Файл: Перечень контрольных вопросов для экзамена.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


После крестьянской реформы 1861 г. усилилась роль Министер­ства финансов. На него возлагалось проведение выкупных операций по всей стране. В связи с этим в составе Министерства финансов со­здается специальное Главное выкупное учреждение, которое и наблю­дало за тем, чтобы крестьяне своевременно выплачивали долги за по­лученные ими земельные наделы.

Поскольку Россия вступила на путь капиталистического разви­тия, то требовалось усиление деятельности правительственных орга­нов по руководству промышленностью и торговлей. Возникла необ­ходимость поощрять развитие частного капитала. Эта деятельность называлась попечительством. В аппарате Министерства финансов образовался департамент торговли и мануфактур. Он руководил ка­зенной промышленностью, т. е. предприятиями, которые принадле­жали государству и лично царю. Кроме того, этот департамент ока­зывал финансовую помощь частной промышленности.

Закономерности экономического развития заставляли самодер­жавие принимать меры по строительству в стране железных дорог. В 50 — 60-х годах царизм испытывал серьезные затруднения в финан­совых средствах для проведения этой работы. Ему приходилось опи­раться на частный капитал, поощряя деятельность буржуазии по учас­тию в железнодорожном строительстве. В связи с этим в 1865 г. обра­зовалось Министерство путей сообщения, которое и координирова­ло деятельность по строительству железных дорог. В дальнейшем царизм стал вести строительство и за счет государственных средств.

В начале данного периода продолжало функционировать 3-е от­деление канцелярии царя. В качестве вспомогательного органа в 1862 г. образовалась Следственная комиссия по делам о распростра­нении революционных воззваний. Материалы этой комиссии послу­жили основой для организации ряда политических судебных процес­сов (нечаевцев и других).

В 70-х годах главная задача 3-го отделения состояла в ведении дознаний по делам народников. Необходимо было усилить органы политического сыска, поскольку народники упорно продолжали пре­следовать царя, готовя его убийство.

Обстановка требовала усиления охраны самодержавного строя. 3-е отделение явно не справлялось со своей основной задачей. В связи с этим возникла необходимость перестройки всей системы организа­ции полицейских органов.

В феврале 1880 г. создается Верховная распорядительная комис­сия по охране государственного порядка и общественного спокойствия во главе с генералом Лорис-Меликовым. Он был за твердую дик­татуру в борьбе с революционным движением, но считал, что черес­чур крутые меры могут повредить царизму. Верховной комиссии вре­менно подчинялись 3-е отделение и корпус жандармов. Комиссия вела расследование по делам о политических преступлениях в Петербурге и окрестностях. Кроме того, она осуществляла надзор за такими де­лами в целом по стране. Ее главная задача состояла в объединении всех карательных органов для борьбы с революционным движением.


В июле 1880 г. последовало упразднение 3-го отделения, а функ­ции политического сыска перешли в Министерство внутренних дел.

В системе МВД создается Главное управление по делам печати, первые шаги которого выразились в запрещении печатных органов революционных демократов.

В 1879 г. в МВД образуется Главное тюремное управление. Пре­кратили существование смирительные и работные дома, долговые тюрьмы. Создавались крупные тюрьмы с центральным подчинени­ем — так называемые централы (например. Александровский цент­рал вблизи Иркутска). С ликвидацией 3-го отделения политические тюрьмы (Петропавловская крепость и др.) перешли в ведение Глав­ного тюремного управления. Возрастает в это время число каторж­ных тюрем, главным образом в Сибири. В 1895 г. тюрьмы перешли в ведение Министерства юстиции.

6 августа 1880 г. при МВД создается департамент полиции — важ­нейшая часть министерства. Руководство им возлагалось на товари­ща (заместителя) министра. В контакте с ним действовал Отдельный корпус жандармов, который вошел в МВД. Шефом жандармов стал министр внутренних дел.

В составе департамента полиции было семь делопроизводств. Главную роль среди них играло третье делопроизводство, ведавшее политическим сыском и охраной царя. В 1898 г. вместо этого дело­производства образовался Особый отдел департамента полиции.

В 80-е годы, особенно после убийства АлександраII, усилилась роль губернаторов, которые получили право запрещать собрания, за­крывать печатные органы. Особые права они имели в местностях, объ­явленных на положении усиленной охраны. Губернаторы могли арес­товывать и высылать из таких мест в административном порядке не­благонадежных лиц.

В 1862 г. была проведена полицейская реформа, которая внесла некоторые изменения в организацию местной полиции. В связи с тем что после освобождения крестьян произошло упразднение вотчинной полиции, потребовалось укрепить уездные полицейские органы. Вмес­то городских и земских исправников создавались уездные полицейс­кие управления во главе с исправниками. Одновременно усиливалась полиция и в более мелких территориальных единицах — станах. В помощь становому приставу вводилась должность полицейского уряд­ника.

В городах полицейские органы возглавляли градоначальники (бо­лее крупные города) и полицмейстеры. Они имели специальные кан­целярии, которые и ведали полицейскими вопросами. Города дели­лись на части или участки и околотки, а во главе этих территориаль­ных единиц стояли участковые и околоточные надзиратели.



Жандармские округа были упразднены. В каждой губернии поя­вилось жандармское губернское управление.

Если во всех этих изменениях влияние буржуазии почти не замет­но, то реформы 60 — 70-х годов в области самоуправления дают бур­жуазии реальную власть на местах при всех ограничениях и прегра­дах, которые ставило законодательство. Главная идея изменений в местном управлении состояла во введении или расширении принци­па самоуправления.

25. Изменения в правовом положении русской православной Церкви (XVII I— первая половина XIX вв.). Усиление монархической власти столкнулось с поли­т интересами церкви. В XVII в. - огранич-ие на некот финансово-налоговые льготы церк-х уч­р-ий (т.е. стали распространяться подати:
ямские, полоняночные, стрелецкие.)

В XVIII в. - подвергались секуляризации вотчины патриарха, монастыри облагались значительными податями.

В 1701 – создан Монастырский приказ (церк упр-ние)

Почти полный гос контроль над церковью был установлен после учреждения Синода (1721).

Указ 1764 г лишил церковь всех вотчин и перевёл монастыри и епархии на штатные оклады. Крестьяне, принадлежавшие ранее цер­кви, - положение гос- х. За монастырями и архирейскими домами оставались значит зе­м наделы (несколько увеличены в 1797 г.).

1700 г. - упраздняется патриаршество.

1721 г. - создана Духовная коллегия, стоящая в ряду других коллегий и вскоре Переименованная в Синод. (Святейший Правительственный Синод). Однако из компетенции изымались наиболее важные гражданские и уголовные дела, связанные с церковными проблемами. Но полит, адм и экон самост-ть церкви сохранялась, особенно на уровне местных органов.

Уже в первой четверти XVIII в. опр-сь правовое положе­ние имп-а в церк-й системе:

  1. он стал источником и носителем высшей власти в церкви

  2. он осущ-л свою власть над церковью в рамках гос-го зак-ва

  1. Синод - орган распорядительной власти императора

  1. церковная орг-ия стала частью госаппа­рата, его ведомством.


В первой половине XIX в:

Цель изменений - дальнейшее приведение церкаппарата в соответствие с общим уровнем централизации госаппарата и перестройку на основе принципа единона­чалия (не духовного лица, а светского чиновника -обер-прокурора (О-П) Синода).

Высшую иерархию - отстранить от управления церковью как в центре, так и на местах, передав эти функции государственным органам.

В 1817 г. – созд. Министерство духовных дел и народ­ного просвещения.

Синоду - отвести роль подчиненного орга­на. Министру - адм функции Синода и уста­н контроль за его судебной деятельностью. Однако Министерство упразднено (1824)

Во второй четверти XIX в. - передачи в ведение обер-прокурора некоторых сфер деятельности Синода. (Это было вызвано также оформлением новой доктрины "православие, само­державие, народность", т.е. укрепление ут­рачиваемого авторитета господст. церкви).

К 30-м годам XIX в. в подчинение обер-прокурора - канцелярия Си­нода и комиссия духовных училищ.

В 1836 г. - созданы канцелярия О-П Синода и хозяйственный комитет, также подчиненные О-П.

Синод фактически лишался финансово-хоз ф-ций и контроля .В итоге исп- органы Синода - подчинены О-П. Синод - отде­лен от церкви светскими органами. Однако пре­обладание в аппарате церкви господразделений над церковными не получило законодат. закрепления.

26. Развитие права в XVIII в. Попытки кодификации.


Развитие права в кон. XVII- XVIII вв. Источники. Попытки кодификации.

Основным источником права в период абсолютной мо¬нархии оставалось Соборное уложение 1649 г. В начале XVIII в. круг источников права пополнился манифестами, указами, уставами, регламентами, учреждениями и др.

Регламенты - это законодательные акты, определявшие общую структуру, штаты, функции и направления деятельнос¬ти государственных органов управления. В первой четверти XVIII в. было ут-верждено семь регламентов - Кригс-комис¬сариату (1711), Штатс-конторе (1719), Коммерц-коллегии (1719), Камер-коллегии (1719), Генеральный регламент (1720), Главному магистрату (1721), Духовный регламент (1721).

Манифесты издавались в особо торжественных или важ¬ных случаях: вступление монарха на престол, начало войны, подписание мира и т. д. Манифесты могли издаваться только монархом и были обращены ко всему населению и всем уч¬реждениям.


Уставы - это сборники законов, объединяющие нормы права, относившиеся к определенной сфере государственной деятельности: Воинский устав 1716 г., Морской устав 1720 г., Устав о векселях 1729 г., Устав благочиния 1782 г.

Указы представляли собой акты, содержащие правовые нормы и административные предписания, которые были на¬правлены на решение конкретного дела или случая, введение или отмену конкретных учреждений, норм или принципов деятельности государственных органов. Указы издавались мо¬нархом или от его имени сенатом. Можно выделить следующие указы: Указ о единонаследии 1714 г., Табель о рангах 1722 г., Указ о форме суда 1723 г. и т. д. Основным источником права продолжало являться Со¬борное уложение 1649 г.

Во второй половине XVII в. были проведены частичная систематизация и кодификация отраслевых норм: в 1667 г. ут¬вержден Новоторговый устав, в 1669 г. - Новоуказные статьи о разбойных, татебных делах и убийствах, в 1676 г. - Ново¬указные статьи о поместьях, в 1680 г. - Новоуказные статьи о вотчинах, в 1681 г. - Новоуказные статьи о вотчинных и поместных делах.

В XVIII в. предпринимались неоднократные попытки соз¬дания нового Уложения, ни одна из них не увенчалась успехом. Для создания нового проекта Уложения учреждались различ¬ные комиссии. В некоторые из них входили представители разных сословий. Однако в ходе работы обнаруживались про¬тивоположные интересы сословий, и проект Уложения так и не был создан.

Результатами кодификационной работы первой четверти XVIII в. стали:

Артикул воинский 1715 г., представляющий собой уголов¬ный кодекс. Каждый артикул описывал отдельный вид право¬нарушения и назначал определенную санкцию;

Краткое изображение процессов или судебных тяжб 1715г. - процессуальный кодекс;

Генеральный регламент 1720 г. - сборник административ¬ного законодательства;

Пункты о вотчинных делах 1725 г. - обобщение судебной практики и толкования законов о наследовании.

27. Уголовное право по Воинским артикулам 1715 г. В XVII—XVIII вв. суды при разборе уголовных дел руко­водствовались Соборным уложением 1649 г., Новоуказными статьями о разбойных, татебных делах и убийствах 1669 г. и последующим законодательством. Новая систематизация уго ловно-правовых норм была произведена Петром I в 1715 г. при созданииАртикула воинского.

Кодекс состоял из 24 глав, разделенных на 209 артикулов (статей), и был включен в качестве части 2 в