ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Математическая модель
На основе моделей обмена мнениями и моделей сочетания общих и частных интересов построим динамическую модель сочетания общих и частных интересов (далее, СОЧИ-модель) распределения ресурсов в маркетинговых сетях:
, (1)
, , , , (2)
(3)
, (3)
, , , (4)
, , , (5)
(6)
(1)-(6) – дифференциальная иерархическая игра.
Здесь
n – число базовых агентов (численность целевой аудитории),
m – число агентов влияния (конкурирующих субъектов маркетинга), при этом, поскольку разные фирмы по-разному решают вопрос, на каких агентов сильных подгрупп влиять, а на каких – нет, мы просто считаем, что если i-ая фирма не влияет на j-го агента, то .
R – общий маркетинговый бюджет Центра,
T – период рассмотрения (длина игры),
, – функционалы выигрыша Центра и агентов влияния соответственно,
– маркетинговый бюджет, выделяемый Центром i-му агенту в момент t,
– мнение j-го базового агента в момент
t,
– расходы i-го агента влияния на маркетинговое воздействие на j-го базового агента в момент t,
– коэффициент влияния i-го базового агента на j-го,
– коэффициент воздействия i-го агента влияния на j-го базового агента.
В качестве общих интересов в модели принимается максимизация мнения всех базовых агентов системы.
Допущения модели, цель и методы исследования
Динамическими СОЧИ-моделями распределения ресурсов в сетевом маркетинге мы стали заниматься совсем недавно. На сегодняшний момент рассмотрен самый простой случай – случай линейных функций частного дохода базовых агентов, т.е. .
Различаем Центр благожелательный и безразличный к частным интересам базового агента. В случае благожелательного Центра в его целевую функцию Ведущего включаются частные интересы агентов влияния. В этом случае функция Ведущего представляет собой функцию общественного благосостояния, в которой суммируются целевые функции всех агентов влияния, в каждой из которых сочетаются общие и частные интересы последнего за минусом затрат ресурсов на достижение своих целей.
В случае же Центра, безразличного к частным интересам агента, последние не входят в целевую функцию Центра, которая представляет собой только максимизация суммарного мнения всех базовых агентов за минусом ресурсов, выделяемых им i-й фирме на привлечение клиентов. В данной статье рассмотрен лишь безразличный Центр.
Нахождение равновесия по Нэшу.
Исследуем задачу i-ой фирмы (3)-(6).
Выпишем уравнение Гамильтона-Якоби-Беллмана:
(3)
при условии
Максимизируя по , , , получаем
. (2)
где .
Поскольку функции Беллмана в нашей ситуации мы считаем линейными,
,
можем записать уравнение (1) с учетом (2) в виде
. (3)
Приравнивая в левой и правой частях уравнения (3) коэффициенты при первых степенях x, получаем следующие дифференциальные уравнения для коэффициентов :
,, (4)
здесь .
Перепишем систему уравнений (4) в матричной форме
, (5)
Где
– матрица влияний,
– вектор-столбец коэффициентов ,
, I – единичная матрица, – n-мерный столбец единиц.
Мы видим, что система уравнений (5) одна и та же у всех агентов влияния, поэтому для любого базового агента , и с этого момента мы будем опускать индекс i у коэффициентов .
Решая систему дифференциальных уравнений (4), получаем:
,
.
Вектор-столбец постоянных интегрирования найдем из граничных условий:
,
поэтому
.
В частности, при имеем
. (6)
Далее, учитывая, что для любого , перепишем (3) в виде:
(7)
Выбирая максимальное значение величины правой части выражения (1) в зависимости от суммы , имеем
,
Откуда
.
Значит, величина в (7) равна
. .
Заметим, что условие означает, что ценность каждого базового агента одинакова для всех агентов влияния, и, судя по (6), зависит только от его коэффициентов , т.е. только от его связей с другими агентами, а значит и влияния на других агентов.
(7)
Приравнивая свободные члены в левой и правой частях уравнения (7), получаем дифференциальное уравнение для :
(8)
Уравнение (8) решаем методом вариации произвольных постоянных:
.
При имеем
,
где для любого (в частности, для данного i), имеем
(9)
Таким образом,
, (10)
где ,
, – компоненты вектора , определяются выражением (6), а , , – выражением (9).
При этом управления определяются выражением (2):
,
где
,
.