Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 590
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ
Анализ системы социальной защиты многодетных семей в Свердловской области и городе Екатеринбург
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА СПЕЦИАЛЬНОГО КУРСА «СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Задания для самостоятельной работы:
Задания для самостоятельной работы:
Задания для самостоятельной работы:
Задания для самостоятельной работы:
Задания для самостоятельной работы:
программам государственной поддержки семьи. Региональные программы включают направления и мероприятия, которые определяются органами управления социальной защиты и документами федерального значения.
Программы регионального уровня существуют в настоящее время практически на каждой территории и вполне закономерно отражают основные направления и содержание федеральных целевых программ. На региональном уровне должны выполняться обязательства по федеральным программам и создаваться целевые программы, отражающие конкретные потребности территории.
Анализируя трудовое законодательство, можно сделать вывод, что государство защищает материнство и детство, здоровье матери и ребенка, гарантирует социальное обеспечение, охрану труда работающих матерей.
Так, трудовое законодательство устанавливает оплачиваемый отпуск по беременности и родам. При рождении ребенка женщина получает право на единовременное пособие. Отпуска по уходу за ребенком предоставляются
женщине по ее заявлению с выплатой социальных пособий и компенсаций. По усмотрению семьи такие отпуска могут быть использованы (полностью или частично) не только матерью, но и другими членами семьи.
Законодательство обеспечивает особую охрану трудовых прав женщин и создание им благоприятных условий труда, отвечающих их физиологическим особенностям. Так, запрещено отказывать женщинам в приеме на работу и снижать им заработную плату по мотивам, связанным с беременностью и наличием детей. Не допускается также увольнение
указанных категорий женщин по инициативе администрации за исключением случаев полной ликвидации предприятия и при условии обязательного их трудоустройства.
Запрещен труд беременных женщин на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда, установлены предельно допустимые нагрузки при подъеме и перемещении тяжестей вручную; ограничен труд в ночное время и др.
Законом предусмотрены меры, обеспечивающие сочетание труда с материнством: использование труда женщин, имеющих детей, на работе с неполным рабочим днем или неполной рабочей неделей по скользящему (гибкому графику), на дому; предоставление дополнительных оплачиваемых выходных дней в месяц для ухода за детьми – инвалидами [8].
Острейшей проблемой остается исполнение судебных решений о взыскании алиментов. Обострена проблема правовой информированности населения (родителей, воспитателей, работников социальных служб, детей) о законодательстве в интересах детей и семьи.
В Российской Федерации, помимо вышеперечисленных механизмов социально-правовой защиты материнства и детства, законодательно предусмотрены определенные нормы, позволяющие еще до рождения будущей матери защищать свои интересы и интересы будущего ребенка.
Так, беременность и роды являются одними из оснований регистрации
брака до достижения девушкой брачного возраста (ст. 13 СК РФ). Такие
правовые нормы закрепляют условия того, чтобы ребенок родился и рос в юридически оформленной семье – естественной для него среде, поскольку законодательство РФ определяет приоритет семейного воспитания.
Анализируя все вышесказанное, можно сделать
вывод:
Во-первых, к мерам социальной защиты, реализуемых в ходе деятельности специалистов социальных учреждений и служб, семьи относятся: пенсионные выплаты (по потере кормильца и др.), социальные пособия, субсидии, льготы, компенсации, социальные услуги и социальная помощь, семейный (материнский) капитал [54].
Во-вторых, восстановление нарушенных прав детей и членов семьи при получении мер социальной защиты, возможно с помощью юрисдикционного и неюрисдикционного механизмов [37, с.200].
Однако, даже если меры социальной защиты и должны быть направлены на решение проблем материнства и детства, в реальности это во многом зависит от экономических и материальных возможностей государства. Ведь весь перечень мер по социально-правовой защите семьи материнства и детства практически полностью финансируются и предоставляются государством, и лишь в незначительной мере общественными организациями и частными предприятиями [54].
Таким образом, социально-правовая защита материнства и детства является сложным нормативным процессом, не только в плане принятия нормативно-правовых актов, но и реализации данных актов на территории Российской Федерации. К тому же это система гарантий и действий, направленных на обеспечение прав семьи на меры социальной защиты, а также на восстановление нарушенных прав членов семьи.
В настоящее время семейное законодательство Российской Федерации не устанавливает, какая семья является многодетной, поэтому социальный статус семьи определяют сами субъекты Российской Федерации, и они это устанавливают в зависимости от национальных, культурных особенностей, социально-экономического положения и демографического развития того или иного региона [46].
Павленок И.Д. считает, что многодетной принято считать семью с тремя и более несовершеннолетними детьми (в том числе усыновлёнными, а также пасынками и падчерицами) в возрасте до 16 лет, а также в возрасте до 18 лет, если они обучаются в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы, как и во многих регионах Российской Федерации [44].
Законодательство о государственной поддержке многодетных семей в Российской Федерации и регионах основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права, Конвенции ООН о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, Семейном Кодексе Российской Федерации, иных нормативных правовых актах Российской Федерации. Также государством разрабатываются различные программы, которые способствуют поддержке многодетных семей [51].
Основными документами федерального уровня, определяющими социальный статус многодетной семьи, являются: Указ Президента РФ от 05.05.1992 г. №431 "О
мерах по социальной поддержке многодетных семей" и Федеральный закон от 17.12.2006 г. № 173 «О трудовых пенсиях на территории Российской Федерации».
Указ Президента РФ №431 устанавливает для многодетных семей льготы в области жилищно-коммунальных, транспортных, медицинских, образовательных услуг, льготы в области трудовых и земельных отношений:
Программы регионального уровня существуют в настоящее время практически на каждой территории и вполне закономерно отражают основные направления и содержание федеральных целевых программ. На региональном уровне должны выполняться обязательства по федеральным программам и создаваться целевые программы, отражающие конкретные потребности территории.
Анализируя трудовое законодательство, можно сделать вывод, что государство защищает материнство и детство, здоровье матери и ребенка, гарантирует социальное обеспечение, охрану труда работающих матерей.
Так, трудовое законодательство устанавливает оплачиваемый отпуск по беременности и родам. При рождении ребенка женщина получает право на единовременное пособие. Отпуска по уходу за ребенком предоставляются
женщине по ее заявлению с выплатой социальных пособий и компенсаций. По усмотрению семьи такие отпуска могут быть использованы (полностью или частично) не только матерью, но и другими членами семьи.
Законодательство обеспечивает особую охрану трудовых прав женщин и создание им благоприятных условий труда, отвечающих их физиологическим особенностям. Так, запрещено отказывать женщинам в приеме на работу и снижать им заработную плату по мотивам, связанным с беременностью и наличием детей. Не допускается также увольнение
указанных категорий женщин по инициативе администрации за исключением случаев полной ликвидации предприятия и при условии обязательного их трудоустройства.
Запрещен труд беременных женщин на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда, установлены предельно допустимые нагрузки при подъеме и перемещении тяжестей вручную; ограничен труд в ночное время и др.
Законом предусмотрены меры, обеспечивающие сочетание труда с материнством: использование труда женщин, имеющих детей, на работе с неполным рабочим днем или неполной рабочей неделей по скользящему (гибкому графику), на дому; предоставление дополнительных оплачиваемых выходных дней в месяц для ухода за детьми – инвалидами [8].
Острейшей проблемой остается исполнение судебных решений о взыскании алиментов. Обострена проблема правовой информированности населения (родителей, воспитателей, работников социальных служб, детей) о законодательстве в интересах детей и семьи.
В Российской Федерации, помимо вышеперечисленных механизмов социально-правовой защиты материнства и детства, законодательно предусмотрены определенные нормы, позволяющие еще до рождения будущей матери защищать свои интересы и интересы будущего ребенка.
Так, беременность и роды являются одними из оснований регистрации
брака до достижения девушкой брачного возраста (ст. 13 СК РФ). Такие
правовые нормы закрепляют условия того, чтобы ребенок родился и рос в юридически оформленной семье – естественной для него среде, поскольку законодательство РФ определяет приоритет семейного воспитания.
Анализируя все вышесказанное, можно сделать
вывод:
Во-первых, к мерам социальной защиты, реализуемых в ходе деятельности специалистов социальных учреждений и служб, семьи относятся: пенсионные выплаты (по потере кормильца и др.), социальные пособия, субсидии, льготы, компенсации, социальные услуги и социальная помощь, семейный (материнский) капитал [54].
Во-вторых, восстановление нарушенных прав детей и членов семьи при получении мер социальной защиты, возможно с помощью юрисдикционного и неюрисдикционного механизмов [37, с.200].
Однако, даже если меры социальной защиты и должны быть направлены на решение проблем материнства и детства, в реальности это во многом зависит от экономических и материальных возможностей государства. Ведь весь перечень мер по социально-правовой защите семьи материнства и детства практически полностью финансируются и предоставляются государством, и лишь в незначительной мере общественными организациями и частными предприятиями [54].
Таким образом, социально-правовая защита материнства и детства является сложным нормативным процессом, не только в плане принятия нормативно-правовых актов, но и реализации данных актов на территории Российской Федерации. К тому же это система гарантий и действий, направленных на обеспечение прав семьи на меры социальной защиты, а также на восстановление нарушенных прав членов семьи.
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ
-
Основные направления социальной поддержки многодетных семей в Российской Федерации
В настоящее время семейное законодательство Российской Федерации не устанавливает, какая семья является многодетной, поэтому социальный статус семьи определяют сами субъекты Российской Федерации, и они это устанавливают в зависимости от национальных, культурных особенностей, социально-экономического положения и демографического развития того или иного региона [46].
Павленок И.Д. считает, что многодетной принято считать семью с тремя и более несовершеннолетними детьми (в том числе усыновлёнными, а также пасынками и падчерицами) в возрасте до 16 лет, а также в возрасте до 18 лет, если они обучаются в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы, как и во многих регионах Российской Федерации [44].
Законодательство о государственной поддержке многодетных семей в Российской Федерации и регионах основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права, Конвенции ООН о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, Семейном Кодексе Российской Федерации, иных нормативных правовых актах Российской Федерации. Также государством разрабатываются различные программы, которые способствуют поддержке многодетных семей [51].
Основными документами федерального уровня, определяющими социальный статус многодетной семьи, являются: Указ Президента РФ от 05.05.1992 г. №431 "О
мерах по социальной поддержке многодетных семей" и Федеральный закон от 17.12.2006 г. № 173 «О трудовых пенсиях на территории Российской Федерации».
Указ Президента РФ №431 устанавливает для многодетных семей льготы в области жилищно-коммунальных, транспортных, медицинских, образовательных услуг, льготы в области трудовых и земельных отношений:
-
скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории; -
бесплатную выдачу лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет; -
бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий (кроме такси), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ; -
прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь; -
бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений; -
бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе за счет средств всеобуча либо иных внебюджетных средств; -
один день в месяц для бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок; -
оказание необходимой помощи многодетным родителям, желающим организовать крестьянские (фермерские) хозяйства, малые предприятия и другие коммерческие структуры, обеспечивать выделение для