Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 616
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ
Анализ системы социальной защиты многодетных семей в Свердловской области и городе Екатеринбург
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА СПЕЦИАЛЬНОГО КУРСА «СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Задания для самостоятельной работы:
Задания для самостоятельной работы:
Задания для самостоятельной работы:
Задания для самостоятельной работы:
Задания для самостоятельной работы:
ребенка равнозначны и необходимы для полноценного вхождения ребенка в общество.
Понятие «Ребенок», согласно ст. 2 Конвенция МОТ № 103 «Об охране материнства», означает любого ребенка, независимо от того, состояли ли его родители в браке или нет [3]. Согласно ст.1 Конвенции о правах ребенка [2],
«ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18- летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия раньше».
Российское законодательство, прежде всего, семейное, определяет ребенка как лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия) (п.1.ст.54 СК РФ) [7]. 18 лет - возраст гражданского совершеннолетия по российскому законодательству (если иное не определено органами опеки и попечительства или решением суда [5, статья 27]). С этого момента лицо считается полностью дееспособным. Таким образом, период от рождения до достижения 18 лет можно смело назвать периодом «детства».
Однако на законодательном и бытовом уровне значение термина
«дети» может быть различным. Термин «дети» может употребляться для
обозначения конкретных кровных и некровных членов семьи, как несовершеннолетних, так и достигших 18 лет.
Члены одной семьи связаны семейными правоотношениями. Семейные правоотношения возникают между супругами, родителями и детьми, дедушкой (бабушкой) и внуками, родными сестрами и братьями, отчимом (мачехой) и пасынками (падчерицами), а также между лицами, принявшими на воспитание детей (усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями, фактическими воспитателями) и принятыми
в их семьи детьми.
Семейные правоотношения – отношения, построенные на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи. Семейное право регулирует особый вид общественных отношений – отношения между людьми в связи со вступлением в брак, созданием семьи, рождением и воспитанием детей. Такой вывод следует из анализа ст.2 СК РФ [7]. На рисунке 3 показана схема семейных правоотношений.
Рис. 3. Семейные правоотношения.
Семейные правоотношения в международном праве — это попадающие под действие семейно-правового регулирования отношения
между членами семьи в социологическом ее понимании, а также между родственниками первой и второй степени родства [4].
Правоотношения же, регулируемые нормами семейного законодательства, в частности Семейным кодексом РФ регламентируют также и близко примыкающие к ним, но иные по своей природе отношения. В таких отношениях, как правило, сторонами выступают публичные образования, например, администрация организации. Это правоотношение является организационным и носит административно-правовой характер.
Институт семьи играет исключительную роль в жизни государства. По своей сути семья является союзником общества в решении коренных проблем: воспроизводстве населения, социализации детей, привитии духовных ценностей, развитии культуры и т.д.
Однако потенциал семьи реализуется неэффективно. Положение семьи в Российской Федерации в современных условиях можно охарактеризовать как кризисное. С переходом к рыночной экономике в значительной степени
снизился уровень жизни Россиян. Особенно это сказалось на материальном положении многодетных семей, в которых практически все денежные доходы используются на покупку продуктов, питания и немного на бытовое обеспечение.
Исходя из вышеперечисленного, становится необходимой работа по правовому сопровождению материнства и детства, разработка новых принципов и методов работы с семьей.
Материнство и детство это те социальные явления, которые являются обязательным условием существования и развития любого государства, и несомненно от правовой защищенности женщины, от обеспечения безопасного материнства зависит физическое и психическое здоровье ребенка, в целом всего государства. Именно поэтому тема защиты материнства и детства представляет интерес для многих правовых наук.
В части 2 ст. 7 Конституции РФ [1] закреплено, что в Российской
Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства,
отцовства и детства. Часть 1 ст. 38 Конституции РФ провозглашает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Этим признается, что семья, брак, рождение детей являются не только частным делом участников семейных правоотношений, но и имеют большое общественное значение.
По определению ст. 23 Международного пакта о гражданских и политических правах [28], семья является и остается естественной и основной ячейкой общества, имеющей право на защиту со стороны общества
и государства.
Вопросы семьи, ее развития, защиты и правового сопровождения актуальны для России. Большинство семей имеют только одного ребенка, и лишь 7 % семей в России являются многодетными, что не может удовлетворять потребностям государства в воспроизводстве населения. Поэтому фактически в каждой из приоритетных национальных программ – "Здравоохранение", "Образование", "Жилье и городская среда", "Экология", "Цифровая экономика", "Культура" – содержатся положения, относящиеся к охране и развитию семьи, материнства, детства (Рисунок 4).
Рис. 4. Национальные проекты до 2024 года.
Социальная защита материнства и детства - это помощь, предоставляемая государством, а так же частными организациями нуждающимся в помощи категориям: одиноким матерям, многодетным семьям, семьям социального риска, и т.д. Социальная защита материнства и детства это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества.
Система социальной защиты это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также учреждений, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты материнства и детства, поддержки социально уязвимых слоев населения. На рисунке 5 показана схема системы социальной защиты
Рис. 5. Основные направления системы социальной защиты.
Социальное обеспечение — это один из способов распределения части
ВВП путем предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях,
строго нормируемых обществом, государством, для поддержания их полноценного социального статуса [35 с. 30].
Социальное страхование - это основное направление социальной защиты, предназначенное для материального обеспечения населения в случае наступления социальных рисков.
Социальная помощь - оказание адресной поддержки гражданам в виде льгот и выплат, нуждающимся в материальном содействии в связи с ухудшением их материального положения, семейным положением, возрастом, состоянием здоровья.
Социальные гарантии - предполагают обеспечение равного доступа всех граждан к базовым социальным благам на основе соответствующих государственных гарантий. Эти гарантии реализуют конституционные права граждан на получение минимального объема социальных благ и услуг [40].
Объектами социальной работы являются нуждающиеся в социальной поддержке, субъектами являются те, кто предоставляет эту помощь.
В качестве субъектов социальной работы выступают:
Понятие «Ребенок», согласно ст. 2 Конвенция МОТ № 103 «Об охране материнства», означает любого ребенка, независимо от того, состояли ли его родители в браке или нет [3]. Согласно ст.1 Конвенции о правах ребенка [2],
«ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18- летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия раньше».
Российское законодательство, прежде всего, семейное, определяет ребенка как лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия) (п.1.ст.54 СК РФ) [7]. 18 лет - возраст гражданского совершеннолетия по российскому законодательству (если иное не определено органами опеки и попечительства или решением суда [5, статья 27]). С этого момента лицо считается полностью дееспособным. Таким образом, период от рождения до достижения 18 лет можно смело назвать периодом «детства».
Однако на законодательном и бытовом уровне значение термина
«дети» может быть различным. Термин «дети» может употребляться для
обозначения конкретных кровных и некровных членов семьи, как несовершеннолетних, так и достигших 18 лет.
Члены одной семьи связаны семейными правоотношениями. Семейные правоотношения возникают между супругами, родителями и детьми, дедушкой (бабушкой) и внуками, родными сестрами и братьями, отчимом (мачехой) и пасынками (падчерицами), а также между лицами, принявшими на воспитание детей (усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями, фактическими воспитателями) и принятыми
в их семьи детьми.
Семейные правоотношения – отношения, построенные на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи. Семейное право регулирует особый вид общественных отношений – отношения между людьми в связи со вступлением в брак, созданием семьи, рождением и воспитанием детей. Такой вывод следует из анализа ст.2 СК РФ [7]. На рисунке 3 показана схема семейных правоотношений.
Рис. 3. Семейные правоотношения.
Семейные правоотношения в международном праве — это попадающие под действие семейно-правового регулирования отношения
между членами семьи в социологическом ее понимании, а также между родственниками первой и второй степени родства [4].
Правоотношения же, регулируемые нормами семейного законодательства, в частности Семейным кодексом РФ регламентируют также и близко примыкающие к ним, но иные по своей природе отношения. В таких отношениях, как правило, сторонами выступают публичные образования, например, администрация организации. Это правоотношение является организационным и носит административно-правовой характер.
Институт семьи играет исключительную роль в жизни государства. По своей сути семья является союзником общества в решении коренных проблем: воспроизводстве населения, социализации детей, привитии духовных ценностей, развитии культуры и т.д.
Однако потенциал семьи реализуется неэффективно. Положение семьи в Российской Федерации в современных условиях можно охарактеризовать как кризисное. С переходом к рыночной экономике в значительной степени
снизился уровень жизни Россиян. Особенно это сказалось на материальном положении многодетных семей, в которых практически все денежные доходы используются на покупку продуктов, питания и немного на бытовое обеспечение.
Исходя из вышеперечисленного, становится необходимой работа по правовому сопровождению материнства и детства, разработка новых принципов и методов работы с семьей.
Материнство и детство это те социальные явления, которые являются обязательным условием существования и развития любого государства, и несомненно от правовой защищенности женщины, от обеспечения безопасного материнства зависит физическое и психическое здоровье ребенка, в целом всего государства. Именно поэтому тема защиты материнства и детства представляет интерес для многих правовых наук.
В части 2 ст. 7 Конституции РФ [1] закреплено, что в Российской
Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства,
отцовства и детства. Часть 1 ст. 38 Конституции РФ провозглашает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Этим признается, что семья, брак, рождение детей являются не только частным делом участников семейных правоотношений, но и имеют большое общественное значение.
По определению ст. 23 Международного пакта о гражданских и политических правах [28], семья является и остается естественной и основной ячейкой общества, имеющей право на защиту со стороны общества
и государства.
Вопросы семьи, ее развития, защиты и правового сопровождения актуальны для России. Большинство семей имеют только одного ребенка, и лишь 7 % семей в России являются многодетными, что не может удовлетворять потребностям государства в воспроизводстве населения. Поэтому фактически в каждой из приоритетных национальных программ – "Здравоохранение", "Образование", "Жилье и городская среда", "Экология", "Цифровая экономика", "Культура" – содержатся положения, относящиеся к охране и развитию семьи, материнства, детства (Рисунок 4).
Рис. 4. Национальные проекты до 2024 года.
Социальная защита материнства и детства - это помощь, предоставляемая государством, а так же частными организациями нуждающимся в помощи категориям: одиноким матерям, многодетным семьям, семьям социального риска, и т.д. Социальная защита материнства и детства это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества.
Система социальной защиты это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также учреждений, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты материнства и детства, поддержки социально уязвимых слоев населения. На рисунке 5 показана схема системы социальной защиты
Рис. 5. Основные направления системы социальной защиты.
Социальное обеспечение — это один из способов распределения части
ВВП путем предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях,
строго нормируемых обществом, государством, для поддержания их полноценного социального статуса [35 с. 30].
Социальное страхование - это основное направление социальной защиты, предназначенное для материального обеспечения населения в случае наступления социальных рисков.
Социальная помощь - оказание адресной поддержки гражданам в виде льгот и выплат, нуждающимся в материальном содействии в связи с ухудшением их материального положения, семейным положением, возрастом, состоянием здоровья.
Социальные гарантии - предполагают обеспечение равного доступа всех граждан к базовым социальным благам на основе соответствующих государственных гарантий. Эти гарантии реализуют конституционные права граждан на получение минимального объема социальных благ и услуг [40].
Объектами социальной работы являются нуждающиеся в социальной поддержке, субъектами являются те, кто предоставляет эту помощь.
В качестве субъектов социальной работы выступают:
-
Различные социальные институты общества:
-
государство в лице законодательной, исполнительной и судебной властей; -
социальные службы, в лице территориальных центров социальной помощи, различные социально-реабилитационные центры, и так далее; -
органы управления предприятий и организаций различных форм собственности.
-
Общественные, благотворительные и иные правозащитные и социальные службы [44].