Файл: Контрольные вопросы экзамена по дисциплине Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1004
Скачиваний: 79
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Двигательная активность как базовый компонент физического совершенствования человека.
Человеческий организм генетически запрограммирован природой для движения, причем активная двигательная деятельность должна сопровождать человека на протяжении всей жизни: с раннего детства до глубокой старости. В древнем мире человек следовал этим предназначениям природы, а потом резко изменил образ жизни под влиянием развивающегося промышленного производства и научно-технической революции. В настоящее время доля мускульной энергии сократилась в различных отраслях производства в 200-300 раз. Так, если еще в прошлом веке 96% всей затраченной на трудовую деятельность энергии приходилось на долю мышц, то сегодня 99% энергии приходится на долю интеллектуальной деятельности.
Но если социальные процессы протекают быстро, то биологические наоборот очень медленно. Великий русский физиолог И.П. Павлов писал: «…тело человека состоит из массы мускулов. Следовательно, оставить эту часть нашего тела, исторически тренированную, в покое, не дать ей работы – это огромный ущерб. Это должно привести к резкому неравновесию всего нашего существа…»
Таким образом, на протяжении тысячелетий человеческий организм с его сложными функциями фактически остался без изменений. Он так же, как и много сотен и тысяч лет назад требует для своего нормального функционирования физической нагрузки. У людей с малоподвижным образом жизни, а к ним относятся профессии «операторов», активно развиваются «болезни цивилизации». К ним относятся кроме многочисленных ишемических заболеваний предшествующие и способствующие им гипокинезия и гиподинамия.
Гипокинезия (греч. hypo – уменьшение, kinema – движение) и гиподинамия (dinamis – сила) – снижение напряжения двигательной активности.
Если рассматривать более точно, то гиподинамия – это ограничение объема и интенсивности двигательной деятельности, вызывающее изменения в организме человека, которые характеризуются снижением функциональной активности и расстройством взаимосвязей органов и систем.
Принято различать хроническую и острую гиподинамию.
Хроническая гиподинамия характеризуется низким уровнем повседневной двигательной активности, что зависит от условий труда и быта. Это наиболее распространенная форма гиподинамии, связанная с отсутствием потребности у человека в активных движениях.
Острая гиподинамия возникает при внезапном и продолжительном ограничении двигательной деятельности у физически активных до этого момента людей (резкое прекращение тренировок у спортсменов, изменение профессии, клиническая гиподинамия и др.).
Выделяют также общую (при ограничении двигательной активности целостного организма) и локальную (при ограничении движений ограниченной группы мышц) гиподинамию.
При достаточно длительном воздействии гиподинамии на организм развиваются изменения, называемые синдром гиподинамии.
Синдром гиподинамии – это комплекс сдвигов в различных органах и системах, возникающих при различных формах гиподинамии и на различных этапах детренированности.
При гиподинамии происходят существенные изменения в деятельности нервной системы, в частности коры больших полушарий головного мозга. Это расстройства двигательных функций (например, нарушение координации движений при ходьбе).
Гиподинамия сопровождается атрофией и дегенерацией (перерождением) скелетных мышц. Мышечные волокна становятся тоньше, вес мышц уменьшается, отмечается замена мышечной ткани на жировую. В результате теряется устойчивость восстановительных процессов, надежность координации движений, уменьшается тонус мышц, выносливость, скорость и сила.
Детренировка мышц живота, что происходит относительно быстро, неблагоприятно сказывается на функциях кровообращения, пищеварения, дыхания (Д.Н. Давиденко, 1997).
При полном двигательном покое в опытах на животных выявлено резкое ухудшение функциональных свойств мышц. Так, после 30 дней полного прекращения деятельности, мышечная сила снижается до 1/3 исходной величины.
Синдром гиподинамии оказывает отрицательное влияние на связочный аппарат, что приводит к разболтанности суставов, развитию плоскостопия, деминерализации костей.
Под воздействием гиподинамии происходят выраженные изменения в системе кровообращения: уменьшаются размеры сердца. Снижается ударный и минутный объем крови, учащается пульс, уменьшается масса циркулирующей крови, удлиняется время ее кругооборота.
В результате недостаточной физической нагрузки сердце человека слабеет, ухудшается функция механизмов сосудистой регуляции, отмечается слабость мышц стенок сосудов, что приводит к снижению артериального давления (гипотонии), в результате которой ухудшается работоспособность человека. К последствиям гиподинамии относится ухудшение экономизации функции дыхания, а также снижение функций желез внутренней секреции, в частности надпочечников.
Необходимо отметить, что каким бы фактором гиподинамия не вызывалась, она всегда сопровождается состоянием психического стресса и поэтому тяжело переносится организмом. Она приводит к эмоциональной неустойчивости, снижению физической и умственной работоспособности. Гиподинамия характеризуется также снижением устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов окружающей среды.
Физические упражнения являются эффективным средством, предохраняющим организм от неблагоприятных последствий недостаточной производственной или бытовой двигательной активности.
-
Современные представления о средствах физической культуры (определение, классификация).
Термин "средство" происходит от слова "средний", "серединный". Средство - это то, что создано человеком для достижения определенных целей. К средствам физического совершенствования относят физические упражнения, естественные силы природы и гигиенические факторы.
Физическое упражнение - это основное и специфическое средство физического совершенствования, особый вид двигательной деятельности, при помощи которого осуществляется направленное воздействие на занимающегося.
Естественные силы природы, факторы гигиены являются вспомогательными средствами. С их помощью полнее и лучше используется основное средство, создаются условия для эффективного влияния физических упражнений на занимающихся, успешной организации и проведения занятий. Основные и вспомогательные средства физического воспитания должны применяться в единстве.
1. Классификация упражнений по преимущественной целевой направленности их использования. По этому признаку упражнения подразделяются на общеразвивающие, профессионально-прикладные, спортивные, восстановительные, рекреационные, лечебные, профилактические и др. В свою очередь, в зависимости от значимости их в соответствующем виде физкультурной деятельности, они могут иметь различные разновидности. Например, спортивные упражнения подразделяются на соревновательные, специально-подготовительные и общеподготовительные.
Соревновательные упражнения представляют собой двигательные действия, которые являются предметом спортивной специализации и выполняются в соответствии с правилами соревнований по данному виду спорта. Специально-подготовительные упражнения - это упражнения, представляющие те или иные варианты соревновательного упражнения. Обязательным признаком этих упражнений является существенное сходство с соревновательным действием как по форме, так и по характеру проявления способностей. Общеподготовительные упражнения - это все остальные упражнения, включаемые в спортивную тренировку и служащие, прежде всего, средствами общей подготовки спортсмена.
2. Классификация упражнений по их преимущественному воздействию на развитие отдельных качеств (способностей) человека. По этому признаку выделяют упражнения для развития скоростных, силовых, скоростно-силовых и координационных способностей, выносливости, гибкости, сенсорноперцептивных, интеллектуальных, эстетических и волевых способностей и т.д.
3. Классификация упражнений по преимущественному проявлению определенных двигательных умений и навыков. Здесь обычно различают акробатические, гимнастические, игровые, беговые, прыжковые, метательные и другие упражнения.
4. Классификация упражнений по структуре движений. В этом случае упражнения подразделяются на циклические, ациклические и смешанные. В группу циклических упражнений входят ходьба, бег, плавание, гребля, передвижение на велосипеде и на лыжах, бег на коньках и др. Их характерными признаками являются закономерная последовательность, повторяемость и связь самих циклов. К ациклическим упражнениям относятся: метание диска, толкание ядра, метание молота, прыжки с места, гимнастические упражнения на снарядах, рывок и толчок штанги и др. Здесь каждое упражнение представляет собой законченное действие, а если оно будет многократно повторяться, то не станет циклическим, так как повторение не вытекает из сущности самого действия. К смешанным упражнениям относятся такие, в которых сочетаются действия циклического и ациклического типа. В эту группу входят прыжки в длину с разбега, прыжки с шестом, метание копья с разбега и т.д.
5. Классификация упражнений, построенная по преимущественному воздействию на развитие отдельных мышечных групп. В зависимости от того, на какие мышечные группы они воздействуют, выделяют упражнения для мышц шеи и затылка, спины, живота, плечевого пояса, плеча, предплечья, кисти, таза, бедра, голени и стопы. Такая классификация широко применяется прежде всего при составлении комплексов силовых упражнений в процессе проведения занятий по бодибилдингу, атлетической гимнастике, пауэрлифтингу, гиревому спорту и в других видах спорта.
6. Классификация упражнений по особенностям режима работы мышц. При этом выделяют динамические упражнения, если в процессе выполнения какого-либо действия мышцы сокращаясь, укорачиваются или удлиняются; статические (изометрические), при выполнении которых длина мышцы при сокращении остается неизменной; комбинированные, т.е. одновременно сочетающие оба режима работы мышц.
7. Классификация упражнений по различию участвующих в работе механизмов энергообеспечения мышечной деятельности. В этом случае различают упражнения аэробного характера, когда энергообеспечение мышечной работы осуществляется в основном за счет процессов окисления с участием кислорода; анаэробного характера, выполнение которых происходит в бескислородных условиях; и аэробно-анаэробные упражнения, т.е. смешанного характера.
8. Классификация упражнений по интенсивности работы. Существуют различные способы оценки интенсивности, поэтому группировка и уровни градации упражнений по этому признаку в отдельных видах физической культуры может происходить по-разному. Как правило, они подразделяются на упражнения максимальной, субмаксимальной, большой, средней, малой или умеренной интенсивности.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 23