверка домашнего задания.

Актуализация знаний.

Верите ли вы, что название волшебной страны ОЗ связано с домашней картотекой писателя?»

Прогнозирование учащимися темы урока

Показывают решения задач, при возникновении вопросов разбирают с учителем




Учебник
Разноцветные карточки

Метод «Джигсо»

Изучение нового материала

Изучение нового материала

Упр. 1. Учитель предлагает ознакомиться с кратким содержанием начала сказки Баума

«Удивительный Волшебник из Страны Оз». Со сколькими героями вы познакомились?

Деление на группы. На столе лежат карточки желтого и зеленого цвета, учащиеся выбирают определенные цвета, делятся на группы.

С помощью метода «Джигсо» осуществляется усвоение нового материала.

Освоение изученного материала. Упр. 2.

Поисковое чтение текста.Учитель на базе текста задает вопросы, использует прием «Атака вопросами».

– Прочитайте в хрестоматии главу 5

«Освобождение Железного Дровосека» и ответьте на вопросы.

  1. Почему Страшила мог обходиться без еды?

  2. Кого встретили Дороти и Страшила?

  3. О чем попросил Железный Дровосек девочку?

  4. Почему Железный Дровосек присоединился к ним? О чем он хотел попросить волшебника Оза?

  5. Как Железный Дровосек помог Дороти и Страшиле?



Физкультурная минутка

Работа в группах

Упр. 3. Прочитайте в хрестоматии главу 6

«Трусливый лев» и сформулируйте по ее содержанию «тонкие» и «толстые» вопросы.

Упр. 4. Заполнить «Таблицу-синтез». Выбрать из текста прочитанных глав ключевые слова, записать их в первой графе. Затем заполнить вторую графу, объясняя значение этих слов. В третьей графе привести примеры после прочтения сказки.
Ключевые Толкование Выписки из слова текста

Учащиеся выполняют задания. Меняясь тетрадями, производят взаимопроверку и заполняют лист самооценивания. Упр. 5.

Прочитайте в хрестоматии продолжение сказки

«Удивительный Волшебник из Страны Оз». Постройте сюжетную таблицу, опираясь на прочитанные главы сказки.

Кто? Что? Когда? Где Почему?
Критерии оценивания р аботы в группах:

  • Читают текст;

  • Объясняют лексическое значение данных заимствованных слов;

  • Определяют, к какой тематической группе относятся эти слова;

  • Отвечают на вопросы.

  1. Закрепление изученного материала

Упр. 6. Выскажите свою позицию, ответив на вопросы.

  • Почему сказки имеют большое воспитательное значение?

  • Кто из героев повестей-сказок повлиял на ваше стремление что-то изменить в своем характере? Как именно?

  • Как вы думаете, в чем познавательное значение сказок?

  • С каким настроением вы читали эти произведения?

Работа в группах

Составление синквейна к существительному

компьютер. Критерийоценивания:

  • познакомится с творчеством известного писателя Лаймена Фрэнка Баума, основоположника американской литературной сказки;

  • совершит путешествие по одной из известнейших сказок Баума «Удивительный Волшебник из Страны Оз»;

  • будет излагать содержание прочитанных глав подробно, сжато, выборочно; осуществляя анализ и синтез;

построит рассуждения.

Ученики извлекают содержащуюся в тексте основную информацию по вопросам.


Словесная оценка учителя

. Взаимооценивание

Стратегия«Стикер

Критическое мышление.

Саморегулируемое обучение (самонаправленность в процессе работы над заданиями).

Рефлексия

Домашнее задание.

Упр. 8. Сочинить свою сказку, показав, что вам дорого в окружающем мире, или продолжить прочитанную сказку, добавив в нее свои персонажи

Рефлексия

Как проходило занятие? Что было удачно?

Что было неудачно?

Что вы хотите изменить?

В какой поддержке вы нуждаетесь?

После рефлексии учащиеся заполняют таблицу.

Учащиеся подытоживают свои знания по изучаемой теме.