Файл: Вид работы Курсовая работа Название дисциплины Гражданское право (курс 8) Тема Обязательства из договоров найма жилого помещения и другие жилищные обязательства Фамилия студента.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Цель договора социального найма заключается в удовлетворении потребности в жилых помещениях в основном малоимущих граждан.
1.1 Предоставление жилых помещений по договорам социального найма
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются малоимущие: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями таких жилых помещений и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством РФ. договор социальный наем помещение

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Согласно статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно данной статье, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Законодательство предусматривает определенные категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях и имеют право быть принятыми на учет.

Если гражданин имеет право быть принятым на учет по нескольким основаниям, например, в качестве малоимущего гражданина и относящегося к определенной категории по федеральному или региональному законодательству, то согласно статье 52
Жилищного кодекса Российской Федерации, он может выбрать одно из этих оснований для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении или может быть принят на учет по всем основаниям.

Таким образом, Жилищный кодекс предоставляет право выбора гражданину, имеющему несколько оснований для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, чтобы определить, по какому из этих оснований он будет принят на учет.

Такая мера предоставления жилых помещений в рамках договора социального найма является одним из механизмов для обеспечения малоимущих граждан достойным жильем, в случае если имеющееся у них жилье не пригодно для использования. При этом, предоставление жилья по договору социального найма в данном случае производится без необходимости прохождения общей очереди на получение жилья.

Это важная мера, которая направлена на обеспечение жильем малоимущих граждан, улучшение их жилищных условий и защиту их конституционных прав. Она основывается на принципах социальной справедливости и государственной поддержки нуждающихся граждан в обеспечении жилым помещением.

Рассмотрим пример из практики. Г. обратилась в суд с иском к администрации города с требованием поставить её семью на учёт для получения жилого помещения по договору социального найма. Истица указала, что она и её несовершеннолетний сын являются собственниками (каждый по 1/2 доле) двухкомнатной квартиры, расположенной в доме, который решением межведомственной комиссии отнесён к категории непригодных для постоянного проживания и не подлежащих ремонту и реконструкции. Не имеет правового значения то, по чьей вине домовладение, в котором проживает семья Г., пришло в непригодное для проживания состояние, а также время получения Г. свидетельства о регистрации права собственности на жилое помещение. В этой связи предыдущие решения судов о том, что у Г. и её сына не возникло права на предоставление жилого помещения по нормам ст. 57 ЖК РФ, признаны Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ незаконными.5

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений указанных граждан, поданных ими по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями. Прилагаются документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления документов и не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения. Орган местного самоуправления, принявший указанное решение, выдает гражданину, подавшему соответствующее заявление, документ, подтверждающий принятие такого решения.



Согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (например, продажа своего жилья или его смена на нежилое помещение), могут быть приняты на учет в качестве нуждающихся не ранее чем через 5 лет после совершения таких действий.

Такое ограничение устанавливается в целях предотвращения возможного злоупотребления и сохранения принципов справедливости при распределении жилых помещений для нуждающихся граждан. Оно направлено на обеспечение того, чтобы граждане не использовали специальные действия с целью быстрого получения преимуществ при получении жилья, а действительно нуждающиеся граждане были включены в приоритетную категорию.

Таким образом, граждане, совершившие указанные намеренные действия, будут приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях только по истечении 5-летнего срока с момента совершения таких действий. Это срок, установленный законом для обеспечения более справедливого и равноправного доступа к жилью для граждан, включая тех, кто действительно нуждается в жилом помещении.

ЖК РФ предусматривает отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ст. 54). Статья 56 ЖК РФ предусматривает основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.6

Некоторые граждане являются внеочередниками. Это категории граждан, малоимущих и нуждающихся в жилых помещениях, для которых федеральное законодательство предусматривает внеочередное право предоставления жилого помещения по договору социального найма. Например, вне очереди жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 29.07.2018 N 267-ФЗ (последняя редакция) 29 июля 2018 года N 267-ФЗ предусмотрено создание специализированного жилищного фонда для таких детей.7

Реализация гражданином права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма предполагает незамедлительное обеспечение его соответствующим жильем. Рассмотрим пример из практики. Из материалов дела видно, что истица К. по договору социального найма зарегистрирована и проживает вместе с дочерью и ее несовершеннолетними детьми в двухкомнатной квартире. К. является инвалидом второй группы по психическому заболеванию. Обращения К. к местной администрации с просьбой обеспечить их семью жилым помещением во внеочередном порядке не удовлетворены. В удовлетворении иска отказано. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ состоявшиеся по делу судебные постановления отменила, дело направила на новое рассмотрение, указав следующее. Отказывая в иске, суд исходил из того, что поскольку правовыми
актами не установлен определенный срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено К., его предоставление семье истицы должно производиться с установленной очередностью и без нарушения прав лиц, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий перед ней. Между тем, ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди. Данное требование закона не было учтено судом при рассмотрении возникшего спора и привели к неправильному разрешению дела, нарушению прав заявителей.

Обычно, такие помещения предоставляются в виде отдельных квартир. Это жилье должно быть благоустроенным, соответствовать санитарным и техническим требованиям, а также приспособленным к условиям конкретного населенного пункта.

Кроме того, применительно к договору социального найма, как правило, не допускается заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов. При таком заселении требуется согласие супругов на совместное проживание в одной комнате.

Такие ограничения устанавливаются в целях обеспечения комфортных жилищных условий и защиты интересов всех проживающих в одном помещении.

В соответствии с частью 2 статьи 58 Жилищного кодекса РФ, можно предоставлять жилое помещение по договору социального найма с общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в 2 раза, если это единое помещение составляет одну комнату или однокомнатную квартиру, либо предназначено для проживания гражданина со сложными заболеваниями.

При предоставлении жилого помещения с общей площадью, выше установленной нормы, учитываются различные обстоятельства, включая состояние здоровья граждан и другие заслуживающие внимания обстоятельства.

Таким образом, договор социального найма жилого помещения может предусматривать предоставление помещения с общей площадью, не превышающей установленной нормы на одного человека, но с учетом особых обстоятельств, таких как наличие тяжелых форм хронических заболеваний или проблем со здоровьем.

учетная норма является минимальным размером площади жилого помещения, на основании которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Установление учетной нормы осуществляется органами местного самоуправления.


Учетная норма определяет минимальные размеры площади жилых помещений, соответствующие критериям обеспечения жильем граждан, проживающих в данной местности. Размер учетной нормы устанавливается на муниципальном уровне, и он не может превышать размер нормы предоставления жилых помещений, установленной данным органом местного самоуправления.

Это означает, что учетная норма не может быть больше, чем норма предоставления жилого помещения, определенная местной администрацией.

Однако стоит отметить, что размер учетной нормы может отличаться в различных регионах и муниципалитетах, исходя из местных условий и специфики жилищного рынка.

Согласно Закона "О социальном жилищном обеспечении", срок владения и пользования жильем, предоставленным по договору социального найма, не ограничивается. Гражданам, проживающим в жилых помещениях из государственного, муниципального и других жилищных фондов, сохраняется право на найм, независимо от площади занимаемого жилья.

Такие договоры социального найма обычно заключаются на неопределенный срок и гарантируются на время, пока граждане соответствуют критериям нуждающихся в жилых помещениях и выполняют свои обязанности по договору.

Поэтому граждане, проживающие в жилых помещениях государственного, муниципального и жилищных фондов по договору социального найма, могут владеть и пользоваться ими без ограничения по сроку, пока они соответствуют требованиям, установленным законодательством и договором.

Итак, договор социального найма жилого помещения - это соглашение, в силу которого одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных ЖК РФ. Это консенсуальный, взаимный и возмездный договор. Особенностью договора социального найма жилого помещения является то, что он заключается без установления срока его действия (ч. 2 ст. 60 ЖК РФ). Его квалифицирующими признаками являются субъектный состав и предмет договора.
1.2 Стороны договора социального найма. Их права и обязанности
Договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме между наймодателем (государственной или муниципальной организацией или органом местного самоуправления) и гражданином, который будет являться нанимателем жилого помещения. В договоре социального найма определены права и обязанности сторон, условия аренды, размер арендной платы, срок действия договора и другие существенные условия, в соответствии с требованиями законодательства.