Файл: Министерство образования и молодежной политики свердловской области государственное автономное профессиональное образовательное учреждение свердловской области.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №1»

КУРСОВАЯ РАБОТА


РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПОСРЕДСТВОМ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ


Студент:
Еременко Анна Александровна
Специальность 44.02.01
«Дошкольное образование»
Группа № 35

Руководитель:
преподаватель высшей категории
Нижникова Вера Геннадьевна

2020 год

Оглавление



Введение………………………………………………………………………………….. 3

Глава теоретическая

1.1 Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема………………………………………………….……7

1.2 Особенности развития правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………............ 13

1.3 Влияние игр и игровых упражнений на развитие правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста……………......................................................... 16

Глава практическая

2.1 Пояснительная записка к комплексу «Упражнения для развития звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста»...………………....26

2.2 Содержание комплекса игр и игровых упражнений «Упражнения для развития звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста» для детей подготовительной группы………………………………..………………………………..27

Заключение………………………………………………………………………………33

Библиографический список…………………………………………………………….36

Приложение……………………………………………………………………………...38
Введение

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Одна из сторон речи - звукопроизношение, которое лежит в основе. Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребенок учится управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. Но у многих детей этот процесс задерживается.


Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции. Весь дошкольный возраст - это время энергичного развития речи и, в частности, владения правильным звукопроизношением. У старшего дошкольника недостатки речи физиологически не оправданы.

Еще древнегреческий философ Аристотель отмечал, что у детей губы служат для сохранения зубов, но в большей степени связаны с образованием речи. Другой греческий философ Гиппократ считал, что воздух производит звук, голова резонирует, язык артикулирует. Большое внимание проблеме развития речи уделял Л. С. Выготский. Усвоение звуковой стороны языка, по мнению Д. Б. Эльконина, начинается с того момента, когда язык начинает служить средством общения. Для формирования правильного произношения звуков И. Г. Песталоцци считал необходимым, чтобы взрослые помогали ребенку в этом «при помощи искусного, психологически - обоснованного расположения рядов звуков и хорошо разработанных приемов».

Способность к членораздельным звукам К. Д. Ушинский считал незначительным преимуществом человека перед животными. Главным же является самонаблюдение, самосознание человека. Животные не имеют способности к самонаблюдению, иначе бы они создали язык. Вторым фактором «Человек, выросший в одиночку остается немым, как зверь», который может выражать определенными звуками только чувство боли, голода.

Я. А. Коменский считал, что речь предназначена, для того чтобы учить или учиться, иначе лучше молчать. Отсутствующие в произношении звуки, отмечал А. Н. Гвоздев, в процессе развития речи замещаются другими звуками, которые есть в распоряжении ребенка. М. Е. Хватцев подчеркивал, что согласные звуки дифференцируются постоянно через переходные звуки (с→ ш через с-сь-ш).

Воспитание звуковой культуры речи - одна из важных задач развития речи в детском саду. Изучение различных аспектов звуковой стороны речи способствует пониманию закономерностей постепенного формирования ее у детей и облегчает руководство развитием этой стороны речи. Каждому языку свойственна та или иная система звуков. Поэтому звуковая сторона каждого языка имеет свои особенности и отличительные качества. Для звуковой стороны русского языка характерны певучесть гласных звуков, мягкость в произношении многих согласных, своеобразие произношения каждого согласного звука. Эмоциональность, щедрость русского языка находят свое выражение в интонационном богатстве.



Развитие правильного звукопроизношения– одна из важнейших задач развития речи детей в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сенситивным для ее решения и является важнейшим средством человеческого общения, познания действительности. Правильное звукопроизношение – это не только чистое произношение ребенком каждого звука речи, но и овладение им закономерностями сочетания этих звуков в слогах и словах.

Согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования содержание образовательной области «Речевое развитие»направлено на достижение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение таких задач, как развитие свободного общения со взрослыми; развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны; связной речи – диалогической и монологической формы; формирования словаря) в различных формах и видах детской деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи, воспитания интереса и любви к чтению[1]. Проблемами звукопроизношения и постановкой звуков работали такие специалисты, как: А.И. Максаков, М.Ф. Фомичева, О.С. Ушакова, Г.А. Тумакова и другие.

В дошкольном возрасте наиболее эффективным средством воспитания звуковой культуры речи является игра. Игра имеет большое значение в умственном, физическом и эстетическом воспитании детей. Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
В связи с этим проблема обучения дошкольников правильному звукопроизношению является значимой и актуальной.

Объект исследования: процесс развития правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: игры и игровые упражнения.

Цель исследования: теоретическое обоснование использования игр и игровых упражнений как средства формирования правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста и разработать комплекс.

Задачи исследования:

Исследовать научную педагогическую и психологическую литературу по проблеме исследования.

Рассмотреть особенности формирования правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.


Показать влияние игр и игровых упражнений на развитие правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.

Подобрать диагностический инструментарий и дать характеристику сформированности правильного звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста.

Подобрать содержание для комплекса игр и игровых упражнений.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, педагогическая диагностика.

Методическая основа: концептуальные подходы к речевой деятельности (Ф.М. Леушина, М.М. Алексеева, О.С. Ушакова и др.).
Глава теоритическая
1.1 Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

Звуковая культура речи изучалась многими исследователями в разных аспектах. В частности среди педагогов можно отметить Е. И. Тихееву, О. И. Соловьеву, В. И. Рождествескую, Е. И. Радину, М. М. Алексееву, А. И. Максакова, М. Ф. Фомичеву, Г. А. Туманову, М. М. Бородич, В.И. Яшину и других.

Составные компоненты звуковой культуры речи - речевой слух и речевое дыхание - являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.

По мнению Яшиной В.И. и Алексеевой М.М. воспитание звуковой культуры предполагает:

Формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;

Воспитание орфоэпически правильной речи — умение говорить согласно нормам литературного произношения. Орфоэпические нормы охватывают: фонетическую систему языка, произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В состав орфоэпии входят не только произношение, но и ударение, то есть специфическое явление устной речи;

Формирование выразительности речи - владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями;

 Выработка дикции - отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;

Воспитание культуры речевого общения как части этикета.

В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух. Поэтому и работа должна вестись в двух направлениях:


- развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции;

- развитие восприятия речи.

Формирование звуковой культуры речи у дошкольников возможно только при условии создания полноценной речевой среды.
Понятие звуковой культуры речи полностью охватывает произносительную сторону речи: чистое произношение всех звуков родного языка, четкое и внятное произношение слов, согласно правилам русского литературного языка, с соблюдением правильных ударений; богатство и разнообразие интонаций, приветливый тон, умение регулировать силу голоса в соответствии с условиями. Над звуковой культурой речи детей необходимо работать на протяжении всего дошкольного возраста[2].

Воспитатели должны научить малышей внятно произносить слова, не искажая слогового состава (не «табиль», а автомобиль; не «тажёрка», а этажерка; не «сидания», а до свидания; не «чедаман», а чемодан). Что касается усвоения трудных звуков, то в программе указано, что к пяти годам все дети должны чисто произносить шипящие и свистящие звуки, правильно произносить твердые согласные.

Следует обращать внимание на то, чтобы дети усваивали правильное ударение в словах, особенно в тех случаях, когда при изменении формы слова меняется ударение (например, поезд — поезда, хочешь — хочу).

К шести годам дети должны научиться правильно произносить и самые трудные звуки — р и л.

Программа ставит перед воспитателем общие требования в отношении развития звуковой стороны речи всех детей данного возраста, но в каждой возрастной группе есть разные дети: одни уже в четыре года владеют всеми звуками, другие — нет, один ребенок не произносит один-два трудных звука, другой — пять-шесть. Поэтому в работе над звуковой стороной речи детей необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности развития у них звукопроизношения.

В старшем дошкольном возрасте у детей необходимо закрепить правильное произношение трудных звуков в словах. Обращать особое внимание на произношение многосложных слов (например, тротуар, аквариум, велосипед). Шестилетних детей нужно постепенно приучать говорить так, как этого требуют правила литературного произношения, сглаживать в речи детей резкие особенности местного (диалектного) произношения, например, мягкое произношение окончаний глаголов третьего лица настояшего времени: он «сидить», они «глядять»; стяжение гласных в глаголах: она «собират» грибы; чоканье, т. е. произношение звука ч вместо ц: «чепь» (цепь).