Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования мелитопольский государственный университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 170

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






Описание применяемых технологических процессов и применяемого оборудования, аппаратов, машин, механизмов, оснастки.

Весь технологический процесс, происходящий на БТХ, делится на следующие стадии:

1- Сливная операция: подвоз авиатоплива ж/д цистерной, слив топлива при помощи насосов сливной насосной в резервуары №1-2;

2- Хранение топлива в резервуарах;

3- Расходная операция: подача топлива на испытательные установки при помощи насосов подающей насосной.

Для проведения анализа опасности БТХ условно разделено на технологические блоки. Разделение на блоки проведено с учетом стадийности технологического процесса, а так же с учетом размещения технологического оборудования, входящего в состав каждого из блоков.

  1. Сливная операция, хранение и расход авиатоплива осуществляется технологическим оборудованием и техническими устройствами, представленными в таблице 1.1.

Таблица 1.1 – Оборудования и устройства, используемые при сливной операции



Наименование оборудования/технического устройства

Материал/ технические характеристики

Рабочая среда

Сливная операция

1

ж/д цистерна

Объем котла V= 73,1 м3

Авиатопливо

2

Помещение сливной насосной

Помещение располагается в кирпичном здании S=43,7 м2

Насос I ПН-2 Q=50 м3

Насос II 4К-6 Q=90 м3

Насос III КСМ-100 Q=100 м3

Насос IV 4К-6 Q=90 м3

Задвижки типа ЗКЛПЭ-16

Авиатопливо

Продолжение таблицы 1.1

3

Трубопровод подземный/ надземный для приема (слива) авиатоплива в резервуары

Вместимость 15,5 м3

Длина 259 м

Диаметр 273 мм

Длина 14 м

Диаметр 159 мм

Задвижки типа ЗКЛПЭ-16

Авиатопливо

Хранение авиатоплива

4

Резервуары для хранения авиатоплива

- РВС-1000 №1-6;

- РВС-5000 №7-8

Вместимость РВС-1000 – 1000 м3

Вместимость РВС-5000 –5000 м3

Авиатопливо

Расходная операция

5

Помещение подающей насосной

Помещение располагается в кирпичном здании S=200 м2

Насос IVК290/30 Q=290 м3

НасосV6К-8 Q=162 м3

НасосVIК290/30 Q=290 м3

НасосVIIСЦЛ-20-24 Q=20 м3

НасосVIII6К-8 Q=162 м3

Задвижки типа ЗКЛПЭ-16

Авиатопливо


Продолжение таблицы 1.1

6

Трубопровод подземный/ надземный для подачи авиатоплива из резервуаров к подающей насосной

Вместимость 9,6 м3

Длина 248 м

Диаметр 219 мм

Длина 14 м

Диаметр 159 мм
Вместимость 9,1 м3

Длина 243 м

Диаметр 219 мм

Задвижки типа ЗКЛ-2

Авиатопливо

7

Трубопровод надземный для подачи авиатоплива на испытательные участки

Два трубопровода №1-2, проложенные по эстакаде идущей по территории цеха 7Б

Один трубопровод:

Вместимость 17,6 м3

Длина 884,5 м

Диаметр 159 мм

Задвижки типа ЗКЛ-2

Авиатопливо


В оборудовании, указанном в таблице 1.1, в качестве рабочей среды используется авиатопливо, являющееся взрывопожароопасным.

Опасные и вредные производственные факторы, способы их идентификации и оценки.
Во всех блоках опасным веществом является топливо для реактивных двигателей ТС-1 смесь летучих углеводородов смешанного состава от С12 до С15 с температурными пределами кипения 150-250 оС. На внешний вид это прозрачная желтоватая жидкость с голубым отливом. Плотность при 20 оС, не менее 775-780 кг/м3 (фактическая 788 кг/м3), температура начала перегонки не выше 135-155 оС, при температуре не выше 280 оС, отгоняется 98%.

Топливо является взрывопожароопасным (группа горючести ЛВЖ). Нижний температурный предел воспламенения паров 25 оС, верхний предел воспламенения паров 65 оС. Нижний объемный концентрационный предел взрываемости 1,5%, верхний концентрационный предел 8,0%. Низшая теплота сгорания не менее 44094 кДж/кг.

Топливо ТС-1 относится к 4-му классу опасности. Предельно допустимая концентрация паров углеводородов топлива в воздухе рабочей зоны 300мг/м3 . Коррозионного воздействия не оказывает.

Перечень основных факторов и возможных причин, способствующих возникновению и развитию аварий приведены в таблице 1.2.
Таблица 1.2 - Основные факторы и возможные причины, способствующие возникновению и развитию аварийных ситуаций

Наименование технологического блока

Факторы, способствующие возникновению и развитию аварий

Возможные причины аварий

Блок 1

РВС-1000
Блок 2

РВС-5000
Блок 3

Ж/д цистерна
Блок 4

Трубопровод надземный для подачи авиатоплива на испытательные участки

Блок 5

Трубопровод надземный для приема (слива) авиатоплива в резервуары

Блок 6

Трубопровод надземный для подачи авиатоплива из резервуаров к подающей насосной
Блок 7

Помещение подающей насосной
Блок 8

Помещение сливной насосной

1 – наличие в блоке взрывопожароопасного вещества (авиатопливо), создает опасность выхода его в ОС при разгерметизации/ разрушении резервуара/ ж-д цистерны/ трубопровода.

2 – нарушение технологического регламента работы оборудования блока, могут привести к разгерметизации/ разрушению оборудования.

3 – наличие периодического процесса создает дополнительную опасность аварийной разгерметизации/ разрушения.

1 – ошибки персонала при ведении технологического процесса, приводящие к выходу параметров процесса за критические значения (вероятность перелива авиатоплива в резервуарах).

2 – отказы арматуры, разъемных соединений из-за дефектов изготовления, механических повреждений. Отказы средств контроля и управления.

3– внешние воздействия природного характера.

4 – акты саботажа и диверсии.



Система контроля и прогнозирования производственных рисков.
При эксплуатации резервуаров должны соблюдаться требования пожарной безопасности, установленные «Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации» ППБ 01-03, ВППБ 01-03-96, СНиП 2.11.03-93, «Правилами пожарной безопасности при эксплуатации предприятий нефтепродуктообеспечения» ВППБ 01-01-94.

Резервуары для хранения ЛВЖ должны быть оснащены системами контроля, автоматического регулирования, автоматического управления, противоаварийной защиты, связи и оповещения об аварийных ситуациях.

Эти системы должны обеспечивать безопасное ведение технологических операций на резервуарах и предупреждение обслуживающего персонала об отклонениях от норм основных технологических параметров, о достижении их опасных (предельно допустимых) значений, о возникновении аварийной ситуации.

Основными контролирующими параметрами являются:

  • Предельные уровни нефтепродукта в резервуаре;

  • Давление парогазовоздушной смеси в резервуаре;

  • Уровень загазованности территории резервуарного парка за счет выбросов концентраций из резервуаров, фланцевых соединений и т.д.

Для автоматического контроля, предварительно устанавливаемого верхнего и нижнего предельных уровней нефтепродукта в резервуаре, используют различные датчики уровня. На резервуарах с ЛВЖ в основном применяют поплавковый, вибрационный, ультразвуковой, гидростатический методы контроля.

Поплавковые датчики уровня - это самые простые уровнемеры по конструкции и принципу действия. Конструктивно состоят из поплавка с магнитом внутри и корпуса с магнитными (герконовыми) контактами, срабатывающими при приближении магнита, либо поплавка напрямую соединенного с электрическим переключателем, который срабатывает при достижении определенного уровня жидкости в емкости.

Вибрационные датчики уровня применяются для измерения в жидких и сыпучих веществ различной плотности и вязкости в широком диапазоне давлений и температур. Принцип действия вибрационных датчиков уровня основан на затухании колебаний рабочих пластин резонатора (камертона) датчика в жидкостях или сыпучих продуктах.


Ультразвуковые датчики уровня применяют для бесконтактного измерения непрерывного и предельного уровня жидких или сыпучих продуктов. Датчик состоит из генератора ультразвукового сигнала, приемного устройства и электронного контроллера. Ультразвуковой датчик работает по принципу радара. Излучаемый ультразвуковой импульс от датчика отражается от поверхности жидкости или сыпучего материала и попадает обратно в датчик.

Датчики гидростатического уровня применяются как для непрерывного (текущего) измерения уровня жидкости, так и для сигнализации предельного уровня. Принцип действия гидростатических датчиков уровня основан на измерении давления столба жидкости. Когда избыточное гидростатическое давление превысит установленное пороговое значение, замыкается контакт, и сигнал о достижении заданного давления подается в управляющую систему.

При достижении максимального (минимального) уровня нефтепродукта в резервуаре на оперативном щите появляется светозвуковой сигнал, обязывающий оператора принять меры к снижению взлива (или прекращению откачки) до технологического верхнего (нижнего) уровня.

Установка пожаротушения или противопожарная установка - это совокупность стационарных технических средств для тушения пожара за счет выпуска огнетушащего вещества. Конструктивно автоматические установки пожаротушения состоят из резервуаров или других источников, наполненных необходимым количеством огнетушащего состава, устройств управления и контроля, системы трубопроводов и насадков-распылителей. Подразделяются системы автоматического пожаротушения, прежде всего, по используемому огнетушащему веществу:

  • газовое пожаротушение (СО2, аргон, азот, хладоны);

  • водяное пожаротушение (вода);

  • пенное пожаротушение и водопенное пожаротушение (вода с пенообразователями);

  • порошковое пожаротушение (порошки специального химического состава);

  • аэрозольные системы пожаротушения (подобны порошкам, но частицы на порядок меньше по размерам);

  • системы тонкодисперсной воды (тонкораспыленной воды).

Одним из самых надежных средств для решения этих задач являются системы автоматического пожаротушения (АУПТ), которые в отличие от систем ручного пожаротушения и систем, управляемых оператором, приводятся в действие пожарной автоматикой по объективным показаниям и обеспечивают оперативное тушение очага возгорания без участия человека.