Файл: Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Организация образовательного процесса в ВУЗе

1.1 Нормативные документы, регламентирующие учебный процесс…………………………………………………………………………….....4

1.2 Планирование учебного процесса……………………..…………………5

1.3 Организация учебных занятий…………………………..………………..8

1.4 Контроль учебного процесса…………………………………………….14

2. Учебно-методические материалы и методика их подготовки

2.1 Основные виды учебно-методических материалов……………………17

ВВЕДЕНИЕ

1. Организация образовательного процесса в ВУЗе

1.1 Нормативные документы, регламентирующие учебный процесс

1.2 Планирование учебного процесса

1.3 Организация учебных занятий

1.4 Контроль учебного процесса

2. Учебно-методические материалы и методика их подготовки

2.1 Основные виды учебно-методических материалов

2.2 Методика подготовки учебно-методических материалов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



  • лекции;

  • семинары, практические занятия, лабораторные работы, коллоквиумы (занятия семинарского типа);

  • курсовое проектирование (выполнение курсовых работ);

  • групповые консультации;

  • индивидуальные консультации (в т.ч. руководство практикой);

  • самостоятельная работа обучающихся.

  • выполнение аттестационной, дипломной, проектной работы и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом.

Порядок проведения промежуточной аттестации студентов регламентирует Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по программам высшего образования (программам бакалавриата, специалитета, магистратуры).

Особенности организации учебного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья регламентируется соответствующим локальным нормативным актом.

Расписания учебных занятий, экзаменационных сессий, расписание проведения итоговой (государственной итоговой) аттестации – это документы, регламентирующие работу обучающихся, ППС, всех учебных подразделений Университета, распределяющие содержание учебного плана и рабочих программ по календарным дням учебного года и обеспечивающие их реализацию.

Расписание учебных занятий должно соответствовать объему и содержанию учебного плана, по срокам обучения - календарному графику учебного процесса; обеспечивать систематичность, логичность и непрерывность учебного процесса в течение дня; соблюдать равномерность распределения учебной работы в течение учебной недели; отвечать принципам научной организации труда преподавательского состава (равномерность нагрузки); обеспечивать рациональное использование материально-технической базы[2].

Расписание занятий формируется на основании следующей информации:

  • календарный график учебного процесса;

  • семестровый учебный план;

  • распределение нагрузки профессорско-преподавательского состава (штатных, совместителей) по потокам и учебным группам. При наличии у преподавателя в учебной нагрузке и лекционных потоков, и семинарских занятий, семинарские занятия планировать не более чем в 4 группах;

  • аудиторный фонд

  • сетка расписания.

Расписание занятий оформляется в единой форме. В расписании учебных занятий указываются:

  • наименование образовательной программы;

  • учебный год, семестр (модуль);

  • неделя (четная, нечетная);

  • курс;

  • номер учебной группы;


для каждого учебного занятия:

  • полное наименование дисциплины в соответствии с учебным планом;

  • форма проведения учебного занятия;

  • фамилия, имя, отчество (при наличии), должность преподавателя;

  • время и место проведения учебного занятия (номер аудитории, корпуса и т.д.).

Начало каждого семестра/модуля (не более 2-х недель) может быть организовано по временному расписанию, если это предусмотрено учебным планом. В этот период преобладает лекционная форма занятий, а также в расписание вносятся занятия по физическому воспитанию, практические занятия по иностранному языку и другим дисциплинам, не имеющим лекционных курсов. Для проведения занятий секций по дисциплине «Физическая культура» и занятий по иностранному языку составляется отдельное расписание, утверждаемое заведующим кафедрой[6].

Расписание занятий формируется не позднее, чем за месяц до начала занятий в следующей последовательности:

  • сотрудники учебного отдела учебно-методического управления формируют проект расписания занятий,

  • сотрудники диспетчерского отдела учебно-методического управления осуществляют распределение аудиторного фонда в проекте расписания на контролируемой учебной площадке Университета;

- учебно-вспомогательный персонал кафедр заполняет карточку занятости преподавателей кафедры и при обнаружении накладок, согласовывают расписание в учебном отделе учебно-методического управления.

Расписание занятий доводится до сведения студентов и преподавателей не позднее, чем за 3 дня до начала занятий.

Прием всех зачетов и допуск к экзаменам обеспечивается преподавателями кафедр до начала экзаменационной сессии. Зачеты проводятся после выполнения учебной программы на последних неделях теоретического курса без выделения специального бюджета времени. Для обеспечения своевременности получения зачетов и допусков к экзаменационной сессии обучающимися, на каждой кафедре должно быть вывешено расписание присутствия всех преподавателей кафедры на последней неделе теоретического курса, обеспечивающих учебный процесс в текущем семестре/ модуле.

Обучение в магистратуре осуществляется путем разделения семестра на два модуля в соответствии с графиком учебного процесса, при этом экзамены и зачеты проводятся в течение последних дней каждого модуля без выделения специального бюджета времени[2].



Расписание экзаменационной сессии составляется в строгом соответствии с учебным планом и утверждается проректором по учебной и методической работе.

Экзамен разрешается проводить только в установленной расписанием аудитории. Если необходимо изменить аудиторию, преподаватель обязан получить на это разрешение учебно-методического управления и поставить в известность декана факультета.

Расписание согласуется с начальником учебно-методического управления и утверждается проректором по учебной и методической работе. Согласованное и утвержденное расписание размещается на сайте Университета, хранится 1 год.

Любые нарушения расписания фиксируются сотрудниками учебно-методического управления, информация о нарушениях передается начальнику учебно-методического управления, декану и проректору по учебной и методической работе для анализа и принятия необходимых решений.

В расписания могут вноситься изменения, связанные с временным отсутствием отдельных преподавателей или сменой аудиторий. Изменения в расписании не должны нарушать условия проведения занятий на другом факультете/институте/кафедре. Все изменения в расписании доводятся до преподавателей учебно-вспомогательным персоналом кафедры.

При разработке расписаний должны учитываться следующие требования методического и организационного характера:

  • составление расписания занятий студентов очной и очно - заочной форм обучения осуществляется методом типовой недели - числитель /знаменатель;

  • обеспечение проведения занятий для обучающихся по очно-заочной форме обучения во внерабочее время обучающихся (после 18.00 часов)

  • обеспечение проведения занятий обучающихся факультета/института в учебном корпусе – месте расположения факультета/института, за исключением занятий, обеспечение проведения которых требует специализированного аудиторного фонда (лаборатории), находящегося в других учебных корпусах;

  • исключение переездов студентов из одного корпуса в другой в течение дня, за исключением проведения лабораторных занятий и практических занятий по физической культуре;

  • равномерное распределение занятий по одной и той же дисциплине в течение недели;

  • учет технологических особенностей проведения аудиторных занятий в соответствии с рабочими программами дисциплин;

  • обеспечение занятий аудиторным фондом, в том числе аудиториями, оборудованными техническими средствами (путем учета заявок от кафедр на использование специализированных аудиторий);

  • распределение в нагрузке одному преподавателю в семестре не более 4- х групп на дисциплину, заканчивающуюся экзаменом;

  • равномерное распределение в течение семестра контрольных мероприятий текущей аттестации;

  • учет индивидуальных пожеланий преподавателей (из числа руководителей высшего уровня), если они не приводят к нарушению вышеперечисленных требований;


- организационно-методическая, научно-исследовательская, воспитательная работа, а также медицинские осмотры, экскурсии, выездные мероприятия и т.п. должны проводиться вне сетки расписания.

Для своевременного составления расписаний учебных занятий, экзаменационных сессий, расписаний государственной итоговой аттестации, необходимо выдерживать сроки и формы подачи данных, устанавливаемых учебно-методическим управлением всеми структурными подразделениями Университета, задействованными в процессе организации учебного процесса[4].

Для качественной организации учебного процесса следует соблюдать следующую последовательность формирования расписаний занятий обучающихся по программам:

1. Бакалавриата, специалитета, магистратуры.

    1. Среднего профессионального образования.

    2. Аспирантуры.

    3. Дополнительного образования.

Ряд дисциплин, которые изучаются во всех учебных группах, таких, как «Иностранный язык» и «Физическая культура» имеют первоочередность в формировании расписания занятий.

Аудиторный фонд университета является общим для всех факультетов и форм обучения. Контроль использования аудиторного фонда осуществляется Учебно-методическим управлением на основании акта о приеме аудиторного фонда перед началом нового учебного года. В течение учебного года вывод помещений из аудиторного фонда не допускается.



1.4 Контроль учебного процесса



Целью контроля учебного процесса в Университете является:

  • установление соответствия организации учебного процесса требованиям нормативно-правовых документов, приказов и других локальных актов, регламентирующих деятельность Университета;

  • реализация учебных планов и программ учебных дисциплин;

  • совершенствование теоретического и методического уровня проведения занятий;

  • совершенствование организации и проведения самостоятельной работы студентов в рамках учебной программы дисциплины;

  • совершенствование уровня материально-технического обеспечения учебных занятий и состояние учебно-материальной базы;

  • установление соответствия методических указаний и требований учебной дисциплины фактическому проведению занятий;

  • систематическое повышение качества подготовки специалистов, уровня знаний, умений и навыков студентов[3].


Контроль проводится в форме:

  • комплексных и тематических проверок кафедр и факультетов;

  • участия руководящего состава учебного заведения в заседаниях кафедр, советов факультетов и совещаниях отделов;

  • рассмотрения и утверждения соответствующими структурами Университета учебно-методической документации и документации по организации учебного процесса;

  • контроля успеваемости и качества подготовки студентов;

  • проверок реализации расписания занятий, посещения аудиторных занятий, индивидуальной работы преподавателей и др;

  • проведения внутреннего и внешнего контроля за учебно-методической деятельностью кафедр и деканатов, других структурных подразделений, осуществляющих учебный процесс.

Контроль в Университете осуществляется ректоратом, учебно-методическим управлением, отделом лицензирования и аккредитации, деканами/директорами, заведующими кафедрами. Контроль образовательного процесса проводится в соответствии с планами и графиками, разрабатываемыми ректоратом и учебно-методическим управлением.

Контроль успеваемости студентов делится на текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестации и регламентируется соответствующими локальными актами.

2. Учебно-методические материалы и методика их подготовки

2.1 Основные виды учебно-методических материалов


В современных условиях реформирования образования особую значимость приобретает методическая подготовка преподавателей, которая помогает приспособиться к любой педагогической ситуации, успешно решать проблемы развития познавательной активности студентов, формировать практические умения и навыки. Преподаватели учебных заведений создают разнообразные методические материалы, где разрабатываются вопросы методики преподавания, которые широко используются в учебном процессе. Одним из условий успешного учебного процесса является педагогически грамотная разработка методического материала (учебно-методических пособий, методических разработок и т.д.).

К учебно-методическим материалам относятся[5]:

- учебные (дидактические) материалы (учебники, учебные пособия, справочники, курсы лекций, практикумы, сборники задач и упражнений, рабочие тетради и др.), адресованные обучающимся;

- учебно-методические материалы (методические указания, пособия, рекомендации, разработки), предназначенные как для обучающихся, так и педагогов;