Файл: Практическая работа по дисциплине Младшие школьники группы риска.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 14

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Кемеровский государственный университет»

Институт образования

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Младшие школьники группы риска»
Тема: Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка. Диагностика и коррекционно-развивающая работа с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью младшего школьного возраста.
Выполнили:

студентки V курса ПНОз-181

Волобоева Т.И.

Преподаватель:

к.психол., н., доцент кафедры АиПР,

Медовикова Е. А.

Кемерово 2023

Оглавление
Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1.Признаки и понятия синдрома дефицита внимания и гиперактив-ностью……………………………………………………………………………3

Глава 2. Коррекционно-развивающее обучение с детей с СДВГ ..................10

Заключение………………………………………………………………….…..12

Список информационных источников …………………………………….....13

Введение

Количество детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в последнее десятилетие заметно прибавилось. Особенно велико число детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) в развитых странах: Америке, Англии и некоторых других.

Размах этого явления приобретает угрожающий характер: до 30-40% американских школьников, по большей части мальчиков, относят к разряду страдающих синдромом СДВГ.

В последние годы достигнуты большие успехи в изучении одной из самых актуальных проблем нейропедиатрии – синдрома дефицита внимания  и гиперактивности у детей. Дети с синдромом дефицита внимания имеют нормальный или высокий интеллект, однако, как правило, плохо учатся в школе.

Помимо трудностей обучения, синдром дефицита внимания проявляется двигательной гиперактивностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими. Следует отметить, что синдром дефицита внимания наблюдается как у детей, так и у взрослых.


Глава 1. Признаки и понятия синдрома дефицита
внимания и гиперактивностью


Синдром дефицита внимания и/или гиперактивности (СДВГ) — неврологическо-поведенческое расстройство развития, которое возникает в детском возрасте.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) - это расстройство нервного развития, характеризующееся невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью, которые являются распространенными, ослабляющими и в остальном неуместными для возраста. 

Классификация. Выделяют 3 варианта течения синдрома дефицита внимания/гиперактивности в зависимости от преобладающих клинических симптомов:

          - синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность;

         - синдром дефицита внимания без гиперактивности;

         - синдром гиперактивности без дефицита внимания.

Симптомы гиперактивности и дефицита внимания усугубляются с началом школьного обучения. На уроках дети легко отвлекаются, часто не доделывают задания до конца, допускают ошибки по невнимательности, отвечают невпопад, перебивают сверстников и учителей. Они не могут самостоятельно организовать выполнение домашнего задания, постоянно теряют тетради и учебники.

У 80% школьников с СДВГ имеются трудности обучения . В целом такие дети демонстрируют низкую успеваемость, часто нарушают дисциплину, срывают уроки. Трудности взаимоотношений с ровесниками проявляются неумением идти на компромиссы, агрессивностью, конфликтностью. Принято считать, что в среднем, в каждом классе учится 1-2 ребенка с СДВГ.

Из-за рискованного поведения среди подростков возрастает риск травматизма, несчастных случаев. Они страдают низкой самооценкой, постоянно конфликтуют с родителями, учителями, сверстниками. Стремясь привлечь к себе внимание, часто проявляют асоциальное поведение, совершают правонарушения. Нередко вступают в неформальные объединения, употребляют алкоголь и запрещенные вещества.

Нарушение внимания и/или явления гиперактивности – импульсивности приводят к тому, что ребенок школьного возраста при нормальном или высоком интеллекте имеет нарушения навыков чтения и письма, не справляется со школьными заданиями, совершает много ошибок в выполненных работах и не склонен прислушиваться к советам взрослых.



Ребенок является источником постоянного беспокойства для окружающих (родителей, педагогов, сверстников), так как вмешивается в чужие разговоры и деятельность, берет чужие вещи, часто ведет себя совершенно непредсказуемо, избыточно реагирует на внешние раздражители (реакция не соответствует ситуации).

Такие дети с трудом адаптируются в коллективе, их отчетливое стремление к лидерству не имеет под собой фактического подкрепления..

Ребенок также не способен предвидеть последствия своего поведения, не признает авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам. Родители ребенка, страдающего синдромом дефицита внимания и/или гиперактивности, иногда сами отличаются резкими сменами настроения и импульсивностью.

Вспышки ярости, агрессивные действия и упрямое нежелание ребенка вести себя в соответствии с родительскими правилами могут приводить к неконтролируемой реакции со стороны родителей и к физическому насилию. 

Сопутствующие синдрому дефицита внимания и гиперактивности состояния

Нередко можно пронаблюдать при синдроме дефицита внимания и гиперактивности состояния, которые усугубляют течение болезни. Такими состояниями являются заикание, дислексия, синдром Туретта, биполярное расстройство, трудности в обучении и прочее.

Трудности обучения.

Многие дети с СДВГ, примерно 20–30 %, также имеют конкретные трудности с обучением (LD). В дошкольном возрасте эти проблемы заключаются в непонимании определенных звуков или слов, и/или им сложно выразить свое мнение словами. В школьном возрасте могут появиться проблемы с чтением, правописанием, письменным изложением и арифметикой. Широко распространен такой тип расстройства чтения как дислексия. Почти 8 процентов детей начальной школы имеют проблемы с чтением.

Синдром Жиль де ля Туретта

Очень маленький процент людей с СДВГ имеет неврологическое заболевание – синдром Жиль де ля Туретта. Люди с этим синдромом страдают различными нервными тиками и повторяющимися действиями, включающими мигание, тики лица или гримасничанье. Другие могут многократно покашливать, фыркать, сопеть или выкрикивать бранные слова. Такое поведение можно контролировать с помощью лекарств. Хотя очень мало детей страдают от синдрома Жиль де ля Туретта, у многих детей, им страдающих, он связан с СДВГ. В таких случаях для лечения обоих заболеваний необходимы лекарственные препараты.


Оппозиционное вызывающее расстройство

От одной трети до половины всех детей с СДВГ – в основном мальчики – имеют другое расстройство, известное как оппозиционное вызывающее расстройство (ОВР). Такие дети обычно дерзки, упрямы, несговорчивы, для них характерны вспышки гнева или агрессии. Они спорят со взрослыми и отказываются слушаться.

Кондуктивное расстройство

У примерно 20-40 % детей с СДВГ с течением времени развивается кондуктивное расстройство (CD) – более серьезное антисоциальное поведение. Такие дети часто лгут или воруют, дерутся с другими или задирают их, у них чаще возникают проблемы в школе или с полицией.

Они нарушают фундаментальные права других людей, проявляют агрессию к другим людям или животным, разрушают частную собственность, вламываются в дома людей, совершают кражи, носят или используют оружие или занимаются вандализмом.

Такие дети или подростки с большой вероятностью могут попробовать наркотики, а затем попасть под их зависимость. Им срочно необходима помощь.

Биполярное расстройство

Не существует точных статистических данных о том, как много детей с СДВГ имеют биполярное расстройство. В детстве очень сложно разграничить СДВГ и биполярное расстройство. В своем классическом варианте биполярное расстройство характеризуется сменой периодов плохого и хорошего настроения.

Но кажется, что дети с биполярным расстройством скорее имеют хроническое нарушение регуляции настроения в сочетании с эйфорией, депрессией и раздраженностью. К тому же имеется несколько симптомов, которые характерны и для СДВГ, и для биполярного расстройства, такие как повышенная активность и снижение потребности во сне.

Симптомы, дифференцирующие СДВГ от биполярного расстройства, – это приподнятое настроение и напыщенность ребенка с биполярным расстройством.

Детям трудно учиться, т.к. нетерпение и импульсивность не позволяет сосредоточиться.

Причины возникновения синдрома дефицита внимания и гиперактивности до конца не изучены, но выделяют в основном генетическую предрасположенность, мутацию генов, социальное положение семьи, нейропсихологические нарушения и алкоголизация матери, нарушения в пренатальном периоде.

Также синдром дефицита внимания может осложниться такими расстройствами как дислексия, повышенная депрессивность и прочее.

Диагностика синдрома дефицита внимания и гиперактивности.


Средний возраст обращения за медицинской помощью составляет 8-10 лет. Важным диагностическим маркером для детского психолога является подробное анамнестическое интервью родителей, касающееся течения беременности и родов, развития ребенка, взаимоотношений в семье. Для постановки диагноза используют:

  • Клинические критерии DSM-V. В руководстве по психическим расстройствам подробно описаны признаки, характеризующие различные стороны СДВГ: невнимательность, гиперактивность, импульсивность. Необходимо присутствие 6 и более признаков из указанного перечня, которые наблюдаются у ребенка не менее 6 мес. и проявляются во всех ситуациях.

  • Психологическое тестирование. С помощью оценочных шкал и тестов производится исследование когнитивных функций, двигательной сферы, речевого развития, учебной деятельности, поведения (шкала Векслера, тест Струпа, тест на длительное поддержание функции, Висконсинский тест сортировки карточек и др.). Проводится анализ рабочих тетрадей, рисунков, поделок, оценивается скорость выполнения заданий, переключаемость и т.д. Разработаны адаптированные версии тестов для родителей, учителей и детей.

  • Электроэнцефалография. Позволяет провести оценку активности различных отделов мозга, выявить преобладающие ритмы, сопоставить показатели с возрастными нормами. Как правило, при СДВГ фиксируется повышенная судорожная готовность, незрелость глубинных церебральных структур. Более подробную информацию дает ЭЭГ с интеллектуальной нагрузкой.


Поскольку источники гиперактивности берут свое начало  в нарушениях нервной системы,  планировать коррекционные мероприятия необходимо  в соответствии с этим.

Работа по коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности должны быть своевременными и обязательно включать:

  1. приемы семейной и поведенческой терапии, обеспечивающие лучшее взаимодействие в семьях с детьми, страдающими СДВГ;

  2. формирование навыков социального взаимодействия в ходе специальных коррекционных занятий;

  3. коррекцию плана школьного обучения - через особую подачу учебного материала и создание такой атмосферы на уроке, которая максимально повышает возможности успешного обучения детей;

  4. лекарственную терапию, которая назначается по индивидуальным показаниям тогда, когда когнитивные и поведенческие нарушения не могут быть преодолены лишь с помощью методов поведенческой терапии, психолого-педагогической коррекции и психотерапии.