Файл: Социальное и биологическое в человеке.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
спокойным. Недаром концепцию Тойча называют концепцией виктимологии
3. Генетический». Если существенная проблема не преодолена человеком и по­давлена в «бессознательное», то возможна ее передача посредством генетиче­ского механизма на бессознательном уровне потомкам. И этот процесс передачи будет продолжаться до тех пор, пока не произойдет случайная модификация (где-то после седьмого поколения) либо пока один или несколько потомков не смогут решить эту проблему, не предпримут сознательную попытку все понять и преодолеть навязчивый паттерн проблем и поведения. Чем серьезнее пробле­ма, чем она «греховнее», тем быстрее переходит к потомкам. Неустраненный стресс предка будет развиваться, так как он передается из поколения в поколе­ние и усиливается новыми ситуациями. Этот бессознательный процесс может быть преодолен только путем внутреннего познания и сознательных действий человека. Таким образом, в ряде случаев человек неосознанно повторяет про­блемы и судьбу своих предков, расплачиваясь своим здоровьем и судьбой за их ошибки, становясь невольной жертвой, имеющей специфическое ОВН.

Конфликты могут передаваться «по наследству», переходить из родительской генетической семьи в собственную, из поколения в поколение. Реальность этого признается все большим числом психологов и медиков.

Генетический подход Ч. К. Тойча позволяет выявить и осознать подобные унаследованные конфликты и проблемы, анализируя реальные биографические факты как самого человека его раннего детства) и особенности его воспитания, так и факты биографии его родителей, бабушек и дедушек, дядей и тетей, выявляя устойчивые, наследуемые, повторяемые па1теркы поведения, повторяющиеся се­мейные проблемы и конфликты, своеобразный «генетический семейный код». Док­тор Тойч утверждает, что человек во многом жертва генетического кода.

Выводы

Биологизаторская концепция человек, созданная З.Фредом, резко разрывала индивидуальное и общественное, игнорируя тот факт, что человек- это общественное существо.

Философия Фреда – его учение об инстинктах, о влечениях. Он оказался на позиции, биологизирующей человека. Он видит источник этой активности, этой деятельности в том, что заложено в дочеловеческой еще эволюции, в ее ранних фазах.


Концепция Ч.Тойча основана на том, что в проблеме, сохраненные в генетическом коде человека определяют его дальнейшую судьбу. От того, как человек сумеет осознать свои проблемы, как сумеет с ними справиться зависит то, как сложиться его дальнейшая жизнь и судьба его потомков. Так биологическое определят социальную направленность.


2. Целостная природа человека.

2.1. Соотношение социального и биологического.

В основу попыток выяснить, что же именно в человеке есть биологическое, а что социальное, кладутся различные основания. Наибольшее распространение получило деление по признаку: организм человека - биологичен, а личность - социальна. Разделение на организм и личность проводится как в актуальном, так и генетическом аспектах: человек в момент своего рождения мыслится как индивид, человеческий организм, который лишь на определенном этапе своего развития под влиянием социальных факторов становится личностью.

Не трудно заметь, что содержание социально – биологической проблемы по прежнему сводится к вопросу о соотношении внешних (средовых) и внутренних ( генетически) детерминант своего развития. Направленность по этому пути порождает вновь дилемму «природа- воспитание».

Генетики позволяют сделать вывод, который звучит следующим образом: способность к обучению, в частности к образованию условных связей, так же как и любой другой признак организма, детерминирована генотипом. При этом организмы передают потомкам не признаки таковые, а только потенциальную способность к развитию этих признаков, при наличии соответствующей внешней и внутренней среды. Представление об однозначном предопределении поведения со стороны генотипа находятся в очевидном противоречии с современной физиологией высшей нервной деятельности, утверждающей, что врожденные рефлексы могут угасать и корректироваться в онтогенезе.

Решение проблемы видится представителям социологии в идее двойного наследования: биологическая наследственность передается при помощи ге­нов, культура наследуется посредством обучения и воспитания.

Таким образом, человек может быть охарактеризован как имеющий два типа наследственности, биологическую и культурную; все другие организмы обладают только биологической наследственностью.

В свою очередь, биологическая жизнедеятельность человека объективно

постоянно обеспечивает социальную. Производство средств к жизни oобусловлено «телесной организацией» индивидов. Социальное является ведущей силой.

Человек представляет собой своеобразный «сплав» социального и биологического. Выделить из него одно из этих определений можно лишь абстрагируясь от другого и тем самым теоретически уничтожив его.

Ошибка крайнего биологизма и социологизма заключается в том, что он останавливаются на этапе абстрагирования. В результате человек представляется как предмет, от которого его абстрагируют в его абстракции. Т..е. в данном случае либо как «чисто социальное», либо как «чисто биологическое» существо. Концепция интегрально-социальной сущности человека позволяет сделать вывод о том, что не существует социальных процессов, нейтральных по отношению к биологии человека, также как нет сфер общественной жизни, свободных от влияния биологической жизнедеятельности.

Поэтому человеческая биология предъявляет серьезные требования в вы боре средств решения социальных проблем, а социальная жизнедеятельность санкционирует лишь определенные способы удовлетворения естественных потребностей биологических инстинктов. Другими словами, человеческая биология нуждается для своего самосохранения в социальных механизмах. Эту диалектику социальной значимости биологического и биологической значимости социального концепция интегрально-социальной сущности человека высвечивает наиболее ярко: биологической мерой социального прогресса является повышение биологического качества жизни человека, обобща­ющими критериями которого являются уровень здоровья, средняя продол­жительность жизни населения (для детей — достаточно выраженный психо­физиологический потенциал, обусловливающий быструю адаптацию к со­циуму, социально-компетентное поведение, активное начало и т. д.).

Социальная значимость биологическогоможет быть обобщенно выражена понятием способности (возможности и готовности) человеческой биологии участвовать в жизнедеятельности общества. Этот аспект социальной значи­мости биологического имплицитно заложен в самом понятии основы, т. е, опоры, фундамента, на котором строится жизнь общества.

Вышеизложенное приводит к выводу о необходимости более глубокого
анализа такого сложного процесса реализации социальной сущности чело­века (в том числе новорожденного), каким является социализация. В этом плане социальный статус ребенка человеческого индивида представляет со­бой вышеозначенную индивидуальную способность (возможность и готов­ность) воспринимать социализирующие воздействия. Эта индивидуальная социальная сущность, с одной стороны, обеспечивает возможность взаимо­действия индивида и общества, с другой стороны, подвергается дальнейше­му развитию в процессе человеческого взаимодействия.

Социализация выступает реальным способом связи биологического и соци­альногов целостной природеноворожденного человеческого индивида. При этом индивидуальное и социальное представляют собой внутренние момен­ты человеческой индивидуальности.

В этом процессе, социальное, являясь выс­шим уровнем материи, не адаптируется в низшему (биологическому) уровню и тем более не создает его заново. Процесс развития заключается в новообра­зовании, в качественной перестройке ранее существовавшего, в результате которой содержание биологического достигает высокого структурного и функционального уровня, что было бы невозможно на основе только при­родных процессов.

Интеграция социальной формой предшествовавших ей природных форм материи составляет фундаментальное содержание социального прогресса самой человеческой природы. Поэтому единство биологического и социаль­ного в родовой природе человека предстает, как динами­ческое состояние. Динамизм, как известно, характеризуется не простым воспроизведением, а поступательным развитием. Это позволяет предполо­жить, что наследственность человека проявляется как сохранение способно­сти и возможности овладения и преобразования содержания социального опыта.

Такая способность (возможность и готовность) детерминируется, на наш взгляд, социальностью как феноменом специфического выражения природы человека на индивидуальном уровне. Одной из целей социальных институтов­ поэтому является не только трансляция социального опыта (культурно­го, идеологического, религиозного и др.), но и развитие социальной интен­ции, выступающей в качестве условия к саморазвитию, самосовершенствова­
нию человека как субъекта своей жизнедеятельности.

Сложный и хрупкий характер человеческой социальности, легко подвергающийся деформации, требует направ­ленного гуманистического развития, суть которого состоит в понимании че­ловека как неисчерпаемой индивидуальности. Это, во-первых, предполагает осмысление таких форм взаимодействия между субъектами социализации, которые существуют между субъектами как индивидуальностями и исключа­ют любой биологизаторский и социологизаторский подходы к ребенку. Во-вторых, требуется глубокий анализ всего многообразия социокультурных условий, поскольку одна из центральных характеристик человека обусловле­на его потребностью и способностью жить в культурной среде.

Культурная среда как жизненное пространство человека ставит последне­го постоянно перед выбором, формируя и реализуя его субъектные качества, его самость .

Биологическая надежность индивидуального развития обеспечивается не только высоким приспособительным эффектом гетерохронного форми­рования функциональных систем, но и такими свойствами живой системы, как избыточность элементов, их дублирование, взаимозаменяемость и компен­сация, быстрота возврата к относительному постоянству и динамичность от­дельных звеньев системы. Это взаимопроникновение природы и истории, биологического и социального, конвергенция которых выражается в отдель­ной фазе человеческой жизни и в генетических связях между фазами («пси­хические новообразования») — не просто взаимосвязь и тем более не сумма связей, а диалектическая целостность — интеграция, в которой биологиче­ская и социальная составляющие представляют собой звенья единого про­цесса развития человека: биологическая компонента выступает как предпо­сылка развития социального;социальная компонента — как условие развития биологической основы. Социальное не устраняет биологического(натурального, природного), а «снимает» его — включает в новые системы связей и отношений, создавая возможность для дальнейшего развития.


2.2.Интеграция биологического и социального в человеке (социализация)

В первом приближении под социализацией будем понимать «процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального