Файл: Практические задания и кейсы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практические задания и кейсы



1. Проведите анализ ситуации, разбейте ситуацию на смысловые части, опишите возможные причины и дальнейшие пути решения проблемы, составьте индивидуальную программу работы с семьей по алгоритму кризисного психологического сопровождения:

Бабушка по отцовской линии (69 лет) оформила опеку над внуком Сашей, когда ему исполнилось 3 года, а ей 57 лет. Ее муж умер, отравившись некачественной водкой. Родители Саши злоупотребляли алкоголем, воспитанием ребенка не занимались (зачастую он оставался дома один, некормленный и неухоженный), нередко били его, находясь в абстинентном состоянии. После одного такого случая он попал в больницу. Родители были лишены родительских прав. Вскоре отец Саши умер, повторив судьбу своего отца. Мать уехала в другой город и судьбой ребенка больше не интересовалась. Саша скучал по родителям, пару лет часто спрашивал, когда они вернутся. Бабушка старалась избегать этих разговоров. Она очень тревожилась, что Саша повторит судьбу ее сына. Все свое время бабушка, практически, проводила с внуком (когда подрастал сын, ей приходилось много работать, на общение и занятия с ребенком времени оставалось очень мало), занималась с ним, учила читать и рисовать, всегда гуляла с ним на детской площадке, следя за тем, чтобы он не общался с «нехорошими» детьми. Вплоть до шестого класса бабушка провожала мальчика в школу и встречала после уроков. Саша в первые годы опеки буквально «вцепился» в бабушку. Он не хотел отпускать ее, плакал. Когда она возвращалась, сердился на нее, не хотел к ней подходить. К младшему школьному возрасту Саша успокоился, стал хорошо учиться в школе, занимался музыкой, много читал. Неоднократно Саша просил бабушку записать его в какую-нибудь спортивную секцию, но бабушка не соглашалась, опасаясь за его и без того слабое здоровье.

Читайте, как прошел фестиваль «Движение первых».
Когда Саше исполнилось 13 лет, его «как будто подменили». Он стал все хуже учиться, прогуливать школу, дерзить бабушке. У подростка появились новые друзья, которые очень не нравились бабушке, и она запрещала внуку с ними общаться. Но, невзирая на запреты, он вместе с ними прогуливал школу, допоздна пропадал на улице. Саша начал курить, периодически бабушка ощущала от внука запах алкоголя. В 14 лет Саша практически перестал посещать школу, стал чаще выпивать, имел неоднократные приводы в милицию за драки, был поставлен на учет. На все вопросы, уговоры и упреки бабушки отвечал одно: «Отстань, ты мне не мать, я сам решаю, что мне делать или не делать!» Ближе к 15 годам Саша стал «футбольным фанатом», участились приводы в милицию за участие в массовых драках. Он стал воровать у бабушки деньги, «чтобы попасть на матчи», отсутствовал дома по несколько суток. Она обратилась в органы опеки и попечительства и поставила вопрос об отмене опеки. Бабушка чувствует себя беспомощной и несчастной.


2. Проведите анализ ситуации, разбейте ситуацию на смысловые части, опишите возможные причины и дальнейшие пути решения проблемы, составьте индивидуальную программу работы с семьей по алгоритму кризисного психологического сопровождения:

Психолог? Приведем платжеспособных клиентов и упакуем
Девочка А., 14 лет, проживает в приемной семье с 3 лет. В семье также проживают кровные старшие братья. Девочка посещала дошкольное учреждение. Наблюдалась у невролога. С 1 класса обучается в интернате 5 вида для детей с ограниченными возможностями здоровья. Жалоб со стороны приемных родителей не наблюдалось. Впервые за консультацией психолога приемная мама обратилась в сентябре 2017 года. Запрос на отсутствие побудительной активности девочки, безынициативность, со слов бабушки, которая тоже пришла на консультацию: А. «ни рыба, ни мясо».

В ходе беседы психолог предположил наличие завышенных требований к ребенку со стороны приемных родителей, что в дальнейшем подтвердилось в ходе беседы с девочкой. Даны рекомендации, а также рекомендована индивидуальная работа семьи с психологом службы сопровождения. От дальнейшей работы с психологом семья отказалась, согласилась на сопровождение семьи социальным педагогом.

01.09.2018 года девочка совершила самовольный уход из дома. Гуляла в парке и в городе, домой возвращаться не планировала. При встрече с органами полиции назвалась вымышленным именем. Вечером этого же дня была доставлена домой.

Психологическое обследование проводилось по запросу приемной матери и специалистов органов опеки с целью изучения эмоционально-волевой сферы девочки в связи с самовольным уходом из дома. Психологическая диагностика проводилась 05.09.2018; 10.09.2018 в индивидуальной форме (посредством наблюдения, беседы, проективных методов: рисунок «Мои чувства», МАК «Живые чувства», МАК «Домик на дереве»). В процессе психологического обследования 05.09.2018, 10.09.2018 отмечены следующие особенности эмоционально-волевой сферы и поведения ребенка: при первой и второй встрече в контакт вступает не сразу. Эмоциональная реакция на ситуацию обследования проявляется в виде безразличия. Эмоциональный фон на протяжении всего обследования понижен. Девочка проявляет безразличие к происходящему. В начале работы с психологом отмечается слабая эмоциональная выраженность.



При общении с психологом проявляет пассивность при сниженной психической активности, а также непродуктивную активность. Интерес к выполнению заданий поверхностный, слабый. Темп преимущественно медленный. Инструкцию понимает и сохраняет до конца задания. На рисунке «Мои чувства» девочке предложено прорисовать события дня ухода из дома. Девочка нарисовала три рисунка в соответствии с временем суток (раннее утро, полдень и вечер). Психологом предложено подобрать ассоциативные карты чувств выполненным рисункам. На первый рисунок (утро, время, когда девочка покинула дом) выбрала следующие чувства: испуг, грусть, беспокойство, тревога, подавленность. Ко второму рисунку (полдень, время прогулки в парке) девочка выбрала такие карточки, как: страх, радость, легкость, брошенность. К третьему рисунку (вечер, время возврата домой): безнадежность, печаль, огорчение, отчуждение, угнетенность, надежда.

Со слов девочки, свой уход из дома она связывает с тем, что ее кровный брат накануне закончил обучение в школе и теперь она вынуждена ходить в школу одна. Именно это ее и огорчало. Приемной маме о своих переживаниях девочка не рассказывала. Со слов приемной мамы, девочку в школу провожают и встречают. Обсуждать далее и резюмировать результаты встречи девочка отказалась, сославшись на усталость. Была приглашена на следующую встречу.

На третьей встрече в контакт вступает легко и быстро, носит стабильный характер. Девочка проявляет выраженный интерес. При поощрении и одобрении демонстрирует положительные эмоции, радость, повышение результативности. В случае неудач старается исправить ошибку, предлагает свое видение ситуации. Эмоциональный фон повышен. Отмечена речевая активность. Отмечаются яркие положительные эмоциональные реакции в работе с психологом, такие как: смех, улыбка. Общение активное. С удовольствием рассказывает психологу о своей семье, опекунах, кровных братьях. С удовольствием приняла активное участие в проективной методике «Домик на дереве», где подобрала образы птиц для всей своей семьи, наполнила их цветом. Интерес к выполнению заданий в основном стойкий. В ходе беседы с психологом на общие темы критична, понимает свои успехи и неудачи. Была приглашена на следующую встречу через неделю.

На четвертую и последующие встречи девочка не пришла. Со слов приемной мамы, у девочки все в порядке. Даны рекомендации продолжить работу с психологом. В органы опеки сообщено о прекращении работы с психологом.


В марте 2019 девочка совершает повторный побег из дома, заранее обдумав план. Во время поисков А. находилась у подруги дома, а потом ночевала в подъезде многоэтажного дома. На следующий день А. сама пришла в полицию, но сообщила, что домой возвращаться не будет. Девочка была помещена в стационар, где ее ежедневно посещал психолог службы сопровождения. В стационаре девочка была проконсультирована детским психиатром. Согласно медицинскому заключению, ребенок здоров. В ходе работы психолога с А. и замещающей семьей была достигнута договоренность с девочкой о ее возвращении к приемным родителям.

Все встречи девочки и приемных родителей проходили в присутствии психолога. Несмотря на достигнутый стабильно-благоприятный психоэмоциональный фон ребенка, приемные родители настаивали на дальнейшем обследовании девочки у детского психиатра, свою возможную сопричастность к уходам ребенка из дома отрицали, возрастные потребности ребенка не учитывали, расценивая их как вседозволенность.

В апреле девочка была госпитализирована в детскую психиатрическую больницу на обследование, через 10 дней выписана. Назначены корректоры поведения. Семья находится на сопровождении службы сопровождения. Достигнуто полное сотрудничество.

3. Проведите анализ ситуации, разбейте ситуацию на смысловые части, опишите возможные причины и дальнейшие пути решения проблемы, составьте индивидуальную программу работы с семьей по алгоритму кризисного психологического сопровождения, ответьте на поставленные вопросы:

В службу сопровождения замещающих семей обратились сотрудники органов опеки и попечительства по поводу оказания помощи замещающим кровным родственникам. Девочка 14 лет, удочеренная с рождения, в возрасте 10 лет потеряла маму (мама вела асоциальный образ жизни), была передана на воспитание бабушки и дедушки со стороны мамы.

На протяжении последнего года девочка не могла найти общий язык с опекунами, прогуливала школу, выпивала, курила и не приходила домой. Органами опеки ребенок направлен к психологу службы сопровождения, а от опекунов поступил отказ от ребенка. Дедушка с бабушкой сотрудничать со службой сопровождения отказались. Ребенок сам просился в другую семью. Девочка посещала психолога еженедельно на протяжении трех месяцев.


Девочка была передана на воспитание в профессиональную замещающую семью со стажем более 20 лет; состав семьи: муж, жена и 12 детей в возрасте от 8 до 18.

Отношения в семье не сложились, приемная мама постоянно жаловалась на ребенка, ее неопрятность, неумение готовить, плохую учебу и асоциальность (алкоголь, никотин, побеги из дома). Мама была против посещения девочкой психолога и не пускала ее в службу сопровождения.

Прожив в семье 1,5 года, ребенок стал часто оставаться у дедушки с бабушкой по несколько дней с согласия приемной мамы. Девочка просилась обратно, аргументируя тем, что та семья ей не подходит и ей там плохо. Дедушка категорически был против возврата ребенка в семью.

Ребенка определили в другую приемную семью, состав которой: муж, жена, 5 детей в возрасте от 3 до 16 лет, на тот момент девочке было 16,5 лет. Была оказана психологическая помощь маме, девочке и кровному старшему ребенку из приемной семьи. На сегодняшний момент ребенок учится в колледже на А—5, встречается с молодым человеком из параллельной группы, строит планы на будущее. С дедушкой и бабушкой продолжает общение.

Специалисты службы сопровождения на консилиуме обсудили всю ситуацию после решения проблем подростка и поставили вопросы:

  • Почему в предыдущих семьях ребенок не прижился?

  • Как и когда надо было бы выстраивать работу с бабушкой и дедушкой?

  • По какому признаку подбиралась приемная семья?

  • Какое поведение профессиональной приемной мамы могло бы минимизировать риски?

  • Каковы факторы, способствующие ухудшению ситуации?

  • 4. Индивидуальное творческое задание «Разработка комплексной программы сопровождения воспитанника детского дома».

  • 1) Ознакомьтесь с Дневником психолого-педагогического сопровождения воспитанника детского дома: историей развития, социальной картой, представлениями специалистов на ПМПК, психолого-педагогической характеристикой воспитанника.

  • 2) Проанализируйте проблемы в развитии и социализации ребенка.

  • 3) Определите актуальные задачи сопровождения, условия, приемы и формы работы по сопровождению воспитанников детского дома на данном этапе развития.

  • 4) Составьте программу сопровождения воспитанника.