Файл: Министерство образования и молодежной политики свердловской области государственное автономное профессиональное образовательное учреждение свердловской области.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Нужно, чтобы дети старшего дошкольного возраста научились на слух различать неправильное произношение и общепринятое литературное произношение, которым должен владеть воспитатель. Навыки орфоэпически правильного произношения вырабатываются в результате длительной работы. Усвоение всех звуков родного языка при благоприятных условиях заканчивается в дошкольном возрасте. Детский сад должен передать в школу всех детей с чистым, правильным произношением всех звуков в словах. Что же касается воспитания орфоэпической правильности речи детей, то работа над этим продолжается и в школе.

В течение всего дошкольного периода обучения воспитатели должны обращать внимание на темп речи детей и на силу голоса. Некоторые дети в моменты эмоционального напряжения очень быстро говорят, при этом ухудшается отчетливость произношения, речь становится невнятной. От подобной скороговорки нужно отучать детей, но неправильно было бы добиваться, чтобы дети говорили слишком медленно, растягивая концы слов. Медленная, тягучая речь производит неприятное впечатление, затрудняет понимание.

Дети дошкольного возраста не умеют регулировать силу голоса. Когда они увлекаются, то говорят очень громко, даже кричат, перенапрягая голосовые связки. В новых условиях, в разговоре с незнакомыми людьми, на занятиях те же дети отвечают слишком тихо, неразборчиво[3].

Нужно приучать детей соразмерять силу голоса в соответствии с условиями общения: тихо разговаривать друг с другом во время режимных моментов, более громко, но без напряжения отвечать на занятиях, не кричать во время игр, когда товарищи находятся рядом.

Детский сад должен воспитывать у детей младшего, среднего и старшего возраста спокойный, приветливый тон в общении с окружающими, искоренять недостатки — капризные или грубые интонации, которые появляются у детей как результат неправильного воспитания. Следует учить детей выразительно читать стихи, выразительно рассказывать сказки.

Воспитание звуковой культуры речи детей нельзя проводить в отрыве от общих задач воспитания. Ведь забота педагога о том, чтобы дети не повышали голоса, чтобы в их речи звучали приятные, приветливые интонации, чтобы они говорили внятно, есть одновременно забота о воспитании поведения. Внешние звуковые качества речи должны быть результатом внутреннего побуждения, ясной мысли и положительных чувств.


Работа по звукопроизношению сочетается с работой по другим разделами звуковой культуры речи (развитие речевого слуха, артикуляции, речевого дыхания, голоса, дикции, темпа, интонационной выразительности речи).

Из учебного пособия М.Ф Фомичевой. «Воспитание у детей правильного звукопроизношения» выделяется несколько основных этапов работы по формированию правильного звукопроизношения.

  1. этап – подготовительный, предлагающий подготовку речевого аппарата к овладению звуками речи. Он включает подготовку речедвигательного аппарата, его моторики, речевого слуха, речевого дыхания.

Правильное произношение звуков зависит от деятельности органов артикуляции, от подвижности и от деятельности гибкости, от координации артикуляционных движений, их силы и точности.

Развитию моторики артикуляционного аппарата служат различные игры на звукопроизношение: «Кто как кричит?», «Что звучит?», «Чей домик?» и др. Используются звукоподражания шуму ветра, рокоту самолета, карканью вороны, жужжанию жука, цоканью копыт лошади и др.

Для развития речевого слуха, слухового внимания рекомендуются игры «Угадай, кто позвал?», «Угадай, что я сказала?», «Что делает Петрушка?», «Эхо» и др.

  1. этап – становление звуков речи, или постановка звука. Постановка звуков начинается с легких по артикуляции звуков и кончается более трудными; последовательность их сохраняется как для фронтальной, так и для индивидуальной работы (шипящие, свистящие, [Р], [Л]).

При полном отсутствии звука или при его неустойчивом произношении, что часто наблюдается у дошкольников, бывает достаточно фиксировать внимание ребенка на звуке.

Если не возможно поставить звук на основе подражания, используют объяснение артикуляции нужного звука и образец его произношения, сопровождаемого упражнением детей.

Обучение здесь основано на подражании детьми речи воспитателя, четкому произношению звука. Такой метод обучения, можно использовать только в легких случаях. Фиксация внимания на звуке происходит благодаря выделению звука в слове, более длительному и напряженному его произношению. Если невозможно поставить звук на основе подражания, используют объяснение артикуляции нужного звука и образец его произношения, сопровождаемые упражнением детей.

Доступно для детей объясняется положение зубов, губ и языка при произношении какого-либо звука. Дается образец, он повторяется детьми индивидуально, вначале теми, кто произносит его хорошо, а затем теми, у кого наблюдаются недостатки. Наконец звук повторяют все хором.



В период становления звука надо быть внимательными к его появлению. Следует постоянно поддерживать новый звук, создавать необходимые условия. Необходимо прислушиваться к произношению детей. При нарушениях звука, напоминаем существенные моменты его артикуляции, даем образец правильной речи.

Для упражнений необходимо давать детям новый речевой материал, так как хорошо знакомые ребенку стихи, картинки вызовут у него старое, привычное произношение звука.

  1. – Закрепление и автоматизация звуков. Автоматизация звука есть введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи – речевого звука – в более сложные последовательные речевые структуры – в слова и фразы, в которых данный звук или пропускается совсем, или произноситься правильно. Для закрепления и автоматизации нового звука требуются систематическая тренировка, создания таких условий, чтобы в течение дня ребенок произносил его не менее 10-20 фраз.

Большую устойчивость звука обеспечивает использование разных анализаторов: слухового – как ведущего, зрительного (показ артикуляции), тактильно вибрационного (ощущение пальцами вытянутых губ), кинестетического (ощущение дрожания кончика языка при звуке [р]).

Для закрепления и автоматизации звуков рекомендуются следующие игры: «Цыпленок – Цыпа», «По клеточкам шагай – слово называй», «Белка», «Жук» и другие.

  1. этап – дифференциации смешиваемых звуков. В основе его лежит дефференцировочное торможение.

Методика проведения занятий определяется не только особенностями произношения детей, но и предшествующей работой. Если с детьми на предыдущем этапе не проводилась специальная работа и уровень их произношения низкий, необходимо несколько форсировать процесс обучения, по возможности восполняя имеющийся пробел. Поэтому с детьми пятого года при наличии большого количества нарушений произношения в течение первых двух месяцев можно проводить занятия, которые рекомендуются для дошкольников четвертого года жизни. При этом целесообразно усложнить методику подачи образца и сопровождать показ краткими пояснениями о положении органов артикуляции.

Для дифференциации смешиваемых звуков рекомендуются следующие игры: «Покажи рукой», «Звенит-жужжит», «Разбежались и собрались», «Звуковая дорожка», «Поезд», «Рыбалов» и многие другие.

V этап – работа над трудными для произношения звуками, свистящими и шипящими. Показ артикуляции должен сопровождаться объяснением ее. Но этот прием не всегда доступен детям без соответствующей подготовительной работы.


Переходной ступенью от использования игровых приемов, направленных на вызывание звука на основе подражания, к специальным, более эффективным на данном этапе обучения приемам может быть подведение детей к восприятию объяснения артикуляции в образной форме в процессе рассказывания сказки или чтения рассказа.

При обучении звукопроизношению следует опираться на различные анализаторы: слуховой, зрительный, тактильный, кинестетический. Слух дает ребенку возможность воспринимать речь окружающих и контролировать собственное произношение.

Таким образом, для развития правильного звукопроизношения используют следующие методы и приемы: гимнастики (дыхательная и артикуляционная), дидактические игры с наглядным материалом или словесные, подвижные или хороводные с текстом, рассказы со звукоподражанием, заучивание скороговорок, потешек. Но основным приемом является образец правильного произношения[4].
1.2 Особенности развития правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное звукопроизношение. Одной из приоритетных задач педагогов ДОУ и родителей дошкольников является формирование и развитие правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста путём использования разнообразных средств и приёмов[5].

Звукопроизношение — правильное произношение всех звуков родного языка. Программой детского сада предусматривается овладение детьми правильным звукопроизношением к пяти годам. Для каждого возрастного периода характерны свои особенности звукопроизношения.

Формирование звукопроизношения у детей происходит постепенно. Ребенок усваивает сначала те звуки, которые легки для произношения, а более сложные в артикуляционном отношении звуки появляются позднее. В первые месяцы младенец произносит звуки непроизвольно. Звуки, произносимые ребенком в этот период, нечетки, порою, они даже отсутствуют в его родном языке, а некоторые из них невозможно воспроизвести. Дети разных национальностей в этот период произносят одинаковые звуки независимо от того, какой язык они в дальнейшем усвоят. Однако потом малыш начинает произносить лишь те звуки родного языка, на котором говорят окружающие его люди.

Звуки речи усваиваются ребенком по принципу от легкого к трудному.

Это значит, что в первую очередь он овладевает произношением тех звуков, которые не требуют особенно точных и дифференцированных движений речевых органов. Последовательность усвоения звуков, по данным М. Е. Хватцева, такова:

В возрасте 5-6 лет ребенок овладевает артикуляцией самых сложных наших согласных звуков, к которым относятся [Р] и твердое [Л]. Правильное артикулирование этих звуков предполагает очень точную и тонкую работу мышц языка. У детей с хорошо развитой речевой моторикой эти звуки могут появиться и раньше, но в то же время даже у взрослых людей чаще всего встречается дефектное произношение именно этих звуков.

Таким образом, наблюдается строгая последовательность в усвоении детьми правильного звукопроизношения: ребенок начинает овладение им с артикуляторно легких звуков.

Артикуляторно трудные звуки усваиваются не сразу, а путем последовательного использования различных звуков-заменителей (субститутов).

Если простые по артикуляции звуки дети обычно сразу произносят правильно, то трудные звуки они вынуждены заменять более простыми до тех пор, пока не смогут, выполнить необходимые для их произнесения артикуляторные движения. Так, например, ребенок раннего возраста звук [С] заменяет на [Т] («танки» вместо «санки»); еще более трудный по артикуляции звук [Ш] сначала заменяется на [Т] («тапка» вместо «шапка»), а затем на [С] («сапка» вместо «шапка»). То же самое относится и к другим артикуляторно сложным звукам. Характерно, что звуки-заменители при нормальном ходе речевого развития произносятся ребенком правильно, не искажаются.

Период овладения звуком обычно длится около двух-трех недель.

К моменту поступления в школу ребенок овладевает правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносит. Имеет определенный словарный запас, строит различные по конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, падеже. Часто употребляет глаголы, свободно пользуется монологической речью[6].

Таким образом, закономерности овладения звуковой стороной речи дают возможность определить приоритетные линии формирования того или другого механизма на разных возрастных этапах. На ранних этапах происходит преимущественное развитие речевого слуха и слухового внимания, восприятия и понимания устной речи окружающих (ее смысла, звукового оформления, интонационной выразительности и др.). На четвертом году жизни осуществляются развитие речевого слуха и моторики артикуляционного аппарата (равнозначно), работа над дикцией, подготовка к произношению трудных в артикуляционном отношении звуков. На пятом году происходит становление всех звуков родного языка; поскольку все фонетические дифференцировки закончены и у детей в достаточной степени развит речевой слух, приоритетным является развитие моторики артикуляционного аппарата; в связи с правильным и четким произношением всех звуков становится возможным совершенствовать силу голоса и темп речи. На шестом году совершенствуют артикуляцию звуков, дифференциацию смешиваемых звуков, продолжают развивать восприятие речи; воспитывают звуковую выразительность речи - развивают силу голоса и его тембр, темп и ритм речи, мелодику, навыки использования разной интонации. На седьмом году происходит преимущественное развитие фонематического восприятия и звукового анализа речи; воспитание интонационно-звуковой выразительности речи; работа над орфоэпически правильной речью[7].