Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 264
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
законодательного регулирования финансовых рынков, подготовки квалифицированного персонала, социальной и бизнес-инфраструктуры.
Регулирование финансовых рынков: мировой опыт
До мирового финансового кризиса признанными лидерами в области нормативного регулирования финансовых рынков являлись глобальные финансовые центры Лондона и Нью-Йорка. При этом если финансовое законодательство стран континентальной Европы и в определенной степени США стремится достаточно четко кодифицировать все правила и меры регулирования, описать финансовые инструменты и рынки (rule-based regulation), то законодательство Великобритании часто допускает сознательную нечеткость формулировок. Такая практика обеспечивает гибкость системы регулирования и быструю адаптацию к инновациям на финансовых рынках. Гибкость регулирования привлекла в Лондон значительную часть бизнеса (в особенности связанного с корпоративным финансированием) глобальных инвестиционных и коммерческих банков.
Гонконг модифицировал свое финансовое законодательство в 2003 году, упразднив десять законов и приняв единый Закон о ценных бумагах и фьючерсах (SFO) в соответствии с международной, прежде всего, британской практикой.
Развивающиеся региональные МФЦ такие как Дубай, Сингапур и Мумбай также выбрали более гибкую законодательную систему по примеру Лондона. Дубай создал отдельную юрисдикцию на территории МФЦ, которая функционирует согласно особым, близким к британским стандартам права. Хотя Китай придерживается принципов романо-германского (кодифицированного) права, после вступления этой страны в ВТО была проведена реформа финансового законодательства с целью приблизить его к стандартам США и Великобритании.
При разработке инструментария государственной политики и создании стимулов, которые могли бы выступить катализаторами превращения города Москвы в МФЦ, целесообразно использовать зарубежный опыт. В то же время при этом должен обеспечиваться продуманный и взвешенный подход, учитывающий как все проблемные аспекты деятельности существующих финансовых центров, так и уроки нынешнего финансового кризиса. Последнее особенно важно, поскольку указанный кризис показал, что ни одна из действующих и считавшихся образцами национальных систем регулирования не смогла препятствовать его возникновению и развитию, а в случае США национальная система регулирования способствовала его обострению и глобализации.
Налогообложение
В области налогообложения ключевыми характеристиками системы являются: единый, справедливый и разумный уровень налоговой нагрузки на инвесторов - резидентов нерезидентов; специфика налогообложения операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами; эффективное, справедливое и разумное налоговое администрирование; наличие международных договоров об избежании двойного налогообложения. При этом существенным является не столько наличие налоговых льгот для участников МФЦ, сколько прозрачность и эффективность системы налогообложения в целом.
По уровню налоговой нагрузки рассматриваемые МФЦ можно разделить на две группы: рынки с льготным налогообложением (Гонконг, Сингапур, Дубай) и консервативным налогообложением (Лондон, Нью-Йорк, Франкфурт, Мумбай, Шанхай).
Льготное налогообложение в Гонконге направлено на стимулирование притока иностранных инвесторов в определенные сферы экономики, включая рынок ценных бумаг. Налоговые льготы в Сингапуре были введены непосредственно для развития МФЦ. В частности, они упрощают налогообложение крупных холдинговых компаний и оборота ценных бумаг. Также есть льготы в отношении торговли производными инструментами. Дубай изначально определил офшорное положение МФЦ и по состоянию на 2008 год имеет низкий уровень общих налоговых сборов (14,4% от прибыли компании).
Индекс сложности налогообложения бизнеса рассчитывается на основе трех критериев: общая величина налоговых сборов (в процентах от прибыли компании), количество налоговых платежей и время, затраченное на составление налоговой отчетности и осуществление платежей. Налоговые системы Гонконга, Сингапура и Дубая считаются лучшими в мире с точки зрения ведения бизнеса из-за низкого уровня налоговых ставок и простой системы администрирования. Несмотря на более высокий уровень налоговой нагрузки на компании, британская система также занимает высокое место в рейтинге за счет эффективной организации системы налогообложения. Американская и германская налоговые системы более сложны и обременительны для компаний.
Развитие МФЦ в городе Москве за счет серьезных налоговых преференций для участников финансового рынка представляется непродуктивным. Очевидно, что при этом в Россию хлынет в первую очередь спекулятивный капитал и капитал сомнительного происхождения, способствуя росту инфляции и формированию финансовых "пузырей". Консервативные же институциональные инвесторы, средства которых и обеспечивают устойчивость финансовых рынков, ориентируются главным образом не на налоговые льготы, а на страновые риски, благоприятное регулирование и уровень развития рыночной инфраструктуры. Более того, согласно международным исследованиям по привлекательности налогового режима для инвестиций город Москва уже сейчас не уступает большинству мировых финансовых центров. В этой связи фискальное стимулирование притока иностранного капитала вряд ли целесообразно рассматривать в качестве магистрального пути развития города Москвы в качестве МФЦ.
Вместе с тем необходимо продолжать совершенствовать федеральное налоговое законодательство в направлении упрощения системы налогообложения и налогового администрирования, ускорить внедрение новых положений законодательства, предусмотренных основными направлениями налоговой политики в Российской Федерации на 2008-2019 годы, в том числе в отношении введения института консолидированной налоговой отчетности при исчислении налога на прибыль организаций, совершенствования порядка налогообложения организаций при совершении операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, сделок секьюритизации и введения других важных положений в сфере налогообложения, оказывающих влияние на инвестиционный климат.
В целях обеспечения справедливого и разумного подхода фискальных органов к контролю за сбором налогов и сборов наряду с усилением налогового контроля необходимо улучшить систему защиты прав налогоплательщиков в отношении возврата излишне уплаченных налогов, разрешения споров, связанных с неясностью толкования норм налогового законодательства в пользу налогоплательщика, возможностью предварительного согласования сложных ситуаций с налоговыми органами.
В целях исключения возможных случаев произвольного толкования норм налогового законодательства необходимо обеспечить единообразный и справедливый подход при рассмотрении налоговых претензий путем создания специальных форм повышения квалификации налоговых органов, а также судей, занятых в налоговом судопроизводстве.
Интегрированность в мировую экономику
Ни один из современных финансовых центров не функционирует отдельно от остального мира: размеры национальных экономик недостаточны для того, чтобы обеспечить им необходимый уровень ликвидности. Поэтому интегрированность в глобальные рынки капитала является одним из ключевых факторов конкурентоспособности финансового центра. Доступность финансовых ресурсов, обращающихся на внешних рынках, в первую очередь зависит от системы регулирования потоков капитала, требований по раскрытию информации и других аспектов финансового администрирования.
При этом абсолютно свободный рынок капитала и низкие требования к раскрытию информации для эмитентов и квалификации профессиональных институтов чреваты как появлением недобросовестных участников особенно на развивающихся рынках, так и излишней волатильностью таких рынков.
Внедрение эффективной системы раскрытия информации на финансовом рынке, основанной на международных стандартах, укрепление рыночной дисциплины и совершенствование принципов корпоративного управления позволят в значительной степени повысить устойчивость, транспарентность и привлекательность финансового рынка. В настоящее время такой системой отчетности и раскрытия информации являются Международные стандарты финансовой отчетности (далее - МСФО). Полномасштабное внедрение МСФО как основной системы унификации отчетности российских компаний станет хорошей платформой для дальнейшей интеграции в мировое экономическое сообщество.
Ряд стран имеют жесткие ограничения в отношении доступа иностранных инвесторов на свой фондовый рынок (Китай, Индия). Однако подобная ограничительная практика может не позволить финансовому центру стать действительно международным. Поэтому ведущие мировые финансовые центры имеют минимальные ограничения для иностранных участников.
Квалифицированные кадры
Важнейшим условием для развития финансовой индустрии является наличие емкого, конкурентного рынка труда, особенно высококвалифицированных сотрудников. Существует два способа увеличения предложения квалифицированного персонала: развитие человеческого капитала внутри страны и привлечение рабочей силы из-за рубежа.
Страны с развивающимися МФЦ изначально отставали от лидеров по уровню развития человеческого капитала и ощущали сильную нехватку квалифицированных кадров. Тем не менее государственные программы развития образования привели к выдающимся результатам. На сегодняшний день в Гонконге, Шанхае, Сингапуре и Мумбае построена гибкая, подстраивающаяся под потребности бизнеса система высшего образования. Средний уровень университетов с точки зрения качества исследований и преподавания по-прежнему уступает американскому, что ведет к активной "утечке мозгов". Однако в каждой из этих стран уже действуют отдельные университеты и бизнес-школы мирового уровня, которые входят в число 20 лучших в мире по отдельным программам.
Другой способ повышения качества высшего образования применяется в Дубае: вместо того чтобы развивать местные вузы, была реализована государственная программа по привлечению иностранных университетов. Государство субсидирует открытие филиалов и оплачивает обучение студентов.
Представляется необходимым создание в городе Москве условий для развития системы профессионального обучения не только на уровне университетов, но и на уровне специализированных центров по обучению лиц, желающих получить дополнительные знания и квалификацию. Необходимы разработка и внедрение государственных стандартов образовательных программ в области экономики и финансов для систем среднего, специального среднего и высшего образования, а также для профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов.
Огромное значение имеет создание в системе высшего и дополнительного профессионального образования национальной профессиональной квалификации, сопоставимой с профессиональными квалификациями международного уровня (например, ACCA (Asociation of Charted Certified Accountants), CPA (Charted Public Accountant), СFA (Certified Financial Analyst), CIMA (Chartered Institute of Management Accountants), СМА (Certified Management Accountant), CIA (Certified Internal Auditor) и др.). При этом не менее важно также обеспечить взаимное признание профессиональной квалификации, полученной в различных учебных заведениях разных стран.
Социальная инфраструктура
Для того чтобы повысить привлекательность МФЦ для работающих в нем людей, необходимо обеспечить приемлемые условия жизни и работы, что особенно важно для иностранных специалистов. К основным показателям развитости социальной инфраструктуры можно отнести создание комфортных условий для проживания и отдыха, обеспечение высокого уровня безопасности и правопорядка, качество медицинского обслуживания и т.д.
Среди существующих МФЦ наблюдается четкое деление на группы по уровню развития социальной инфраструктуры. Лондон, Нью-Йорк и Франкфурт в силу исторических причин имеют наиболее развитую инфраструктуру. Сингапур, Дубай и Гонконг имеют определенные проблемы, но находятся достаточно высоко в рейтинге качества жизни. Мумбай и Шанхай, несмотря на стремительный рост, все еще обладают недостаточно развитой социальной инфраструктурой.
Регулирование финансовых рынков: мировой опыт
До мирового финансового кризиса признанными лидерами в области нормативного регулирования финансовых рынков являлись глобальные финансовые центры Лондона и Нью-Йорка. При этом если финансовое законодательство стран континентальной Европы и в определенной степени США стремится достаточно четко кодифицировать все правила и меры регулирования, описать финансовые инструменты и рынки (rule-based regulation), то законодательство Великобритании часто допускает сознательную нечеткость формулировок. Такая практика обеспечивает гибкость системы регулирования и быструю адаптацию к инновациям на финансовых рынках. Гибкость регулирования привлекла в Лондон значительную часть бизнеса (в особенности связанного с корпоративным финансированием) глобальных инвестиционных и коммерческих банков.
Гонконг модифицировал свое финансовое законодательство в 2003 году, упразднив десять законов и приняв единый Закон о ценных бумагах и фьючерсах (SFO) в соответствии с международной, прежде всего, британской практикой.
Развивающиеся региональные МФЦ такие как Дубай, Сингапур и Мумбай также выбрали более гибкую законодательную систему по примеру Лондона. Дубай создал отдельную юрисдикцию на территории МФЦ, которая функционирует согласно особым, близким к британским стандартам права. Хотя Китай придерживается принципов романо-германского (кодифицированного) права, после вступления этой страны в ВТО была проведена реформа финансового законодательства с целью приблизить его к стандартам США и Великобритании.
При разработке инструментария государственной политики и создании стимулов, которые могли бы выступить катализаторами превращения города Москвы в МФЦ, целесообразно использовать зарубежный опыт. В то же время при этом должен обеспечиваться продуманный и взвешенный подход, учитывающий как все проблемные аспекты деятельности существующих финансовых центров, так и уроки нынешнего финансового кризиса. Последнее особенно важно, поскольку указанный кризис показал, что ни одна из действующих и считавшихся образцами национальных систем регулирования не смогла препятствовать его возникновению и развитию, а в случае США национальная система регулирования способствовала его обострению и глобализации.
Налогообложение
В области налогообложения ключевыми характеристиками системы являются: единый, справедливый и разумный уровень налоговой нагрузки на инвесторов - резидентов нерезидентов; специфика налогообложения операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами; эффективное, справедливое и разумное налоговое администрирование; наличие международных договоров об избежании двойного налогообложения. При этом существенным является не столько наличие налоговых льгот для участников МФЦ, сколько прозрачность и эффективность системы налогообложения в целом.
По уровню налоговой нагрузки рассматриваемые МФЦ можно разделить на две группы: рынки с льготным налогообложением (Гонконг, Сингапур, Дубай) и консервативным налогообложением (Лондон, Нью-Йорк, Франкфурт, Мумбай, Шанхай).
Льготное налогообложение в Гонконге направлено на стимулирование притока иностранных инвесторов в определенные сферы экономики, включая рынок ценных бумаг. Налоговые льготы в Сингапуре были введены непосредственно для развития МФЦ. В частности, они упрощают налогообложение крупных холдинговых компаний и оборота ценных бумаг. Также есть льготы в отношении торговли производными инструментами. Дубай изначально определил офшорное положение МФЦ и по состоянию на 2008 год имеет низкий уровень общих налоговых сборов (14,4% от прибыли компании).
Индекс сложности налогообложения бизнеса рассчитывается на основе трех критериев: общая величина налоговых сборов (в процентах от прибыли компании), количество налоговых платежей и время, затраченное на составление налоговой отчетности и осуществление платежей. Налоговые системы Гонконга, Сингапура и Дубая считаются лучшими в мире с точки зрения ведения бизнеса из-за низкого уровня налоговых ставок и простой системы администрирования. Несмотря на более высокий уровень налоговой нагрузки на компании, британская система также занимает высокое место в рейтинге за счет эффективной организации системы налогообложения. Американская и германская налоговые системы более сложны и обременительны для компаний.
Развитие МФЦ в городе Москве за счет серьезных налоговых преференций для участников финансового рынка представляется непродуктивным. Очевидно, что при этом в Россию хлынет в первую очередь спекулятивный капитал и капитал сомнительного происхождения, способствуя росту инфляции и формированию финансовых "пузырей". Консервативные же институциональные инвесторы, средства которых и обеспечивают устойчивость финансовых рынков, ориентируются главным образом не на налоговые льготы, а на страновые риски, благоприятное регулирование и уровень развития рыночной инфраструктуры. Более того, согласно международным исследованиям по привлекательности налогового режима для инвестиций город Москва уже сейчас не уступает большинству мировых финансовых центров. В этой связи фискальное стимулирование притока иностранного капитала вряд ли целесообразно рассматривать в качестве магистрального пути развития города Москвы в качестве МФЦ.
Вместе с тем необходимо продолжать совершенствовать федеральное налоговое законодательство в направлении упрощения системы налогообложения и налогового администрирования, ускорить внедрение новых положений законодательства, предусмотренных основными направлениями налоговой политики в Российской Федерации на 2008-2019 годы, в том числе в отношении введения института консолидированной налоговой отчетности при исчислении налога на прибыль организаций, совершенствования порядка налогообложения организаций при совершении операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, сделок секьюритизации и введения других важных положений в сфере налогообложения, оказывающих влияние на инвестиционный климат.
В целях обеспечения справедливого и разумного подхода фискальных органов к контролю за сбором налогов и сборов наряду с усилением налогового контроля необходимо улучшить систему защиты прав налогоплательщиков в отношении возврата излишне уплаченных налогов, разрешения споров, связанных с неясностью толкования норм налогового законодательства в пользу налогоплательщика, возможностью предварительного согласования сложных ситуаций с налоговыми органами.
В целях исключения возможных случаев произвольного толкования норм налогового законодательства необходимо обеспечить единообразный и справедливый подход при рассмотрении налоговых претензий путем создания специальных форм повышения квалификации налоговых органов, а также судей, занятых в налоговом судопроизводстве.
Интегрированность в мировую экономику
Ни один из современных финансовых центров не функционирует отдельно от остального мира: размеры национальных экономик недостаточны для того, чтобы обеспечить им необходимый уровень ликвидности. Поэтому интегрированность в глобальные рынки капитала является одним из ключевых факторов конкурентоспособности финансового центра. Доступность финансовых ресурсов, обращающихся на внешних рынках, в первую очередь зависит от системы регулирования потоков капитала, требований по раскрытию информации и других аспектов финансового администрирования.
При этом абсолютно свободный рынок капитала и низкие требования к раскрытию информации для эмитентов и квалификации профессиональных институтов чреваты как появлением недобросовестных участников особенно на развивающихся рынках, так и излишней волатильностью таких рынков.
Внедрение эффективной системы раскрытия информации на финансовом рынке, основанной на международных стандартах, укрепление рыночной дисциплины и совершенствование принципов корпоративного управления позволят в значительной степени повысить устойчивость, транспарентность и привлекательность финансового рынка. В настоящее время такой системой отчетности и раскрытия информации являются Международные стандарты финансовой отчетности (далее - МСФО). Полномасштабное внедрение МСФО как основной системы унификации отчетности российских компаний станет хорошей платформой для дальнейшей интеграции в мировое экономическое сообщество.
Ряд стран имеют жесткие ограничения в отношении доступа иностранных инвесторов на свой фондовый рынок (Китай, Индия). Однако подобная ограничительная практика может не позволить финансовому центру стать действительно международным. Поэтому ведущие мировые финансовые центры имеют минимальные ограничения для иностранных участников.
Квалифицированные кадры
Важнейшим условием для развития финансовой индустрии является наличие емкого, конкурентного рынка труда, особенно высококвалифицированных сотрудников. Существует два способа увеличения предложения квалифицированного персонала: развитие человеческого капитала внутри страны и привлечение рабочей силы из-за рубежа.
Страны с развивающимися МФЦ изначально отставали от лидеров по уровню развития человеческого капитала и ощущали сильную нехватку квалифицированных кадров. Тем не менее государственные программы развития образования привели к выдающимся результатам. На сегодняшний день в Гонконге, Шанхае, Сингапуре и Мумбае построена гибкая, подстраивающаяся под потребности бизнеса система высшего образования. Средний уровень университетов с точки зрения качества исследований и преподавания по-прежнему уступает американскому, что ведет к активной "утечке мозгов". Однако в каждой из этих стран уже действуют отдельные университеты и бизнес-школы мирового уровня, которые входят в число 20 лучших в мире по отдельным программам.
Другой способ повышения качества высшего образования применяется в Дубае: вместо того чтобы развивать местные вузы, была реализована государственная программа по привлечению иностранных университетов. Государство субсидирует открытие филиалов и оплачивает обучение студентов.
Представляется необходимым создание в городе Москве условий для развития системы профессионального обучения не только на уровне университетов, но и на уровне специализированных центров по обучению лиц, желающих получить дополнительные знания и квалификацию. Необходимы разработка и внедрение государственных стандартов образовательных программ в области экономики и финансов для систем среднего, специального среднего и высшего образования, а также для профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов.
Огромное значение имеет создание в системе высшего и дополнительного профессионального образования национальной профессиональной квалификации, сопоставимой с профессиональными квалификациями международного уровня (например, ACCA (Asociation of Charted Certified Accountants), CPA (Charted Public Accountant), СFA (Certified Financial Analyst), CIMA (Chartered Institute of Management Accountants), СМА (Certified Management Accountant), CIA (Certified Internal Auditor) и др.). При этом не менее важно также обеспечить взаимное признание профессиональной квалификации, полученной в различных учебных заведениях разных стран.
Социальная инфраструктура
Для того чтобы повысить привлекательность МФЦ для работающих в нем людей, необходимо обеспечить приемлемые условия жизни и работы, что особенно важно для иностранных специалистов. К основным показателям развитости социальной инфраструктуры можно отнести создание комфортных условий для проживания и отдыха, обеспечение высокого уровня безопасности и правопорядка, качество медицинского обслуживания и т.д.
Среди существующих МФЦ наблюдается четкое деление на группы по уровню развития социальной инфраструктуры. Лондон, Нью-Йорк и Франкфурт в силу исторических причин имеют наиболее развитую инфраструктуру. Сингапур, Дубай и Гонконг имеют определенные проблемы, но находятся достаточно высоко в рейтинге качества жизни. Мумбай и Шанхай, несмотря на стремительный рост, все еще обладают недостаточно развитой социальной инфраструктурой.