Файл: Контрольные вопросы экзамена по дисциплине Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1004

Скачиваний: 79

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




  1. Двигательная активность как базовый компонент физического совершенствования человека.


Человеческий организм генетически запрограммирован природой для движения, причем активная двигательная деятельность должна сопровождать человека на протяжении всей жизни: с раннего детства до глубокой старости. В древнем мире человек следовал этим предназначениям природы, а потом резко изменил образ жизни под влиянием развивающегося промышленного производства и научно-технической революции. В настоящее время доля мускульной энергии сократилась в различных отраслях производства в 200-300 раз. Так, если еще в прошлом веке 96% всей затраченной на трудовую деятельность энергии приходилось на долю мышц, то сегодня 99% энергии приходится на долю интеллектуальной деятельности.

Но если социальные процессы протекают быстро, то биологические наоборот очень медленно. Великий русский физиолог И.П. Павлов писал: «…тело человека состоит из массы мускулов. Следовательно, оставить эту часть нашего тела, исторически тренированную, в покое, не дать ей работы – это огромный ущерб. Это должно привести к резкому неравновесию всего нашего существа…»

Таким образом, на протяжении тысячелетий человеческий организм с его сложными функциями фактически остался без изменений. Он так же, как и много сотен и тысяч лет назад требует для своего нормального функционирования физической нагрузки. У людей с малоподвижным образом жизни, а к ним относятся профессии «операторов», активно развиваются «болезни цивилизации». К ним относятся кроме многочисленных ишемических заболеваний предшествующие и способствующие им гипокинезия и гиподинамия.

Гипокинезия (греч. hypo – уменьшение, kinema – движение) и гиподинамия (dinamis – сила) – снижение напряжения двигательной активности.

Если рассматривать более точно, то гиподинамия – это ограничение объема и интенсивности двигательной деятельности, вызывающее изменения в организме человека, которые характеризуются снижением функциональной активности и расстройством взаимосвязей органов и систем.

Принято различать хроническую и острую гиподинамию.

Хроническая гиподинамия характеризуется низким уровнем повседневной двигательной активности, что зависит от условий труда и быта. Это наиболее распространенная форма гиподинамии, связанная с отсутствием потребности у человека в активных движениях.


Острая гиподинамия возникает при внезапном и продолжительном ограничении двигательной деятельности у физически активных до этого момента людей (резкое прекращение тренировок у спортсменов, изменение профессии, клиническая гиподинамия и др.).

Выделяют также общую (при ограничении двигательной активности целостного организма) и локальную (при ограничении движений ограниченной группы мышц) гиподинамию.

При достаточно длительном воздействии гиподинамии на организм развиваются изменения, называемые синдром гиподинамии.

Синдром гиподинамии – это комплекс сдвигов в различных органах и системах, возникающих при различных формах гиподинамии и на различных этапах детренированности.

При гиподинамии происходят существенные изменения в деятельности нервной системы, в частности коры больших полушарий головного мозга. Это расстройства двигательных функций (например, нарушение координации движений при ходьбе).

Гиподинамия сопровождается атрофией и дегенерацией (перерождением) скелетных мышц. Мышечные волокна становятся тоньше, вес мышц уменьшается, отмечается замена мышечной ткани на жировую. В результате теряется устойчивость восстановительных процессов, надежность координации движений, уменьшается тонус мышц, выносливость, скорость и сила.

Детренировка мышц живота, что происходит относительно быстро, неблагоприятно сказывается на функциях кровообращения, пищеварения, дыхания (Д.Н. Давиденко, 1997).

При полном двигательном покое в опытах на животных выявлено резкое ухудшение функциональных свойств мышц. Так, после 30 дней полного прекращения деятельности, мышечная сила снижается до 1/3 исходной величины.

Синдром гиподинамии оказывает отрицательное влияние на связочный аппарат, что приводит к разболтанности суставов, развитию плоскостопия, деминерализации костей.

Под воздействием гиподинамии происходят выраженные изменения в системе кровообращения: уменьшаются размеры сердца. Снижается ударный и минутный объем крови, учащается пульс, уменьшается масса циркулирующей крови, удлиняется время ее кругооборота.

В результате недостаточной физической нагрузки сердце человека слабеет, ухудшается функция механизмов сосудистой регуляции, отмечается слабость мышц стенок сосудов, что приводит к снижению артериального давления (гипотонии), в результате которой ухудшается работоспособность человека. К последствиям гиподинамии относится ухудшение экономизации функции дыхания, а также снижение функций желез внутренней секреции, в частности надпочечников.



Необходимо отметить, что каким бы фактором гиподинамия не вызывалась, она всегда сопровождается состоянием психического стресса и поэтому тяжело переносится организмом. Она приводит к эмоциональной неустойчивости, снижению физической и умственной работоспособности. Гиподинамия характеризуется также снижением устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов окружающей среды.

Физические упражнения являются эффективным средством, предохраняющим организм от неблагоприятных последствий недостаточной производственной или бытовой двигательной активности.


  1. Современные представления о средствах физической культуры (определение, классификация).


Термин "средство" происходит от слова "средний", "серединный". Средство - это то, что создано человеком для достижения определенных целей. К средствам физического совершенствования относят физические упражнения, естественные силы природы и гигиенические факторы.

Физическое упражнение - это основное и специфическое средство физи­ческого совершенствования, особый вид двигательной деятельности, при помощи которого осуществляется направленное воздействие на занимающегося.

Естественные силы природы, факторы гигиены являются вспомогательными средствами. С их помощью полнее и лучше используется основное средство, создаются условия для эффективного влияния физических упражнений на занимаю­щихся, успешной организации и проведения занятий. Основные и вспомогательные средства физического воспитания должны применяться в единстве.

1. Классификация упражнений по преимущественной целевой направленности их использования. По этому признаку упражнения подразделяются на общеразвивающие, профессионально-прикладные, спортивные, восстановительные, рекреационные, лечебные, профилактические и др. В свою очередь, в зависимости от значимости их в соответствующем виде физкультурной деятельности, они могут иметь различные разновидности. Например, спортивные упражнения подразделяются на соревновательные, специально-подготовительные и общеподготовительные.

Соревновательные упражнения представляют собой двигательные действия, которые являются предметом спортивной специализации и выполняются в соответствии с правилами соревнований по данному виду спорта. Специально-подготовительные упражнения - это упражнения, представляющие те или иные варианты соревновательного упражнения. Обязательным признаком этих упражнений является существенное сходство с соревновательным действием как по форме, так и по характеру проявления способностей. Общеподготовительные упражнения - это все остальные упражнения, включаемые в спортивную тренировку и служащие, прежде всего, средствами общей подготовки спортсмена.


2. Классификация упражнений по их преимущественному воздействию на развитие отдельных качеств (способностей) человека. По этому признаку выделяют упражнения для развития скоростных, силовых, скоростно-силовых и координационных способностей, выносливости, гибкости, сенсорноперцептивных, интеллектуальных, эстетических и волевых способностей и т.д.

3. Классификация упражнений по преимущественному проявлению определенных двигательных умений и навыков. Здесь обычно различают акробатические, гим­настические, игровые, беговые, прыжковые, метательные и другие упражнения.

4. Классификация упражнений по структуре движений. В этом случае упражнения подразделяются на циклические, ациклические и смешанные. В группу циклических упражнений входят ходьба, бег, плавание, гребля, передвижение на велоси­педе и на лыжах, бег на коньках и др. Их характерными признаками являются зако­номерная последовательность, повторяемость и связь самих циклов. К ациклическим упражнениям относятся: метание диска, толкание ядра, метание молота, прыжки с места, гимнастические упражнения на снарядах, рывок и толчок штанги и др. Здесь каждое упражнение представляет собой законченное действие, а если оно будет многократно повторяться, то не станет циклическим, так как повторение не вытекает из сущности самого действия. К смешанным упражнениям относятся такие, в которых сочетаются действия циклического и ациклического типа. В эту группу вхо­дят прыжки в длину с разбега, прыжки с шестом, метание копья с разбега и т.д.

5. Классификация упражнений, построенная по преимущественному воздействию на развитие отдельных мышечных групп. В зависимости от того, на какие мышечные группы они воздействуют, выделяют упражнения для мышц шеи и затылка, спины, живота, плечевого пояса, плеча, предплечья, кисти, таза, бедра, голени и стопы. Такая классификация широко применяется прежде всего при составлении комплексов силовых упражнений в процессе проведения занятий по бодибилдингу, атлетической гимнастике, пауэрлифтингу, гиревому спорту и в других видах спорта.

6. Классификация упражнений по особенностям режима работы мышц. При этом выделяют динамические упражнения, если в процессе выполнения какого-либо действия мышцы сокращаясь, укорачиваются или удлиняются; статические (изометрические), при выполнении которых длина мышцы при сокращении остается неизменной; комбинированные, т.е. одновременно сочетающие оба режима работы мышц.


7. Классификация упражнений по различию участвующих в работе механизмов энергообеспечения мышечной деятельности. В этом случае различают упражне­ния аэробного характера, когда энергообеспечение мышечной работы осуществляется в основном за счет процессов окисления с участием кислорода; анаэробного характера, выполнение которых происходит в бескислородных условиях; и аэробно-анаэробные упражнения, т.е. смешанного характера.

8. Классификация упражнений по интенсивности работы. Существуют различ­ные способы оценки интенсивности, поэтому группировка и уровни градации уп­ражнений по этому признаку в отдельных видах физической культуры может происходить по-разному. Как правило, они подразделяются на упражнения максимальной, субмаксимальной, большой, средней, малой или умеренной интенсивности.

  1.   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23