Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
опыта, осуществляемый в общении и деятельности», «развитие и самореализацию человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества».
Рассмотрим некоторые важные моменты интеграции биологического и социального в человеке - их встречи, пласты, узоры и узлы, - которые достаточно часто так или иначе отражаются в анализе становления психики и психического; в которые завязываются и переплетаются линии биологического и социального в эволюции человечества в целом, отдельных социальных групп и индивидов, линии, в оценках которых разные ученые довольно единодушны. Содержательно различные эффекты линий взаимодействия биологического и социального (интеграция, синтез, сопряжение, согласование, уравновешивание) не рассматриваются дифференцированно, равно как и их разные проявления (антагонизм/синергия).
1. Одним из первых ключевых моментов интеграции двух начал можно считать становление речи и сознания. Чаще ученые выделяют два основных атрибута этих явлений — совместную деятельность и использование орудий (А. Н.Леонтьев, А. Р. Лурия и др.). Примечательно, что если появление психики понимается как «фундаментальная биологическая функция... без которой не может идти дальше процесс биологической эволюции» (А. Н. Леонтьев), то становление речи и сознания расценивается именно как интеграция, как синтез биологического и социального, как принципиально новая ступень в становлении психического — «язык удваивает воспринимаемый мир» (А. Р. Лурия). Тема альтернатив, возможных аналогов с лучшей структурой и функциями, психологами обычно не рассматривается — в силу доминирования классической научной парадигмы («история не знает сослагательных наклонений») и оттого, что возможности психики и сознания представляются настолько грандиозными, что вопрос об альтернативах им, уже состоявшимся, кажется излишним. Так, в психологической литературе, как правило, не рассматриваются отрицательные следствия асимметрии больших полушарий головного мозга и следующие из этого дифференциации функций, определяющих, с одной стороны, колоссальные возможности развития отдельных способностей людей и широчайший спектр индивидуально-психологических вариаций, а с другой — психологическую неустойчивость и нестабильность
отдельных личностных типов (Е. П. Ильин, К. Леонгард, А. В. Шувалов и др.).
Сопоставляя разные концепции, нельзя не видеть зыбкости и условности хронологических границ представляемого развития человека, а также завязанности самой хронологии на определенные социальные стандарты (прекращение кормления ребенка грудью, время начального, среднего и высшего обучения, возраст вступления в брак и призыва на службу в
Вооруженные силы и т. п.). Очевидность факта хронологического и количественного расхождения этапов развития в разных концепциях периодизации еще одно сильное свидетельство постоянного фонового воздействия социума на человека на протяжении всей его жизни, иначе — очевидная процессуальность интеграции линий социального и биологического.
4. Концепции самоактуализации А. Маслоу, самоподкрепления и самоэффективности А. Бандуры, локуса контроля Дж. Роттераи им подобные обозначают еще один уникальный эффект сопряжения биологического и социального в человеке, а именно независимость на определенных ступенях развития его поведения и деятельности от его собственной биологии и окружающей социальной среды. Ученые утверждают, что люди не управляются прямо интрапсихологиче-
скими, интрасоциальными или интербиологическими силами, а выступают активными участниками событий своей жизни. Развитие, поведение, деятельность и жизнь есть процесс непрерывного взаимодействия биологии, психики и социума.
В таких воззрениях отражена возможность формирования метаумений, метаценностей, особой смысловой сферы у людей, находящихся в зрелом возрасте и накопивших, собравших, впитавших определенный социальный, в частности профессиональный, опыт. В результате уникальных процессов трансформации накопленного жизненного опыта могут формироваться своеобразные метаспособности, по существу переводящие людей в новые отношения с жизнью — из режима жесткого следования ее предписаниям в режим более свободных отношении, из отношений детерминации в отношения (само) становления. Это трансформации, обеспечивающие человеку сравнительно независимый и качественно более высокий уровень
социального и биологического функционирования, чем тот, который задается и предопределяется социальным окружением. Механизмы таких качественных перестроек и трансформаций не ясны, но нам крайне интересны выделяемые учеными их условия (средний возраст, наличие некоторого профессионального и иного жизненного опыта, драматизм жизненного пути, профессиональный неуспех, социальный конфликт, своеобразие жизненных целей, ценностей и пр.). Но именно при таких условиях человек способен на каком-то этапе жизни качественно перестроить, изменить отношение к ней, выйти на соответствующем
уровне из диктата биологии и социума, а первоначально жесткую зависимость от них преобразовать в некоторую спонтанность, не предусмотренную и не санкционируемую «правилами» ни биологии, ни социума.
5.В работах Б. Г. Ананьева, К. А. Абульхановой- Славской, А. Г. Асмолова, А. В. Брушлин-ского, С. А. Огнева, А. В. Петровского, В. А. Петровского, С. Л. Рубинштейна отражен пятый важный момент интеграции биологического и социального в человеке — образ жизни, жизненный путь, жизненная позиция, становление человека как субъекта. Если в работах предыдущих трех планов человек рассматривался как более или менее «дисциплинированно» и законопослушно следующий согласно некоторому жесткому социальному расписанию и распорядку к своей конечной станции, то в вышеназванных работах это движение понимается как становление самого человека, а последнее — как процесс с неоконченным финалом, процесс, отдельные звенья которого могут возобновляться и повторяться, а самодвижение допускает даже моменты регресса и противостояния человека своему социальному окружению и пр.
Новым в таких работах видится отражение гибкости становления социального индивида, ряда моментов самодетерминации его развития, возможность повторения отдельных циклов в процессе становления субъектное, допустимость ветвящихся цепочек становления человека как личности и как субъекта. Онтогенез понимается уже как двусторонний процесс, как бидетерминация биологического социальным и ответно — социального биологическим, отражающаяся, в частности, в генезе некоторых психофизиологических и психических функций. Это есть многократно отраженный социум в онтогенезе человека, в его биологическом росте и развитии в том числе. Это есть многократное отражение в его биологической линии исторических условий, опыта человечества, особенности жизненного пути личности, жизненная позиция человека, а также особенности его отношения к себе и обстоятельствам свей жизни, его действенная роль и позиция как активного субъекта. Более того, в процессе социального развития человека может происходить смена «естественных» основных психических функций (память, внимание и пр.) на профессионально детерминированные, или, вернее, усиление основных функций их професси
онально-специфическими «дублерами» (Б. Г. Ананьев).
Выводы
Проблема соотношения социального и биологического в человеке является очень глубокой, важной и всеобъемлющей. Она волнует людей начиная с глубокой древности. Древнегреческие трагедии и другие эпические произведения часто построены на противопоставлении воли, действий и судьбы героя и какой-то таинственной непреодолимой силы и «воли», которые разрушают все его намерения. Обычно это противодействие принимает вид воли богов, но можно понять это и как наличие в самом человеке или в природе некоего начала, противостоящего социально и культурно обусловленным желаниям и возможностям человека. Эта проблема не разрешена и по сей день, хотя ее контуры вырисовываются все яснее.
Отсюда ясно, что проблема построения общества будущего, выбора путей и методов конструирования наиболее отвечающего современному человеку политического, социального и экономического устройства с учетом возможного некоторого изменения самой сущности большинства людей в будущем зависит от правильного, научного, а не пропагандистского понимания соотношения биологического и социального в природе человека. Надо уяснить, какие конкретные черты характера, темперамента, личности человека и насколько определяются воспитанием, культурой, и что в человеке останется неизменным при любых обстоятельствах.
Заключение
Обобщая обзор литературы по данной проблеме, необходимо отметить, что в современной науке достаточно много исследований, посвященных соотношениям биологического и социального, в них прямо или косвенно отражены различные аспекты взаимодействия биологического и социального. Можно констатировать следующие положения:
- тема интеграции биологических и социальных факторов с большей или меньшей полнотой отражается в изучении разных сторон становления, проявления, функционирования и развития психического. В объеме предмета психологии рассматриваются множество аспектов такого взаимодействия от зарождения самой жизни и от эпохи появления вида Homo sapiens до настоящего времени, и далее - как прогнозирование и моделирование будущего человечества.
-многие эффекты интеграции биологического и социального в человеке проявляются многократно, на протяжении всей жизни. Можно также предположить, что подобная множественность эффектов присуща разным формам интеграции: первичные следствия интеграции выступают в качестве предпосылок на последующих стадиях развития выступают в качестве предпосылок, в качестве условий для вторичной интеграции.
Рассмотрим некоторые важные моменты интеграции биологического и социального в человеке - их встречи, пласты, узоры и узлы, - которые достаточно часто так или иначе отражаются в анализе становления психики и психического; в которые завязываются и переплетаются линии биологического и социального в эволюции человечества в целом, отдельных социальных групп и индивидов, линии, в оценках которых разные ученые довольно единодушны. Содержательно различные эффекты линий взаимодействия биологического и социального (интеграция, синтез, сопряжение, согласование, уравновешивание) не рассматриваются дифференцированно, равно как и их разные проявления (антагонизм/синергия).
1. Одним из первых ключевых моментов интеграции двух начал можно считать становление речи и сознания. Чаще ученые выделяют два основных атрибута этих явлений — совместную деятельность и использование орудий (А. Н.Леонтьев, А. Р. Лурия и др.). Примечательно, что если появление психики понимается как «фундаментальная биологическая функция... без которой не может идти дальше процесс биологической эволюции» (А. Н. Леонтьев), то становление речи и сознания расценивается именно как интеграция, как синтез биологического и социального, как принципиально новая ступень в становлении психического — «язык удваивает воспринимаемый мир» (А. Р. Лурия). Тема альтернатив, возможных аналогов с лучшей структурой и функциями, психологами обычно не рассматривается — в силу доминирования классической научной парадигмы («история не знает сослагательных наклонений») и оттого, что возможности психики и сознания представляются настолько грандиозными, что вопрос об альтернативах им, уже состоявшимся, кажется излишним. Так, в психологической литературе, как правило, не рассматриваются отрицательные следствия асимметрии больших полушарий головного мозга и следующие из этого дифференциации функций, определяющих, с одной стороны, колоссальные возможности развития отдельных способностей людей и широчайший спектр индивидуально-психологических вариаций, а с другой — психологическую неустойчивость и нестабильность
отдельных личностных типов (Е. П. Ильин, К. Леонгард, А. В. Шувалов и др.).
-
Второй ключевой момент интеграции биологического и социального очевидно просматривается в разных концепциях периодизации развития ребенка. А. Адлер, Л. С. Выготский, П. П. Блонский, А. Н. Леонтьев, 3. Фрейд, Ж. Пиаже, Д. Б. Эльконин и др. С большим
или меньшим акцентом выделяют такие моменты сочетания, согласования, взаимодействия или противодействия, как естественное биологическое развитие ребенка, особенности контактной социальной среды, в которую он погружен, культурно-исторических условий жизни сообщества, сословия, класса, семьи, роли близких, семейной иерархии, типа ведущей деятельности. Как правило, все эти условия или факторы развития чаще рассматриваются как позитивные, а само развитие — как некоторый магистральный путь, которым должен проследовать каждый маленький человек в процессе своего взросления. -
Третьим и самостоятельным моментом можно считать изучение факторов развития человека на протяжении всего его жизненного пути и связанную с этим периодизацию (В. А, Бодров,
Ш. Бюлер, Е. А. Климов, Т. В. Кудряцев, Д. Левинсон, Д. Ловингер, Д. Сьюпер, Г. Шихи,Р. Хейвигхерст, Э. Эриксон и др.). В таких работах еще более выражена взаимная зависимость как биологических процессов, так и «вех» социального становления человека, а также частных процессов, например детерминированности стадий профессионального развития исторически заданными социальными условиями (средняя продолжительность жизни, уровень социальной поддержки учащейся молодежи и пожилых людей, профессиональные достижения субъекта, семейный статус и благополучие и т. п.). Концепции ученых часто сходятся в следующем: жизнь человека достаточно четко разделяется на несколько самостоятельных стадий; успешное прохождение предыдущих — условие вступления в следующую фазу и залог ее успешного прохождения;
финал жизненного движения чаще представляется как две альтернативы — положительный (все было «правильно») и отрицательный (на одной из стаций человек пошел вторым, худшим, а не первым, лучшим, путем).
Сопоставляя разные концепции, нельзя не видеть зыбкости и условности хронологических границ представляемого развития человека, а также завязанности самой хронологии на определенные социальные стандарты (прекращение кормления ребенка грудью, время начального, среднего и высшего обучения, возраст вступления в брак и призыва на службу в
Вооруженные силы и т. п.). Очевидность факта хронологического и количественного расхождения этапов развития в разных концепциях периодизации еще одно сильное свидетельство постоянного фонового воздействия социума на человека на протяжении всей его жизни, иначе — очевидная процессуальность интеграции линий социального и биологического.
4. Концепции самоактуализации А. Маслоу, самоподкрепления и самоэффективности А. Бандуры, локуса контроля Дж. Роттераи им подобные обозначают еще один уникальный эффект сопряжения биологического и социального в человеке, а именно независимость на определенных ступенях развития его поведения и деятельности от его собственной биологии и окружающей социальной среды. Ученые утверждают, что люди не управляются прямо интрапсихологиче-
скими, интрасоциальными или интербиологическими силами, а выступают активными участниками событий своей жизни. Развитие, поведение, деятельность и жизнь есть процесс непрерывного взаимодействия биологии, психики и социума.
В таких воззрениях отражена возможность формирования метаумений, метаценностей, особой смысловой сферы у людей, находящихся в зрелом возрасте и накопивших, собравших, впитавших определенный социальный, в частности профессиональный, опыт. В результате уникальных процессов трансформации накопленного жизненного опыта могут формироваться своеобразные метаспособности, по существу переводящие людей в новые отношения с жизнью — из режима жесткого следования ее предписаниям в режим более свободных отношении, из отношений детерминации в отношения (само) становления. Это трансформации, обеспечивающие человеку сравнительно независимый и качественно более высокий уровень
социального и биологического функционирования, чем тот, который задается и предопределяется социальным окружением. Механизмы таких качественных перестроек и трансформаций не ясны, но нам крайне интересны выделяемые учеными их условия (средний возраст, наличие некоторого профессионального и иного жизненного опыта, драматизм жизненного пути, профессиональный неуспех, социальный конфликт, своеобразие жизненных целей, ценностей и пр.). Но именно при таких условиях человек способен на каком-то этапе жизни качественно перестроить, изменить отношение к ней, выйти на соответствующем
уровне из диктата биологии и социума, а первоначально жесткую зависимость от них преобразовать в некоторую спонтанность, не предусмотренную и не санкционируемую «правилами» ни биологии, ни социума.
5.В работах Б. Г. Ананьева, К. А. Абульхановой- Славской, А. Г. Асмолова, А. В. Брушлин-ского, С. А. Огнева, А. В. Петровского, В. А. Петровского, С. Л. Рубинштейна отражен пятый важный момент интеграции биологического и социального в человеке — образ жизни, жизненный путь, жизненная позиция, становление человека как субъекта. Если в работах предыдущих трех планов человек рассматривался как более или менее «дисциплинированно» и законопослушно следующий согласно некоторому жесткому социальному расписанию и распорядку к своей конечной станции, то в вышеназванных работах это движение понимается как становление самого человека, а последнее — как процесс с неоконченным финалом, процесс, отдельные звенья которого могут возобновляться и повторяться, а самодвижение допускает даже моменты регресса и противостояния человека своему социальному окружению и пр.
Новым в таких работах видится отражение гибкости становления социального индивида, ряда моментов самодетерминации его развития, возможность повторения отдельных циклов в процессе становления субъектное, допустимость ветвящихся цепочек становления человека как личности и как субъекта. Онтогенез понимается уже как двусторонний процесс, как бидетерминация биологического социальным и ответно — социального биологическим, отражающаяся, в частности, в генезе некоторых психофизиологических и психических функций. Это есть многократно отраженный социум в онтогенезе человека, в его биологическом росте и развитии в том числе. Это есть многократное отражение в его биологической линии исторических условий, опыта человечества, особенности жизненного пути личности, жизненная позиция человека, а также особенности его отношения к себе и обстоятельствам свей жизни, его действенная роль и позиция как активного субъекта. Более того, в процессе социального развития человека может происходить смена «естественных» основных психических функций (память, внимание и пр.) на профессионально детерминированные, или, вернее, усиление основных функций их професси
онально-специфическими «дублерами» (Б. Г. Ананьев).
Выводы
Проблема соотношения социального и биологического в человеке является очень глубокой, важной и всеобъемлющей. Она волнует людей начиная с глубокой древности. Древнегреческие трагедии и другие эпические произведения часто построены на противопоставлении воли, действий и судьбы героя и какой-то таинственной непреодолимой силы и «воли», которые разрушают все его намерения. Обычно это противодействие принимает вид воли богов, но можно понять это и как наличие в самом человеке или в природе некоего начала, противостоящего социально и культурно обусловленным желаниям и возможностям человека. Эта проблема не разрешена и по сей день, хотя ее контуры вырисовываются все яснее.
Отсюда ясно, что проблема построения общества будущего, выбора путей и методов конструирования наиболее отвечающего современному человеку политического, социального и экономического устройства с учетом возможного некоторого изменения самой сущности большинства людей в будущем зависит от правильного, научного, а не пропагандистского понимания соотношения биологического и социального в природе человека. Надо уяснить, какие конкретные черты характера, темперамента, личности человека и насколько определяются воспитанием, культурой, и что в человеке останется неизменным при любых обстоятельствах.
Заключение
Обобщая обзор литературы по данной проблеме, необходимо отметить, что в современной науке достаточно много исследований, посвященных соотношениям биологического и социального, в них прямо или косвенно отражены различные аспекты взаимодействия биологического и социального. Можно констатировать следующие положения:
- тема интеграции биологических и социальных факторов с большей или меньшей полнотой отражается в изучении разных сторон становления, проявления, функционирования и развития психического. В объеме предмета психологии рассматриваются множество аспектов такого взаимодействия от зарождения самой жизни и от эпохи появления вида Homo sapiens до настоящего времени, и далее - как прогнозирование и моделирование будущего человечества.
-многие эффекты интеграции биологического и социального в человеке проявляются многократно, на протяжении всей жизни. Можно также предположить, что подобная множественность эффектов присуща разным формам интеграции: первичные следствия интеграции выступают в качестве предпосылок на последующих стадиях развития выступают в качестве предпосылок, в качестве условий для вторичной интеграции.