Файл: Образования администрации сергиевопосадского городского округа московской области.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 484

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Программа « Добрый мир», автор Л. Л. Шевченко.
Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом « Об образовании». Предназначена для детей от 5 до 7 лет.

Актуальность программы

Программа актуальна в системе дошкольного образования и направлена развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей: духовно-нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России, понимания значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества; формирование у детей основополагающих морально-нравственных идеалов, установок, ценностей, норм, обеспечивающих осознанный нравственный выбор.

Данная программа реализуется на основе календарно-тематического

планирования с учетом возрастных особенностей детей и содержит обязательные компоненты: пояснительная записка, учебный план, список используемой литературы, наличие календарно-тематического планирования, ожидаемые результаты освоения программы

 

Пояснительная записка

 Данная программа разработана на основе авторской общей программы «Православная культура» и учебно-методического комплекта «Добрый мир» Л.Л.Шевченко в соответствии с Федеральным законом «Об образовании».

 Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.

Издавна отечественная педагогика тесным образом связывалась с развитием духовно-нравственной сферы сознания человека, имела основную цель: воспитывать человека существом мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей, честным и трудолюбивым, скромным, уважительным.

Основы христианской нравственности в каждом народе и традициях проявляются в благотворительности, почтение к родителям, к старшим, вежливости, доброжелательности, милосердии. Эти духовно-нравственные особенности возникают и растут под сенью семьи, общества, государства. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром; на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.


Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство нуждаются в образовательных духовно-нравственных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Значимость этой программы в том, что она содействует сохранению духовного здоровья детей, знакомит их с основами Православной культуры. Но решение задач воспитания духовно-развитой личности возможно только совместными усилиями семьи.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в воспитании не соблюдается историческая преемственность поколений.

Многим родителям неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь  родителям осознать, что в семье, в первую очередь должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные дедами и прадедами, задача педагогов, а также, что именно родители ответственны за воспитание детей. 
Цель программы:

развитие личности ребенка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе

отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.

Задачи :

· духовно – нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традиционным ценностям России, понимания значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества;

· формирование у детей основополагающих морально – нравственных идеалов, установок, ценностей, норм, обеспечивающих осознанный нравственный выбор;

· приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей;

· создание условий творческого развития;

· воспитание любви к Родине, семье;

· интеграции личности в национальную и мировую культуру;

· обеспечение ценностно – смысловой, содержательной, методической преемственности между ступенями дошкольного, начального и основного общего образования.



Отбор содержания Программы произведен в соответствии с принципами:

· культурологического характера содержания, позволяющего всем детям, независимо от национально – культурной и конфессиональной принадлежности познакомиться с традиционной духовно – нравственной культурой России;

· исторического и культурного соответствия религиозным традициям России;

· личностно – ценностного соответствия содержания программы закономерностям развития детей дошкольного возраста;

· укрупнения дидактических единиц текста и тематических содержательных обобщений;

· систематичности, последовательности и преемственности содержания между ступенями дошкольного, начального и общешкольного образования.

Программа состоит из 3-х разделов:

- в первом разделе дается общая характеристика программы, ее типологические особенности, цели, задачи и принципы;

- второй раздел включает в себя пояснительную записку, раскрывающую концептуальные положения организации психолого – педагогической работы по реализации программы, указываются возможные для планирования результаты духовно – нравственного развития дошкольников;

- в третьем разделе представлены методические коммнетарии к организации форм совместной, самостоятельной, групповой, коллективной работы с детьми.
Планируемые результаты освоения Программы детьми

  • Интересуется новыми, неизвестными знаниями; задает вопросы взрослому, любит экспериментировать; способен самостоятельно действовать; в случаях затруднений обращается к взрослому.

  • Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе,

  • Откликается на эмоции близких людей и друзей; эмоционально реагирует на музыкальные и художественные произведения, мир природы.

  • Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации.

  • Применяет самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, способен предложить собственный замысел и воплотить его в рассказе, рисунке, постройке и т. д.

  • Имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, семейных традициях; об обществе, его ценностях и т. д.

  • Умеет работать по правилу и по образцу: слушать взрослого и выполнять его инструкции.

  • Сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности



Программа: «Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое

здоровье дошкольников»,

Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М.
Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чув­ствуют себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению их физического состояния. У других те же проблемы способству­ют пробуждению скрытых ресурсов, духовному совершенство­ванию и успешной самоактуализации как бы вопреки экст­ремальным ситуациям. Что же позволяет человеку проявлять жизнестойкость? Что дает ему силы для сохранения здоровья, душевного комфорта, активной созидательной позиции в сложных условиях? Как помочь человеку уже с детства на­ходить опору в себе самом, наращивать ресурсы психологи­ческого противостояния негативным факторам реальности? Ребенок беспомощен, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны со­здать приемлемые условия для его полноценного развития. Основа такого развития — психологическое здоровье, от ко­
торого во многом зависит здоровье челов-ека в целом.

Необходимо, чтобы родители, воспитатели и учителя вла­дели элементарным психологическим инструментарием, базо­выми сведениями о возрастных психологических проблемах детей. В этом им должна помогать психологическая служба. Однако в отечественной практике теоретические знания в об­ласти возрастной психологии и реальный воспитательный и образовательный процесс пока что существуют автономно. Психологическое обеспечение обучения и воспитания, приме­нение программ сохранения психологического здоровья пока не стало неотъемлемой частью учебного и воспитательного процесса, оно осуществляется эпизодически и фрагментарно, а нередко и вовсе отсутствует.

О.В. Хухлаева, доктор педагогических наук, профессор кафедры этнопсихологии и психологических основ поликультурного образования МГППУ, разработала уникальную про­грамму сохранения и формирования психологического здоро­вья детей.

Книга, которую вы держите в руках, первая из