Файл: Министерство образования и молодежной политики свердловской области государственное автономное профессиональное образовательное учреждение свердловской области.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для развития речевого слуха полезны дидактические игры, в которых перед детьми ставиться задача угадать какое слово произнесено. Эта задача варьируется. Первый вариант: дети угадывают шепотом произнесенное слово, смотря в лицо говорящему, т.е. слуховое восприятие сочетается со зрительным (восприятие движения губ, мимики). Второй вариант: восприятие детьми слова только на слух, не глядя на говорящего.

Эти игры («Угадай, что я сказала») проводятся отчетливо, внятно произносится слово или короткое предложение. Вызванный ребенок повторяет сказанное слово.

Небезразличный подбор слов для подобных дидактических игр: воспитатель должен заранее подбирать слова, принимая во внимание следующее: а) значение слова должно быть известно детям, б) необходимо соблюдать принцип от простого к сложному: в первую очередь подбирать слова, не схожие по звуковому составу, а затем близкие по звучанию, но разные по смыслу.

Дидактические игры, в которых дети должны, не глядя, угадать, кто говорит («Угадай, кто позвал»), также способствуют развитию речевого слуха, так как заставляющих внимательно вслушаться в речь говорящего.

Развитие речедвигательного аппарата. Для развития мышц языка и губ полезны разнообразные игры со звукоподражанием. В этих играх показывается правильное произношение звука; дети, подражая, упражняют органы речи. В звукоподражании не надо добиваться полного совпадения с голосом животного или со звучащим предметом.

При подготовке к проведению игры должны учитывать, знаком ли детям предмет или животное, характеризуемое этим звуком.

Упражнение звукового аппарата в виде звукоподражания может быть включено в самые разнообразные игры, например в дидактическую игру «Чудесный мешочек». Звукоподражание имеет место и в подвижных играх.

В работе с детьми по воспитанию звуковой культуры речи возможно применение следующих игр:

  1. Игры на развитие познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения – «Узнай, что изменилось?», «Кто ты?», «Наоборот», «Кто больше знает?» и другие.

  2. Игры на различение неречевых звуков: «Угадай, где звенит?», «Угадай какая погремушка» и другие.

  3. Игры на различение звуков речи: «Маленькие и большие колокольчики», «Скажи слово с нужным звуком», «Назови братца» и другие.

  4. Игры на автоматизацию звуков: «Разложи картинки», «Разложи и назови», «Где живёт звук?».

  5. Игры на дифференциацию звуков: «Назови правильно», «В каком домике нам жить?», «Рассади пассажиров по вагонам», «Что лишнее?» и др.


Таким образом, дидактическая игра – это многоплановое, сложное педагогическое явление, одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, это основной вид деятельности детей. Дидактические игры и упражнения оказывают положительное влияние на развитие речевого дыхания, слуха, упражняют речевой аппарат.

Дидактические игры не только активно включить детей в образовательный процесс, но и активизировать познавательную деятельность детей. Дидактическая игра и может быть использована на всех этапах развития речи детей[10].

Вывод по I главе

Воспитание звуковой культуры речи – одно из основных задач развития речи детей дошкольного возраста. Изучением звуковой культуры занимались многие ученые, такие как А.Н. Гвоздева, И.Е. Тихеева, А.В. Миртов, А.М. Бородич и других.

Звукопроизношение – процесс образования речевых звуков, осуществляемый дыхательным, голосообразовательным и звукообразовательным отделами речевого аппарата при регуляции этого процесса центральной нервной системой.

Особенностью развития звукопроизношения детей пятого года жизни, является то, что в этот период совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков: исчезает смягченное произношение согласных, многие звуки произносятся более правильно и четко, исчезает замена одних звуков на другие. Специалисты особо отмечают, что ребенок старше четырех лет уже не должен смягчать звуки.

Вышеуказанные особенности обуславливают необходимость специально организованной работы по развитию правильного звукопроизношения именно в этом возрасте.

Игра является важным средством образовательной работы. Так, ей принадлежит существенная роль в умственном воспитании детей. В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности.

Дидактическая игра является способом обучения и развития всей речевой функции ребенка и в частности развитием фонематического слуха и зрительного восприятия.


Глава практическая

2.1 Пояснительная записка к комплексу «Упражнения для развития звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста»

Данный сборник предназначен для работников дошкольных образовательных учреждений, воспитателей и методистов, а также для родителей, интересующихся вопросами развития речи детей дошкольного возраста. В данном сборнике представлены игры и упражнения для развития звуковой культуры речи детей. Игры и упражнения разработаны Ушаковой О. С., Л.Н. Павловой, М.Н. Теречевой.

Решение задач, связанных с обучением родному языку и развитием речи детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, проводится в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «от рождения до школы» по следующим направлениям: воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи. Особое внимание уделено решению приоритетных направлений каждой речевой задачи дипломного проекта по формированию звуковой культуре речи детей среднего дошкольного возраста.

В воспитании звуковой культуры речи это осознание фонологических средств языка, интонационной выразительности речи. Развитие звуковой стороны речи тесно связано с обучением ребенка грамоте, умением распознавать место звука в слове, вычленять звуки шипящие, свистящие, сонорные, твердые и мягкие, гласные и согласные. Все эти умения необходимы ребенку для дальнейшего обучения его чтению. 

Рекомендуется проводить занятия по дифференциации звуков с использованием доступного детям игрового материала, проведение упражнений в форме игр: с картинками, игрушками, звукоподражанием, с элементами движений, с пением; чтение и заучивание стихов, прибауток, потешек, чистоговорок.

2.2 Содержание комплекса игр и игровых упражнений «Упражнения для развития звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста» для детей подготовительной группы

Для постановки звуков [р], [р’] были подобранны следующие упражнения:

1. «Качели» – Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъём языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.


Инструкция: Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к носу и опускается вниз к подбородку. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

Инструкция: Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним. Следить, чтобы язык не сужался, губы, и челюсть не двигались.

Инструкция: Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка дотронуться до бугорков за верхними резцами, затем за нижними. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

2. «Лошадка» – Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъём языка.

Инструкция: Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсасывала» язык вверх.

3. «Фырканье» – Цель: развивать вибрацию кончика языка.

Инструкция: Широкий расслабленный язык положить между губами. Дуть на язык и губы так, чтобы они вибрировали. Следить, чтобы губы не напрягались, щёки не раздувались, язык зубами не зажимался.

4. «Чьи зубы чище?» – Цель: вырабатывать подъём языка, подвижность и гибкость кончика языка, умение управлять кончиком языка.

Инструкция: Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык был широким, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

5. «Гармошка» – Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать умение удерживать язык в вертикальном положении, растягивать подъязычную уздечку.

Инструкция: Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и дольше удерживать в таком положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.

6. «Вкусное варенье» – Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, вырабатывать подъём широкой передней части языка.

Инструкция: Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот
, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх – она должна быть неподвижной[12].

Для постановки звука [л] были подобраны следующие упражнения:

1. «Лопатка», «Блинчик», «Лепёшка» – Цель: выработать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.

Инструкция: Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться уголков рта.

2. «Вкусное варенье» – Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, вырабатывать подъём широкой передней части языка.

Инструкция: Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх – она должна быть неподвижной.

3. «Пощёлкать кончиком языка» - Цель: укреплять кончик языка, вырабатывать подъём языка.

Инструкция: Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком оторвать. Сначала выполнять движения медленно, постепенно темп убыстрять. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, кончик языка не подворачивался внутрь.

4. «Индюк» - Цель: вырабатывать подъём языка, развивать гибкость и подвижность его передней части.

Инструкция: Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперёд-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл. Следить, чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперёд), чтобы верхняя губа не натягивалась на зубы, нижняя челюсть не двигалась.