Файл: Образования администрации сергиевопосадского городского округа московской области.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 447
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Программа « Добрый мир», автор Л. Л. Шевченко.
Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом « Об образовании». Предназначена для детей от 5 до 7 лет.
Актуальность программы
Программа актуальна в системе дошкольного образования и направлена развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей: духовно-нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России, понимания значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества; формирование у детей основополагающих морально-нравственных идеалов, установок, ценностей, норм, обеспечивающих осознанный нравственный выбор.
Данная программа реализуется на основе календарно-тематического
планирования с учетом возрастных особенностей детей и содержит обязательные компоненты: пояснительная записка, учебный план, список используемой литературы, наличие календарно-тематического планирования, ожидаемые результаты освоения программы
Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе авторской общей программы «Православная культура» и учебно-методического комплекта «Добрый мир» Л.Л.Шевченко в соответствии с Федеральным законом «Об образовании».
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.
Издавна отечественная педагогика тесным образом связывалась с развитием духовно-нравственной сферы сознания человека, имела основную цель: воспитывать человека существом мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей, честным и трудолюбивым, скромным, уважительным.
Основы христианской нравственности в каждом народе и традициях проявляются в благотворительности, почтение к родителям, к старшим, вежливости, доброжелательности, милосердии. Эти духовно-нравственные особенности возникают и растут под сенью семьи, общества, государства. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром; на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство нуждаются в образовательных духовно-нравственных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
Значимость этой программы в том, что она содействует сохранению духовного здоровья детей, знакомит их с основами Православной культуры. Но решение задач воспитания духовно-развитой личности возможно только совместными усилиями семьи.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в воспитании не соблюдается историческая преемственность поколений.
Многим родителям неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в семье, в первую очередь должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные дедами и прадедами, задача педагогов, а также, что именно родители ответственны за воспитание детей.
Цель программы:
развитие личности ребенка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе
отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.
Задачи :
· духовно – нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традиционным ценностям России, понимания значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества;
· формирование у детей основополагающих морально – нравственных идеалов, установок, ценностей, норм, обеспечивающих осознанный нравственный выбор;
· приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей;
· создание условий творческого развития;
· воспитание любви к Родине, семье;
· интеграции личности в национальную и мировую культуру;
· обеспечение ценностно – смысловой, содержательной, методической преемственности между ступенями дошкольного, начального и основного общего образования.
Отбор содержания Программы произведен в соответствии с принципами:
· культурологического характера содержания, позволяющего всем детям, независимо от национально – культурной и конфессиональной принадлежности познакомиться с традиционной духовно – нравственной культурой России;
· исторического и культурного соответствия религиозным традициям России;
· личностно – ценностного соответствия содержания программы закономерностям развития детей дошкольного возраста;
· укрупнения дидактических единиц текста и тематических содержательных обобщений;
· систематичности, последовательности и преемственности содержания между ступенями дошкольного, начального и общешкольного образования.
Программа состоит из 3-х разделов:
- в первом разделе дается общая характеристика программы, ее типологические особенности, цели, задачи и принципы;
- второй раздел включает в себя пояснительную записку, раскрывающую концептуальные положения организации психолого – педагогической работы по реализации программы, указываются возможные для планирования результаты духовно – нравственного развития дошкольников;
- в третьем разделе представлены методические коммнетарии к организации форм совместной, самостоятельной, групповой, коллективной работы с детьми.
Планируемые результаты освоения Программы детьми
-
Интересуется новыми, неизвестными знаниями; задает вопросы взрослому, любит экспериментировать; способен самостоятельно действовать; в случаях затруднений обращается к взрослому. -
Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, -
Откликается на эмоции близких людей и друзей; эмоционально реагирует на музыкальные и художественные произведения, мир природы. -
Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации. -
Применяет самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, способен предложить собственный замысел и воплотить его в рассказе, рисунке, постройке и т. д. -
Имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, семейных традициях; об обществе, его ценностях и т. д. -
Умеет работать по правилу и по образцу: слушать взрослого и выполнять его инструкции. -
Сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности
Программа: «Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое
здоровье дошкольников»,
Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М.
Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению их физического состояния. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ресурсов, духовному совершенствованию и успешной самоактуализации — как бы вопреки экстремальным ситуациям. Что же позволяет человеку проявлять жизнестойкость? Что дает ему силы для сохранения здоровья, душевного комфорта, активной созидательной позиции в сложных условиях? Как помочь человеку уже с детства находить опору в себе самом, наращивать ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности? Ребенок беспомощен, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основа такого развития — психологическое здоровье, от ко
торого во многом зависит здоровье челов-ека в целом.
Необходимо, чтобы родители, воспитатели и учителя владели элементарным психологическим инструментарием, базовыми сведениями о возрастных психологических проблемах детей. В этом им должна помогать психологическая служба. Однако в отечественной практике теоретические знания в области возрастной психологии и реальный воспитательный и образовательный процесс пока что существуют автономно. Психологическое обеспечение обучения и воспитания, применение программ сохранения психологического здоровья пока не стало неотъемлемой частью учебного и воспитательного процесса, оно осуществляется эпизодически и фрагментарно, а нередко и вовсе отсутствует.
О.В. Хухлаева, доктор педагогических наук, профессор кафедры этнопсихологии и психологических основ поликультурного образования МГППУ, разработала уникальную программу сохранения и формирования психологического здоровья детей.
Книга, которую вы держите в руках, — первая из