Файл: Министерство образования и молодежной политики свердловской области государственное автономное профессиональное образовательное учреждение свердловской области.doc
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.3 Влияние игр и игровых упражнений на развитие правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста
Огромное значение в речевом развитии ребенка имеет игровая деятельность. Доказано, что игра– основной вид деятельности ребенка-дошкольника, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра как форма деятельности способствует гармоничному развитию у него психических процессов, в том числе и речи, и мышления, и памяти, и личностных качеств, и интеллекта. Их формирование в игровой деятельности реализуется значительно быстрее и прочнее.
Игра – это ведущий вид деятельности дошкольников. Она важна для психического развития детей. Именно в ней формируются основные новообразования, подготавливающие переход дошкольника к следующему возрастному этапу – младшему школьнику. Она является ведущей деятельностью в дошкольный период, поскольку, как никакая другая деятельность, отвечает особенностям психики дошкольника, наиболее свойственна и характерна для него [8].
Игра – один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
В дошкольный период, возникая на границе раннего и дошкольного возраста, сюжетная игра приобретает наиболее развитую форму. Эта деятельность ребенка интересует ученых самых разных областей – философов, социологов, биологов, искусствоведов, этнографов и особенно педагогов и психологов.
Ученые, рассматривавшие игру как ведущую деятельность ребенка – дошкольника: Л.С Выготский, А.Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, А.Р. Лурия, С.Л. Новоселова, Д.Б. Эльконин, Н. К. Крупская.
В игре ребенок пытается заглушить и устранить свое чувство неполноценности и несамостоятельности. Игру, как иллюзорный мир, оторванный от окружающей действительности, в котором ребенок замыкается в своих переживаниях, рассматривают и некоторые другие психологи.
Содержание детских игр связано как с макро, так и с микросредой, в которой живет ребенок. Игры детей являются доказательством тесной связи их с миром взрослых. В играх дети вступают в такие отношения, которые в других условиях им недоступны. Это отношения взаимного контроля, соподчинения, взаимной помощи.
Как считает Д.Б. Эльконин, «В реальной жизни подобные взаимоотношения недоступны детям даже старшего дошкольного возраста. Таким образом, в своих играх дети вступают в более сложные взаимоотношения в их реальной коллективной жизни. Под влиянием игр у детей воспитывается нормы поведения, которые затем переносятся детьми за пределы игры, становятся общими нормами их поведения» [9].
Игра рассматривается и как форма организации детской жизни. Педагог должен быть организатором детской жизни и деятельности; в его функции входит и руководство формированием реальных взаимоотношений в детском обществе.
Руководство игровой деятельностью – тонкий и сложный процесс. Н.К. Крупская считала, что очень важно игры не шаблонизировать, а давать простор детской инициативе. Важно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цели. Педагог не должен стеснять инициативу ребят, расхолаживать их, навязывать им те или иные игры.
Руководство игрой требует глубоких знаний теории игровой деятельности. А.Н. Леонтьев подчеркивает, что без знаний внутренних законов игры как деятельности попытки управлять игрой могут превратиться в ее ломку[9].
В игре формируется такое качество личности ребёнка, как саморегуляция действий с учётом задач количественной деятельности. Важнейшим достижением является приобретение чувства коллективизма.
Оно не только характеризует нравственный облик ребенка, но и перестраивает существенным образом его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных смыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели.
Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Ученые считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Однако известно, что умение играть возникает не путем автоматического переноса, в игру усвоенного в повседневной жизни[11].
Таким образом, игра является важным средством воспитательной работы. Так, ей принадлежит существенная роль в умственном воспитании детей. В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности.
Дидактическая игра является способом обучения и развития всей речевой функции ребенка и в частности развитием фонематического слуха и зрительного восприятия. Дидактическая игра - это многоплановое, сложное педагогическое явление, одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, это основной вид деятельности детей. Дидактическая игра имеет две цели: обучающая, которую преследует взрослый и игровая, ради которой действует ребенок.
Дидактическая игра содержит готовый замысел, который реализуется в игровых действиях и определяется целью игры, то есть для чего эта игра создана, на что она направлена. Цель игры всегда имеет два аспекта: познавательный, то есть то, чему, мы должны научить ребёнка, какие способы действия с предметами хотим ему передать и воспитательный, то есть те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.
В обоих случаях цель игры должна формироваться не как передача конкретных знаний, умений, навыков, а как развитие определённых психических процессов таких, как мышление, память и внимание, или способностей ребенка. Она является довольно эффективным средством формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль. Её обязательные для всех правила регулируют поведение детей, ограничивают им импульсивность.
Ребенок-дошкольник, посещающий дошкольное образовательное учреждение, общается с педагогами, учится у них многому, в том числе и культуре речи.
Поэтому особое внимание педагогу следует уделять своей речи. Поскольку ребенок воспринимает речь взрослого как образец, воспитатель должен говорить правильно, не искажая звуков, четко артикулируя каждое слово, не торопясь, не «съедая» окончаний. Особенно четко нужно произносить незнакомые и длительные слова. Живость и богатство интонаций тоже играет немаловажную роль – способствуют лучшему условию речи[12].
Подчеркивая, что игра - основной вид деятельности дошкольника, Е.И. Тихеева отмечает, что значительный опыт накапливается ребенком именно в игре. Игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самодеятельности в области языка, и должна быть, в первую очередь, использована в интересах развития речи детей. Кроме того, нужно отметить, что для всестороннего развития речи наиболее эффективно будет использование комплекса разного вида игр.
Организация дидактических игр осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.
В подготовку проведению дидактической игры входят следующие этапы.
-
Отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышлении, речь) и другие. -
Установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы. -
Определение наиболее удобного времени проведении дидактической игры (процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время). -
Выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. -
Подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры. -
Подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой.
Рассматривая подробнее некоторые приемы и методы руководства дидактическими играми нужно отметить отдельно.
Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактические задача, игровые правила и действия. В такой игре детей знакомят с правилами, игровыми действиями, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обобщаются.
Большое значение имеет темп игры. Развитие темпа игры имеет определенную динамику. В самом начале усваивается содержание игровых действий, правила игры и ход ее. В этот период темп игры, замедленный. В ходе игры, когда дети увлечены ею, темп нарастает. К концу эмоциональный настрой несколько снижается и темп игры снова замедляется.
При отработке правильного звукопроизношения необходимо четко знать артикуляционный уклад каждого звука, то есть, в каком положении при произнесении того или иного звука находятся губы, зубы, язык и голосовые связки. Поэтому перед началом работы с детьми следует изучать положение всех органов артикуляционного аппарата, произнося изучаемый звук изолированно от других перед зеркалом.
Когда артикуляционный уклад звука будет усвоен, следует заняться подбором артикуляционных упражнений, дидактических игр необходимых для постановки звука.
Обучая детей, необходимо каждое упражнение, которое имеет название, соотнести с каким-либо визуальным предметом, изображенным на картинке (широкий кончик языка – лопаточка, узкий кончик языка – иголочка и т.п.). В последующей работе при показе картинки дети будут выполнять соответствующие упражнения без дополнительных объяснений со стороны педагога.
В дошкольных учреждениях нужно проводить и артикуляционную гимнастику – систему упражнений для речевых органов. Ее цель – совершенствование движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и подготовка речевого аппарата к речевой нагрузке.
Правильное и систематическое проведение артикуляционной гимнастики в дошкольном возрасте способствует продуцированию детьми правильных звуков, а впоследствии – усвоению слов сложной конструкции.
Артикуляционная гимнастика с детьми среднего дошкольного возраста проводится ежедневно три раза:
В утренние часы, после занятий и после дневного сна, по инструкции педагога. Дети выполняют артикуляционные упражнения перед зеркалом. Продолжительность гимнастики – 5минут.
Комплекс артикуляционной гимнастики предварительно разрабатывается в соответствии с разрабатываемым звуком.
В комплекс входят 4-5 упражнений: 2-3 статистических и 2-3 динамических.
Комплекс артикуляционной гимнастики планируется на неделю. На следующей неделе он частично меняется: одно из упражнений, хорошо освоенное детьми, заменяется новым, направленным на постановку того же звука. В результате каждую неделю знакомим детей с одним новым упражнением и отрабатываем его в артикуляционной гимнастике.
Знакомство с новым артикуляционным упражнением желательно начинать с небольшой сюжетной зарисовки, затем предлагают выполнить упражнение (обязательно с визуальным контролем). При этом он контролирует правильность его выполнения каждым ребенком.
После этого показывают картинку, изображающую это упражнение, и называет его. Дети выполняют новое упражнение еще раз, но уже не по показу, а по картинке. Проверяется правильность выполнения артикуляционного упражнения каждым ребенком. Сначала движения выполняются медленно, затем темп их удваивается.
Артикуляционную гимнастику желательно проводить в зале, где имеются настенные зеркала. Дети выстраиваются перед ними. Все видят друг друга в зеркале. В таком положении дети видят, как они выполняют упражнения, видят картинки, которые демонстрируются. А педагогу видно, как дети выполняют предложенные артикуляции.
Анализ методической литературы показал, что в настоящее время педагогам и родителям рекомендуется достаточно широкий спектр игр и игровых задач на развитие звукопроизношения.
У детей пятого года жизни еще не полностью сформировалось речевое дыхания, для которого характерен более продолжительный выдох и менее продолжительный вдох. В играх-забавах дети пускают мыльные пузыри, дуют на пушинки, дуют на легкие шарики и другие легкие предметы. Эти игры оказывают положительное влияние на развитие речевого дыхания.
Проводя эти игры, нужно следить, чтобы дети не поднимали при вдохе плечи, а при выдохе втягивали живот (т. е чтобы они пользовались диафрагмальным дыханием). Дыхательные игры не следует проводить дольше трех минут, во время игр нужно детям давать передышку.
Развитие речевого слуха. Как уже было выше сказано выше, воспитатель должен развивать речевой слух у детей с той целью, чтобы дети быстро и правильно воспринимали речь, а именно звуковой облик слова. Это важно для понимания смысла слова и предупреждения ошибочного понимания смысла в тех случаях, когда слова имеют незначительные различия в звуковом отношении, но совершено, различны по смыслу (например, осень - озимь). Правильное восприятие звукового состава слова - предпосылка правильного его воспроизведения.