Файл: Практические задания и кейсы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Критерии оценивания творческого задания: задание выполнено

в полном объеме; корректность употребления терминологического аппарата дисциплины; материал хорошо изучен и представлен в структурированном виде, при выступлении использован разнообразный вспомогательный материал, способность применять полученные знания к анализу психолого-педагогических ситуаций и проблем своей предметной области.

  • 5. Характеристика этапов социально-педагогической деятельности с приемной семьей (оформляется в виде таблицы):

  • 1 задание: охарактеризуйте содержание психолого-педагогической деятельности на подготовительном этапе.

  • 2 задание: охарактеризуйте содержание психолого-педагогической деятельности на этапе первичной диагностики.

  • 3 задание: охарактеризуйте содержание психолого-педагогической деятельности на этапе поиска и подбора приемного ребенка.

  • 4 задание: охарактеризуйте содержание психолого-педагогической деятельности на этапе углубленной диагностики.

  • 5 задание: охарактеризуйте содержание психолого-педагогической деятельности на этапе обучения приемных родителей.

  • 6 задание: охарактеризуйте содержание психолого-педагогической деятельности на этапе передачи приемного ребенка и сопровождения приемной семьи.

Таблица: Этап работы // Цель этапа // Содержание // Технологии социального сопровождения и психологической поддержки.

Критерии оценивания работы: работа выполнена в полном объеме; корректность употребления терминологического аппарата дисциплины; материал хорошо изучен и представлен в структурированном виде, способность применять полученные знания к анализу психолого-педагогических ситуаций и проблем своей предметной области.

6. Предложите решение к данной ситуации:

Педагог заметил изменения во внешнем облике и стиле одежды у одного из воспитанников (Сергей, 15 лет). Подросток стал носить очень короткую стрижку, тяжелые высокие ботинки черного цвета на белой шнуровке, джинсы, нашивки, значки. Сергей физически сильный, учится средне, особого интереса к учебе не проявляет. В семье Сергей — приемный сын. Кроме него, есть еще старший брат, семья со средним достатком. Друзья этого ученика рассказали о том, что он недавно участвовал в массовой драке с избиением людей азиатской национальности.


Выделите проблему (проблемы) из ситуации:

  • 1. Асоциальное поведение, которое может привести к совершению уголовного преступления.

  • 2. Вызов общественным нормам (использование: нашивок, значков, униформы, ботинок на белой шнуровке и т. д.).

  • 3. Проявление толерантной нетерпимости к людям других национальностей, экстремизма.

Возможные причины:

  • 1) Сергею 15 лет, подростковый возраст. В этом возрасте происходит гормональная перестройка, которая ведет к изменению работы нервной системы, повышая ее возбудимость и оказывая влияние на общее психическое состояние подростка. Поэтому можно предположить, что в этом возрасте у Сергея происходит умственное или физическое перенапряжение, какие-то различные переживания, которые влияют на психологическое состояние подростка; это состояние выражается в раздражительности, падении продуктивности в работе, агрессии, желании, какого-либо физического применения силы (насилия).

  • 2) По внешним признакам, приведенным в ситуации, можно предположить, что Сергей принадлежит неформальному движению «скинхеды»: представители этого движения придерживаются национал-социалистической идеологии (одно из направлений субкультуры скинхедов). Деятельность скинхедов, как правило, носит экстремистский характер и позиционирует себя как национально-освободительное движение, которое борется за идеи превосходства белой, арийской расы и стремится к расовому сепаратизму. Также преобладают жестокость, насилие и некая ненависть к другим национальностям. Итак, из моего предположения следует, что Сергей увлечен так называемой субкультурой (скинхеды), что также соответствует возрастным особенностям.

  • 3) Проявление особенностей данного возраста как желание принадлежать к той или иной группе своих сверстников, например, субкультурная группа, направленная на интересы подростков; быть среди других, проявлять себя среди толпы.

  • 4) В связи с тем, что у Сергея есть старший брат, можно предположить, что старший брат тоже принадлежит к неформальному движению, например, к движению скинхедов или к подобной этому движению субкультуре. И Сергей в подростковом возрасте пытается быть похожим на старшего брата. Или можно предположить, что старший брат хорошо воспитан, работает, учится и т. д. и родители ставят его в пример Сергею, который просто пытается как-то обратить на себя внимание родителей. Показать, что он не такой, как старший брат, а индивидуальная личность.

  • 7. Проанализируйте ситуацию и предложите программу психологической работы.


Учитель просит тянущего руку ученика начать чтение текста. Мальчик заикается, и, чем больше он волнуется, тем сильнее. Возникает заминка. Учитель ждет некоторое время, наблюдая за попытками мальчика преодолеть первое слово, а затем начинает кричать, что он наверняка опять не сделал домашнее задание, что ей, учительнице, такая безалаберность надоела. В классе кто-то начинает посмеиваться, кто-то опускает глаза. Мальчик испуганно «прожевывает» трудное слово и пытается читать дальше.

Прогнозирование: Этот ученик на уроках всегда активен, но заикание, естественно, смущает его самого. Каждый раз, когда он так «затягивает» ответ, он сам считает себя слегка виноватым. В результате этого случая может еще сильнее развиться комплекс неполноценности, ученик замкнется в себе, перестанет работать на уроке. Кроме того, так как в отношении него допущена явная несправедливость, это скажется и на отношениях учитель — ученик. Ребята из класса, присутствующие при этом, хоть и чувствуют, что учитель поступает несправедливо, воспринимают этот стиль общения с их одноклассником как норму. Однако, если учитель позволяет себе смеяться над таким учеником, то в классе может начаться настоящая травля по отношению к нему.

8. Проанализируйте ситуацию и предложите ее решение:

Урок алгебры. Примерно за 10 минут до конца урока учитель вызывает к доске Васю. Он должен решить пример, используя формулы, изученные на уроке. Звенит звонок. Учитель просит всех выйти из класса, а Васю остаться и решить пример. Но ученики не уходят, а обступают Васю, который стоит у доски. Звучат реплики: «Да ты че, совсем тупой», «Это же элементарно» и т. д. В результате это начинает раздражать Васю, и он просит учителя, чтобы она попросила остальных выйти из класса. Учитель подходит к толпе и смотрит на доску: «Ай-яй-яй, Вася. Ты даже пример не можешь правильно из учебника переписать».

Ученики начинают смеяться, а Вася хватает портфель и выбегает из класса.

Прогнозирование: Вася надеялся на помощь учителя, а она поступила так же, как остальные, то есть посмеялась над ним. Скорее всего, она не хотела обидеть мальчика и сказала это не со зла. Но, зная взрывной характер Васи, она могла бы предположить финал данной ситуации. Вася обиделся на учителя и своих одноклассников, так как они не помогли ему в трудной ситуации. На следующем уроке никто не вспомнил об этом инциденте. Но, возможно, Вася не поможет своему однокласснику в такой же ситуации, а посмеется вместе с остальными.


9. Проанализируйте ситуацию и предложите ее решение.

Учитель дает учащемуся задание, а тот не хочет его выполнять и при

этом заявляет: «Я не хочу это делать!»

10. Проанализируйте ситуацию и предложите несколько путей ее решения.

Егор Д., ученик 9 класса, 15 лет. Обеспокоен тем, что не знает, какая профессия ему лучше всего подходит. «До окончания школы осталось несколько месяцев, а я никак не могу определиться с выбором, что же все-таки мне больше подходит: стать военным, или поступить в мед, так как с детства мечтал стать кардиологом и вылечить бабушкино больное сердце... Мне кажется, что я мог бы больше пользы принести людям, если бы стал хорошим кардиохирургом. Мне кажется, что у меня все для этого есть... Вот, и не знаю, как быть...».

Из педагогической характеристики на учащегося: Егор имеет хорошие способности к учебе, особенно легко ему даются предметы естественнонаучного цикла. Всегда спокоен и уравновешен, морально устойчив. Обладает лидерскими качествами, пользуется уважением у одноклассников. В общении с взрослыми всегда сдержан, адекватно реагирует на полученные замечания. Принимает активное участие в общественной жизни школы и класса.