Файл: Методические указания и контрольные задания для студентов заочников.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
БПОУ УР «Асановский аграрно-технический техникум»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
Для студентов заочников
По дисциплине «Техническая механика»
Специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования
2021
Рассмотрено На заседании предметной (цикловой) комиссии технических дисциплин протокол № ___ от ___________ Председатель ________________ Овчинников П.С. | | Утверждаю: зам. директора по учебной работе _______________________ М. А. Канишина |
Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Техническая механика»
Составитель: Филимонов Никита Анатольевич, преподаватель технических дисциплин БПОУ УР «Асановский аграрно-технический техникум»
Пояснительная записка
Дисциплина «Техническая механика» - важный общетехнический предмет, назначение которого – дать будущим техникам основные сведения о законах равновесия и движения материальных тел; о методах расчёта элементов машин и сооружений на прочность, жёсткость и устойчивость; об устройстве, области применения и основах проектирования деталей механизмов и машин общего назначения.
Материал программы разделён на два раздела: 1) основы теоретической механики (статика, кинематика, динамика); 2) основы сопротивления материалов и детали механизмов и машин.
Каждое задание выполняется в два этапа: изучение учебного материала; выполнение контрольной работы.
Изучение учебного материала должно предшествовать выполнению контрольной работы. Следует придерживаться такой последовательности изучения материала: ознакомиться с содержанием программы и подобрать рекомендуемую литературу; изучить материал каждой темы задания в такой последовательности: сначала внимательно и вдумчиво прочитать материал всей темы (не производя выводов и доказательств), разобраться в основных понятиях, определениях, законах, правилах, следствиях и в их логической взаимосвязи; затем тщательно и подробно изучить материал, конспектируя основные положения, определения, доказательства и правила.
При затруднении с ответами снова вернуться к учебнику и разобраться в соответствующем материале; закрепить усвоение материала путем разбора решенных задач, приведенных в учебной литературе и в настоящем пособии, а также самостоятельным решением возможно большого числа задач. Приступая к решению задач, следует предварительно повторить и вопросы ранее изученных те, касающиеся содержания данной задачи. При затруднениях в понимании какого-либо вопроса нужно обраться за разъяснением в техникум.
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- читать кинематические схемы;
- проводить расчет и проектировать детали и сборочные единицы общего назначения;
- проводить сборочно-разборочные работы в соответствии с характером соединений деталей и сборочных единиц;
- определять напряжения в конструкционных элементах;
- производить расчеты элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость;
- определять передаточное отношение;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- виды машин и механизмов, принцип действия, кинематические и динамические характеристики;
- типы кинематических пар;
- типы соединений деталей и машин;
- основные сборочные единицы и детали;
- характер соединения деталей и сборочных единиц;
- принцип взаимозаменяемости;
- виды движений и преобразующие движения механизмы;
- виды передач; их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условные обозначения на схемах;
- передаточное отношение и число;
- методику расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации
Методические указания и требования по выполнению
контрольной работы
-
Варианты контрольной работы выбирается студентов по последней цифре шифра, цифре 0 соответствует № 10. Работа, выполненная не по своему варианту, не проверяется и не засчитываются. -
Контрольная работа выполняется на отдельной тетради. Каждый вопрос начинается с новой страницы. -
Раскрытие всех вопросов варианта является обязательным требованием. -
Объем рукописного текста не ограничен, но должен полностью раскрывать поставленный вопрос. -
Материал учебников и пособий, а также любой применяемой литературы, должен не просто переписываться в работу, а корректироваться под современную обстановку, содержать примеры из жизни, местных или центральных источников информации. Работа, не содержащая примеров, иллюстрирующих изучаемую проблему, оценивается низко или подлежит возврату. -
Допускается выполнение работы в печатном виде объемом 10-15 страниц. Текст должен быть отформатирован под один шрифт (12-14), соблюдены междустрочные интервалы (1,5). -
Допускается использование Интернет – ресурсов, но текст должен точно соответствовать вопросам варианта, и к нему также применимы требования п.4 данных указаний. -
Работа сдается студентам до или во время сессии, но не позднее назначенного экзамена или зачета. Студенты, не сдавшие контрольную работу или получившие оценки «незачет» к промежуточной аттестации по дисциплине не допускаются. -
Проверенная работа предъявляется преподавателю во время экзамена или зачета.
Методические указания к выполнению задания 1
К решению этих задач следует приступить после изучения тем “Основные понятия и аксиомы статики ” и “Система сходящихся сил” уяснения приведенных ниже методических указаний и разбора примеров. В предлагаемых задачах рассматривается тело, находящееся в равновесии под действием плоской системы сходящихся сил. При аналитическом методе решении применяется система двух уравнений равновесия.
Напоминаем, что проекции силы на ось называется отрезок оси заключенный между перпендикулярами, опущенными на ось из начало и конца силы.
Обозначив проекцию силы F на ось X через Fx, а на ось У через Fу, будем иметь(рис.1):
α - угол образованный силой F с осью Х.
Таким образом проекции силы на ось равна произведению модуля силы на косинус угла между направлением силы и положительным направлением оси.
Знак проекции устанавливается в соответствии с правилом: проекция силы положительна, если направленные силы соответствуют положительному направлению данной оси и отрицательна, если не соответствует. Проекция силы на параллельную ей ось равна модулю силы, взятому со знаком плюс или минус в зависимости от направления силы. Проекция силы на перпендикулярную к ней ось равна нулю.
Обращаем внимание на то что можно упростить решение задач путем рационального выбора направления координатных осей, то есть выбираем оси так чтобы одна из осей (ось Х или ось У) совпадала с направлением какой либо неизвестной силы. Решив задачу аналогичным методом, следует проверить правильность решения с помощью графического и геометрического метода.
В международной системе единиц сила измерения в ньютонах(H), а так же в кратных единицах - килоньютонах (1кН = 103Н) и меганьютонах (1МН = 106Н).
При решении задач на равновесие плоской системы сходящихся сил рекомендуется придерживаться такой общей для всех систем, схемы:
а) выделить тело или точку равновесие которых рассматривается в данной задаче и изобразить их на рисунке;
б) выяснить какие нагрузки действуют на тело или точку и так же изобразить их на рисунке;
в) освободить выделенное тело или точку от связей и заменить их действие реакциями, которые надо изобразить на рисунке;
г) произвести рациональный выбор координатных осей и составить уравнение равновесия;
д) решить уравнение равновесия;
е) проверить правильность решения задач.
Пример 1. Определить недостающие из сил: Fab, Fcb, F в механической системе, рмсю2, если Fab = 6кН
Решение
1. Выбираем тело равновесия. Линии действия сил совпадают с линиями действия реакции F ab,Fcb, стержней AB и CB. Линия силы F направлена вдоль нити подвеса. Отсюда ясно что линии действия вех сил приложены к точке B. За тело равновесия принимают точку В.
2. Строим векторную схему сил, за точку В помещаем в начало координат осей ХУ. Векторы F, Fab, Fcb направляем исходящими из точки В вектор F вдоль оси Х противоположно ее положительному направлению, F под углом 20 к F , F – вертикально вниз как силу тяжести. Векторы Fсв и Fав можно было направить и противоположно: точное их направление укажет только результат решения.
а) б)
Рис. 3
3. Принимаем обычное вертикально – горизонтальное направление координатных осей. Для плоской системы сходящихся сил составляем два уравнения равновесия:
4. Решаем уравнение
Данная система находится в состоянии равновесия, если соотношение параметров сил будет таково: F=2.04 кН; Fab =6 кН; Fcb =5.64 кН.
Сила Fcb должна действовать в противоположном от заданного направления так как ее значение получилось отрицательным.
5. Для проверки правильности решения применяем графический метод , в выбранном масштабе М 1 кH : 1 см, строим замкнутый силовой треугольник (Рис. 3, б).
Следует отметить что векторный треугольник показывает действительное, а не предполагаемое направление искомых сил.
ЗАДАНИЕ 1
Определить реакции стержней, удерживающих груз F в системе. Исходные данные приведены в табл.
1 | 6 |
2 | 7 |
3 | 8 |
4 | 9 |
5 | 10 |
Таблица 1.1
Номер схемы на рис. 4 | F, кН | FАВ, кН | FСВ, кН | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | | | | |||
Вариант | |||||||||||||||
00 | 01 | 02 | 03 | 04 | 05 | 06 | 07 | 08 | 09 | 0.5 | | | |||
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | | 0.4 | | |||
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | | | 0.3 | |||
30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 0.6 | | | |||
40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | | 0.5 | | |||
50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | | | 0.4 | |||
60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 0.7 | | | |||
70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | | 0.6 | | |||
80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | | | 0.4 | |||
90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 0.8 | | |