Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования мелитопольский государственный университет.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 170
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Описание применяемых технологических процессов и применяемого оборудования, аппаратов, машин, механизмов, оснастки.
Весь технологический процесс, происходящий на БТХ, делится на следующие стадии:
1- Сливная операция: подвоз авиатоплива ж/д цистерной, слив топлива при помощи насосов сливной насосной в резервуары №1-2;
2- Хранение топлива в резервуарах;
3- Расходная операция: подача топлива на испытательные установки при помощи насосов подающей насосной.
Для проведения анализа опасности БТХ условно разделено на технологические блоки. Разделение на блоки проведено с учетом стадийности технологического процесса, а так же с учетом размещения технологического оборудования, входящего в состав каждого из блоков.
-
Сливная операция, хранение и расход авиатоплива осуществляется технологическим оборудованием и техническими устройствами, представленными в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Оборудования и устройства, используемые при сливной операции
№ | Наименование оборудования/технического устройства | Материал/ технические характеристики | Рабочая среда |
Сливная операция | |||
1 | ж/д цистерна | Объем котла V= 73,1 м3 | Авиатопливо |
2 | Помещение сливной насосной | Помещение располагается в кирпичном здании S=43,7 м2 Насос I ПН-2 Q=50 м3/ч Насос II 4К-6 Q=90 м3/ч Насос III КСМ-100 Q=100 м3/ч Насос IV 4К-6 Q=90 м3/ч Задвижки типа ЗКЛПЭ-16 | Авиатопливо |
Продолжение таблицы 1.1
3 | Трубопровод подземный/ надземный для приема (слива) авиатоплива в резервуары | Вместимость 15,5 м3 Длина 259 м Диаметр 273 мм Длина 14 м Диаметр 159 мм Задвижки типа ЗКЛПЭ-16 | Авиатопливо |
Хранение авиатоплива | |||
4 | Резервуары для хранения авиатоплива - РВС-1000 №1-6; - РВС-5000 №7-8 | Вместимость РВС-1000 – 1000 м3 Вместимость РВС-5000 –5000 м3 | Авиатопливо |
Расходная операция | |||
5 | Помещение подающей насосной | Помещение располагается в кирпичном здании S=200 м2 Насос IVК290/30 Q=290 м3/ч НасосV6К-8 Q=162 м3/ч НасосVIК290/30 Q=290 м3/ч НасосVIIСЦЛ-20-24 Q=20 м3/ч НасосVIII6К-8 Q=162 м3/ч Задвижки типа ЗКЛПЭ-16 | Авиатопливо |
Продолжение таблицы 1.1
6 | Трубопровод подземный/ надземный для подачи авиатоплива из резервуаров к подающей насосной | Вместимость 9,6 м3 Длина 248 м Диаметр 219 мм Длина 14 м Диаметр 159 мм Вместимость 9,1 м3 Длина 243 м Диаметр 219 мм Задвижки типа ЗКЛ-2 | Авиатопливо |
7 | Трубопровод надземный для подачи авиатоплива на испытательные участки | Два трубопровода №1-2, проложенные по эстакаде идущей по территории цеха 7Б Один трубопровод: Вместимость 17,6 м3 Длина 884,5 м Диаметр 159 мм Задвижки типа ЗКЛ-2 | Авиатопливо |
В оборудовании, указанном в таблице 1.1, в качестве рабочей среды используется авиатопливо, являющееся взрывопожароопасным.
Опасные и вредные производственные факторы, способы их идентификации и оценки.
Во всех блоках опасным веществом является топливо для реактивных двигателей ТС-1 смесь летучих углеводородов смешанного состава от С12 до С15 с температурными пределами кипения 150-250 оС. На внешний вид это прозрачная желтоватая жидкость с голубым отливом. Плотность при 20 оС, не менее 775-780 кг/м3 (фактическая 788 кг/м3), температура начала перегонки не выше 135-155 оС, при температуре не выше 280 оС, отгоняется 98%.
Топливо является взрывопожароопасным (группа горючести ЛВЖ). Нижний температурный предел воспламенения паров 25 оС, верхний предел воспламенения паров 65 оС. Нижний объемный концентрационный предел взрываемости 1,5%, верхний концентрационный предел 8,0%. Низшая теплота сгорания не менее 44094 кДж/кг.
Топливо ТС-1 относится к 4-му классу опасности. Предельно допустимая концентрация паров углеводородов топлива в воздухе рабочей зоны 300мг/м3 . Коррозионного воздействия не оказывает.
Перечень основных факторов и возможных причин, способствующих возникновению и развитию аварий приведены в таблице 1.2.
Таблица 1.2 - Основные факторы и возможные причины, способствующие возникновению и развитию аварийных ситуаций
Наименование технологического блока | Факторы, способствующие возникновению и развитию аварий | Возможные причины аварий |
Блок 1 РВС-1000 Блок 2 РВС-5000 Блок 3 Ж/д цистерна Блок 4 Трубопровод надземный для подачи авиатоплива на испытательные участки Блок 5 Трубопровод надземный для приема (слива) авиатоплива в резервуары Блок 6 Трубопровод надземный для подачи авиатоплива из резервуаров к подающей насосной Блок 7 Помещение подающей насосной Блок 8 Помещение сливной насосной | 1 – наличие в блоке взрывопожароопасного вещества (авиатопливо), создает опасность выхода его в ОС при разгерметизации/ разрушении резервуара/ ж-д цистерны/ трубопровода. 2 – нарушение технологического регламента работы оборудования блока, могут привести к разгерметизации/ разрушению оборудования. 3 – наличие периодического процесса создает дополнительную опасность аварийной разгерметизации/ разрушения. | 1 – ошибки персонала при ведении технологического процесса, приводящие к выходу параметров процесса за критические значения (вероятность перелива авиатоплива в резервуарах). 2 – отказы арматуры, разъемных соединений из-за дефектов изготовления, механических повреждений. Отказы средств контроля и управления. 3– внешние воздействия природного характера. 4 – акты саботажа и диверсии. |
Система контроля и прогнозирования производственных рисков.
При эксплуатации резервуаров должны соблюдаться требования пожарной безопасности, установленные «Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации» ППБ 01-03, ВППБ 01-03-96, СНиП 2.11.03-93, «Правилами пожарной безопасности при эксплуатации предприятий нефтепродуктообеспечения» ВППБ 01-01-94.
Резервуары для хранения ЛВЖ должны быть оснащены системами контроля, автоматического регулирования, автоматического управления, противоаварийной защиты, связи и оповещения об аварийных ситуациях.
Эти системы должны обеспечивать безопасное ведение технологических операций на резервуарах и предупреждение обслуживающего персонала об отклонениях от норм основных технологических параметров, о достижении их опасных (предельно допустимых) значений, о возникновении аварийной ситуации.
Основными контролирующими параметрами являются:
-
Предельные уровни нефтепродукта в резервуаре; -
Давление парогазовоздушной смеси в резервуаре; -
Уровень загазованности территории резервуарного парка за счет выбросов концентраций из резервуаров, фланцевых соединений и т.д.
Для автоматического контроля, предварительно устанавливаемого верхнего и нижнего предельных уровней нефтепродукта в резервуаре, используют различные датчики уровня. На резервуарах с ЛВЖ в основном применяют поплавковый, вибрационный, ультразвуковой, гидростатический методы контроля.
Поплавковые датчики уровня - это самые простые уровнемеры по конструкции и принципу действия. Конструктивно состоят из поплавка с магнитом внутри и корпуса с магнитными (герконовыми) контактами, срабатывающими при приближении магнита, либо поплавка напрямую соединенного с электрическим переключателем, который срабатывает при достижении определенного уровня жидкости в емкости.
Вибрационные датчики уровня применяются для измерения в жидких и сыпучих веществ различной плотности и вязкости в широком диапазоне давлений и температур. Принцип действия вибрационных датчиков уровня основан на затухании колебаний рабочих пластин резонатора (камертона) датчика в жидкостях или сыпучих продуктах.
Ультразвуковые датчики уровня применяют для бесконтактного измерения непрерывного и предельного уровня жидких или сыпучих продуктов. Датчик состоит из генератора ультразвукового сигнала, приемного устройства и электронного контроллера. Ультразвуковой датчик работает по принципу радара. Излучаемый ультразвуковой импульс от датчика отражается от поверхности жидкости или сыпучего материала и попадает обратно в датчик.
Датчики гидростатического уровня применяются как для непрерывного (текущего) измерения уровня жидкости, так и для сигнализации предельного уровня. Принцип действия гидростатических датчиков уровня основан на измерении давления столба жидкости. Когда избыточное гидростатическое давление превысит установленное пороговое значение, замыкается контакт, и сигнал о достижении заданного давления подается в управляющую систему.
При достижении максимального (минимального) уровня нефтепродукта в резервуаре на оперативном щите появляется светозвуковой сигнал, обязывающий оператора принять меры к снижению взлива (или прекращению откачки) до технологического верхнего (нижнего) уровня.
Установка пожаротушения или противопожарная установка - это совокупность стационарных технических средств для тушения пожара за счет выпуска огнетушащего вещества. Конструктивно автоматические установки пожаротушения состоят из резервуаров или других источников, наполненных необходимым количеством огнетушащего состава, устройств управления и контроля, системы трубопроводов и насадков-распылителей. Подразделяются системы автоматического пожаротушения, прежде всего, по используемому огнетушащему веществу:
-
газовое пожаротушение (СО2, аргон, азот, хладоны); -
водяное пожаротушение (вода); -
пенное пожаротушение и водопенное пожаротушение (вода с пенообразователями); -
порошковое пожаротушение (порошки специального химического состава); -
аэрозольные системы пожаротушения (подобны порошкам, но частицы на порядок меньше по размерам); -
системы тонкодисперсной воды (тонкораспыленной воды).
Одним из самых надежных средств для решения этих задач являются системы автоматического пожаротушения (АУПТ), которые в отличие от систем ручного пожаротушения и систем, управляемых оператором, приводятся в действие пожарной автоматикой по объективным показаниям и обеспечивают оперативное тушение очага возгорания без участия человека.