Файл: Организация деятельности подразделений органов внутренних дел, осуществляющих охрану общественного порядка.doc
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 688
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
— проводить по решению руководителя территориального органа или лица, его замещающего, оцепление (блокирование) участков местности:
1) при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций, при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и (или) эпизоотий;
2) при проведении мероприятий по пресечению массовых беспорядков и иных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;
— при оцеплении (блокировании) участков местности ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов (п. 1 —2 ч. 2, ч. 3 ст. 16 Федерального закона «О полиции»);
— применять специальные средства при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований насильственного характера, которые нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций (п. 2 ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О полиции»);
— реализовывать другие полномочия.
Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются значительные права, предусмотренные ст. 13 Закона о полиции, в частности, патрулировать населенные пункты и общественные места, оборудовать при необходимости контрольные и контрольно-пропускные пункты, выставлять посты, в том числе стационарные, и заслоны, использовать другие формы охраны общественного порядка; требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если это необходимо для проведения следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий, документирования обстоятельств совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельств происшествия, для сохранения следов преступления, административного правонарушения, происшествия, для обеспечения безопасности граждан; в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности и объекты либо обязывать оставаться на соответствующих участках местности и объектах или покинуть их; обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов; составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях; и др.
Таким образом, в обязанности полиции внесено 38 пунктов, в том числе регистрация заявлений о преступлениях, немедленный выезд на место преступления, оказывать первую помощь пострадавшим, расследовать, обеспечивать порядок, в условиях ЧС спасать людей и оберегать их имущество, разыскивать, опознавать, контролировать оборот оружия, присматривать за детективами и ЧОПами, проводить дактилоскопию и геномную регистрацию, обеспечивать режим военного положения или ЧС (в случае их введения), следить за законностью выборных кампаний, охранять аэропорты, обеспечивать сохранность кладов и многое другое.
В число прав полиции внесено 37 пунктов, в том числе: требовать от граждан прекратить нарушать закон, при предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить в различные учреждения (в рамках расследования дела), патрулировать, выгонять посторонних с места преступления, осуществлять досмотр граждан (если есть информация, что гражданин переносит нечто противозаконное), узнавать налоговую тайну, привлекать граждан к добровольному сотрудничеству, а также - в крайних случаях, - пользоваться автотранспортом организаций или граждан для преследования преступника, а также транспортировки раненых или отбуксировки транспортных средств после ДТП.
1.2. Виды деятельности, осуществляемой подразделениями органов внутренних дел, осуществляющих охрану общественного порядка
В общих положениях ФЗ «О полиции» прописаны функции полиции по защите жизни здоровья и прав граждан России, иностранцев и лиц без гражданства, охране порядка, собственности и безопасности. В законе прописано, что полицейский должен прийти на помощь каждому, кто в этом нуждается. Там же описаны 12 основных направлений деятельности полиции - защита, предупреждение и раскрытие преступлений, охрана правопорядка, контроль за оборотом оружия, присмотр за частными детективами, охрана (в том числе на договорной основе), защита потерпевших, свидетелей и прочих, кому положена госзащита, экспертно-криминалистическая деятельность. Кроме того, особым пунктом указывается, что полицейские могут участвовать в поддержании международного мира и безопасности по приказу президента.
Проанализируем отдельные подвиды деятельности, осуществляемой рассматриваемыми подразделениями полиции. Первым в подп. «г» п. 1 Указа "Вопросы организации полиции" названо «обеспечение безопасности граждан». Сразу оговоримся, что под гражданами здесь подразумеваются не только граждане Российской Федерации, но и иностранные граждане, а равно лица без гражданства.
Безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Соответственно личной безопасностью (безопасностью граждан) является состояние защищенности жизненно важных интересов личности от внутренних и внешних угроз.
Отдельным назначением анализируемых подразделений полиции Президент РФ называет также обеспечение общественного порядка. Понятие «общественный порядок» в большей степени административно-правовое. Между тем ее исследованию уделяли внимание и специалисты в области других отраслей права. Причем не все их определения общественного порядка были одинаковы.
Специалистами в области административного права понятие общественного порядка дано в широком и в узком смысле слова. В широком смысле слова — это совокупность всех социальных связей и отношений, складывающихся под воздействием всего круга социальных норм, в отличие от правопорядка, включающего лишь отношения, регулируемые нормами права. Соответственно общественный порядок, как более широкая категория, включает в себя и правопорядок. Примерно так же, но несколько иными словами понятие «общественный порядок» интерпретируется в общей теории права. Здесь общественный порядок рассматривается как социальная категория, охватывающая систему (состояние) волевых, идеологических общественных отношений, предопределяемых экономическим базисом и характеризующихся соответствием поведения их участников господствующим в обществе социальным нормам (правовым и неправовым)1.
Общественный порядок — это порядок волевых общественных отношений, складывающихся в процессе сознательного и добровольного соблюдения гражданами установленных в нормах права и иных нормах неюридического характера правил поведения в области общения и тем самым обеспечивающих слаженную и устойчивую совместную жизнь людей в условиях развитого общества.
Содержание ст. 1 Федерального закона «О полиции», а именно то, что Федеральный закон возложил на полицию, с одной стороны, охрану общественного порядка, а с другой — обеспечение общественной безопасности, также может быть одним из доказательств того, что с позиций законодателя общественный порядок и общественная безопасность — это разные, не включаемые в содержание друг друга категории.
С точки зрения А.П. Рыжакова, наиболее точным является сформулированное В. И. Зарубиным определение общественного порядка. Под общественным порядком он понимает урегулированные нормами права и морали общественные отношения, в своей совокупности обеспечивающие общественное спокойствие, общепринятые нормы поведения, нормальную деятельность предприятий, учреждений и организаций, транспорта, сохранность всех видов собственности, а также уважение общественной нравственности, чести и достоинства граждан2.
Как правильно отмечает А.П. Рыжаков, если общественный порядок воплощается в создании обстановки общественного спокойствия, благоприятных внешних условий жизнедеятельности людей, что обеспечивает нормальный ритм общественной жизни, то общественная безопасность проявляется в создании безопасных условий при обращении с источниками повышенной опасности и проведении работ повышенной опасности. Существенные различия между понятиями «общественный порядок» и «общественная безопасность» связаны с нормативными средствами урегулирования данных явлений. Общественный порядок достигается в результате упорядочения общественных отношений с помощью всех форм нормативного регулирования, тогда как общественная безопасность — только с использованием правовых и технических норм.
Общественный порядок полиция охраняет, а общественную безопасность обеспечивает. В этой связи в подп. «г» п. 1 Указа об организации полиции более точно было бы говорить об «обеспечении безопасности граждан и охране общественного порядка», а не об «обеспечении безопасности граждан и общественного порядка».
А теперь несколько слов о публичных и иных массовых мероприятиях. В местах проведения таковых и должны действовать подразделения полиции, о которых идет речь в подп. «г» п. 1 настоящего Указа. Законодатель в п. 6 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О полиции» к публичным мероприятиям относит собрания, митинги, демонстрации, шествия и другие публичные мероприятия. А к массовым мероприятиям — спортивные, зрелищные и иные массовые мероприятия.
Определения понятий «собрание», «митинг», «демонстрация» и «шествие» приведены в ст. 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»1.
Собрание — это совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.
Митинг — массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
Демонстрация — организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.
Шествие — массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.
Публичное мероприятие — открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Массовые мероприятия принято подразделять на два вида: типовые и нетиповые.
К типовым массовым мероприятиям относятся мероприятия с устоявшейся технологией их проведения: регулярно по общепринятой схеме проводимые спортивно-зрелищные мероприятия по видам спорта, культурнозрелищные мероприятия, выставки, ярмарки.
К нетиповым массовым мероприятиям относятся мероприятия, проводимые по нестандартной схеме, существенно отличающиеся от общепринятых мероприятий (крупные международные спортивно-зрелищные мероприятия комплексного характера с церемониями открытия и закрытия, мероприятия фестивального характера).
В соответствии с требованиями ст. 1 и 17 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»1 полиция может принимать участие в аварийно-спасательных и других неотложных работах, проводимых при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
В рамках исполнения указанной обязанности подразделения полиции осуществляющие охрану общественного порядка: