Файл: Правовое сопровождение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 621

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА

ГЛАВА 2. ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ

Анализ системы социальной защиты многодетных семей в Свердловской области и городе Екатеринбург

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА СПЕЦИАЛЬНОГО КУРСА «СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Содержание учебного курса.

Задания для самостоятельной работы:

Задания для самостоятельной работы:

Задания для самостоятельной работы:

План:

Основная литература:

Дополнительная литература:

Задания для самостоятельной работы:

План:

Основная литература:

Дополнительная литература:

Задания для самостоятельной работы:

План:

Основная литература:

Дополнительная литература:

Задания для самостоятельной работы:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


Сейчас социальная поддержка семьи, в отличие от прежней, представляет собой многостороннюю деятельность, разграниченную по отношению к различным группам населения и распределенную по разным

государственным и негосударственным учреждениям.
    1. Государственная политика в отношении социально-правовой защиты семьи, материнства и детства в Российской Федерации

Согласно пункта 1 ст. 38 Конституции РФ "материнство и детство, семья находятся под защитой государства". Однако, необходимым условием грамотной организации и эффективного функционирования социально– правовой защиты семьи, материнства и детства является четкое определение ее объекта, тех, на кого направлена эта защита. Прежде всего, в качестве основного объекта можно определить в целом всех несовершеннолетних.

Однако, интересы матери и ребенка совпадают, и рассматривать их раздельно не всегда оправданно. Таким образом, в числе объектов социально

правовой защиты, материнство является весьма значимым [38].

Для достижения социально–правовой защиты семьи, материнства и детства основными средствами являются различные социальные, экономические и правовые меры, которые закреплены правовыми нормами.

«Социальное государство» это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Признаками социального государства
являются:

  • доступность социальной поддержки государства для всех членов общества;

  • правовая основа осуществления социальной политики;

  • наличие в социальном государстве бюджетных социальных выплат;

  • наличие государственных систем социальной защиты и социального обеспечения;

  • признание за государством ответственности за уровень благосостояния своих граждан [50, с. 16].

Государственная социальная политика это действия государства в социальной сфере, преследующие определение цели, соотнесенные с конкретными историческими обстоятельствами, подкрепленные

необходимыми организационными и пропагандистскими усилиями, финансовыми ресурсами и рассчитанные на определенные этапные социальные результаты [49, с. 25]. На рисунке 6 показана схема функционирования системы социальной защиты населения.


Рис. 6. Системы социальной защиты населения.

В широком смысле, социально правовая защита несовершеннолетних

  • совокупность различных мер и направлений в деятельности государственных и негосударственных организаций с целью реализации, восстановления и защиты прав, свобод и интересов детей и семьи [31].

В узком смысле, социально система государственных социальных мероприятий, нацеленная на профилактику и преодоление кризисных ситуаций в жизни ребенка, охрану детства [48, с. 281].

Соответственно, социально-правовая защита включает в себя принятие законодательных

актов, создание социальных, образовательных, медико- социальных и других учреждений для детей, создание в образовательных и воспитательных учреждениях и семье достойных условий для развития, воспитания, творчества, досуга, выбора жизненного пути ребенка. Основными целями социально-правовой защиты семьи, материнства и детства являются:

    • осуществление законных прав и интересов членов семьи, недопущение их дискриминации, упрочение гарантий прав и интересов детей, восстановление прав в случае их нарушения;

    • содействие физическому, психическому, интеллектуальному, духовному и нравственному развитию детей и др.

Основными задачами социально-правовой защиты семьи, материнства и детства являются обеспечение возможности осуществления субъективного права на социально-правовую защиту и формирование правовой культуры детей, родителей и семьи в целом [29].



Рис. 7. Правовые основы социальной защиты семьи.

В целях реализации норм конституционного, семейного, трудового и иных отраслей права, направленных на охрану детства и материнства, полномочные государственные органы принимают программы по совершенствованию существующих механизмов социально-правовой защиты семьи, материнства и детства. На рисунке 7 показана схема правовых основ социальной защиты семьи.

При анализе социально-правовой защиты семьи важно также уяснить соотношение понятий «социальная защита» и «правовая защита». По мнению исследователя Коротун А.В., «социальная защита» значительно шире понятия «правовая защита», так как последнее входит в категорию первого. Таким образом, очевидно, что эти понятия взаимообусловливают друг друга
, и социальная защита, по сути, – это цель, а правовая защита – средство» [37, с.198].

Социально-правовая защита включается в себя 2 компонента:

      1. Принятие нормативных правовых актов, содержащие описание вида, объема и порядка предоставления мер социальной защиты семьи и детей.

      2. Реализация принятых нормативных правовых актов в деятельности учреждений системы социальной защиты семьи.

Социально-правовая защита материнства и детства реализуется/должна реализовываться при помощи различных механизмов. Механизм реализации социально-правовой защиты материнства и детства – система социальных и правовых средств, факторов, обеспечивающих необходимые условия реализации, охраны и защиты всех прав и свобод матери, отца и ребенка. Под способами защиты прав членов семьи понимаются закрепленные материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя.

Опишем некоторые из механизмов социально-правовой защиты

материнства и детства.

20

В соответствии с ФЗ-81«О государственных пособиях гражданам, имеющих детей», государство в целях стимулирования рождаемости устанавливает и гарантирует единую систему пособий гражданам:

  • пособие по беременности и родам (право на пособие по беременности и родам имеют: женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в т. ч. женщины из числа гражданского персонала воинских формирования РФ, находящихся на территориях иностранных государств, в случаях, предусмотренных международными договорами РФ, женщины, обучающиеся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, научных организациях и др.);

  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

  • единовременное пособие при рождении ребенка;

  • ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет [10].


Согласно ст. 3 ФЗ-256 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:

  1. женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;

  2. женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;

  3. мужчин, являющихся единственными усыновителями второго,

третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся

правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года [11].

Юрисдикционный механизм – деятельность уполномоченных органов (прокуратура, орган опеки и попечительства, и др.) по защите нарушенных или оспариваемых прав ребенка и членов семьи. Он предусматривает судебный и административный порядок защиты прав.

Неюрисдикционный механизм совокупность действий граждан, членов семей и негосударственных организаций по защите прав и интересов, которые совершаются ими самостоятельно (самозащита прав). Законом не исключается самозащита своих прав путем совершения действий, пресекающих нарушения права [37, с. 201].

В вопросах совершенствования государственной поддержки материнства и детства значительная роль отводится региональным