Файл: Организация деятельности подразделений органов внутренних дел, осуществляющих охрану общественного порядка.doc
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 689
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
— оказывают в пределах своей компетенции правовую, медицинскую и иную помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, лицам, находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни и здоровья;
— принимают при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях необходимые меры по спасению людей, оказанию им доврачебной помощи, а также по охране имущества и своевременному информированию об этих обстоятельствах дежурного по органу внутренних дел, при необходимости — органы местного самоуправления и население;
— пресекают факты нарушения законодательства об охране окружающей среды и экологической безопасности населения.
Глава 2. Подразделений органов внутренних дел, осуществляющих охрану общественного порядка и формы их деятельности
1.2. Система подразделений органов внутренних дел, осуществляющих охрану общественного порядка
Система аппаратов и подразделений службы охраны общественного порядка состоит из трех звеньев. Высшее звено этой системы — Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ГУОООП МВД). Являясь центральным отраслевым аппаратом, т.е. субъектом управления данной службой, оно в пределах своей компетенции осуществляет общее руководство службой ООП, реализуя свои функции через соответствующие аппараты МВД республик, входящих в состав Российской Федерации. ГУОООП МВД самостоятельное структурное подразделение центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, обеспечивающее и осуществляющее в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, лицензионно-разрешительной работы, координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Второе звено рассматриваемой системы составляют управления, отделы, отделения обеспечения (охраны) общественного порядка МВД, входящих в состав Российской Федерации республик, ГУВД, УВД, строевые и специальные подразделения полиции. Аппараты данного звена в пределах предоставленной компетенции осуществляют общее руководство подведомственной службой, организуют и проводят на своем уровне мероприятия, связанные с охраной общественной безопасности. Они состоят из отделов (отделений) по линии службы ООП.
Третье звено службы ООП охватывает соответствующие отделения (группы) городских и районных органов внутренних дел, включая подчиненные этим органам строевые специальные подразделения полиции. Распределение функций службы ООП между инспекторским составом аппаратов данного звена происходит по линейному принципу.
Несколько отличается от изложенной системы система аппаратов и подразделений службы ООП органов внутренних дел на транспорте, что обусловлено спецификой организации и деятельности последних. Данная система включает в себя: отдел охраны общественного порядка Главного управления внутренних дел на транспорте МВД РФ; отделы (отделения) охраны общественного порядка управлений внутренних дел на транспорте; отделения (группы) охраны общественного порядка отделов внутренних дел на транспорте, а также подчиненные им строевые и специальные подразделения полиции
1 .
Аппараты службы ООП первого и второго звеньев в основном осуществляют организаторскую деятельность, сосредоточивая главное внимание на обеспечении повседневного организационно-методического руководства аппаратами и подразделениями подведомственной службы на местах. Функции по непосредственной практической охране общественного порядка они выполняют лишь в случаях осложнения оперативной обстановки (чрезвычайных происшествиях, стихийных бедствиях и т.п.).
Непосредственными организаторами и исполнителями практического осуществления задач, возложенных на службу ООП, являются аппараты и подразделения данной службы городских, районных органов внутренних дел, а также органов внутренних дел на транспорте. Аппараты этих органов организуют патрульно-постовую службу по охране общественного порядка, обеспечивают реализацию других функций службы ООП на территории конкретного города, района, на объектах транспорта. Практическое выполнение задач и функций осуществляется подразделениями данной службы, среди которых важная роль принадлежит строевым частям и подразделениям патрульно-постовой службы полиции. Эти части и подразделения могут находиться в подчинении как городских, районных органов внутренних дел, линейных органов внутренних дел на транспорте, так и вышестоящих органов внутренних дел.
Основным содержанием деятельности аппаратов и подразделений службы ООП горрайлинорганов внутренних дел является непосредственное принятие мер, направленных на предупреждение, пресечение и раскрытие правонарушений, совершаемых в общественных местах, и привлечение к ответственности лиц, виновных в их совершении. При этом главное внимание уделяется работе по профилактике правонарушений: выявлению причин и условий, способствующих совершению нарушений общественного порядка и принятию необходимых мер по их устранению; воспитательной, разъяснительной работе среди населения; правовой пропаганде и т.д.
Успешная охрана общественного порядка во многом зависит от правильной расстановки и эффективного использования сил и средств, которыми располагает служба охраны общественного порядка.
Понятием «силы службы ООП» охватывают личный состав аппаратов и подразделений данной службы, других служб и подразделений органов внутренних дел, а также лиц, которые в установленном порядке сотрудничают с ними в деятельности по охране правопорядка и борьбе с преступностью.
Этим силам присущ ряд характерных особенностей, заключающихся в том, что они:
а) являются наиболее многочисленными силами органов внутренних дел, в процессе реализации своих функций непосредственно вступающими в различные отношения с гражданами;
б) представляют собой вооруженный отряд, осуществляющий свою деятельность на основе действующего законодательства, специальных уставов и положений;
в) обладают разнообразными тактическими возможностями для решения задач по охране общественного порядка и борьбе с преступностью;
г) осуществляют свою деятельность в тесном взаимодействии с добровольными народными дружинами и другими общественными формированиями, участвующими в охране правопорядка.
Силы, участвующие в охране общественного порядка, подразделяются на собственные и приданные. Собственные силы службы ООП включают: руководящий и инспекторский состав аппаратов данной службы МВД, ГУ МВД, У МВД, ЛУ МВД на транспорте, территориальные органы внутренних дел; рядовой и начальствующий состав строевых частей и подразделений патрульно-постовой службы полиции; рядовой и начальствующий состав изоляторов временного содержания задержанных и заключенных под стражу, специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке.
Приданные силы службы ООП охватывают: личный состав специальных моторизованных частей полиции; работников других служб органов внутренних дел, слушателей и курсантов учебных заведений МВД, личный состав внутренних войск МВД России; силы общественности, включающие членов добровольных народных дружин, внештатных сотрудников полиции, представителей других общественных организаций и граждан. Приданные силы в отличие от собственных сил службы ООП привлекаются для выполнения отдельных, частных задач по охране правопорядка либо обеспечения его в случаях осложнения оперативной обстановки.
Используемые для охраны общественного порядка технические средства позволяют повысить мобильность, маневренность и наступательность нарядов полиции, обеспечивают оперативное управление нарядами и подразделениями в процессе решения соответствующих задач, повышая эффективность их осуществления. Они подразделяются на: а) транспортные средства (патрульные автомашины, мотоциклы, катера, велосипеды, специальные автомобили и вертолеты, автотранспорт для перевозки личного состава и др.); б) средства радио, телевидения, проводной связи и сигнализации (радиопередающие и звукоусилительные устройства, телекамеры и телемониторы, телефоны, сигнализация различного назначения и т.д.); в) табельное вооружение, снаряжение, специальные средства и аппаратура (огнестрельное оружие, средства личной защиты, наблюдения и др.). Особую группу средств усиления составляют служебные животные — лошади и собаки, активно используемые в деятельности по обеспечению общественного порядка.
Организация охраны общественного порядка как особый вид деятельности находится в тесной связи с тактикой охраны общественного порядка, т.е. применением силами службы ООП основанных на законе, выработанных наукой и практикой наиболее целесообразных форм и методов своевременного предупреждения и пресечения правонарушений, воздействия на лиц, их совершивших, надежной защиты государственных, общественных и личных интересов граждан от преступных посягательств и иных антиобщественных действий. При этом организация охраны общественного порядка по отношению к тактике занимает ведущее положение, поскольку определяет задачи, принципы и основные направления развития последней. В свою очередь тактика охраны общественного порядка также оказывает определенное влияние на его организацию.
Таким образом, эффективность деятельности службы ООП неразрывно связана с необходимостью четко налаженной, базирующейся на научных основах организации работы всех ее аппаратов и подразделений. Организация охраны общественного порядка представляет собой осуществление комплекса управленческих функций, направленных на обеспечение эффективной, согласованной и целеустремленной деятельности аппаратов и подразделений органов внутренних дел по непосредственной охране правопорядка и борьбе с преступностью.
2.2. Формы деятельности подразделений органов внутренних дел, осуществляющих охрану общественного порядка
Форма охраны общественного порядка — это внешнее выражение расстановки сил и средств полиции, отражающее содержание их конкретной деятельности по решению оперативно-служебных задач. В органах внутренних дел используются формы охраны общественного порядка, закрепленные в законах, приказах, положениях, уставах, наставлениях, отдельных инструкциях и других нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность полиции. К основным формам охраны общественного порядка относятся: план комплексного использования сил и средств полиции в охране общественного порядка (единая дислокация), операция, целевое оперативно-профилактическое мероприятие, комплексное профилактическое мероприятие, рейд, заслон, оцепление, тактическая отработка патрульных участков и др.
План комплексного использования сил и средств полиции в охране общественного порядка (единая дислокация) — наиболее целесообразная расстановка органов управления, сил и средств служб и подразделений полиции для эффективной организации охраны общественного порядка и борьбы с правонарушениями на территории района (города), а также отдельных участках местности и объектах транспорта.