Файл: Министерство образования и молодежной политики свердловской области государственное автономное профессиональное образовательное учреждение свердловской области.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


5. «Горка», «Киска сердится» - Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъём спинки и корня языка.

Инструкция: Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается вверх, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть оставались неподвижными.

6. «Пароход» - Цель: вырабатывать подъём спинки и корня языка, укреплять мышцы языка.

Инструкция: Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка опущен и оттянут назад, спинка языка выгнута к нёбу. Длительно произносить звук [ы] («как гудит пароход»). Следить, чтобы кончик языка не приподнимался и находился в глубине рта, спинка хорошо выгибалась, звук [ы] не переходил в [и], губы и нижняя челюсть были неподвижны[15].

Для правильной постановки звуков (межзубное [с], [с’], [з], [з’], [ц]): были подобраны следующие упражнения:

1. «Наказать непослушный язычок» - Цель: выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широко распластанным.

Инструкция: Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении приоткрытом рте под счёт от 1 до 5-10. Следить, чтобы ребёнок не задерживал выдыхаемый воздух. Контроль за выдыхаемой струёй воздуха осуществляется с помощью ватки, поднесённой ко рту ребёнка: если упражнение выполняется правильно, ватка будет отклоняться. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта.

2. «Лопатка», «Блинчик», «Лепёшка» – Цель: выработать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.

Инструкция: Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться уголков рта.

3. «Качели» – Цель: укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.

Инструкция: Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка: широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку.

Инструкция: Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка: широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе.


Инструкция: Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка: широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним.

Инструкция: Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка: широким кончиком языка дотронуться до бугорков (альвеол) за нижними резцами, затем за верхними. При выполнении всех упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.

4. «Язык перешагивает через зубы» - Цель: укреплять мышцы языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка, умение им управлять.

Инструкция: Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка: широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.

Инструкция: Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка: широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней. При выполнении упражнений следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.

5. «Почистим зубы» - Цель: учиться удерживать кончик языка за нижними зубами, развивать умение управлять языком, точность движений.

Инструкция: Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки, нижняя челюсть не двигалась.

6. «Пирожок» - Цель: укреплять мышцы языка, развивать умение поднимать боковые края языка.

Инструкция: Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык положить на нижнюю губу. Затем боковые края языка поднимаются и сворачиваются в «пирожок».[14]

Для правильной постановки [ч]; [щ] звуков были подобраны следующие упражнения:

1. «Горка» – Цель: выработать подъём передне-средней части спинки языка умение быстро менять положение языка.

Инструкция: Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижние резцы, а передне-средняя часть его спинки сначала приподнимается до соприкосновения с верхними резцами, затем опускается. Следить, чтобы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

2. «Пирожок» - Цель: укреплять мышцы языка, развивать умение поднимать боковые края языка.

Инструкция: Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимаются вверх, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживать под счёт от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными.



3. «Язык перешагивает через зубы» - Цель: укреплять мышцы языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка, умение им управлять.

Инструкция: Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка: широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.

Инструкция: Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка: широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней. При выполнении упражнений следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.

4. «Грибок» - Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать движение языка вверх, растягивать подъязычную уздечку.

Инструкция: Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счёт от 1 до 5-10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка – его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу, чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать шире.

5. «Фокус» - Цель: вырабатывать умение удерживать боковые края и кончик языка в поднятом состоянии, учить направлять воздушную струю по середине языка.

Инструкция: Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.

6. «Саночки» - Цель: развивать подвижность языка, умение удерживать язык в верхнем положении с приподнятыми боковыми краями.

Инструкция: Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам, спинка прогибается вниз, кончик свободен. Движения языком вперед-назад, боковые края языка скользят по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы[13].

Заключение

Психологи утверждают: дошкольный возраст – сенситивный период, а значит, он наиболее благоприятен для развития речи, формирования культуры речевого общения. Это очень трудоемкая и ответственная работа, требующая определенной системы и терпения со стороны взрослого, подбора наиболее действенных средств и методов обучения.


Одно из таких средств – игра, которая является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

В дошкольные годы происходит интенсивное умственное развитие ребенка: он овладевает речью, знакомится с богатством звукового и лексического состава языка. Это период интенсивного ознакомления дошкольника со словом – его смысловой (слово обозначает определенный предмет, явление, действие, качество) и фонематической, или звуковой, стороной (слово звучит, состоит из звуков, следующих в определенной последовательности, имеет слоги, один из них ударный и тому подобное).

Усвоение дошкольником звуковой стороны слова – длительный процесс. Он осуществляется в различных видах деятельности детей.

Задача взрослого состоит в том, чтобы слово, которое ребенок воспринимает как неразрывно звучащий комплекс, сделать объектом специального внимания, наблюдения и изучения.

Аскарина Н. М указывала: « В условиях обученного воспитания нельзя обеспечить разностороннее развитие всех детей, пользуясь только индивидуальным общением в процессе их самостоятельности. Необходимо проводить специальные занятия, а лучшим средством остается дидактическая игра. Она закрепляет знания».

Дети, в полном объеме овладевшие звукослоговым анализом, как правило, не испытывают трудностей в обучении грамоте.

Таким образом, анализ изученной литературы показал, использование игр в звуковой культуры речи в детском саду является одной из возможности развития. Использование игры необходимо при обучении детей правильному звукопроизношению.

В курсовой работе был представлен комплекс игровых упражнений, направленный на воспитание звуковой культуры речи, доступный детям 6-7 лет.

Библиографический список

  1. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Текст]: Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155. – М, 2013.

  2. Алексеева, М.М. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях [Текст]: М.М. Алексеева, О.С. Ушакова /Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. – М, 2008. – с.27.

  3. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учебное пособие для студ. высших и сред.пед.учеб. заведен. / М.М. Алексеева, В.И. Яшина; Издательский центр «Академия» – М, 2009. – 400 с.

  4. Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников [Текст]: сборник научных статей / Институт национальных проблем образования МОРФ; отв. ред. А.М. Шахнарович. – М.: 2008. – с. 416.

  5. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: О.С Ушакова Е.М. Струнина // Учеб.метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.

  6. Бородич, А. М. Методика развития речи у детей [Текст]: А.

  7. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников [Текст]

  8. Воспитание детей в игре [Текст]: учебное пособие/

  9. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст]: Д.Б. Эльконин. – М.: Мир, 2010. – 397 с.

  10. Ушакова О. С. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: кн. для воспитателей дет. сада и родителей [Текст]: Под ред. О. С. Ушаковой. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТЦ сфера. 2011.

  11. Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. [Текст]: М.А. Васильева – М., 2009.

  12. Павлова, Л.Н. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения [Текст]: Л.Н. Павлова, М.Н. Теречева – СПб.: 2004 с.2047; 100-132с.

  13. Спивак Е.Н. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет/ Спивак Е.Н. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство ГНОМ, 2014.

  14. Спивак Е.Н. Звуки С, СЬ, З, ЗЬ, Ц. Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет/ Спивак Е.Н. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство ГНОМ, 2014.

  15. Спивак Е.Н. Звуки Л, ЛЬ, Р, РЬ. Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет/ Спивак Е.Н. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство ГНОМ, 2014.