Файл: Древневосточная деспотия как форма рабовладельческих государств стран Древнего Востока.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Появление княжеской автономии было обусловлено следующими причинами:

  • Императоры Германии для сохранения своей власти в Италии и осуществления внешних аннексий нуждались в военной помощи князей;

  • Императоры должны были предоставлять политические привилегии и законодательно закреплять высшие государственные права.

  • Города не способствовали централизации королевской власти, так как союз короля с городами не сложился;

  • Формированию устойчивых хозяйственных связей препятствовала неравномерность экономического развития государства;

  • Отсутствовали единый экономический и политический центры.


Князья с XII века получили право:

  • Собирать налоги;

  • Взимать таможенные пошлины;

  • Чеканить свои деньги;

  • Иметь собственный суд, решения которого обжалованию не подлежали;

  • Издавать свои законы.


Князья церкви регламентировали работу рынков в своих корыстных интересах, контролировали цеховые организации, взимали с городов поборы, запрещали городам образовывать самоуправляющиеся коммуны. Все это препятствовало возникновению общегерманских рыночных связей.

Все более неоднородным становится дворянство, растет разрыв между курфюрстами (аристократической верхушкой) и разоряющимся низшим дворянством. Духовенство делится на высшее, включающее епископов и аббатов и низшее, представленное городскими и сельскими священниками. В крестьянстве выделяли лично зависимых крестьян и поземельно зависимых. Развитие товарно-денежных отношений способствовало тому, что труд крепостных крестьян стал экономически невыгодным. Наблюдается ослабление крепостной зависимости, формирование экономически свободных, самостоятельных крестьянских хозяйств.

Государственный строй. «Золотая булла» юридически закрепила государственный строй сеньориальной монархии. Император находился во главе империи. Его избирала коллегия курфюрстов, в которую входили светские и духовные князья. У императора отсутствовала реальная власть, профессиональная бюрократия, не было регулярной общеимперской армии. Император признавал самостоятельность курфюрстов, не вмешивался во внутренние дела князей. Были узаконены частные войны. Верховная власть принадлежала постоянно действующему органу управления империей - коллегии курфюрстов
, которая обладала правом смещения императора или суда над ним. 

Германский абсолютизм

Абсолютизм в Германии развивался не как общегосударственный, а как княжеский и областной. На этот факт повлияли крестьянская война Тридцатилетняя война.

Правовая политика власти была направлена на отказ от сословного строя. Свое значение потеряли рейхстаг, ландтаги, финансовое управление. Дворянство превратилось в замкнутое сословие. Германский абсолютизм играл реакционную роль и надолго затормозил буржуазное развитие Германии. В Пруссии устанавливалась буквально над всеми повсеместная опека полиции и чиновничьего аппарата, когда Закон вторгался практически во все сферы жизнедеятельности. Государственная система была насквозь прогнившей. Иногда она реформировалась.

В отдельных случаях эти реформы имели прогрессивное значение, однако своей основной цели – приспособление к новой политической и экономической ситуации феодальных отношений – они так и не достигли.
Право Германии в Средние века

Средневековая феодальная Германия, по сравнению с другими странами Европы, весьма специфична в своих источниках правовых норм, так как на территории всей страны общегосударственного права никогда не существовало. Правовые нормы регулировались по-разному в зависимости от сословия.

Ленное право. Все нормы «ленного» права регулировали лишь взаимоотношения между феодалами, они касались передачи и использования лена (феода). Основным источником «ленного» права выступали обычаи. Лен – это земельный участок, который, если освобождался, не мог стать собственностью императора, потому что, согласно «ленному» праву, должен был быть тотчас пожалован любому подданному, заслужившему подобную милость.

Каноническое право регулировало вопросы брачно-семейных отношений и церковной организации. Источниками канонического права выступали постановления соборов, указы Папы, все священные для христиан книги.

В средневековой Германии «земским» правом назывались правовые нормы, принятые в отдельных немецких землях. Основными источниками выступали обычаи региона. Эти правовые нормы были общеприняты для всего населения. В «земском» праве также находили отражение нормы семейного и гражданского права. Существовало в Германии и «дворовое» право, которое действовало при дворе того или иного господина и распространялось только на его крепостных. Основой этого права выступали обычаи.

«Городское» право регламентировало жизнь городского населения. Тут источниками выступали, наравне с обычаями, королевские грамоты, решения городских судов, статуты городского управления.

В нормах семейного права было закреплено совместное имущество мужа и жены. Дети получали право на собственность лишь с согласия отца и при отделении им ребенка от общего дома. Землю наследовали исключительно мужчины.

В XVI веке произошел важный сдвиг в развитии уголовного права с выходом в свет уголовно-судебного уложения. В нём упоминались такие понятия, как умысел, вина и неосторожность, смягчающие обстоятельства, соучастие. Судья предъявлял обвинение от лица государства.

Арабский Халифат: общество, государство, право

Для общественного строя Халифата была характерна многоукладность. В созданном путем завоеваний государстве соседствовали родовые, рабовладельческие и феодальные отношения. Согласно религиозно-правовым догмам ислама, все люди делились на «правоверных» (ши) мусульман, и «неверных» (гяуров). В среде мусульман можно выделить привилегированную верхушку и простой люд.
Господствующий класс:

  1. Землевладельцы-феодалы:

  2. Мусульманское духовенство;

  3. торговцы и ростовщики, объединенные в гильдии.


Лишь мусульмане могли занимать государственные должности, пользоваться благами и привилегиями в области налогового обложения, уголовного права и др.

«Неверные» — это покоренное население, не принявшее ислам. Те, кто не оказывал сопротивления, являлись лично свободными. Они становились арендаторами некогда принадлежавших им земель и обязаны были платить джизью (подушный налог) и хорадж (тяжелый поземельный налог). Сопротивлявшихся арабы обращали в рабство.

Крестьяне в Халифате были основным податным сословием и являлись наследственными подневольными арендаторами государственных земель. Они выплачивали в казну подати, характер и размер которых зависел от правового режима земель и личности. Крестьяне-мусульмане, являвшиеся собственниками мулька, платили десятую часть дохода натурой и сороковую часть от дохода с торговли, скотоводства, ремесла — закят. Крестьяне, обращенные в мусульманство, с 700 г. платили ещё и хорадж.

С крестьян-немусульман в любом случае взимались хорадж и джизья. Они обязаны были также выполнять дорожные, строительные и другие повинности.


Тяжелое положение крестьян неоднократно толкало их на вооруженные восстания против феодалов.

Городская жизнь в Халифате была довольно развитой. Но города в Арабском Халифате не имели самоуправления. Господствующим классом города были крупные феодалы — потомки арабских завоевателей и тесно связанные с ними богатые купцы. Ремесленники были наиболее значительной социальной группой в городах Халифата. Свободные ремесленники объединялись в цехи, а в структурном плане делились на мастеров, подмастерьев и учеников. Цехи возглавлялись старшинами и подчинялись деспотической власти эмиров, султанов, их администрации.

По мере развития феодализма арабская знать нуждалась во все большем количестве слуг, а так как крестьяне лично феодалам не принадлежали, то для этой цели подходили только рабы. Рабы в халифате использовались в качестве челяди (домашних слуг, наложниц и др.), гвардейцев и военных слуг (гулямов, мамлюков). Источником поступления новых рабов были военнопленные, а также купленные за границей.

В VII—VIII вв. Арабский Халифат представлял собой относительно централизованное теократическое государство. Во главе государства стоял халиф — посланник Аллаха. Вначале он избирался мусульманской знатью из своей среды, затем власть его стала наследственной. Халиф обладал высшей светской (эмират) и духовной (имамат) властью. Арабское государство приобрело форму централизованной теократической монархии. Однако халиф вынужден был считаться с мнением ближайших сторонников из родоплеменной знати — мухаджиров, заседавших в совете, которые нередко организовывали дворцовые перевороты, свергали неугодных им правителей. Это свидетельствует о том, что наличие родоплеменного элемента в государственной организации являлось своеобразной чертой государственной системы Арабского Халифата.

При халифе была учреждена должность визиря — его главного помощника и советника. Она появилась в Богдадский период. Визирю подчинялся административно-хозяйственный аппарат, ведомство государственного контроля и войска. Визирь как хранитель халифской печати обладал правом ставить ее на документах без предварительного разрешения халифа. Каждая провинция (эмират) имела в Багдаде свое территориальное ведомство – диван, состоявшее из основного отдела (асл), ведавшего сбором налогов, и ведомства финансов (зимам). Центральное управление в государстве осуществляли правительственные органы — отраслевые диваны, подчиненные непосредственно визирю:


  1. Диван военных дел (диван-ал-джунд);

  2. Диван финансов (диван-ал-харадж);

  3. Диван почты, контроля и сыска (диван-ал-барид)


Провинции, на которые была разделена территория Халифата, управлялись наместниками — эмирами, которые назначались халифом из числа приближенных или местной знати. В их ведении находились административно-финансовое и военное управление, контроль за общественным порядком.

Население городов находилось под контролем большого количества различных должностных лиц, в том числе руководителей религиозных общин, духовенства — имамов мечетей, медресе. Городом управлял градоначальник — раис. Городской суд возглавлял кади, он же являлся главой местного духовенства. Асас возглавлял ночную стражу. Если город был резиденцией наиба, хакима или эмира, то управление городом осуществляли они сами. Большая роль в городе отводилась налоговым чиновникам. 

Первоначально военная организация арабов была представлена родоплеменными ополчениями, возглавляемыми вождями племен. Затем появились добровольческие формирования и постоянное профессиональное войско. Военная служба в Арабском Халифате считалась почетной. Все совершеннолетние мусульмане в соответствии с учением ислама обязаны были принимать участие в джихаде — «священной войне» против неверных. Полиция формировалась из рабов. Она следила за общественным порядком, осуществляла розыск и отчасти судебные функции. При Аббассидах была создана уголовная полиция — шурта, функциями которой являлся розыск и некоторые судебные дела. Функции тайной полиции выполнял диван-ал-барид.

С возникновением Халифата возникло и его право — шариат («надлежащий путь»). Право выступало как часть религии.
Источники права:

  1. Коран — главная священная книга ислама, для которой характеры религиозно-моральные установки.

  2. Сунна — сборник преданий о поступках и изречениях Мухаммеда.

  3. Иджма — решения авторитетных мусульманских правоведов.

  4. Фетва — письменные заключения религиозных авторитетов.


В праве Халифата урегулированы отношения собственности. Так, выделялись несколько правовых земельных статусов:

  1. Хиджаз — земли, где по преданию жил Мухаммед. С проживающих там мусульман взималась десятина.

  2. Вакуф — земли, переданные мечетям на религиозные цели. Эти земли были неотчуждаемыми.

  3. Мульк — земли, обладатели которых отождествлялись с частными. 

  4. Икта — временные пожалования земли вместе с крестьянами на ней за службу.